георгиевский кавалер - КЕЛЛЕР ФЕДОР АРТУРОВИЧ Период Первой мировой войны справедливо назвали концом блистательной эпохи доминирования кавалерии на полях сражений мировой истории. Однако на фоне заката главной ударной батальной силы всех времён и народов неожиданно ярко засверкал образ генерала Келлера – лучшего и последнего великого кавалериста Российской империи начала ХХ века.
ПЕРВАЯ ШАШКА РОССИИ
«Мне всегда казалось отвратительным и достойным презрения, когда люди ради личного блага, наживы или безопасности меняли свои убеждения». Ф.А. Келлер
Федор Артурович Келлер родился 24 октября 1857 года[1] в Курске. Он происходил из старинной прусской аристократической династии, чьи предки сначала XIX века служили России на военном и дипломатическом и военном поприще. Фёдор был определён отцом в пансион Николаевского кавалерийского училища.
Однако учёбу пришлось на время отложить. Дело в том, что юноша в сентябре 1877 года вступил вольноопределяющимся в 1-й Лейб-драгунский Московский полк, который отправлялся на Дунай для участия в войне против Турции. В боях против османской армии юный граф Келлер проявил себя отважным, решительным и предприимчивым бойцом, заслужив своим мужеством и героизмом два солдатских Георгиевских креста.
По возвращении в Россию в марте 1878 году Федор Артурович успешно сдал экзамены в Тверском кавалерийском юнкерском училище, получив звание прапорщика. Последующее пятнадцатилетие Келлер служил в различных кавалерийских частях.
Он был командиром эскадрона в 6-м гусарском полку и крымском дивизионе. В 24-м, 23-м и 11-м драгунских полках он занимал должности старших офицеров. Келлер добросовестно и без поддержки покровителей прошёл путь от подпоручика до полковника.
В феврале 1904 года Федор Артурович, награждённый за безупречную службу орденом Святой Анны 3-й степени, принял под своё командование 15-й драгунский Александрийский полк.
Шефом его был Великий князь Николай Николаевич. В ходе революционного восстания 1905 года Келлер твёрдо и уверенно исполнял обязанности генерал-губернатора Калиша. Он твёрдой рукой и железной волей усмирил волнения в юго-восточных польских землях.
В мае 1906 года на Федора Артуровича было совершено покушение, в результате которого граф получил три десятка осколочных ран и сильную контузию от разорвавшейся рядом с ним бомбы. При этом полковник успел выхватить гранату из рук террориста, отбросив её подальше от своих подчинённых.
В ноябре того же года Келлер стал командиром Лейб-гвардии Драгунского полка. К большому сожалению, у Федора Артуровича совершенно не сложились отношения с подчинёнными. Потомственные русские гвардейские офицеры считали немецкого графа жестоким и грубым поборником уставов, ненужной муштры и бесконечных военных смотров.
Помимо прочего Келлера отличала чрезвычайная заботливость о своих подчиненных. Даже в самые сложные месяцы войны Федор Артурович внимательно следил за довольствием бойцов, принимал все меры по обеспечению их необходимым, на вкус проверял содержимое солдатских котлов и строго взыскивал, если оно было ненадлежащего качества.
Зная это, интенданты третьего кавалерийского корпуса никогда не рисковали красть продукты. По приказу графа горячую пищу нижним чинам выдавали не меньше двух раз в сутки, в то время как в соседних частях солдаты не всегда получали ее и раз в день. С огромным вниманием Келлер относился к здоровью своих бойцов.
Генерал граф Федор Артурович Келлер (сидит второй слева) с чинами штаба кавалерийских и казачьих частей. Сидят: командир бригады Терской казачьей дивизии генерал-майор И.З.Хоранов (четвертый слева) и начальник Отряда особого назначения есаул А.Г.Шкура (пятый)
Продолжая своё восхождение по карьерной лестнице, Келлер в 1907 году стал генерал-майором и флигель-адъютантом Николая II. По прошествии трёх лет он возглавил 1-ю бригаду Кавказской кавалерийской дивизии. За отличия в службе Федор Артурович получил ордена Святого Владимира 3-й степени и Святого Станислава 1-й степени.
13 июня 1913 года Келлера произвели в чин генерал-лейтенанта. Начало Первой мировой войны Федор Артурович встретил в должности командира 10-й кавалерийской дивизии, входившей в состав 3-й русской армии.
21 августа 1914 года дивизия Келлера в бою у селения Ярославицы силами 10 эскадронов разгромила 4-ю австро-венгерскую кавалерийскую дивизию генерал-майора Э. фон Заремба, состоявшую из 20 эскадронов.
В ходе скоротечного встречного кавалерийского сражения враг был опрокинуты и основательно разбит.
Австро-венгерские части потеряли 969 человек погибшими, 650 ранеными и пленными. Трофеями частей Келлера стали 8 орудий с зарядными ящиками, несколько пулемётов, 300 лошадей, штабная документация. Урон 10-ой кавалерийской дивизии составил 150 человек убитыми и ранеными.
Спустя три недели – 13 сентября у Яворова эскадроны Келлера отличились вновь при преследовании отступающего противника, захватив ещё 500 австро-венгерских пленных и 6 орудий. За боевые успехи в ходе Галицийской битвы Федор Артурович был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени с лаконичной реляцией «За многочисленные отличия в делах против неприятеля».
Высочайший смотр 3-го кавалерийского корпуса 29 марта 1916 года (фрагмент). За государем в шеренге слева направо: командир корпуса генерал граф Келлер, генерал А.А. Брусилов, великий князь Дмитрий Павлович
В кампанию 1915 года генерал-лейтенант Келлер значительно пополнил свой список побед и трофеев. 30 марта в бою близ селений Рухотин, Полянка и Шиловцы 10-я кавалерийская дивизия остановила наступление австро-венгерских частей на Хотин.При этом были разгромлены его 5-ю кавалерийскую и 42-ю пехотную дивизии, а также гусарскую бригаду.
Трофеями россиян стали 33 офицера, 2100 солдат и нижних чинов, 40 походных кухонь, 8 телеграфных установок.
В Заднестровском сражении (9-11 мая) Федор Артурович уже командовал 3-м конным корпусом. В результате стремительной атаки близ деревни Гремешти 10 мая эскадроны Келлера выбили противника из тройного ряда окопов с проволочными заграждениями. После этого российские всадники прорвались в тыл врага, захватив стратегически важные высоты и три населённых пункта.
На этот раз трофеями русских лихих кавалеристов стали 23 офицера, 2000 солдат и нижних чинов, 6 орудий, 34 зарядных ящика. За боевые отличия на Хотинском направлении и в битве на берегу Днестра Федор Артурович был награждён орденом Святого Георгия 3-й степени.
В кампанию 1916 года 3-й конный корпус в составе 9-й армии принял участие в генеральном наступлении Юго-Западного фронта («Брусиловский прорыв»). Преследуя части южного фланга 7-й австро-венгерской армии, части Келлера 23 июля освободили Кымпулунг.
Отважные кавалеристы пленили 60 вражеских офицеров, а также до 3500 солдат и унтер-офицеров, захватив 11 пулемётов. На этот раз высокие боевые достижения и заслуги кавалерийского военачальника остались без какой-либо награды.
28 января 1917 года Федор Артурович был произведён в чин полного генерала от кавалерии. Так вышло, что Келлер оказался последним высшим офицером, которому император присвоил данный чин. Он же оказался одним из немногих генералов, которые сохранили верность присяге и Николаю II в дни февральской революции и его отречения от престола.
Федор Артурович открыто выступил против либеральных реформ Временного правительства, которые прямо или косвенно стали причиной стремительного и тотального разложения русской армии. Неудивительно, что при такой непреклонной позиции, генерал Келлер был отправлен новым военным министром Гучковым в отставку спустя месяц после падения монархии.
«Я христианин, и думаю, что грешно менять присягу»
С началом Гражданской войны Федор Артурович оказался на Украине. Он отклонил предложение генерала А. И. Деникина отправиться на Дон, где формировалась Добровольческая армия. Келлер также отклонил предложения возглавить белогвардейские армии, формировавшиеся в Астрахани и на северо-западе страны. Генерал не хотел командовать частями, что имели выраженную прогерманскую политическую ориентацию.
Федор Артурович согласился стать командующим войсками Украинской державы, подчинявшимися гетману П. П. Скоропадскому. Однако в должность свою Келлер так и не вступил, поскольку в ноябре 1918 года Киев оказался окружён националистическими войсками С. В. Петлюры.
Первоначально генерал Келлер намеревался оборонять столицу Украины.
Однако затем, ввиду невозможности полноценного сопротивления, он распустил малочисленные отряды офицеров, юнкеров и добровольцев, чем спас многим подчиненным жизнь и права выбора.
Федор Артурович категорически отказался снимать мундир и знаки отличия генерала царской армии. Он также не пожелал он переодеваться и бежать из Киева под защитой германской дипломатической миссии.
Гибель от рук петлюровцев
Однако случилось так, что Келлеру пришлось возглавить сопротивление русских людей грозящему геноциду. На Киев, где при прогерманском гетмане Скоропадском нашли убежище многие беженцы от большевиков, надвигались петлюровцы. И Келлер согласился возглавить войска глубоко чуждого ему сепаратистского режима против ещё худшего зла.
Русские офицерские отряды под командованием Келлера стали единственной силой, которая в декабре 1918 года обороняла Киев. Однако немцы остались нейтральными, гетман бежал, и русские офицеры, кто не успел бежать, оказались в плену у самостийников, которые многих из них расстреляли и зарубили после многочисленных издевательств.
Золотую шашку у Келлера петлюровцы отобрали при аресте, и гайдамацкий атаман Коновалец вручил её Петлюре на параде. Немцы, узнав об аресте Келлера, предлагали ему освободить его, переодев в немецкую форму, но русский генерал принципиально отказался от такого маскарада.
8 (21) декабря 1918 года Келлер и ещё несколько русских офицеров были убиты своими петлюровскими конвоирами при переводе в тюрьму.
Эта расправа произошла прямо у стен Софийского собора напротив памятника Богдану Хмельницкому. Тела предательски убитых русских офицеров были похоронены под чужими именами в Покровском монастыре в Киеве. До нашего времени могилы генерала Келлера не сохранилась.
На долгие годы память о прославленном генерале была начисто стёрта со страниц отечественной истории.
Граф Келлер - генерал, оставшийся верным царю после его отречения Пред этой шайкой арестантской, крест православный сотворя, Граф Келлер встал в свой рост гигантский, жизнь отдавая за Царя. Чтоб с ним не встретиться во взгляде, случайно, даже и в ночи, Трусливо всех прикончив сзади, от тел бежали палачи.
Мерцало утро. След кровавый алел на снежном серебре… Так умер витязь русской славы с последней мыслью о Царе.
— написал о нём десять лет спустя эмигрантский поэт Пётр Шабельский-Борк.
Неутомимый кавалерист, делавший по сто вёрст в сутки, слезая с седла лишь для того, чтобы переменить измученного коня, он был примером для всех.
В трудные моменты лично водил полки в атаку и был дважды ранен. Когда он появлялся перед полками в своей волчьей папахе и в чекмене Оренбургского казачьего войска, щеголяя молодцеватой посадкой, чувствовалось, как трепетали сердца обожавших его людей, готовых по первому его слову, по одному мановению руки броситься куда угодно и совершить чудеса храбрости и самопожертвования».
Севастополь - Южный Форпост России ★
Забытые генералы России.
георгиевский кавалер - КЕЛЛЕР ФЕДОР АРТУРОВИЧ
Период Первой мировой войны справедливо назвали концом блистательной эпохи доминирования кавалерии на полях сражений мировой истории.
Однако на фоне заката главной ударной батальной силы всех времён и народов неожиданно ярко засверкал образ генерала Келлера – лучшего
и последнего великого кавалериста Российской империи начала ХХ века.
«Мне всегда казалось отвратительным и достойным презрения, когда
люди ради личного блага, наживы или безопасности меняли свои убеждения».
Ф.А. Келлер
Федор Артурович Келлер родился 24 октября 1857 года[1] в Курске.
Он происходил из старинной прусской аристократической династии, чьи
предки сначала XIX века служили России на военном и дипломатическом
и военном поприще. Фёдор был определён отцом в пансион Николаевского кавалерийского училища.
Однако учёбу пришлось на время отложить. Дело в том, что юноша в сентябре 1877 года вступил вольноопределяющимся в 1-й Лейб-драгунский Московский полк, который отправлялся на Дунай для участия в войне против Турции.
В боях против османской армии юный граф Келлер проявил себя отважным, решительным и предприимчивым бойцом, заслужив своим мужеством и героизмом два солдатских Георгиевских креста.
В 24-м, 23-м и 11-м драгунских полках он занимал должности старших офицеров. Келлер добросовестно и без поддержки покровителей прошёл
путь от подпоручика до полковника.
службу орденом Святой Анны 3-й степени, принял под своё командование
15-й драгунский Александрийский полк.
Шефом его был Великий князь Николай Николаевич. В ходе революционного восстания 1905 года Келлер твёрдо и уверенно исполнял обязанности
генерал-губернатора Калиша. Он твёрдой рукой и железной волей
усмирил волнения в юго-восточных польских землях.
успел выхватить гранату из рук террориста, отбросив её подальше
от своих подчинённых.
В ноябре того же года Келлер стал командиром Лейб-гвардии Драгунского полка. К большому сожалению, у Федора Артуровича совершенно не сложились отношения с подчинёнными. Потомственные русские гвардейские офицеры считали немецкого графа жестоким и грубым поборником уставов, ненужной муштры и бесконечных военных смотров.
Зная это, интенданты третьего кавалерийского корпуса никогда не рисковали красть продукты. По приказу графа горячую пищу нижним чинам выдавали не меньше двух раз в сутки, в то время как в соседних частях солдаты не всегда получали ее и раз в день. С огромным вниманием Келлер относился
к здоровью своих бойцов.
Генерал граф Федор Артурович Келлер (сидит второй слева) с чинами штаба кавалерийских и казачьих частей. Сидят: командир бригады Терской казачьей дивизии генерал-майор И.З.Хоранов (четвертый слева) и начальник Отряда особого назначения есаул А.Г.Шкура (пятый)
Продолжая своё восхождение по карьерной лестнице, Келлер в 1907 году
стал генерал-майором и флигель-адъютантом Николая II.
По прошествии трёх лет он возглавил 1-ю бригаду Кавказской кавалерийской дивизии. За отличия в службе Федор Артурович получил ордена Святого Владимира 3-й степени и Святого Станислава 1-й степени.
10-й кавалерийской дивизии, входившей в состав 3-й русской армии.
21 августа 1914 года дивизия Келлера в бою у селения Ярославицы силами
10 эскадронов разгромила 4-ю австро-венгерскую кавалерийскую дивизию генерал-майора Э. фон Заремба, состоявшую из 20 эскадронов.
В ходе скоротечного встречного кавалерийского сражения враг был
опрокинуты и основательно разбит.
Австро-венгерские части потеряли 969 человек погибшими, 650 ранеными и пленными. Трофеями частей Келлера стали 8 орудий с зарядными ящиками, несколько пулемётов, 300 лошадей, штабная документация. Урон 10-ой кавалерийской дивизии составил 150 человек убитыми и ранеными.
500 австро-венгерских пленных и 6 орудий. За боевые успехи в ходе Галицийской битвы Федор Артурович был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени с лаконичной реляцией
«За многочисленные отличия в делах против неприятеля».
В кампанию 1915 года генерал-лейтенант Келлер значительно пополнил свой список побед и трофеев. 30 марта в бою близ селений Рухотин, Полянка и Шиловцы 10-я кавалерийская дивизия остановила наступление австро-венгерских частей на Хотин.При этом были разгромлены его 5-ю кавалерийскую и 42-ю пехотную дивизии, а также гусарскую бригаду.
Трофеями россиян стали 33 офицера, 2100 солдат и нижних чинов,
40 походных кухонь, 8 телеграфных установок.
в тыл врага, захватив стратегически важные высоты и три населённых пункта.
На этот раз трофеями русских лихих кавалеристов стали 23 офицера, 2000 солдат и нижних чинов, 6 орудий, 34 зарядных ящика. За боевые отличия
на Хотинском направлении и в битве на берегу Днестра Федор Артурович
был награждён орденом Святого Георгия 3-й степени.
в генеральном наступлении Юго-Западного фронта («Брусиловский прорыв»). Преследуя части южного фланга 7-й австро-венгерской армии, части Келлера 23 июля освободили Кымпулунг.
Отважные кавалеристы пленили 60 вражеских офицеров, а также до 3500 солдат и унтер-офицеров, захватив 11 пулемётов. На этот раз высокие
боевые достижения и заслуги кавалерийского военачальника остались
без какой-либо награды.
28 января 1917 года Федор Артурович был произведён в чин полного генерала от кавалерии. Так вышло, что Келлер оказался последним высшим офицером, которому император присвоил данный чин. Он же оказался одним из
немногих генералов, которые сохранили верность присяге и Николаю II
в дни февральской революции и его отречения от престола.
и тотального разложения русской армии.
Неудивительно, что при такой непреклонной позиции, генерал Келлер был отправлен новым военным министром Гучковым в отставку спустя месяц
после падения монархии.
«Я христианин, и думаю, что грешно менять присягу»
С началом Гражданской войны Федор Артурович оказался на Украине.
Он отклонил предложение генерала А. И. Деникина отправиться на Дон, где формировалась Добровольческая армия. Келлер также отклонил предложения возглавить белогвардейские армии, формировавшиеся в Астрахани и на северо-западе страны. Генерал не хотел командовать частями, что
имели выраженную прогерманскую политическую ориентацию.
Первоначально генерал Келлер намеревался оборонять столицу Украины.
Однако затем, ввиду невозможности полноценного сопротивления, он распустил малочисленные отряды офицеров, юнкеров и добровольцев,
чем спас многим подчиненным жизнь и права выбора.
Федор Артурович категорически отказался снимать мундир и знаки отличия генерала царской армии. Он также не пожелал он переодеваться и бежать
из Киева под защитой германской дипломатической миссии.
Гибель от рук петлюровцев
Русские офицерские отряды под командованием Келлера стали единственной силой, которая в декабре 1918 года обороняла Киев. Однако немцы остались нейтральными, гетман бежал, и русские офицеры, кто не успел бежать, оказались в плену у самостийников, которые многих из них расстреляли и зарубили после многочисленных издевательств.
Золотую шашку у Келлера петлюровцы отобрали при аресте, и гайдамацкий атаман Коновалец вручил её Петлюре на параде. Немцы, узнав об аресте Келлера, предлагали ему освободить его, переодев в немецкую форму, но русский генерал принципиально отказался от такого маскарада.
8 (21) декабря 1918 года Келлер и ещё несколько русских офицеров
были убиты своими петлюровскими конвоирами при переводе в тюрьму.
Эта расправа произошла прямо у стен Софийского собора напротив
памятника Богдану Хмельницкому. Тела предательски убитых русских офицеров были похоронены под чужими именами в Покровском монастыре в Киеве.
До нашего времени могилы генерала Келлера не сохранилась.
На долгие годы память о прославленном генерале была начисто стёрта
со страниц отечественной истории.
Пред этой шайкой арестантской, крест православный сотворя,
Граф Келлер встал в свой рост гигантский, жизнь отдавая за Царя.
Чтоб с ним не встретиться во взгляде, случайно, даже и в ночи,
Трусливо всех прикончив сзади, от тел бежали палачи.
Мерцало утро. След кровавый алел на снежном серебре…
Так умер витязь русской славы с последней мыслью о Царе.
— написал о нём десять лет спустя эмигрантский поэт Пётр Шабельский-Борк.
В трудные моменты лично водил полки в атаку и был дважды ранен.
Когда он появлялся перед полками в своей волчьей папахе и в чекмене Оренбургского казачьего войска, щеголяя молодцеватой посадкой, чувствовалось, как трепетали сердца обожавших его людей, готовых
по первому его слову, по одному мановению руки броситься куда угодно
и совершить чудеса храбрости и самопожертвования».
#БессмертныйПолк