ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ

ЭВАКУАЦИЯ НЕМЕЦКО-РУМЫНСКИХ ЧАСТЕЙ ИЗ КРЫМА
И СЕВАСТОПОЛЯ В АПРЕЛЕ - МАЕ 1944 ГОДА
(цифры,факты)

ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938869661118
Полководческий гений Гитлера потребовал от 17 армии занять                     активную оборону в Крыму и Севастополе и приготовиться
                                      к эвакуации морем.

    Новый командующий 17-й немецкой армией, командир  5-го                           армейского  корпуса Карл Альмендингер, 3 мая  писал:
      "Я получил приказ защищать каждую пядь Севастопольского                                       плацдарма. Его значение вы понимаете...."
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938869932734
         Командующий 17-й немецкой армией - Карл Альмендингер

А начальник штаба сухопутных войск  в Крыму- генерал Курт Цейтцлер                                         произнёс пророческие слова:
«При эвакуации морем можно будет спасти лишь незначительную                         часть  войск, это решение, приведёт к катастрофе…»
Отношения Цейтцлера с Гитлером ухудшились в 1944 году. Гитлер обвинил его в поражении Германии в Крыму в апреле и мае. 
Это заставило Цейтцлера заявить о своем желании уйти в отставку.
                         Позже его сменят на генерала Гудериана.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870160318
К середине года Цейтцлер потерял всякую веру в тактику Гитлера в результате ухудшения ситуации в Западной Европе после высадки союзников в Нормандии и отказа Гитлера позволить группе армий «Центр» отойти на более удобные позиции на Восточном фронте. 
1 июля у Цейтцлера случился нервный срыв, и он без разрешения покинул резиденции Гитлера в Бергхофе сказавшись больным. Гитлер больше никогда с ним не разговаривал и в январе 1945 года уволил
                       его из армии без права ношения формы

                               РАЗГРОМ ФАШИСТСКИХ ВОЙСК
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870270654
17-я немецкая армия оказалась окружённой в Крыму и, опираясь
 на глубоко эшелонированные оборонительные позиции, продолжала           удерживать Крым. В её состав в апреле 1944 входило: 
                                    около 235.000 человек  
- 5 немецких  дивизий
- 7 румынских дивизий
-  3.600 орудий и миномётов, 
- свыше 215 танков и штурмовых орудий, 
- 148 самолётов 

На выгодных для обороны рубежах противник построил развитую                                   систему оборонительных сооружений.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870331326

Перекоп закрывался тремя, а плацдарм наших войск на Сиваше –                        двумя-тремя мощными оборонительными полосами.

          Советские войска насчитывали: всего около 462.400 человек
- 30 стрелковых дивизий, 
- 2 бригады морской пехоты, 
- 2 укрепленных района
- около 5982 орудия и миномёта, 
- 559 танков и самоходных орудий, 
- 1250 самолётов 

8 апреля в 9.00 войска 4-го Украинского фронта при поддержке 
авиации 8-й воздушной армии и авиации Черноморского флота                                       перешли в наступление.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870405822
Командование фронта, учитывая позиционный характер обороны, создало на участках прорыва высокую плотность артиллерии, достигавшую 122 – 183 орудий и минометов на 1 км фронта.

Перед началом наступления тяжелая артиллерия в течение пяти суток разрушила значительную часть долговременных сооружений врага.
Атаке предшествовала артиллерийская и авиационная подготовка, длившаяся два с половиной часа. Не смотря на это, прорыв вражеской обороны развивался медленно. Хорошо укрепившийся противник                                оказывал ожесточенное сопротивление.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870452670
На Перекопе войска 2-й гвардейской армии при поддержке авиации Черноморского флота в ходе двухдневных непрерывных боев прорвали главную полосу обороны, но были задержаны перед второй полосой – Юшуньскими позициями, которые закрывали выход с перешейка на степные просторы Крыма. Долее наши войска, прорвали оборону                               противника и вышли на оперативный простор.

Самые удивительные чудеса, показали румынские войска –  
      они сразу сдались в плен, потеряв убитыми 49 человек.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870497470
Кстати, именно румыны первыми достигли Севастополя «почти полностью», как пишет немецкий историк, забывая упомянуть,
 что некоторые для скорости бежали, сняв ботинки и бросив
                                  тяжёлые карабины.

Немцы отступали более организованно, пытаясь организовать оборону, от того и потери понесли значительно существенные, чем румыны.
         43.886 немецких солдат и офицеров попало в плен, 
                                       около 50.000 погибло.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870524350
Наши войска вышли на оперативный простор и за 5 дней захватили весь Крым, выйдя к Севастополю, куда стеклись остатки разбитой
                                                  17 армии.

По немецким данным к началу наступления наших войск, боевой                        состав 17 армии 235.000 солдат и офицеров.
По состоянию на 18 апреля 1944 года в Севастополе собралось               124.233  боевого состава 17 армии - 78.000 немцев и 46.000 румын
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870558398
Здесь стоит учесть, что не учтенными остались части СС, СД, различные формирования татар, власовцев и тыловые части флота 
и авиации, не входившие в подчинение командующего армией.

12 апреля 1944 года, в полдень было принято решение, и в 14:15 
генерал-лейтенант Адольф Хойзингер,начальник оперативного отдела генерального штаба сухопутных войск нацистской Германии, 
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870614206
 передал начальнику штаба группы армий генерал-майору Венку 
                          приказ Гитлера, в котором говорилось: 
«Севастополь удерживать в течение длительного времени, поэтому                          боевые части не подлежат эвакуации».
Кстати этого мерзавца Адольфа Хойзингера не постигла кара,
вначале он был отправлен в резерв фюрера.8 мая 1945 года Хойзингер был взят в плен американскими войсками.После войны — генеральный инспектор  бундесвера, затем председатель военного комитета НАТО.

Но всё же румынское военно-политическое руководство, отдало 
                  приказ об эвакуации румынских частей. 
 Антонеску объяснял это тем, что «второго Сталинграда Румыния 
                                             не выдержит».
И действительно, до начала штурма Севастополя румынскими                     пароходами и авиацией удалось вывести 38.600 румын.

Всех вывести не успели, при штурме в плен сдались 5.100 румын.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870721214
27 апреля генерал-полковник Енеке направил в штаб группы
                                    армий телеграмму: 

«Силы армии настолько малы, что уже вскоре она должна будет занять более узкую полосу обороны на рубеже долина Инкермана — южный берег Северной бухты. В течение длительного времени этот фронт удерживать будет невозможно, так как все аэродромы и причалы 
            будут находиться под обстрелом противника. 
                          Необходимо эвакуировать людей».

В ночь с 27 на 28 апреля Гитлер отклонил ходатайства Енеке.
Командующий 17-й армии приказал начать эвакуацию, но ОКВ приказало прекратить эвакуацию и заменило генерала Э. Енеке 
     на посту командующего генералом К. Альмендингером .

Как он был прав, этот генерал Енеке, сколь точно предсказал                                                         последнюю агонию армии.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870770878
                                         Генерал-полковник Эрвин Иенеке.

Всё же немцы вывезли 16.000  татар колоцибронистов, власовцев 
и прочую сволочь, в виду их неблагонадёжности. Татары целыми отрядами переходили на сторону нашей армии. Так же были 
вывезены 4.600 военнопленных с охранявшими их частями СД.
Не имея приказа на отступление, иначе у охраны лагерей                                                    эвакуироваться не получалось.
Всего немецкая авиация и флот вывезла 21.457 человек из них 
        9.600 румын, остальные немецкие раненные солдаты 
                            и различные тыловые службы.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870862526
Итого, к началу нашего штурма Севастополя 5 мая в 17 армии, оставалось 64.700 в основном немцы, кроме 6.000 румын. Учитывая 
          к тому два стрелковых корпуса - 1300 в\с, доставленных 
                                   в помощь крепости.

5 мая части 2-я гвардейской армии начали наступление, нанося вспомогательный удар с севера. Эти атаки сковали врага и заставили                                          усилить его левый фланг.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870926526
7 мая на участке Сапун-гора, Карань левофланговые части 51-й и Приморская армия после 90-минутной артподготовки и при поддержке всей авиации фронта начали штурм вражеского укрепрайона.
В первый же день штурма они, сломив ожесточенное сопротивление врага, овладели Сапун-горой – ключом обороны Севастополя.
Взломав, один за другим три оборонительных обвода, к утру 
9 мая войска фронта с севера, востока и юго-востока ворвались 
               в город и к вечеру очистили Севастополь от врага.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938870958270
        Остатки разгромленной 17-й армии отходили на мыс Херсонес.Собственно, весь штурм Севастополя занял 4 дня.

Враг был разбит и выбит из города. Остатки немецких частей оказались в полном окружении на мысе Херсонес. Тут даже немецкие историки
 не могут толком сказать, сколько именно солдат и офицеров         оказалось  в толпе. Называют примерную цифру в 50 000 в\с.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871013566
Вот тут, казалось бы, самое время начинать эвакуацию.

Морской комендант Крыма контр-адмирал Отто Шульц, который понимал, что теперь речь может идти только попытке выиграть время, чтобы флот смог вывезти как можно больше солдат, отдал распоряжение — дать условный сигнал, предусмотренный на случай катастрофы, требуя, таким образом, прислать все имеющиеся корабли.
           Однако он получил от командующего немецким ЧФ ответ –
«надо спокойно оценивать обстановку, южная часть крепости 
                              может продолжать оборону».
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871151038
Удивительная фигура этот адмирал Шульц, в своих воспоминаниях он много говорит о своём беспримерном героизме и как он вместе со штабом, погрузился на торпедный катер, конечно для более уверенного управления.Вот, правда, возник вопрос, сколько же тонущих солдат 
                               вы спасли адмирал?
Скромно молчит, но, справедливости ради, стоит сказать, что под различными предлогами, он успел до штурма эвакуировать 
              все 16.000 храбрых тыловиков «крайсмарин».
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871188158
Отто Шульц получил Рыцарский крест Железного креста 17 мая 1944       года за эвакуацию 17-й армии с Крымского полуострова. 
Действия кригсмарине при эвакуации Крыма были тщательно расследованы после операции, и главнокомандующие (групп армий) 
                        дали негативную оценку эффективности. 
Главнокомандующий 17-й армией генерал Карл Аллмендингер 
назвал вручение Рыцарского креста Железного креста Шульцу 
и вице-адмиралу Гельмуту Бринкманну горьким оскорблением для каждого немецкого солдата, воевавшего на полуострове.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871233470
В письме в Военную группу "Юг Украины"  они обвинили военно-  морское руководство в предоставлении преднамеренной                                       дезинформации, в панике и дезорганизации.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871249854
Утром 8 мая последние 13 немецких самолётов покинули авиабазу на Херсонесе, и группировка осталась вообще без какого-то прикрытия
        с воздуха. Хотя и до этого оно было весьма условно.

Генерал Толбухин, учитывая мощный оборонительный рубеж немцев 
на мысе Херсонес, предоставил уничтожение немецкой группировки авиации флоту и артиллерии. Артудары по мысу и местам посадки 
на суда не прекращались ни на час. Авиация бомбила суда при свете осветительных авиабомб, так же действовали наши торпедные катера
                                        и подводные лодки.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871274174
И когда 8 мая, наконец-то, пришёл долгожданный приказ об эвакуации немецкого гарнизона, наши моряки и лётчики, с нетерпением, 
                            ожидали немецких кораблей.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871313598
В ночь на 10 мая, первым на торпедный катер «S 51» погрузился командующий 17 армией и его штаб. К 2.00 ночи подошли первые транспорты — «Тотила» и «Тея». Они стали в 2 милях севернее мыса, где попали под сильный артиллерийский огонь и налеты авиации. 
     Из-за обстрела пароходы не могли подойти ближе к берегу, 
                          что очень замедлило погрузку.
Она проводилась с 04:00 до 07:30 с помощью катеров и шлюпок.
                «Тея» приняла на борт от 4800 до 5000 человек, 
                                     «Тотила» — около 4000.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871344318
Теплоход Тотила

В 05:45 «Тотила» была повреждена во время налета тремя бомбами, загорелась и затонула около 08:00. Уходившая тем временем на юго-запад в сопровождении «R 164» и «R 35» «Тея», после попадания 
бомб и торпеды с торпедоносца была настолько сильно повреждена,                 что в 15:00 затонула в 23 милях юго-западнее Херсонеса.

Тральщики смогли спасти около 400 человек и пришли в Констанцу 
                                  11 мая в 11:00. 
Большая часть эвакуированных солдат (около 8 тысяч) утонула.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871371454
Так закончилась первая попытка эвакуации немецкого гарнизона Севастополя. Самое забавное, ночью в 3.40 10 мая на Херсонес транспортами «Тебен», «Хельга» и «Данубиус» было доставлено большое количество боеприпасов. В тех обстоятельствах они уже не могли попасть на передний край. Из 40 т боеприпасов организованно были выгружены только 7 т. Корабли так и ушли загруженными, 
                             не взяв ни одного в\с на борт.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871391934
В ночь с 10 на 11 мая эвакуация продолжилась, точнее вторая её попытка. Но она могла осуществляться лишь в ограниченных объемах,                поскольку ожидаемые корабли так еще и не прибыли.

                                       Из воспоминаний немцев:
«Полуостров Херсонес, форт «Максим Горький II»( разрушенная батарея 35) и места погрузки находились под постоянным огнем советской артиллерии и подвергались налетами авиации.
В форте и укреплениях, от которых вели ходы сообщения 3-4 м, скопилось большое количество солдат. Им уже никто не решался отдавать приказы, офицеры, старались пройти молча - озлобленная толпа в мундирах ждала корабли для эвакуации. Все коридоры форта были забиты ранеными. Все были одержимы лишь одной мыслью — как можно быстрее оказаться на корабле. Приказы не исполнялись,                          всем управлял только массовый инстинкт».
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871425726
Хорошая поправка к мемуарам Манштейна о безукоризненной                                                      организованности.

11 мая в 02:00 конвой «Овидиу» с пароходом «Романиея» подошел к Херсонесу. Снова погрузка натолкнулась на большие трудности, так как саперных паромов и шлюпок не оказалось на месте. Они были разбиты за сутки до этого, или ушли с конвоем «Патриа» на запад. БДБ и лоцманский катер «SW 12» занялись перевозкой. Тем временем «Романию» атаковали советские самолеты, и «вчерашняя драма» повторилась: судно после попадания бомб и снарядов горело 
                  почти сутки и затонуло 12 мая ранним утром.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871461566
Сколько немецких солдат погибло, так никто и не знает по сию пору.

На час позже подошёл конвой «Профет», его атаковали авиация и торпедные катера. Пароход «Данубиус» после попадания бомбы в 07:30 взлетел на воздух. «Хельга» у Херсонеса была сильно повреждена попаданием бомбы и затонула. «Гейзерих» затонул после многочисленных попаданий бомб и торпеды с советской подлодки «Щ-201». Находившихся на обоих этих кораблях солдат, из-за                                     недостатка плавсредств, спасти не удалось.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871476670
Полностью загруженные корабли охранения уже не могли принимать на борт оставшихся на берегу. В среднем с погибших крупных пароходов только десятую часть из находившихся на их борту солдат удалось спасти кораблям охранения. Удачней было бы это назвать – «морская мясорубка», ибо за две ночи ни один более менее крупный корабль, 
                     так и не смог отойти от побережья Крыма.

Наши лётчики и моряки, спокойно, ждали пока суда загрузятся, а затем топили всё что возможно. В 05:00 танкер «Фредерик» («Фируз») торпедировала советская подводная лодка «Л-4», и он был вынужден на буксире кораблей охранения вернуться в Констанцу. Единственный корабль, хоть и не взявший на борт пехотинцев, но уцелевший 
                                           в мясорубке.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871522238
На следующий день генерал Хартман отдал приказ, что грузиться на корабли должны только боевые подразделения под командованием офицера. Этот приказ пришлось отменить сразу при погрузке, ибо толпа солдат на пирсе, начинала бить моряков в лицо и стрелять 
                в воздух, когда те им чего-то пытались объяснить.

                       Из уст адмирала, сие звучало так:
«...приказ был отменён морским комендантом из-за его невыполнимости, так как подходящие плавсредства «брались штурмом», а команды кораблей все равно не могли отличить, «какого                                духа солдат им встретился»…..
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871583934
Итак, ночь с 11 на 12 мая «последний конвой». В течение всего времени по акваториям мест погрузки велся сильный артиллерийский огонь, который с 20:00 10 мая носил характер «уничтожающего огневого удара».Он продолжался весь следующий день и в ночь на 12 мая.

Постоянные воздушные налеты с применением осветительных бомб дополняли огонь артиллерии. С одной стороны, туман мешал кораблям подходить к местам погрузки, с другой — благодаря ему в эту ночь 
                             не было потерь среди кораблей.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871642814
Тем временем, командир 49-го гск направился с херсонесской позиции к берегу. В течение дня в части были отданы приказы, регламентирующие районы сосредоточения. Но эвакуация, как докладывал командир корпуса в группу армий, «была осложнена тем, что план погрузки кораблями не соблюдался, а большая часть 
 шлюпок, предназначенных для перевозки, была уничтожена                                                    артиллерийским огнем».
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871673022
Поэтому суда не прибыли к части причалов, а приготовившиеся к погрузке войска — около 10 тысяч человек — большую часть которых составляли фронтовики и раненые, ждали зря. Так как с рассветом надо было рассчитывать на массированные налеты авиации, перед которыми конвои были бы беззащитны, войска покинули линию фронта                                           уже в 23:00.

Непосредственно перед местами погрузки оставались только посты охранения, таким образом продолжать погрузку после ночи на 12 мая было больше невозможно. В связи с этим морской комендант Крыма 
    в 01:33 направил следующую радиограмму командующим ЧФ 
                       вице-адмиралу Гельмуту Бринкману:
«При приблизившемся в данный момент фронте, погрузка на корабли днем исключена.Прошу вернуть все конвои, которые могут прийти к Севастополю после 02:00 и вести спасательные работы на море».
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871718590
В 02:05 последовала еще одна: «Обстановка требует прекратить погрузку не позднее 02:30. Прошу отозвать все БДБ».

В 02:30 после последний крупный конвой покинул акваторию Херсонеса. Пароход «Тисса» на пути в Констанцу получил повреждения от попадания бомбы, и его взял на буксир тральщик «R 196».

Пароход «Дуростор» затонул в 16:00 после попаданий бомб
                        и торпеды подводной лодки «А-5».

«UJ 310», поврежденный артиллерийским огнем, затонул.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871877054
Находившиеся на месте БДБ, оставались у пристаней и после 02:30 до полной загрузки. Они продолжали находиться в распоряжении морского коменданта. Им была дана команда взять на борт как можно больше человек (до 700 вместо 250 по инструкции, а некоторые — даже до                                      1100 человек) и идти на запад.
В 03:30 в Констанцу направились торпедные катера под командой                                    морского коменданта.

                                                        ВСЕ!
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871940286
12 мая командир 73 пехотной дивизии генерал Бёмэ и командир 
 5 армейского корпуса генерал-лейтенант Фридрих-Вильгельм Мюллер,                   провели переговоры о полной капитуляции.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938871990718
                          генерал-лейтенант Фридрих-Вильгельм Мюллер

Всего же в ходе операции с 8 апреля по 12 мая 1944 г. войска 4-го Украинского фронта, ВВС и Авиация Черноморского флота уничтожили
                                        техники противника:
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938872070590
529 самолётов,
188 танков и самоходных орудий,
775 орудий,
946 миномётов,
1.882 пулемётов,
2.227 автомобилей,
39 складов.

                                Всего захвачено трофеев:
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938872182974

49 самолётов,
111 танков и самоходных орудий,
2.304 орудия,
1.449 миномётов,
4.809 автомобилей,
7.008 пулемётов,
84.524 винтовки и автомата,
11.684 лошади,
44 паровоза,
2.865 вагонов,
14 эшелонов,
188 складов.

                Всего противник потерял в Крыму и Севастополе :
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938872218558
578 самолётов,
299 танков и самоходных орудий,
3.079 орудий миномётов.

За этот период авиация и корабли Черноморского флота потоплено:


69 транспортов,
56 БДБ,
2 сторожевых корабля,
2 канонерских лодки,
3 тральщика,
27 сторожевых катеров,
32 судна других типов.
                       Всего потоплен 191 корабль и катер.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938872330686
Потери наших войск за время операции составили: 

убитыми и пропавшими без вести 17.754 человека, 
ранеными 67.065 человек.
Всего 84.819 человек.

                                             Потерян: 
171 танк и самоходное орудие, 
521 орудие и миномет, 
179 самолетов, 
29.700 единиц стрелкового оружия.
(Гриф секретности снят, с. 200, 201, 371)

                24.361 немецких солдат и офицер сдались в плен.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938872377022
И всё же, возвращаясь к заголовку статьи об «эвакуации немцев из Севастополя». В целом, если считать эвакуацию героических румын 
и не менее героических тыловых крыс «люфтваффе» и «крайсмарин»,                                было вывезено 64.563 человека.
      В состав 17 армии из них входили только 21.457 раненых в\с.

                 Сколько успели немцы вывести за три последних ночи?

Точно известно, что гидросамолёты, подняли с потопленных судов 
                             109 в\с, катера 83 человека.
Всего в Констанцу прибыло 25.697 солдат из них 6011 раненых.
(по данным адмирала Бринкмана на опросе при расследовании                                      "блестящей эвакуации" в "Гестапо")

Учитывая, что назвать действительную цифру ему было крайне не выгодно, оставим её сомнительной. Учитывая вместимость судов, которые погрузили в\с, а таких было не более 20, в Констанцу 
вывезли чуть более 6 тыс. в\с. Вот это всё, что осталось от 17 армии.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938872410814
Лишь одна из дивизий осталась в строю, имея 600 в\с личного состава, остальные 6, были расформированы. Остаётся открытым вопрос,                         сколько немцы, потеряли при переходе морем?

                                        Смотрим.
Вот упоминания только о части из потопленных кораблей и катеров.

                                   10 апреля 1944 года:
У Сулины советская авиация потопила прерыватель минных                               заграждений “Sperrbrecher-163” (570 брт.),
 Торпедные катера потопилиCNR-1468 лихтер (500 брт.).                                   
  Утром 11 апреля штурмовики Ил-2 разбили - R-204 (2 погибших)

В Севастополе 15 апреля авиация потопила быстроходную 
                     десантную баржу - (БДБ) F-564C2.
В Ялте торпедные катера и самолёты потопили - БДБ F-395C.

У Ак-Мечети 16 апреля авиация потопила -  каботажный                                          транспорт.“Wagrein” (260 брт.)
Западнее Севастополя авиация потопила -  БДБ F-394C

В районе Севастополя 17 апреля торпедные катера потопили-                                                 “Dordonj” (930 т.) лихтер

 Следовавший 22 апреля из Севастополя с конвоем) был сначала повреждён самолётами, а потом добит подлодкой М-35 -  
                           “Tetir Ossag” (2793 брт.) танкер 
Следовавший в этом конвое получил тяжёлые повреждения
                “Ardajal” (5695 брт.) румынский транспорт

                                         24 апреля
  В результате атаки штурмовиков Ил-2 47-го шап был потоплен 
                         - “Leo” (409 брт.) немецкого конвоя
 UJ-104 (ex-KT-17) охотник (834 брт.), погибло 17 человек команды. 

                                    27 апреля 
Повреждён торпедным катером ТКА№.344 
Корабль отбуксировали обратно в Севастополь где его взорвали 5 мая.

                                              29 апреля 
Береговой артиллерией был повреждён  транспорт. “Lola” (1193 брт.)

                                                  3 мая 
У Севастополя 9 бомбардировщиков А-20 13-го гв.дбап                                           атаковали вражеский конвой и потопили его
       
                                                    4 мая 
Советская артиллерия потопила в севастопольской бухте:
     охотник UJ-2304 (KFK-84), UJ-2313,UJ-2314 (KFK-202),
              транспорт “Junak” (444 брт.) 

Советские Пе-2 40-го бап потопили: лихтер “Bessarabija” (1489 т.) 

                                            Днём 5 мая 
В севастопольской бухте потоплен артиллерией.БДБ F-132
В севастопольской бухте, пикировщики Пе-2 40-го бап.потопили
                        лихтер “Elbe-5” (500 брт.) 

                                                 8 мая 
На подходе к Севастополю торпедные катера ТКА.№.344, №.304 и                     СМ-3  атаковали вражеский конвой танкер “Prodomos” (877 брт.) 
                                            и потопили его.
 
                                             В течение 9 мая 
    Советская авиация потопила в севастопольской бухте.
Каботажный транспорт “Inga”, сейнер “Nadja" ,грузовой мотобот “Hella”  
                                             “Totila”(2773 брт.), 

                                                    10 мая 

30 штурмовиков Ил-2 из 8-го гв.шап, 47-го шап и 10 торпедоносцев 
А-20 из 13-го гв.дбап кошмарили фашистов. Корабли конвоя с трудом      сдерживали атаки авиации до полудня,но дрогнули и пошли на дно 
“Teja” (2773 брт.) поразила торпеда,затонуло. 
БДБ F-335 из конвоя
буксир “Banat” из конвоя, 
G-3211 сторожевой катер, потоплен артиллерией. 
“Lus” сторожевой катер, потоплен артиллерией.
“Sturmfogel” сторожевой катер, потоплен артиллерией.
=сапёрно-десантные катера PiLB.319 и PiLB.402.
                
                                               днём 11 мая, 

Когда от мыса Херсонес в Констанцу отошёл последний конвой,по нему беспрерывно наносили удары наши самолёты - 11 штурмовиков Ил-2 
                                       8-го гв.шап,были потоплены:
транспорт “Geiserich”(712 брт.),
транспорт “Danubius” (1489 брт.) 
охотник UJ-310 (ex- KFK-194) 
танкер “Friederike” (ex- “Firuz”) (7327 брт.), тяжело повреждён и на                                       буксире доставлен в Констанцу.
охотник UJ-2303 (ex-KFK-83) ,  
сторожевой катер G-3106 “Anderten” 
сторожевой катер G-3162 “Tilli” , 
плавбаза “Romania” (3152 брт.) и добита торпедными катерами 
                                ТКА №.301, №.353
Транспорт “Durostor” (1309 брт.) повреждён ударом Пе-2 и 
                              потоплен подлодкой А-5.
БДБ F-130A  -  Повреждён авиацией, расстреляла артиллерией                                               подлодка С-33

В Севастополе немцы подорвали повреждённые транспорты “Kazak” (759 брт.) и “Erzherzog Karl” (378 брт.). Если вы обратите внимание, 
то заметите, что большая часть кораблей и потоплена именно
           за три ночи «эвакуации немецкого гарнизона».
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938874337726
До сих пор спор между немецкими и русскими историками сводится к тому, сколько потеряли немцы 28.000 или 42.000 военных.
И всё же, факты говорят, что никакой «организованной эвакуации» 
                              из Севастополя не получилось.

                     Прав был генерал Цейцлер, когда говорил:
«При эвакуации морем можно будет спасти лишь незначительную                          часть   войск, это решение, приведёт к катастрофе…»
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938874381758
Он даже не предполагал, сколь незначительно всё будет.

Воспоминания  Гельмута КЛАУСМАНА, рядовой 111-я 
                          пехотная дивизия: 
"В Севастополе уже полным ходом шла эвакуация из города, русские с одного края вошли в город, и власти в нём не было никакой. Каждый был сам за себя. Я никогда не забуду картину, как нас на машине 
везли по городу и машина сломалась. Шофёр взялся её чинить, 
а мы смотрели через борт вокруг себя. Прямо перед нами на площади несколько офицеров танцевали с какими-то женщинами, одетыми цыганками. У всех в руках были бутылки вина. Было какое-то нереальное чувство. Они танцевали, как сумасшедшие. Это был пир во время чумы. Нас везли на барже в Констанцу. Всю дорогу нас бомбили и обстреливали русские самолёты. Это был ужас. Нашу баржу не потопили, но убитых и раненых было очень много. Вся баржа была 
в дырках. Чтобы не утонуть, мы выбросили за борт всё оружие, амуницию, потом всех убитых, и всё равно, когда мы пришли в Констанцу, то в трюмах мы стояли в воде по самое горло, а лежачие раненые все утонули. Если бы нам пришлось идти ещё километров 20,                      мы бы точно пошли ко дну! Я был очень плох. 
Все раны воспалились от морской воды.В госпитале врач мне сказал, что большинство барж было наполовину забито мертвецами.
     Полная версия рассказов немцев: 
http://lib.rus.ec/b/173922/read
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938874485182
                          один из отдохнувших на Крымских курортах...

Хотелось бы напомнить и о зверствах фашистов во время                                       эвакуации,которые не найти в их воспоминаниях:
Все они разом  забыли рассказать - что на баржи сажали на палубы                          местных жителей и желательно с детьми.
          Давали им белые тряпки, чтоб заложники ими размахивали.. 
Фашисты не церемонились с нашими больными военнопленными
и калеками при загрузке на транспорты -  их расстреливали на месте
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938875051454
 Во всем остальном, это была катастрофа для 17 армия Рейха,она 
                              в Крыму перестала существовать!
Даже лукавые цифры Манштейна о спасённых румынах - глупость.
Большая часть румын, сбежало в свои деревни, прямо из порта. Остальные сдались нашим частям при наступлении в Румынию.
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938875497918
        Воистину, можно считать операцию генерала Толбухина 
 и выполненную генералом  Крейзером по освобождению Крыма  
             блестящей и неповторимой,одной из лучших за 
                         всю историю Великой отечественной
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938874582974
       Герой Советского Союза маршал Фёдор Иванович Толбухин
ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 938874621374
Герой Советского Союза - Генерал Крейзер Яков Григорьевич

Подготовил капитан - лейтенант запаса Матвеев И.В. 
#ВеликаяОтечественная

Комментарии