ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ: История парламентаризма по-севастопольски
День российского парламентаризма. 27 апреля 1906 года – день начала работы Первой Государственной Думы. Но парламентские традиции в стране зародились гораздо раньше. О том, как происходило их становление в нашем городе как работала в XIX веке система управления нашим необычным городом. Специфика города стала причиной факта, что система общественного управления в Севастополе сложилась несколько позже, чем в других городах страны.
Первые шаги
До определенного времени руководство городом и руководство флотом были нераздельно связаны, да и гражданского населения здесь было совсем мало – согласно архивным данным, в конце ХVΙΙΙ века таких насчитывалось 246 (!) человек. Первое гражданское учреждение – городовой магистрат – появился в Севастополе 19 февраля 1787 года.
Карло Боссоли. 1842. Вид форта святого Николая.
Но выборы городского головы прошли позже, чем в других городах, в том числе и крымских – предположительно, это произошло в 1789 году. Первым городским головой стал севастопольский купец Михаил Левашов. О нем известно, что до 1790 года он был городским оценщиком, а затем Таврическое областное правление утвердило его в должности ратмана Севастопольского городового магистрата. Еще через год Левашов стал бургомистром магистрата. Годы его рождения неизвестны, зато известно, что у него было 9 детей, из которых 3 умерло во младенчестве. Предпринимательские успехи Левашова со временем иссякли – в 1805 году он не нашел денег на уплату векселя (362 рубля), выданного другому севастопольскому купцу Акиму Сергееву. Этот вопрос даже рассматривало Таврическое губернское правительство. Ну а последнее упоминание о Левашове встречается в датированном 1830 годом списке мещан Севастополя. В это время экс-голова уже не был ни купцом, ни главой большого семейства – в графе «количество душ в семье» стоит прочерк. Дети к тому времени выросли и, вероятно, разъехались. Сам Левашов в определенный период времени уехал из Севастополя в Харьков.
Первая городская дума в нашем городе появилась значительно позже того, как был избран первый городской голова – еще почти через 30 лет!
Указание о созыве купеческого и мещанского общества для избрания «двух думных членов» и открытии городской думы Таврическое губернское правительство выдало в 1816 году.
13 мая того же года тогдашний городской голова Викентий Юнг отправил в Симферополь рапорт о том, что 10 мая «городовая общественная дума» была открыта и действие свое возымела». В нее были избраны два человека (как их тогда называли, гласные) – мещанин Гаврила Колосов и «торгующий в здешнем городе курский мещанин Иван Тарасов».
Каждый десятый – избиратель Как видим, «заговор понаехов» начался как минимум за три столетия до наших дней. Но это, конечно, ирония, поскольку и создавали базу Черноморского флота «понаехи» во главе с Потемкиным. Но вернемся к истории севастопольского парламентаризма.
В 1821 году количество гласных (сейчас мы назвали бы их депутатами) увеличилось до четырех человек. Гражданское население города к тому времени составляло менее 500 человек, а право голоса было всего у 50 (цифра примерная). Но население города росло, а с ним – и число избирателей. Выборы тогда проводились раз в три года. Их итоги утверждались сначала флотским начальством, а затем Таврическим губернским правительством. Процесс голосования был живописным: одна часть специального ящика окрашивалась в черный, другая – в белый цвет. Засунув в него руку, выборщик должен был положить шар в одну из половин (в какую именно, снаружи видно не было). Именно этим объясняется происхождение фразы «накидать черных шаров». Правда, шары для голосования начали использовать гораздо раньше и не в России. Не обходилось и без конфликтов. По итогам выборов декабря 1832 года севастопольские купцы пожаловались, что вместо шаров выборщикам выдавали чернильные орешки, а выборные ящики не были обиты сукном: из-за этого по стуку можно было определить, какой выбор сделал каждый голосующий. Вскоре процедура изменилась: черными и белыми стали сами шары. И так жители многих российских регионов голосовали до самого 1917 года.
Существенные перемены в жизни Севастополя произошли после Крымской войны.
В 1864 году город был выведен из состава Николаевского и Севастопольского военного губернаторства
16 июня 1873 года образовано Севастопольское градоначальство.
Изменения произошли и в стране в целом. Однако избирателями и теперь могли быть не все, а только плательщики городских налогов, домовладельцы и владельцы торгово-промышленных документов. Зато Думы получили финансовую самостоятельность и право распоряжаться городским имуществом. Они могли осуществлять займы, принимать обязательные к исполнению постановления, но самостоятельными в полной мере не были, поскольку отвечали за свою деятельность перед градоначальником.
С 1870 года изменилось и количество гласных (депутатов).
Определялось оно так: если пользующееся правом голоса население города не превышало 300 человек, гласных должно было быть 30. Если больше – на каждые 150 человек прибавлялось по 6 гласных. Но максимальное их число не должно было превышать 72. Таким образом, в избранном на таких принципах заксобрании Севастополя было бы не 24, как сейчас, а 72 народных представителя.
Первые выборы, проведенные в Севастополе согласно новому порядку, состоялись в конце 1872 года. На них было избрано 54 гласных. После этого выборы стали проводиться раз в 4 года. Исполнительным же органом власти являлась городская управа, членов которой избирала городская дума. Так что ее влияние на жизнь города, как видим, было очень велико.
Очередные изменения в избирательной системе страны произошли в 1892 году, когда появилось новое Городовое положение. Право голоса получили монастыри, церкви, товарищества и организации, уплачивавшие оценочный сбор с недвижимого имущества.
Вид на Севастополь. Дата снимка - 1885
При этом численность гласных начала считаться по-новому. Их стало меньше: в мае 1897 года в Севастопольскую городскую думу прошло всего 34 гласных. А в Балаклаве, как и в других небольших поселениях страны с небольшими доходами и слабенькой промышленностью, вместо городской думы и вовсе было введено Балаклавское городское упрощенное управление.
А теперь и женщины Резкие перемены в избирательном праве России произошли после февраля 1917 года.
15 апреля 1917 года Временным правительством было принято постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях», по которому избирательные права получили все граждане в возрасте от 20 лет, включая, о чудо, и женщин. В Севастополе тоже было позволено голосовать всем, без оглядки на пол, национальность (трудно поверить, но было и такое!), состояние и время пребывания в городе.
В июле 1917 года севастопольцы избрали своими представителями 17 рабочих, 17 военнослужащих (6 солдат, 8 матросов и 3 офицеров), 12 гражданских служащих (приказчиков, счетоводов, бухгалтеров и пр.), 23 человек «интеллигентных профессий» (среди них – 4 врача, 4 юриста, 4 инженера, 6 педагогов, 4 общественных деятеля и 1 священник). Наибольшее количество голосов (60 из 72) набрали эсеры.
Отношение к большевикам, мягко говоря, было не лучшим – как в городе в целом, так и в стенах городской думы. 16 ноября 1917 года на внеочередном заседании думы было принято решение не идти с ними на компромисс. Но случилось то, что случилось.
Последующие годы стали крайне непростыми для всех. Городской думе приходилось принимать решения по борьбе со спекуляцией, подступающим к городу голодом и топливным кризисом. А городской голова Могилевский в апреле 1919 года вел с воюющими сторонами переговоры о недопущении боев в городе.
Были и казусы: так, в декабре 1917 года рьяные приверженцы наступивших перемен подняли вопрос о переименовании Екатерининской улицы в улицу Учредительного Собрания. И такое решение было принято, но до реального переименования дело не дошло.
В октябре 1920 года город остался без головы: Яков Перепелкин, в 1916 году получивший за свой «изобретательский труд» чин генерал-майора по Адмиралтейству, подал в отставку. Но новые выборы проведены не были из-за дороговизны процедуры и «по условиям переживаемого момента».
Митинг у Графской пристани. 1917 год. На рейде броненосец "Георгий Победоносец" (там штаб Командующего ЧФ). В декабре 1917 года в составе Красного ЧФ. В июне 1919 года захвачен белогвардейцами. В 1920 ушёл в Бизерту.
Последние сведения о работе городской управы датируются 2 ноября 1920 года, когда в связи с закрытием казначейства и отделения Государственного банка в управу обратился заведующий хозчастью 50-го пехотного Белостокского полка с просьбой принять на хранение остаток сумм полка 43 281 250 руб. Управа деньги приняла.
А через 8 дней, 10 ноября 1920 года, был отдан приказ об эвакуации врангелевских войск.
В приказе Врангеля от 29 октября говорится: «В случае оставления Крыма запрещаю какую бы то ни было порчу, или уничтожение казённого или общественного имущества, т. к. таковое принадлежит русскому народу». А еще через несколько дней в Севастополь вступили части Красной Армии, и власть в городе перешла к военно-революционному комитету. Но это, как говорится совсем другая история.
Материалы подготовлены заведующей архивом заксобрания Наталией Терещук, пересказывала Ольга Смирнова
Севастополь - Южный Форпост России ★
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ: История парламентаризма по-севастопольски
День российского парламентаризма.
27 апреля 1906 года – день начала работы Первой Государственной Думы. Но парламентские традиции в стране зародились гораздо раньше.
О том, как происходило их становление в нашем городе
как работала в XIX веке система управления нашим необычным городом.
Специфика города стала причиной факта, что система общественного
управления в Севастополе сложилась несколько позже,
чем в других городах страны.
До определенного времени руководство городом и руководство флотом были нераздельно связаны, да и гражданского населения здесь было совсем мало – согласно архивным данным, в конце ХVΙΙΙ века таких
насчитывалось 246 (!) человек.
Первое гражданское учреждение – городовой магистрат – появился
в Севастополе 19 февраля 1787 года.
Но выборы городского головы прошли позже, чем в других городах,
в том числе и крымских – предположительно, это произошло в 1789 году.
Первым городским головой стал севастопольский купец Михаил Левашов.
О нем известно, что до 1790 года он был городским оценщиком, а затем Таврическое областное правление утвердило его в должности ратмана
Севастопольского городового магистрата.
Еще через год Левашов стал бургомистром магистрата.
Годы его рождения неизвестны, зато известно, что у него было 9 детей,
из которых 3 умерло во младенчестве.
Предпринимательские успехи Левашова со временем иссякли – в 1805 году он не нашел денег на уплату векселя (362 рубля), выданного
другому севастопольскому купцу Акиму Сергееву.
Этот вопрос даже рассматривало Таврическое губернское правительство.
Ну а последнее упоминание о Левашове встречается в датированном
1830 годом списке мещан Севастополя.
В это время экс-голова уже не был ни купцом, ни главой большого
семейства – в графе «количество душ в семье» стоит прочерк. Дети
к тому времени выросли и, вероятно, разъехались. Сам Левашов
в определенный период времени уехал из Севастополя в Харьков.
Первая городская дума в нашем городе появилась значительно позже того, как был избран первый городской голова – еще почти через 30 лет!
«двух думных членов» и открытии городской думы Таврическое
губернское правительство выдало в 1816 году.
13 мая того же года тогдашний городской голова Викентий Юнг отправил
в Симферополь рапорт о том, что 10 мая «городовая общественная дума» была открыта и действие свое возымела». В нее были избраны два человека (как их тогда называли, гласные) – мещанин Гаврила Колосов
и «торгующий в здешнем городе курский мещанин Иван Тарасов».
Каждый десятый – избиратель
Как видим, «заговор понаехов» начался как минимум за три столетия
до наших дней. Но это, конечно, ирония, поскольку и создавали базу
Черноморского флота «понаехи» во главе с Потемкиным.
Но вернемся к истории севастопольского парламентаризма.
В 1821 году количество гласных (сейчас мы назвали бы их депутатами) увеличилось до четырех человек. Гражданское население города к тому времени составляло менее 500 человек, а право голоса было всего
у 50 (цифра примерная).
Но население города росло, а с ним – и число избирателей. Выборы тогда проводились раз в три года. Их итоги утверждались сначала флотским
начальством, а затем Таврическим губернским правительством.
Процесс голосования был живописным: одна часть специального ящика
окрашивалась в черный, другая – в белый цвет.
Засунув в него руку, выборщик должен был положить шар в одну
из половин (в какую именно, снаружи видно не было). Именно этим объясняется происхождение фразы «накидать черных шаров».
Правда, шары для голосования начали использовать гораздо раньше
и не в России.
Не обходилось и без конфликтов. По итогам выборов декабря 1832 года севастопольские купцы пожаловались, что вместо шаров выборщикам выдавали чернильные орешки, а выборные ящики не были обиты сукном: из-за этого по стуку можно было определить, какой выбор сделал
каждый голосующий.
Вскоре процедура изменилась: черными и белыми стали сами шары.
И так жители многих российских регионов голосовали до самого 1917 года.
Существенные перемены в жизни Севастополя произошли
после Крымской войны.
и Севастопольского военного губернаторства
16 июня 1873 года образовано Севастопольское градоначальство.
Изменения произошли и в стране в целом.
Однако избирателями и теперь могли быть не все, а только плательщики городских налогов, домовладельцы и владельцы торгово-промышленных документов. Зато Думы получили финансовую самостоятельность
и право распоряжаться городским имуществом. Они могли осуществлять займы, принимать обязательные к исполнению постановления, но самостоятельными в полной мере не были, поскольку отвечали за свою
деятельность перед градоначальником.
С 1870 года изменилось и количество гласных (депутатов).
Определялось оно так: если пользующееся правом голоса население города не превышало 300 человек, гласных должно было быть 30.
Если больше – на каждые 150 человек прибавлялось по 6 гласных.
Но максимальное их число не должно было превышать 72.
Таким образом, в избранном на таких принципах заксобрании Севастополя было бы не 24, как сейчас, а 72 народных представителя.
Первые выборы, проведенные в Севастополе согласно новому порядку, состоялись в конце 1872 года. На них было избрано 54 гласных.
После этого выборы стали проводиться раз в 4 года. Исполнительным
же органом власти являлась городская управа, членов которой избирала городская дума. Так что ее влияние на жизнь города, как видим, было
очень велико.
Очередные изменения в избирательной системе страны произошли
в 1892 году, когда появилось новое Городовое положение.
Право голоса получили монастыри, церкви, товарищества и организации,
уплачивавшие оценочный сбор с недвижимого имущества.
При этом численность гласных начала считаться по-новому.
Их стало меньше: в мае 1897 года в Севастопольскую городскую думу
прошло всего 34 гласных.
А в Балаклаве, как и в других небольших поселениях страны с небольшими доходами и слабенькой промышленностью, вместо городской думы и вовсе было введено Балаклавское городское
упрощенное управление.
А теперь и женщины
Резкие перемены в избирательном праве России произошли
после февраля 1917 года.
В Севастополе тоже было позволено голосовать всем, без оглядки на пол, национальность (трудно поверить, но было и такое!), состояние
и время пребывания в городе.
В июле 1917 года севастопольцы избрали своими представителями
17 рабочих,
17 военнослужащих (6 солдат, 8 матросов и 3 офицеров),
12 гражданских служащих (приказчиков, счетоводов, бухгалтеров и пр.),
23 человек «интеллигентных профессий» (среди них – 4 врача, 4 юриста,
4 инженера, 6 педагогов, 4 общественных деятеля и 1 священник). Наибольшее количество голосов (60 из 72) набрали эсеры.
Отношение к большевикам, мягко говоря, было не лучшим – как в городе
в целом, так и в стенах городской думы.
16 ноября 1917 года на внеочередном заседании думы было принято решение не идти с ними на компромисс. Но случилось то, что случилось.
Последующие годы стали крайне непростыми для всех.
Городской думе приходилось принимать решения по борьбе со спекуляцией, подступающим к городу голодом и топливным кризисом.
А городской голова Могилевский в апреле 1919 года вел с воюющими
сторонами переговоры о недопущении боев в городе.
Были и казусы: так, в декабре 1917 года рьяные приверженцы наступивших перемен подняли вопрос о переименовании Екатерининской улицы в улицу Учредительного Собрания. И такое решение было принято,
но до реального переименования дело не дошло.
В октябре 1920 года город остался без головы:
Яков Перепелкин, в 1916 году получивший за свой «изобретательский труд» чин генерал-майора по Адмиралтейству, подал в отставку.
Но новые выборы проведены не были из-за дороговизны процедуры
и «по условиям переживаемого момента».
2 ноября 1920 года, когда в связи с закрытием казначейства и отделения Государственного банка в управу обратился заведующий хозчастью
50-го пехотного Белостокского полка с просьбой принять на хранение
остаток сумм полка 43 281 250 руб. Управа деньги приняла.
А через 8 дней, 10 ноября 1920 года, был отдан приказ
об эвакуации врангелевских войск.
«В случае оставления Крыма запрещаю какую бы то ни было порчу,
или уничтожение казённого или общественного имущества, т. к.
таковое принадлежит русскому народу».
А еще через несколько дней в Севастополь вступили части Красной Армии, и власть в городе перешла к военно-революционному комитету.
Но это, как говорится совсем другая история.
Материалы подготовлены заведующей архивом заксобрания
Наталией Терещук, пересказывала Ольга Смирнова
#ИсторияСевастополя