5 ЗНАКОВЫХ ФАКТОВ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА Для всех любителей морской истории, мы решили вспомнить пять героических подвигов и небывалых достижений отечественного ВМФ.
1. Подвиг брига «Меркурий» 14 мая 1829 года
В мае 1829 года в ходе русско-турецкой войны бриг «Меркурий» у южного побережья Чёрного моря неожиданно столкнулся с эскадрой линейных кораблей неприятеля, выходивших из пролива Босфор. «Меркурий» поспешно отступил, но на его перехват двинулись два вражеских быстроходных линейных корабля. Бриг оказался в безвыходной ситуации: оторваться от турецкой эскадры мешала безветренная погода, а сражаться в одиночку с «Селимие» и «Реал-беем», сильнейшими кораблями вражеского флота, было форменным безумием. Но, хотя соотношение сил было далеко не равным: на 18 пушек «Меркурия» приходилось 183 вражеских орудия,
Команда брига была настроена драться до самого конца и даже подорвать собственный корабль в случае захвата.
Неравный бой длился больше четырёх часов. «Меркурий» получил тяжёлые повреждения такелажа и корпуса, а командир героического корабля капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский был серьёзно ранен. Несмотря на требования сдаться, «Меркурий» продолжал ожесточённое сопротивление и благодаря искусному маневрированию и меткому артиллерийскому огню, сумел сбить такелаж «Селимие».
Потеряв ход, турецкий корабль был вынужден прекратить преследование и отступить. Вскоре после этого метким залпом удалось сбить мачты «Реал-бея». С тяжёлыми повреждениями тому пришлось лечь в дрейф, благодаря чему «Меркурий» сумел оторваться и благополучно воссоединиться с основными силами российского флота.
Маленький бриг сумел дать отпор двум тяжёлым линейным кораблям это стало тяжелейшим ударом по репутации турецкого флота, от которого тот ещё долго не мог оправиться. Экипаж «Меркурия» в награду за проявленный героизм был награждён кормовым Георгиевским флагом.
2. Бой эскадренного миноносца «Новик»
В годы Первой мировой войны Балтийское море стало ареной ожесточённого противостояния германских военных сил и российского флота, который пытался предотвратить прорыв противника в Рижский залив. 17 августа 1915 года, патрулируя воды Ирбенского пролива, эсминец «Новик» заметил силуэты двух кораблей — новейших германских миноносцев V-99 и V-100. Несмотря на неравные силы, командир «Новика» капитан 2-го ранга Беренц решил принять бой и пойти на сближение с кораблями противника.
С расстояния в 43 кабельтовых эсминец открыл артиллерийский огонь и уже буквально через 6 минут добился первых попаданий. Из-за тяжёлых повреждений на V-99 начался сильнейший пожар, и ему пришлось поспешно отступать с поля боя. Пытаясь уйти из-под обстрела, он подорвался на минной банке и был выброшен на берег в районе Михайловского маяка.
Второй миноносец, V-100, вскоре тоже лёг на обратный курс, потеряв поддержку и получив несколько метких попаданий «Новика». Сам героический эсминец сумел благополучно добраться до базы российского флота.
3. Рекорды советских атомных подводных лодок
Особой гордостью ВМФ СССР всегда были его подводные лодки. Стараниями советских конструкторов во второй половине двадцатого века отечественные субмарины поставили множество мировых рекордов, и некоторые из них не удалось побить по сей день.
Самая глубоководная.
5 августа 1984 года во время ходовых испытаний советская АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 опустилась на глубину 1040 метров, став тем самым самой глубоководной боевой подлодкой в мире.
Самая быстрая.
Рекорд скорости под водой поставила отечественная атомная подводная лодка К-162 проекта 661 «Анчар». Во время испытаний 18 декабря 1970 года она в подводном положении сумела разогнаться до скорости в 44,7 узла (82,78 км/ч) на глубине погружения 100 м.
Самая большая.
Титул самой большой подводной лодкой в мире сейчас носит тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Его подводное водоизмещение составляет 48 000 тонн, что сопоставимо с массой линкоров Второй мировой войны. На борту субмарины хватает места не только для боевых отделений, но и для салона отдыха, спортзала и даже плавательного бассейна.
4. Солдат удачи: эсминец «Сообразительный»
Эсминец «Сообразительный» по праву можно назвать одним из самых везучих кораблей отечественного флота. За годы Второй мировой войны он совершил 218 боевых выходов в море и прошёл при этом свыше 60 тысяч миль, что равно примерно трём кругосветным путешествиям. Эсминец отконвоировал в Одессу, Севастополь и на Кавказ 62 военных транспорта, более 20 раз был обстрелян вражескими береговыми батареями, многократно принимал участие в высадке десанта и рейдах на коммуникации противника и отразил свыше 250 атак немецкой авиации. Причём за все эти годы по кораблю не было зафиксировано ни одного попадания вражеского снаряда, торпеды или авиабомбы, а команда «Сообразительного» не потеряла ни единого человека!
5. Первая кругосветка и географические открытия
27 июля 1803 года из Кронштадта в первое в истории русского военного флота кругосветное плавание вышли шлюпы «Надежда» и «Нева» под командованием прославленных Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
Иван Крузенштерн
Юрий Лисянский
За несколько лет путешествия участники экспедиции составили карты Вашингтоновых и Маркизских островов, собрали этнографические сведения о населении Гавайев, изучили побережье Японии, а команде корабля «Нева» даже довелось вступить в бой с индейцами. В начале XIX века на острове Ситка в Аляске разгорелось ожесточённое противостояние между русскими колонистами и племенами индейцев-тлинкитов. В 1804 году, прибыв в ходе экспедиции к архипелагу Александра, команда Лисянского по просьбе главы Русско-Американской кампании согласилась принять участие в походе на индейскую крепость на острове Ситка.
После нескольких недель осады, сопровождавшихся кровопролитными стычками с противником, колонисты решились на штурм вражеского форта. И хотя атака была отбита, индейцам вскоре пришлось отступить и покинуть крепость, на месте которой уже спустя несколько лет был основан город Ново-Архангельск.
Севастополь - Южный Форпост России ★
К ДНЮ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
5 ЗНАКОВЫХ ФАКТОВ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА
Для всех любителей морской истории, мы решили вспомнить пять
героических подвигов и небывалых достижений отечественного ВМФ.
В мае 1829 года в ходе русско-турецкой войны бриг «Меркурий» у южного побережья Чёрного моря неожиданно столкнулся с эскадрой линейных
кораблей неприятеля, выходивших из пролива Босфор.
«Меркурий» поспешно отступил, но на его перехват двинулись два вражеских быстроходных линейных корабля. Бриг оказался в безвыходной ситуации: оторваться от турецкой эскадры мешала безветренная погода,
а сражаться в одиночку с «Селимие» и «Реал-беем», сильнейшими
кораблями вражеского флота, было форменным безумием.
Но, хотя соотношение сил было далеко не равным:
на 18 пушек «Меркурия» приходилось 183 вражеских орудия,
Команда брига была настроена драться до самого конца
и даже подорвать собственный корабль в случае захвата.
и меткому артиллерийскому огню, сумел сбить такелаж «Селимие».
и отступить. Вскоре после этого метким залпом удалось сбить мачты
«Реал-бея». С тяжёлыми повреждениями тому пришлось лечь в дрейф,
благодаря чему «Меркурий» сумел оторваться и благополучно
воссоединиться с основными силами российского флота.
это стало тяжелейшим ударом по репутации турецкого флота, от которого
тот ещё долго не мог оправиться.
Экипаж «Меркурия» в награду за проявленный героизм был награждён
кормовым Георгиевским флагом.
2. Бой эскадренного миноносца «Новик»
в Рижский залив.
17 августа 1915 года, патрулируя воды Ирбенского пролива, эсминец «Новик» заметил силуэты двух кораблей — новейших германских миноносцев V-99 и V-100. Несмотря на неравные силы, командир «Новика» капитан 2-го ранга Беренц решил принять бой и пойти
на сближение с кораблями противника.
и уже буквально через 6 минут добился первых попаданий. Из-за тяжёлых повреждений на V-99 начался сильнейший пожар, и ему пришлось поспешно отступать с поля боя. Пытаясь уйти из-под обстрела, он подорвался на минной банке и был выброшен на берег в районе
Михайловского маяка.
поддержку и получив несколько метких попаданий «Новика».
Сам героический эсминец сумел благополучно добраться до базы
российского флота.
3. Рекорды советских атомных подводных лодок
Стараниями советских конструкторов во второй половине двадцатого века отечественные субмарины поставили множество мировых рекордов,
и некоторые из них не удалось побить по сей день.
Самая глубоководная.
став тем самым самой глубоководной боевой подлодкой в мире.
Самая быстрая.
в 44,7 узла (82,78 км/ч) на глубине погружения 100 м.
Самая большая.
сопоставимо с массой линкоров Второй мировой войны. На борту субмарины хватает места не только для боевых отделений,
но и для салона отдыха, спортзала и даже плавательного бассейна.
4. Солдат удачи: эсминец «Сообразительный»
он совершил 218 боевых выходов в море и прошёл при этом свыше
60 тысяч миль, что равно примерно трём кругосветным путешествиям.
Эсминец отконвоировал в Одессу, Севастополь и на Кавказ 62 военных
транспорта, более 20 раз был обстрелян вражескими береговыми батареями, многократно принимал участие в высадке десанта и рейдах
на коммуникации противника и отразил свыше 250 атак немецкой авиации. Причём за все эти годы по кораблю не было зафиксировано
ни одного попадания вражеского снаряда, торпеды или авиабомбы,
а команда «Сообразительного» не потеряла ни единого человека!
5. Первая кругосветка и географические открытия
Иван Крузенштерн
сведения о населении Гавайев, изучили побережье Японии, а команде
корабля «Нева» даже довелось вступить в бой с индейцами.
В начале XIX века на острове Ситка в Аляске разгорелось ожесточённое противостояние между русскими колонистами и племенами индейцев-тлинкитов. В 1804 году, прибыв в ходе экспедиции к архипелагу Александра, команда Лисянского по просьбе главы Русско-Американской кампании согласилась принять участие в походе на индейскую крепость
на острове Ситка.
и покинуть крепость, на месте которой уже спустя несколько лет
был основан город Ново-Архангельск.
#РоссийскийФлот