ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

МОРСКИЕ ГВАРДЕЙЦЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
215 лет назад - 16 февраля 1810 года, создается Гвардейский
морской экипаж в составе четырех строевых рот, артиллерийской
Находясь под впечатлением Морского батальона Наполеона,
Александр I решил создать подобную гвардейскую воинскую часть.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911107518
Летом 1807 года императоры России и Франции Александр I
и Наполеон впервые провели встречу «на высшем уровне».

Два сильнейших властителя Европы, уже воевавшие друг с другом и понимавшие неизбежность новой войны, встречались на нейтральной
территории — на плоту посреди пограничной реки Неман.
Российского императора сопровождали донские казаки из Лейб-гвардии казачьего полка — именно они сели на весла в лодке, причалившей
к плоту посреди Немана.
И тут выяснилось, что гвардейцы-«донцы», отличные наездники и рубаки,
гребут тоже быстро, но навыком виртуозной гребли не владеют
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911107262
Нос разогнанной казаками царской лодки вместо изящного причаливания
громко стукнул в плот, где стоял шатер для встречи монархов.
На переговорах такого уровня мелочей не бывает, и вечером того же дня Александр I поинтересовался у свиты, почему в составе царской гвардии
нет профессиональных гребцов.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911107006
Действительно, все русские гвардейцы к началу XIX столетия были пехотинцами или кавалеристами, профессионалами сухопутной войны,
а способных умело ходить под парусом или на веслах моряков среди царской гвардии не имелось. Так впервые возникла мысль о создании среди гвардейских полков русской армии военно-морской части.

Вскоре,16 февраля по старому стилю 1810 года Александр I
подписал распоряжение:
«Придворную яхтенную и гребецкую команду переформировать в особый экипаж, причислив его к гвардии и назвав Морской гвардейский экипаж».
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911106750
Морской гвардейский экипаж был сформирован по штату гвардейского батальона — 434 рядовых и офицеров, сведенных в 4 строевые роты,
«музыкантский хор» и артиллерийскую команду.

Экипаж предназначался для комплектования команд царских яхт
и гребных судов, неся морскую службу. Но, входя в состав Гвардейского корпуса, экипаж исполнял и сухопутную службу: наравне с пехотными
и конными гвардейцами нес дворцовые караулы, участвовал
в царских парадах и смотрах.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911106494
Первым командиром экипажа был назначен капитан 2-го ранга
Иван Петрович Карцов, ранее отличившийся в Русско-шведской
войне 1788–1790 годов,а потом командовавший царской яхтой
«Паллада». капитан 2-го ранга Иван Петрович Карцов
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911182014
Назначение:

— комплектование команд придворных яхт
— несение придворной караульной службы.

Рядовой состав гвардейского экипажа формировался из лучших матросов Балтийского флота и стрелков Лейб-гвардии Финляндского полка.
Всего через 2 года после создания гвардейский экипаж оказался
в гуще войны, и не на море, а на суше. Дело в том, что флотские гвардейцы, помимо чисто морских задач, обучались строительству
мостов и переправ.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911181758
Матросы гвардейского морского экипажа

Поэтому весной 1812 года гвардейский экипаж отправился из Петербурга
на западную границу России, где уже собирались войска для отражения
готовившейся агрессии Наполеона.

Экипаж имел знамя сухопутного образца.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911181246
Император Александр I лично проводил свою «морскую гвардию»
до окраины Петербурга, напутствовав экипаж такими словами:
«Прощайте, ребята. Надеюсь, что я не ошибся, взявши вас в гвардию,
и что вы покажете мне вашу службу».
Гвардейский экипаж не подвел царя и Отечество — тяжелым летом 1812 года, когда приходилось отступать под натиском превосходящих сил
600-тысячной армии Наполеона, именно моряки-гвардейцы обеспечивали как строительство, так и разрушение мостов и переправ.

Боевое крещение экипаж принял в Отечественной войне 1812 г.,
успешно действуя как инженерное подразделение.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911180990
Особенностью действий моряков на первом этапе Отечественной войны стало то, что они, используя подручные средства, быстро сооружали переправы для отступающих русских войск, несли их охрану, а затем
уничтожали мосты перед лицом приближающегося врага.
Обычно ситуация складывалась так, что одна часть гвардейского экипажа, будучи в авангарде отступающей русской армии, строила мосты, а другая, замыкая арьергард, их разрушала, чем существенно затрудняла действия противника. От работы моряков-гвардейцев во многом зависели скорость
движения наших войск, порядок и организованность отхода.

Зачастую прямо на марше бойцам экипажа приходилось чинить понтоны
и шлюпки, нередко перетаскивая их на руках. Не раз моряки гвардейцы строили или разрушали переправы, работая прямо под огнем противника.

Во время Бородинской битвы 30 матросов экипажа во главе с мичманом Лермонтовым (родственником знаменитого поэта) взорвали захваченный французами мост через реку Колча. За эту битву 16 рядовых
моряков-гвардейцев получили награды.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911199934
В начале Бородинской битвы, дав возможность русским егерям отступить
через Колочь, моряки подожгли мост. Однако, уже по горящему мосту
части 106-го французского полка все же удалось перейти реку.
В контратаке приняли участие три русских егерских полка и команда
моряков (30 чел). В результате французский полк был практически полностью уничтожен и противник на данном участке сражения более
не предпринимал серьезных атак.

В районе Багратионовых флеш отличилась и артиллерия Гвардейского экипажа, способствовавшая отражению кавалерийских атак на каре Измайловского и Литовского полков. Всего в Бородинской битве Гвардейский Флотский экипаж потерял 24 офицера и матроса убитыми
и ранеными. 27 человек за отличие при Бородине были отмечены
различными наградами
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911199422
Мундир морского гвардейского экипажа 1812 года

В конце 1812 года, уже во время преследования отступающей армии Наполеона матросам экипажа приходилось строить переправы в морозы,
часто стоя по пояс в ледяной воде и при ледоходе.
Бывали случаи, когда массы льда под действием течения ломали почти законченную переправу, и приходилось строить ее заново. Поэтому
в ту зиму большую часть потерь экипаж понес не от пуль и штыков
противника, а от ледяной воды.

В дальнейшем экипаж в ходе кампании 1813 года строил мосты через Вислу и реки Германии. Последние большие мосты в ходе той войны
моряки-гвардейцы навели в январе 1814-го через французскую Сену.

В марте того года экипаж вместе со всей русской гвардией
победоносно вступил в Париж.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911199166
В дальнейшем гвардейский экипаж участвовал во всех войнах, которые
вела Российская империя. Моряки-гвардейцы особенно отличились при
переправе через Дунай в июне 1877 года.
Все военные эксперты западных стран тогда считали, что форсирование
с боем крупнейшей реки Центральной Европы обойдется русским в 20–30 тысяч убитых. Но умелые действия понтонных батальонов, в том числе гвардейского экипажа, позволили нашей армии прорваться через Дунай,
потеряв лишь несколько сотен бойцов.

После революции, в 1917 году - гвардейская военно-морской
часть была расформирована.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911198910
Завершая рассказ о первой гвардейской военно-морской части в нашей истории, добавим, что с 2014 года в состав Тихоокеанского флота России
входит десантный катер «Иван Карцов», названный в честь
первого командира Морского гвардейского экипажа.

РЕКОНСТРУКЦИЯ В ПАМЯТЬ НАШИХ ПРЕДКОВ
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911241406
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911241150
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - 967911240894

Комментарии

Комментариев нет.