БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...

27 ИЮЛЯ 1941 г. - ПОГИБ ПАРОХОД "ЛЕНИН" У МЫСА САРЫЧ
Гибель парохода "Ленин" — одна из самых крупномасштабных морских катастроф XX века.Точных данных о количестве жертв морской катастрофы советского парохода "Ленин" у мыса Сарыч на южном берегу Крыма, произошедшей 27 июля 1941 года, так и не было установлено.Погибли, по разным оценкам, от 650 до 4600 человек, эвакуируемых из Одессы в связи с приближением к городу немецко‑румынских войск.

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959109054
Однако даже приблизительные оценки выживших очевидцев говорят
о количестве жертв, которые превышают число погибших
на "Титанике" и "Лузитании" вместе взятых..

Пароход "Ленин" (бывший "Симбирск")
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959108798
Почти сразу все сведения об обстоятельствах гибели парохода, количестве жертв были строго засекречены. Ничего не сообщалось
в сводках Совинформбюро о потоплении и других Черноморских
пассажирских пароходов и госпитальных судов:
"Абхазии",
"Армении",
быстроходного теплохода "Аджарстан",
теплоходов: "Чехов" и "Белосток".
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959108542
Только на рубеже нового тысячелетия данные о страшной катастрофе
у мыса Сарыч были рассекречены и ученый секретарь Военно-научного
общества Севастополя капитан второго ранга
Сергей Алексеевич Соловьев получил к ним доступ.
Он тщательно изучил материалы следственного дела, снял копии с карт
и фотографий и показаний очевидцев, и перед ним возникла из небытия
суровая правда — подробности гибели многих тысяч людей.
Обстоятельства гибели парохода "Ленин" и сейчас весьма загадочны,
и еще предстоит уточнить, подорвался ли он на собственной мине или
был торпедирован подводной лодкой?
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959108286
Пароход "Ленин" лежит на глубине 94 метров мористее бывшей
президентской дачи "Заря", примерно в 2,5 мили от берега.

ПАРОХОД "ЛЕНИН"
Пароход, о котором пойдет речь, был построен перед первой мировой
войной на судоверфи в Данциге и получил название "Симбирск".
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959152062
Это был элегантный двухтрубный красавец, вполне комфортабельный
и быстроходный, имевший скорость 17 узлов при длине 94 м,
ширине 12 м и осадку 5,4 м.

В годы советской власти пароход переименовали в "Ленин".

В сентябре 1925 года по решению правительства, несмотря на большие
трудности с продовольствием, "Ленин" доставил груз безвозмездной
помощи в японский порт Нагасаки для жителей, пострадавших от
землетрясения. Затем был переведен на Черное море, где и совершал
свои рейсы между Одессой и Новороссийском.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959151806
пароход "Симбирск", (затем - "Ленин") - дореволюционное фото.

В 1941 году пароход модернизировали, заново покрасили и его капитаном
стал Иван Семенович Борисенко. За рейсы с гуманитарной помощью в республиканскую Испанию в 1937 году его наградили орденом Ленина.
С началом войны свой первый военный рейс из Одессы в Мариуполь с
эвакуированными и грузом сахара пароход совершил в июле 1941 года.
Обстановка на фронте резко ухудшалась. На обратном пути при подходе
к Одессе вражеские пикирующие бомбардировщики атаковали пароход,
но были отогнаны огнем крейсера "Коминтерн".
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959151550
Немецкая авиация совершала по нескольку налетов на город, появились
первые жертвы бомбардировок среди мирных жителей.
Капитан Борисенко получил приказ от руководства Черноморского морского пароходства срочно принять груз и пассажиров и следовать вновь в Мариуполь. На берегу погрузкой руководил представитель военно-морской комендатуры порта старший лейтенант Романов.

Путь парохода "Ленин" на Черном море 24-27 июля 1941 г.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959151294
Впоследствии на суде он показал, что пропуском на пароход служил посадочный талон, но по одному талону садилось два-три взрослых пассажира. Дети в счет не шли. Много людей приходило с записками от городских и областных руководителей,военной комендатуры города Одессы. Члены экипажа размещали родных и друзей в своих каютах.
Впоследствии многие из них составили печальный список
пропавших без вести.
Капитан Борисенко никакого учета принятых пассажиров не вел,
в результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальному регламенту, пароход "Ленин" только одних пассажиров принял на борт около 4000 человек... Людей было столько, что ими были забиты все салоны, столовые, коридоры,трюмы и палубы, а тут пришел еще приказ принять команду в 1200 человек необмундированных призывников. А люди все продолжали прибывать...Боцман в очередной раз доложил, что судно перегружено, когда наконец последовала
команда: "Отдать швартовы!"
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959151038
С началом войны на Черном море во многих районах были выставлены
оборонительные минные заграждения и был введен особый режим плавания, предусматривающий обязательную лоцманскую проводку.
Плавание осуществлялось по специальным фарватерам, о которых
знал ограниченный круг лиц. Маяки были переведены на
"манипулируемый режим"
По особому расписанию, как и все береговые навигационные огни, дабы
затруднить плавание кораблям противника. Однако единой и четкой службы обеспечения коммуникаций, которой бы подчинялись и капитаны
и лоцманы, увы. Черном море, по крайней мере, в первые месяцы
войны не было.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959150782
"Ворошилов" ведет огонь по врагу, 1941

Пароход "Ленин" отправился в свой последний рейс 24 июля 1941 года.
В 22 ч. 00 мин. он медленно отвалил от причала и вышел в море, возглавив конвой. Конвой состоял из теплохода "Ворошилов", судна "Березина" и двух шаланд, которые плелись в хвосте, все время грозя потерять из виду
основной конвой.

Наш военно-морской флот на Черном море традиционно имел подавляющее преимущество над кораблями противника даже в количественном отношении, поэтому непонятно, почему военный совет флота не заботился о проводке судов через секретный фарватер,
и транспорты стали подрываться на собственных минах?
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959196862
Вице-адмиралу Ф.С. Октябрьскому доложили, что только в течение одного дня подорвались на своих мирах в район Железного мора и мыса Кыз-Аул
2 судна,а накануне в районе Керчи — взорвался транспорт "Кола".

Важно, что лоцман, находившийся пароходе "Ленин", не имел связи с оперативным дежурным флота, поэтому радио связь осуществлялась
через военные катера и другие корабли. На переходе выяснилось, что
у тихоходных шаланд на борту есть свой лоцман и они могут следовать
месту назначения самостоятельно.
"Ленин" и "Ворошилов" могли увеличить скорость и быстро скрыться
за горизонтом. Однако на траверсе у мыса Лукулл, на теплоходе "Ворошилов" вышла из строя машина и не смогла двигаться самостоятельно. Капитан Борисенко знал, что это результат поспешного
и некачественного ремонта и принял решение отбуксировать "Ворошилов"
в Севастополь. Также капитан знал,что "Ворошилов" перегружен
людьми, как и его судно.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959196606
До Севастополя было рукой подать, но из-за шаланд время было упущено. В условиях войны это была непростительная ошибка, как
и ошибочно было составлять конвой из столь разных судов, да еще
с плохо отремонтированными машинами.
Чудом избежав налетов авиации противника, "Ленин" отбуксировал теплоход в Севастопольскую бухту (Казачью), а сам в сопровождении сторожевого катера пошел на Ялту. Но до Ялты он так и не дошел...

Капитан 2 ранга А. Е. Абаев свидетельствует:
"Лоцманом на пароходе "Ленин" для дальнейшей проводки был назначен молодой лейтенант И.И. Свистун, недавний выпускник Ленинградского мореходного училища...Судоводитель из него мог получиться не скоро. Свистун не был готов к лоцманским проводкам в мирное время,
а в военное тем более".

Ему вторит контр адмирал А.Р. Азаренко:
"Свистун был зачислен в состав лоцманской службы перед самой войной... подготовлен не был, так как не имел практических навыков
в вождении судов большого водоизмещения".
А ведь "Ленину" предстояло плавание в районе минных полей...
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959196350
На фото - лоцман И.И.Свистун. (Фото из личного дела И.И.Свистуна) Расстрелян 24 августа 1941 года. Реабилитирован посмертно
18 августа 1992 года Военным трибуналом ЧФ

Последнее плавание "Ленина".

.....Третьи сутки спустя как пароход "Ленин" отошел от одесского причала,
капитан Борисенко ждал "добро" на выход в море. К Севастополю подошел теплоход "Грузия", вышедший из Одессы на два дня позже.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959196094
теплоход "Грузия"

"На судне людей как сельдей в бочке, — свидетельствует пассажирка
М. А. Чазова,— на палубах вповалку мобилизованные, которые вместо
подушек подкладывали пробковые спасательные пояса под голову.
Кто-то узрел в этом "непорядок".
На третий день все спасательные пояса собрали и заперли под огромный замок, который потом не могли сбить даже топором". Все понимали, что пароход давно был бы в Ялте, но с полдороги его почему-то вернули
в Севастополь, и он опять встал на якорь в бухте Казачьей.
Моряки посчитали это за плохое предзнаменование. Тягуче и тревожно шло время...Наконец вечером 27 июля в 19 ч.15 мин. получили радиограмму: "Транспортам сняться и следовать в Ялту".

"Ленин" и "Ворошилов" в сопровождении сторожевого катера "СКА-026"
вышли в море,но конвой жестко ограничен в скорости передвижения:
"Ворошилов" не мог дать больше 5 узлов...
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959195838
Уже на следствии второй помощник капитана Г.А. Бендерский показал:
"Караван был составлен абсолютно неправильно. Такой подбор судов
я считаю преступным!"
Но в таком случае уместен вопрос: почему же тогда все молчали?
Молчал капитан, молчали его помощники... Наконец, нельзя не сказать
еще об одной непростительной оплошности капитана Борисенко. Как потом было выяснено, в Одессе для отражения налетов противника на носу и корме было установлено два зенитных орудия. Это, как говорят
моряки, "дополнительный металл",
Следовательно, необходимо было "устранить девиацию",дабы сделать более точными показания компаса. Кроме того, в трюмы также был
загружен металл в качестве необходимого груза (450 т), подлежащего перевозке в Мариуполь. И наконец, последнее, также немаловажное:
На пароходе "Ленин" почему-то отсутствовал эхолот для замера глубины,
а лаг для вычисления скорости судна был не выверен... Итак, целый ряд упущений, ошибок плюс и преступная халатность перед тем, как на перегруженном людьми судне выйти в ночной рейс по узкому фарватеру
в окружении минных полей.
При этом для охраны "Ленина", "Ворошилова" и "Грузии", где в общей сложности находилось около 10. 000 человек, был выделен лишь
один сторожевой катер "СКА-026".
Причина этого — слабые контакты с начала войны между гражданским
и военным руководством на Черном море, деление на "мое" и "твое".

Уже после разыгравшейся трагедии у мыса Сарыч командующий флотом, контр-адмирал Ф.С. Октябрьский, в своем дневнике от 31 июля 1941 года
с облегчением запишет:
"Наконец-то кое-что уточнили в связи с походом п/х "Ленин". Все (обеспечение и проводка) шло по линии гражданской и Морфлота..."

Южная ночь наступила быстро.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959195582
Кромешная тьма окутала пароходы "Ленин", "Грузию","Ворошилов" и сторожевой катер, следовавших в кильватер друг другу. Слева берег только угадывался, не видно было ни одного огонька (светомаскировка).
Капитан Борисенко, молодой лоцман Свистун и вахтенный рулевой Киселев всматривались в темноту. Лоцман Свистун нервничал. По мере следования с берега "манипуляторная служба" по указанию оперативного дежурного должна была на короткое время зажигать условные огни.Но огней все не было, и не было возможности по пеленгу уточнить курс.

Дул северный ветер, заставляя суда дрейфовать. Ему помогало течение
за мысом Фиолент...Нервничал и капитан Борисенко. В Севастополе
не было никакого инструктажа должностных лиц конвоя, не было письменного предписания, не был назначен даже старший конвоя,
не были уточнены особенности плавания в этом районе и вопросы обеспечения безопасности. Кругом неразбериха. "Флотского порядка"
не было и в помине!.. Скорость хода была минимальная.
Время 23 ч. 30 мин. Скоро Ялта.

Катастрофа...
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959267774
В 23 ч. 33 мин. сильный взрыв заставил содрогнуться весь пароход "Ленин". Рвануло между трюмами № 1 и № 2. Пароход начал оседать носом и крениться на правый борт. Забегали люди, раздались крики: "Тонем!" Капитан Борисенко дал ко манду: "Лево руля!" — и затем —
"Полный вперед!" — в надежде поближе подойти к Крымскому берегу.

Очевидец Колодяжная:
"В момент взрыва я спала в каюте...Проснувшись, я спустилась на вторую палубу, судно стремительно валилось на правый борт. Навстречу мне с главной палубы бежали пассажиры с криками. В этот момент крен судна
был примерно 15—20°. Я поняла, что шлюпки спустить не удастся и побежала к себе в каюту. Взяла нагрудник (спасательный пояс), портфель с деньгами, схватила за руки мать и стала выходить. В коридоре было много воды. Крен судна увеличивался. Меня мать тащила, к правому борту, а я ее к левому. В это время на меня кто-то упал, я упустила руку матери... Меня что-то потянуло. Я очутилась в море и увидела, что на меня валится труба. Я отплыла в сторону и все время наблюдала, как тонул пароход. Я видела, как корма парохода поднялась, винты продолжали работать. Потом он встал вертикально и быстро пошел под воду. Наступила удивительная тишина, и затем раздались крики ужаса людей, оказавшихся в воде. Я стала плыть к берегу...Где-то кричали:
"На катере!" Я тоже кричала. Было обидно, что нас не подобрали.
Кругом темень. Продержалась на воде часа 3, потом меня подняли
на борт "Грузии".
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959267518
Давно замечено, что в экстремальных ситуациях мало кому удается
действовать логично, хладнокровно и целенаправленно.

Пароход "Ленин" погрузился в воды моря за 7—10 минут. Шедшая в кильватере "Грузия" приблизилась к месту гибели. Капитан дал команду
по трансляции:"Спустить шлюпки на воду!"
Не разобрав в чем дело, люди в панике бросились к шлюпкам. Команда веслами и кулаками пыталась отбиться. "Шлюпки спускают для оказания помощи пассажирам "Ленина" — хрипела трансляция, но это мало помогало. Было упущено много драгоценного времени. Шлюпки спустили
на воду лишь через 30 минут.
Многие члены экипажа парохода "Ленин" вели себя самоотверженно,
спасая жизни людей, но быстро затонувшее судно увлекло их на дно.

Капитан Борисенко, трое его помощников и лоцман покинули судно последними. Успели спустить на воду лишь две спасательные шлюпки.
"Грузии" и "Ворошилову" ,а также подоспевшим катерам удалось спасти
в кипевшем от людских голов море лишь около 600 человек.
В основном это были те, кому достались пробковые пояса, спасательные круги и кто был в шлюпках. Те, кто не умел плавать, тонули мгновенно.
Многих увлекла в пучину намокшая одежда...
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959267262
Суд был скорый.

11 и 12 августа 1941 года в Севастополе состоялось закрытое заседание
Военного трибунала Черноморского флота в составе председательствующего бригвоенюриста Лебедева и членов трибунала
Фридмана и Бондаря.

О бесславной гибели "Ленина" ходило много слухов.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959267006
Было выяснено, что из-за приблизительной и неточной прокладки курса "Ленин" мог "задеть" у мыса Сарыч самый край минных заграждений и подорваться.В этом узрели вину лоцмана и его неопытность. Однако
было странно, что прошедший правее и мористее "Ворошилов" остался невредимым. Следовательно, "Ленин" мог напороться на плавающую
мину, сорванную с минрепа. Таких мин плавало довольно много и после войны, отчего пассажирские суда по Черному морю долгое время
ходили только днем.
Торпедная атака румынской подводной лодки была маловероятна. Для
нее большой преградой было минное поле. К тому же такая субмарина
под названием "Дельфин", по данным разведки, в это время находилась
в другом районе Черного моря.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959266750
Капитан Борисенко и его помощники затруднялись назвать не только количество погибших, но и общее количество пассажиров. Было ясно,
что более всего погибло детей, женщин и стариков...

Бывший лоцман лейтенант Иван Свистун был разжаловал и приговорен
к расстрелу. 24 августа 1941 года приговор был приведен в исполнение.
Приказ о расстреле Свистуна моряки прокомментировали так:
"Если нет виновного — то его назначают"
Старший лейтенант Штепенко получил 8 лет с отбыванием
наказания после войны.

П.С.Когда материалы о гибели парохода "Ленин" были рассекречены,
офицеры и моряки Севастопольского военно-научного общества потребовали дополнительного расследования всех обстоятельств.

18 августа 1992 года Военный трибунал Черноморского флота под
председательством полковника юстиции А. Д. Ананьева, с участием помощника прокурора флота подполковника С.Г. Марданшина
рассмотрел на судебном заседании уголовное дело по протесту
в порядке надзора и определил:
"Приговор Военного трибунала Черноморского флота от 12 августа 1941 года в отношении И. И. Свистуна отменить, а дело производством прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления"....

В 2009 году была организована экспедиция к "Ленину", его обследовали
с помощью телеуправляемого подводного аппарата.
Пароход лежит на глубине 97 метров на расстоянии двух с половиной
миль от берега. На корме хорошо видны буквы названия.

26 июля 2009 года на Морском вокзале в Одессе на стене Спасо‑Николаевского храма была открыта мемориальная доска,
на которой начертано:
"Кораблям, судам и пассажирам, ушедшим от причалов Одесского морского порта и погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг.".
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕВАСТОПОЛЯ               ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 971959266494
На доске изображен пароход "Ленин", но не такой, каким он погиб,
а еще двухтрубный — такой, каким он запечатлен на множестве
открыток и фотографий.

kazagrandy
#РоссийскийФлот

Комментарии