Комментарии
- 15 июл 2024 19:39Елена ВячеславовнаРассказ отличный, но так и не написали, куда пропали эти топики. В конце 90х.они очень выручали севастопольцев. Наверное у каждого, кто передвигался на топиках по городу, есть своя смешная история. У меня тоже...
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Севастополь - Южный Форпост России ★
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ: Как в Севастополе называют маршрутку?
13 июля 2024
ТОПИК — не короткая маечка и даже не тема для школьных сочинений
по английскому. Конечно, если речь идёт о Севастополе.
Каждый коренной житель Севастополя без труда объяснит: «топик» — это устойчивое локальное название здешних маршруток, вошедшее в обиход
в конце 90-х и чудом сохранившееся до сих пор.
Тогда город был наводнён южнокорейскими синими автомобилями с тонкой красноватой опоясывающей корпус линией и гордо реющей надписью Asia Topic. Со временем словечко закрепилось в городском сленге, да так крепко, что пришедшие на смену «Спринтеры» и «Богданы» были
бессильны перед народной привычкой.
Узнаем, каким топик запомнился местным, как появился на улицах города
и почему до сих пор не выветрился из местного словаря!
Главная изюминка этой «маршрутки вульгарис» — откидные дополнительные кресла. По воспоминаниям очевидцев — отдельный вид удовольствия. Чтобы выбраться из заднего ряда, нужно было поднять впереди сидящих «счастливчиков» на откидных. Надо ли говорить, что эта нехитрая механика «встать/откинуть/пропустить/поставить на место/сесть» — из раза в раз вызывала массу противоречивых эмоций у всех участников.
Особенно нетолерантны автобусы были к высоким пассажирам:
их колени неизбежно упирались в передние сиденья.
Страдали и затылки — если не повезло сесть, находиться в салоне
можно было только в согбенном положении. И надолго.
"Слава Севастополя", опубликовано в номере от 14.03.2012
А вот какой запомнилась корейская легенда водителю, пару лет
поработавшему на ней:
«Машинка была рабочая, слушалась… Правда, помню, на сотню „бусиков” на весь Севастополь тогда один-два мануала — всё методом тыка чинили/
подбирали, было дело…»
Где они сейчас, эти крошки?
на улицах города — большая редкость.
Что ещё вспоминают «свидетели топика» о легендарной машине?
«Самое яркое впечатление — это когда тебе 15, ты сел на заднее сиденье на конечной, топик забился, а тебе выходить на следующей)) Краснеешь, пыхтишь, извиняешься, но делать нечего — выходить надо!»
«Мой папа, когда они появились, их „аськами” называл — из-за ASIA на кузове, ну а потом уже как все — „топик”».
«Стоил 50 копеек, разница с траликом значительная, но зато сколько „удобств”, да и через весь город можно было без пересадок добраться».
«Помню, что, кроме зелёной „фабричной” надписи Asia Topic, на борту значилось что-то типа „муниципальный заём”. Что это было — мы не знали!»
Немного об этом знаем мы — история тогда развернулась нешуточная.
Хотели как лучше
Asia AM-725 Topic.
В начале 90-х автобусный парк города переживал, мягко говоря, не лучшие времена. Троллейбусы в прямом смысле «не вывозили»: горожан много, маршруты длинные, частный транспорт — редкость, а в курортный сезон ещё и наплыв туристов, которым куда-то всегда надо. В городе были
и автобусы, но их количество оставляло желать лучшего.
И вот весной 1997-го из Южной Кореи в город прибывают те самые
90 микроавтобусов Asia Topic (KIA). В апреле они начинают следовать по самым загруженным на тот момент троллейбусным маршрутам — 10, 12, 14. Приобретали их по программе муниципального транспортного займа,
или другими словами — на условиях лизингового контракта, заключённого
севастопольскими чиновниками и депутатами.
Покупались не за кровные бюджетные, а за средства инвесторов. Говорят даже, что залогом в той сделке послужили несколько городских кинотеатров. Но… что-то пошло не так — и, когда встал ребром вопрос
о возврате средств, стало ясно, что «кина не будет».
Коммунальное предприятие обанкротилось, а новые депутаты сменили
предыдущих, и по традиции за подвиги «попередныков»
ответственность нести отказались.
Суд, к слову, инвесторы тогда выиграли, но претензии их удовлетворены
не были. Топики же, невольно оказавшись причиной сыр-бора, тихо и благополучно продолжили колесить по дорогам города. Удивляет другое. Несмотря на весь дискомфорт этого транспортного малыша,севастопольцы в большинстве своём отзываются о топиках с теплотой и улыбкой, говорят что-то на ностальгическом и вспоминают, куда на них ездили
и как их ждали…
«Было весело…» — резюмирует каждый второй.
Есть в этом своя логика: что-то отталкивающее и негативное в народной памяти вряд ли остаётся надолго, да ещё и становится нарицательным для целого городского явления. Молодые севастопольцы «топики» и в глаза-то не видели, но это локальное словечко крепко вошло в разговорную лексику
и для них — на генетическом уровне.
Уходя — заплати!
Есть у нас и ещё одна севастопольская транспортная «фишка» — оплата
не на входе, как во многих других городах, а при выходе.
Здесь с этим строго — никаких «передайте за проезд»!
Были, правда, робкие призывы к горожанам платить в начале пути. Тем самым перевозчики пытались решить проблему с неплательщиками. Но ни водители, ни пассажиры так и не смогли перестроиться на систему «деньги, а потом стулья». Так и живём — и водителей не отвлекаем в дороге,
и сами успеваем найти нужные монетки или карту в недрах сумки.
А как у вас?
Конечно, и в других городах этому виду общественно полезного транспорта (ввиду своей непосредственной близости к народу)
дают лаконичные прозвища:
«тэшка» в Питере (прижилось по типу наименования маршрутов:Т-34, Т-114)
«лайн» в Туле (название первого «зашедшего» в город перевозчика «Автолайн»);
«ГАЗелька» — в Омске, Орле и много где ещё…(тут— не в честь антилопы).
А ещё бесконечно трогательные «марик», «бусик», «микрик», «рафик»… Народная фантазия изобретает сокращения громоздких названий на раз!
Мы тоже не имеем ничего против таких неологизмов и советуем узнавать
о них, чтобы прослыть за своего, если вдруг судьба забросит вас
в ту или иную местность.
#ИсторияСевастополя