Комментарии
- 27 сен 2024 19:40Сергей ОдинЭТО ПРОСТО ФАНТАСТИКА ...А в наше время ПРОСТО ПРЕСТУПНО УМАЛЧИВАЮТСЯ (официально) ЗАСЛУГИ ЛИДЕРА ТОГО ТЕЖЕЛЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ вместо этого ОДНА ЧЕРНЬ -- буквально недавно была ПЕРЕПАЛКА в стенах думы Володина и члена КПРФ Камнева о заслугах ЕР и как раз о тех заслугах ЗА СЧЁТ КОТОРЫХ СТРАНА ЕЩЁ-- НА ПЛАВУ и вопреки даже Г.М.С. и Е.Б.Н. космическим разрушениям ....ТАК КТО ЭТО слышал ГОВОРЯТ что это было похоже на бандитский разбор полётов со стороны Е.Р. большинство которых НЕ СТЕСНЯЯСЬ говорят ЧТО ЧХАЛИ на ВСЁ что ТВОРИТСЯ за МКАДом.......
- 27 сен 2024 20:39Ирен ГардокДа было время, не то что нынешнее племя
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Севастополь - Южный Форпост России ★
ИСТОРИЯ СССР: ПЛАНЫ СТАЛИНА: ФЛОТУ - БАЗУ, СССР - ФОРПОСТ !
ПЕРВАЯ ПОСЛЕВОЕННАЯ ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА
СОВЕТСКОГО ФЛОТА
27 сентября 1945 года - у Сталина состоялось совещание, на котором обсуждался окончательный вариант 10-летней программы
военного судостроения
Чем мог противопоставить СССР к концу второй мировой войны своим
главным конкурентам в борьбе за мировое влияние?
США и Великобритания, изолированные от СССР водными пространствами, имели мощные военно-морские флоты и мощную дальнюю авиацию. Кроме того, США с 1945 по 1949 год обладали монополией на атомную бомбу. Именно на этих трех направлениях сконцентрировались основные усилия военной промышленности СССР.
поднимать из крайне разрушенного состояния.
Общие потери судостроительной отрасли за годы военного лихолетья составили до 33% производственных мощностей. В большинстве своем
они затронули крупное морское судостроение Ленинграда и Николаева.
Общий ущерб составил 2,2 миллиарда рублей,теми деньгами !
Флот, и его вооружение сильно отставали от аналогов, производимых не только в США и Великобритании, но и в поверженных Германии и Японии.
Перед войной корабли строились сразу сериями, без достаточной практической проверки проектов, что сказывалось на их характеристиках. Уровень развития противовоздушной обороны кораблей не позволял отражать внезапные удары противника с воздуха. Из-за несовершенства гидроакустических средств наблюдения за подводными лодками серьезно отставала противолодочная оборона.Совершенно отсутствовали в составе флота специализированные десантные корабли… Да и численно отечественный флот значительно уступал флотам ведущих морских
держав, особенно США
7 авианосцев,
16 линейных кораблей,
36 крейсеров,
180 эсминцев и эскортных кораблей,
112 подводных лодок,
В начале 1945 года – уже :
125 авианосцев,
23 линейных корабля,
67 крейсеров,
879 эсминцев и эскортных кораблей,
351 подводную лодку,
900 охотников за подводными лодками и множество десантных судов.
К тому же за годы войны флот США качественно изменился, превратившись
в авианосно-подводный, наиболее современный по тем временам.
А ВМФ СССР в начале 1945 года имел:
8 - легких крейсеров,
47 - эсминцев,
23 - сторожевых корабля,
128 - торпедных катеров дальнего действия
238 – торпедных катеров ближнего действия,
Подводных лодок: 32 больших, 63 средних и 66 малых
Охотники за подводными лодками: 46 больших и 219 малых ,
Несколько десантных судов.
За годы второй мировой войны США значительно увеличили свои ВМС
за счет развития собственной судостроительной промышленности.
В это время в США было построено 99 новых больших судостроительных заводов; число стапельных мест длиной более 300 футов увеличилось
со 113 до 520.
На судостроительных заводах Советского Союза в 1945 году имелось
всего 45 стапельных мест длиной более 100 метров, которые
нуждались в восстановлении и ремонте.
разработало документ, получивший название:
«Предложения по перспективному развитию ВМФ
в послевоенный период».
В бумаге, подписанной начальником Оперативного управления ГМШ
вице-адмиралом Кучеровым, отмечалось, что Советскому Союзу
в будущем необходимо считаться с возможностью совместного выступления английского и американского флотов на обоих океанских театрах, не упуская из виду существования на Балтике шведского флота,
а на Черном море – турецкого.
из нескольких принципиальных соображений:
Во-первых, они полагали, что максимальный состав сил, которым может располагать противник, – два крупнейших флота (США и Великобритании).
Во-вторых, разобщенность наших морских театров позволит противнику сконцентрировать все свои силы на том направлении, которое
он сочтет главным.
В-третьих, считалось, что если на Дальнем Востоке наши эскадры составят по своей силе 1/3 американского флота, то угроза коммуникациям последнего будет настолько велика, что он окажется
полностью прикованным к Тихому океану. То же относилось
и к Северному флоту.
Стратеги из Главного морского штаба сочли, что если он будет
располагать эскадренными силами, равными 1/3 английского флота,
то Великобритания не сможет выделить значительных сил
для поддержки действий американцев.
Авторы документа полагали, что Балтийский и Черноморский флоты,
какой бы состав они не имели, не способны по чисто географическим причинамсоздать угрозу чьим бы то ни было океанским коммуникациям.
2–3 линкора,
10–15 крейсеров,
40–50 эсминцев,
30–40 подводных лодок,
Примерно 1/6 английского или американского флота.
5 военных лет продвинули значительно вперед теорию и практику борьбы
на море. Прежние представления о предназначении тех или иных классов кораблей уже не соответствовали реальности.Уже в январе 1945 года по приказу наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова были созданы комиссии, призванные подготовить предложения для выбора необходимых флоту в будущем
типов кораблей.
Опыт войны показал, что роль линейных кораблей значительно снизилась
и возросла роль авианосцев. Поэтому и заключение Комиссии по авианосцам было однозначным: они необходимы. Эскадренный авианосец предлагалось строить водоизмещением 30 тысяч тонн с возможностью размещения на нем 30 истребителей и 30 многоцелевых самолетов, а малый – водоизмещением 15 тысяч тонн с авиагруппой
из 25 истребителей.
Скорость обоих кораблей должна была составлять 32 узла, дальность
плавания соответственно – 8 тысяч и 5 тысяч миль.
Для того чтобы сделать отечественные корабли более сильными,
основным принципом, закладывавшимся в предлагаемые к проектированию корабли, стала задача превзойти аналогичные корабли иностранных флотов в артиллерии главного калибра, не уступая
им в скорости, бронировании и зенитном вооружении.
вице-адмирала Владимирского, предложила строить для ВМФ СССР
три типа крейсеров:
1. Тяжелые с главным калибром из девяти 220-мм пушек, которые были
бы сильней крейсеров «вашингтонского» типа, крейсера с девятью
180-мм пушками главного калибра, превосходящие потенциального
противника со 152-мм артиллерией,
2. Легкие крейсера с шестью – девятью 152-мм пушками, более мощные,
чем американские крейсера ПВО со 127-мм
3. Английские с 132-мм артиллерией.
Члены комиссий предлагали строить для отечественного флота все
те классы и подклассы кораблей, которые существовали в крупнейших иностранных флотах. На первых порах промышленность, разрушенная войной, могла более или менее полно удовлетворять потребности флота только в мелких кораблях и катерах. Поэтому возникла необходимость
в разработке комплексной программы военного кораблестроения.
Программа по указанию Сталина составлялась на срок 10 лет.
Заявку на строительство кораблей готовил ГМШ.
Л.П. Берия несколько сократил заявку – по его мнению, она была
выше возможностей судостроительных заводов..
Согласно первому, который опирался на уже существующие мощности судостроительных заводов (при минимуме капиталовложений на
их восстановление в размере 730 миллионов рублей)
Предлагалось разместить только малую часть заявки Наркомата ВМФ.
Из крупных и средних кораблей можно было бы спустить на воду только:
15 легких крейсеров,
48 эсминцев,
17 сторожевых кораблей
35 подводных лодок.
По этому варианту не могли строиться линкоры, тяжелые крейсера, крейсера, авианосцы, морские мониторы, большие эсминцы.
а также достройку и расширение действующих заводов при объеме
капиталовложений в размере 3530 миллионов рублей.
Этот вариант допускал строительство:
2 линкоров,
4 тяжелых крейсеров,
31 легкого крейсера,
125 эсминцев,
77 подводных лодок.
Укомплектование флотов всеми необходимыми типами кораблей при
этом опять-таки не достигалось.
Третий вариант предполагал такое развитие судостроительной промышленности СССР, которое могло бы полностью удовлетворить
сокращенную заявку Наркомата ВМФ.
приближались к 16 100 млн. рублей.
А валовой выпуск всех судостроительных заводов в 1955 году мог
бы в 33 раза превысить показатели 1945 года.
На этом примере видно, насколько малы были в 1945 году возможности отечественного судостроения, для которого требовалось поднять объемы производства в несколько десятков раз, чтобы выполнить сокращенную
заявку флота на корабли.
27 сентября 1945 года у Сталина состоялось совещание, на котором
обсуждался окончательный вариант будущей программы
военного судостроения в СССР.
соответствовало числу линкоров и других кораблей.
Сталин же полагал, что моряки «обезьянничают»:
«У англичан, у которых сырьевые базы за океаном и для которых потеря этих баз равносильна смерти, какое-то соотношение должно быть и нужно иметь в необходимом количестве линкоры. У нас же наоборот – все сырьевые базы находятся внутри страны. Ни у кого такого положения,
Как у нас, нет. В этом наше большое преимущество. Поэтому копировать Англию нам незачем. В течение ближайших 10 – 15 лет наши эскадры будут защищаться. Другое надо иметь это соотношение. Так как нам этого не надо, то мы не обязаны перенапрягать нашу промышленность».
Требование моряков о строительстве линкоров по новому проекту
не вызвало у Сталина энтузиазма
В конечном счете строительство этих кораблей было отложено
на более поздний период.
калибра тоже не устраивал Сталина:
«…не оказаться бы нам позади. Пока мы будем строить эти крейсера, иностранные державы могут построить крейсера еще более мощные».
После чего он еще долго расспрашивал присутствующих о возможных характеристиках крейсеров с различным расположением 305-мм артиллерии главного калибра. Говоря об этих кораблях, Сталин обижался на то, что по разработанному плану они должны были вступать в строй
в конце десятилетки, и говорил, что их мало. Но после выступлений представителей судостроительной промышленности, в частности наркома И.И. Носенко,согласился с тем, что необходимо иметь к концу десятилетки
4 тяжелых крейсера в строю и 3 в постройке.
И хотя Сталин на этом совещании одобрил предложенный руководством флота тип тяжелого крейсера, в дальнейшем все же по его инициативе началось проектирование крейсера с 305-мм артиллерией. Кстати, сам Сталин назвал тяжелый крейсер проекта 82 «крейсером-пиратом»,
«крейсером-бандитом», который сам выбирает условия боя
и маневрирования благодаря надежной броне и небывалой для своего
класса скорости хода в 35 узлов.
Сталин настаивал на укреплении флота в первую очередь и в как можно более короткие сроки мощными кораблями, обладавшими способностью решать боевые задачи не только в составе эскадр, но и самостоятельно. При этом он явно недооценивал возможности подводных лодок, сократив
в программе число больших подводных лодок со 168 до 40.
В силу этого его мнения, по-видимому, из программы были исключены авианосцы, как корабли, не имеющие самостоятельного боевого значения
и нуждающиеся в постоянной поддержке разнородными силами флота.
На слова же наркома Кузнецова, что у нас с авианосцами самый
отсталый участок, Сталин сказал:
«Я знаю. На этом этапе мы можем обойтись без них, так как на Черном
и Балтийском морях они не нужны вообще, а на Дальнем Востоке
мы теперь имеем Курильские острова и Сахалин».
Снимок сделан американским военно — морским атташе в 1947 г.
И хотя в дальнейшем вождь выразил желание построить 2 малых авианосца для Северного морского театра, в окончательный вариант программы они не попали из-за протестов судостроителей.
Значительно было сокращено также число:
эскадренных тральщиков (с 110 до 30)
сторожевых кораблей (с 558 до 177).
Количество же мелких боевых кораблей и катеров особых возражений
у Сталина не вызвало.
В окончательном варианте 10-летняя программа военного судостроения
была утверждена постановлением СНК СССР от 27 ноября 1945 года.
На эти деньги предполагалось полностью восстановить и расширить
все действующие заводы и построить 22 новых, из которых
8 - судостроительного профиля,
4 – судоремонтными,
4 – механическими,
6 – радиолокационными и приборными.
гражданского назначения.
Поэтому уже в 1947 году пришлось снять военную программу со многих
заводов мелкого судостроения.
В начале 50-х годов с целью развития торгового флота, уступавшего в 1952 году по тоннажу даже Дании, пришлось переключить на гражданское
судостроение и часть самых крупных заводов.
В условиях «хрущевской военной реформы» на программе
строительства военного флота окончательно поставили жирный крест.
по кораблям проекта 82 («Сталинград»), хотя на их постройку уже
было затрачено свыше 542 миллионов рублей.
Затем очередь дошла и до крейсеров проекта 68-бис.
в течение 1952–1955 годов 14 крейсеров, ставших основой надводных
сил всех четырех флотов СССР. Строительство же последних
семи кораблей было приостановлено, и их разобрали на металлолом.
Постановление Совета Министров СССР от 28 июля 1953 года положило начало работам по созданию советских атомных подводных лодок.
Уже в сентябре 1955 года состоялась закладка первого такого корабля.
В этом же месяце на Северном флоте был произведен первый в истории
пуск баллистической ракеты с подводной лодки.
Летом 1955 года начато переоборудование эсминца «Бедовый» в ракетный корабль с первыми отечественными противокорабельными ракетами. В конструкторском бюро В.А. Челомея создается крылатая ракета П-5 для стрельбы по берегу, которыми стали вооружать
подводные лодки.
В 1954 году строится первый боевой катер на подводных крыльях.
титана в судостроении.
Подведем итоги.
по всем направлениям развития военно-морской техники.
За 1946 – 1950 годы в 10-летней программе вступило в строй вместо:
8 легких крейсеров только 5,
вместо 46 эсминцев – 38,
вместо 23 сторожевых кораблей – 2,
из 60 базовых тральщиков построено было 35,
из 17 больших ПЛ – ни одной,
из 82 рейдовых тральщиков – 65,
из 23 средних ПЛ – 2,
из 105 малых ПЛ – 33,
из 418 торпедных катеров – 280.
За 1951 – 1955 годы ВМФ СССР получил:
47 эсминцев вместо 142,
46 сторожевых кораблей вместо 154,
6 больших ПЛ из 23,
149 средних ПЛ из 181,
33 малых ПЛ вместо планировавшихся 18.
К 1960 году ВМФ СССР должен был иметь в своем составе:
21 эскадренный авианосец,
34 эскортных авианосца,
42 крейсера,
87 легких крейсеров,
582 эсминца,
31 канлодку,
132 бронекатера,
811 сторожевых кораблей (СКР),
511 торпедных катеров (ТК) дальнего действия
324 – торпедных катеров (ТК) ближнего действия,
356 больших охотников за подводными лодками,
706 малых охотников,
256 эскадренных тральщиков,
660 базовых тральщиков,
1090 катерных тральщиков,
Подводных лодок: 146 больших, 236 средних и 112 малых ,
995 десантных судов и др.
программа строительства флота // Родина, № 7–8, 1996 г.
#РоссийскийФлот