Комментарии
- 22 фев 2021 09:02Светлана АлексеевнаЛюбовь к подстаканнику у русского человека заложена на генетическом уровне.Согласитесь, что вы всегда счастливы в поезде,если пьете чай из стакана в подстаканнике. Лично для меня это моменты счастья !
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Севастополь - Южный Форпост России ★
ИЗ ИСТОРИИ РУССКИХ ПОДСТАКАННИКОВ
15 Февраля 2021 г.
Подстаканник – подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для
того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони…
из фарфора, а мужчинам только из стекла…
Россия, Москва, неизвестный мастер, 1880-е гг
Сами понимаете, что чай в Дореволюционной России был горячим, стекло нагревалось, а значит, возникла предпосылка к появлению некого устройства, которое служило бы для того, чтобы защищать нежные ладони мужчин.
В любом случае, так это было или нет, но точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории.
Случилось это потому, что, в начале своего жизненного пути подстаканник выполнял только техническую функцию. Выглядел подстаканник в то время, наверное, более чем неказисто и нереспектабельно… Как предмет,
знакомый нам, подстаканник оформился
в конце восемнадцатого века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью
XIX и начало XX века, до Великой Октябрьской Социалистической Революции (ВОСР), характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские.
Серебро, литье, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, 1857 год
Упор делается на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Хотя подстаканник изготавливается, в основном, для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо «народная», либо это отражение различных художественных течений (готика, возрождение, модерн).
1890, Россия, Санкт-Петербург
с эмалью по скани. Серебро, литье, оконная «витражная» эмаль, скань, полихромные эмали по скани.
Россия, Москва, мастерская Егорова Дмитрия Александровича, 1894 год
в стиле неоклассицизма. Серебро, литье,
мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год
После 1917 года подстаканник, наряду с другими характерными реалиями «буржуазного» быта, был заклеймен позором как «мещанская принадлежность», поэтому их производство временно прекратилось.
Молодое государство отказалось производить посуду из фарфора и фаянса
в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого пролетариату материала.
Чтобы горячий стакан не обжигал рук большевистского руководства, ему была необходима достойная и вместе с тем простая защитная окантовка.
В СССР формируются жесткий «корпоративный» стиль, а также атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, многочисленных контор, управлений и бюро.
Наряду с массивными столами, трибунами с графином, френчами и кожаными портфелями, в кабинетах появляется и подстаканник.
Именно в этот период в СССР бурно развивается железнодорожное сообщение между регионами, начинается индустриализация. На новые места едут молодые специалисты с семьями, в вагонах попроще – рабочие мчатся
на великие стройки.
Чайку попить – обязательно, а что может быть удобнее подстаканника для чаепития в качающемся вагоне?! Он и устойчив, и защищает хрупкий стакан.
Не удивительно, что Министерство путей сообщения стало самым крупным заказчиком подстаканников в стране.
Впервые на железных дорогах подстаканники появились еще в конце XIX века. Именно тогда директор департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министр путей сообщения Российской империи С. Ю. Витте реорганизовал российскую железнодорожную систему и решил привнести
в путешествия атрибуты комфорта и уюта.
по-адмиральски в поезде писатель Михаил Веллер в рассказе «Океан»:
«Чай по-адмиральски — это так: берется тонкий чайный стакан в серебряном подстаканнике, наливается крепчайшим горячим свежезаваренным чаем, бросается ломтик лимона и сыплется три ложечки сахара, а рядом становится бутылка коньяка. Отхлебывается чай. И доливается до верху коньяком. Еще отхлебывается — и еще доливается. И вот когда стакан еще полный, а бутылка уже пустая — это и есть настоящий адмиральский чай».
принадлежит эта идея.
Определяющим здесь, скорее всего, явился тот факт, что государственная пропаганда это тема почти всего советского искусства: от кино до посуды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства.
Теперь это высоко точная штамповка. Подобран и материал, обеспечивающий простоту изготовления и «породистость» внешнего вида – серебро.
Поскольку подстаканник в этот исторический момент это «зеркало» событий, происходящих в СССР, выпускаются разнообразные тематические серии и отдельные подстаканники, отражающие важные аспекты политической и культурной жизни государства.
Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 40-х – начала 70-х годов. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» (МНЦ) с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки.
Места их изготовления это: «зоны» и оборонные заводы.
у граждан, цена на подстаканники составляет немалую сумму:
за изделие из МНЦ, мельхиора,
серебра — от 2 до 5 рублей за штуку,
из алюминия и нержавейки – от 1 до 2 рублей.
Неизвестно, подсчитывал ли кто-нибудь точное количество всех выпущенных
в Советском Союзе подстаканников, их модификаций и событий, которым они были посвящены. Можно только примерно подсчитать количество предприятий, выпускавших это изделие широкого потребления.
В Советском Союзе их насчитывалось около 30…
С заводскими штамповками победнее: глухари, кабаны (есть в серебре и с позолотой) или пере штамповка старых образцов, но не всех, а таких
как «Советский Космос» и «новый Крым».
Также известны подстаканники, изготовленные из пластика и пластмассы,
но художественной ценности у этих изделий никакой.
Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн)
и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь).
Основным заказчиком подстаканников до момента упразднения в 2004 году являлось Министерство Путей Сообщения (МПС), на железных дорогах которого и проще всего встретить некогда такой популярный в народе предмет. На этих славных путях сообщения до сих пор встречаются очень редкие образцы Советских подстаканников. Они, как найденные при раскопках бивни вымершего крупного Союзно-Советского Социалистического мамонта, дают
нам возможность ощутить дыхание давно прошедшей эпохи судьбоносных свершений, великих побед
Картина настоящего русского чаепития заслуживает внимания и философа, и художника, и писателя, и поэта. В ней русское хлебосольство, которое так нравится иностранцам, и они часто думают, что стол накрыт к обеду:
так много блюд появляется на нем. Но это всего лишь чай.
Стол сервируется чашками в разнобой, но от этого становится еще веселее.
И вдруг появляется стакан в подстаканнике.Его обычно ставят мужчине, словно у подстаканника изначально мужской характер. В общем-то, нет, сегодня
и многие женщины из экстравагантности или любви к старине пьют чай из стакана в серебряном антикварном подстаканнике.
В 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса и минимализм. В таком окружении подстаканник смотрелся несколько странно и даже вычурно,
из него мог пить разве что дедушка. И постепенно подстаканник усвоил
новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком,
гордостью чьей-то коллекции.
#культура