БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...

ЧЕРНОМОРСКОЕ КЛАДБИЩЕ ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ
Летопись морских катастроф, связанных с гибелью кораблей, подводных лодок, судов и других плавсредств за период цивилизации на
Черном море займет не один том,некоторые итоги гибели судов
на каждом историческом этапе и их неполный именной список потерь
Авторская песня Александра Казака - ГРКР МОСКВА,посвящена
самой дорогой военной потери России в войне с Украиной

Братские могилы на дне Черного моря
( Именной список потерь)

Легенды древней Греции повествуют, что первыми в Черное море
проникли финикийцы, затем уже и греки.
В XIII в. до н. э. греки на судне «Арго» пришли в Колхиду за «Золотым руном». В XII в. до н. э. Одиссей побывал в Балаклавской бухте, затем
в Керченском проливе, где по преданиям находится вход
в подземное царство Аида.
Древние мореплаватели, как правило, прокладывали свой путь вдоль приморских берегов. В ночное время и во время штормов корабли их часто садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Поэтому в прибрежных районах Черного моря, у мысов и островов покоятся сотни останков судов древних мореплавателей. Есть письменные свидетельства
о перевозке на древних судах золотых и серебряных монет.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881868990
Демосфен повествует о том, что в IV в. до н. э. в районе м. Опук
затонуло судно купца Ларита с грузом золота и серебра. Наиболее часто древнегреческие суда находили в районах Керченского пролива, Феодосийского залива, Нового Света, мысов Аю-Даг, Айя, Лукулл,
Тарханкут и северо-западной части Черного моря.

Тонули суда перевозившие дань, собранную византийцами на Руси.
При Птолемее IV, 220–204 гг. до н. э., строились суда достигавшие
длины 120 м и высотой от киля 22 м.

Несколько древних судов обнаружено подводными лабораториями «Бентос-300», «Риф», «Лангуст», «Тинро-2» во время многочисленных
погружений в Черном море.
Два древнегреческих судна с грузом амфор нашли специально обученные
дельфины в районе о. Змеиный («Левка»).

В XVII в. Россия получила выход к Черному морю, первым в него
через Керченский пролив проник корабль «Крепость».

Весь XVIII в. прошел в русско-турецких морских сражениях.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881868734
В период с 1770 по 1853 гг. погибли:
Фрегаты:

«Иоанн Златоуст» — Днепровский лиман;
«Царь Константин», «Федор Стратилат» — устье Дуная;
«Поспешний» — Румели;
«Везул» — Херсонесский маяк;
«Варна» — Сухум-Кале, корветы:
«Александр» — м. Тарханкут, «Крым» — Кале;
«Мессемрия» — район Сочи; там же семь крепостных судов,

Бриги:
«Диона» — Дунайское гирло,
«Язон» — Тарханкут;
«Царь Константин» — Анапа;
«Фемистокл» — Туапсе,
«Фома» — северо-западный район Черного моря;
«Три святителя» — устье Дуная;
«Ахилл» — Альма;
«Иосиф» — Севастопольская бухта;
«Кичкасы» — Румели.

Шхуна «Бранлов» — Аккерман,
люгер «Геленджик» — Новороссийск,

Тендеры:
«Струа» — Еникале;
«Луч», «Скорый» — Туапсе;

Транспорта:
«Тарантул», «Рак», Ахтапол» — Азов;
«Березань» — Севастополь,
«Прут» — устье Дуная;
«Утка» — Дунай;
«Надежда» — Севастополь;
«Чайка» — Ак-Мечеть;
«Змея» — Инеада;
«Ингулец» — Геленджик;
«Ланжерон» — Абхазия;
«Никола» — гирло Сулина;
«Сухум-Кале» — Пицунда;
«Адлер», «Абин» — Кавказ;

Гильоты:
«Донец» — Ялта;
«Лебедь» — Аккерман.
«Волна»,

Крейсер
«Панагия Попанди» — Азов;
«Архангел Михаил» — о. Березань;
«Килия» — Румели.

Крымская война 1853–1856 гг.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881868478
30 ноября 1853 г. в ходе Синопского сражения русской эскадрой под командованием П. С. Нахимова был разгромлен турецкий флот. В тот
день было потоплено 15 турецких кораблей.
Поражение турок при Синопе подтолкнуло западные державы
к активным действиям.

28 марта Англия, а 8 апреля 1854 г. Франция объявляют войну России.
Союзный флот на тот момент состоял из 34 линейных кораблей,
55 фрегатов и 300 транспортов.

В составе Российского флота было 45 кораблей.
Из них 11 колесных пароходов и ни одного винтового.

В период 10–16 сентября 1854 года поперек Севастопольской бухты
были затоплены:
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881868222
Корабли:
«Три Святителя»,
«Варна»,
«Селафаил»,
«Уриил»,
«Силистрия»,

Фрегаты:
«Сизополь» и «Флора».

Таким образом, было создано искусственное заграждение против проникновения неприятельских судов в бухту.

Второй этап затопления состоялся в конце зимы 1855 года.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881867966
В ночь с 12 на 13 февраля между Николаевской и Михайловской
батареями (вторая линия) затопили:
Корабли:
«Двенадцать Апостолов»,
«Святослав»
«Ростислав»,

Фрегаты «Кагул» и «Мессемврия», а 16 февраля — Фрегат «Мидия».

27–28 августа 1855 года западнее Сухарной балки почти на середине
бухты затопили:
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881867710
Корабли:
«Великий князь Константин»,
«Париж»,
«Императрица Мария»,
«Храбрый»,
«Ягудиил»,
«Чесма»;

Фрегат «Кулевчи» и Пароходофрегат «Владимир».

В Южной бухте и Килен-бухте топили более мелкие суда, в основном
бриги и шхуны.
Наконец, 30 августа у северного берега Севастопольской бухты
были затоплены все оставшиеся пароходофрегаты, пароходы
и другие плавсредства.
Всего в Севастопольской бухте было затоплено 95 единиц:
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881883326
15 боевых кораблей,
7 фрегатов,
4 корвета,
8 бригов,
4 артиллерийских шхуны,
4 тендера,
2 яхты,
6 пароходофрегатов,
12 пароходов,
4 транспорта,
18 купеческих судов и 11 вспомогательных, включая коллекторы, землечерпалки и др.

14 ноября 1854 года на Черном море разразилась сильнейшая буря.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881883070
Никогда еще в такой короткий промежуток времени шторм не приносил флоту столько вреда. Из британских парусных судов стоящих на якоре в Балаклавской бухте большинство получили сильные повреждения,
часть были затоплены.

Британский флот до бури
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881882814
Итоги бури для союзного флота были катастрофические, погибли,
Американские транспорты:
«Progress»,
«Wanderer»
«Kenilworth»,
Английские:
«Prince»,
«Resolute»,
«Rip Van Winkle»,
«Panola»,
«Wild Wave»,
«Peltoma»,
«Maltese».

В районе реки Кача погибли 13 купеческих судов среди них:
“London»,
«Lord Raglen»,
«Ganges»,
«Woodvell»,
«Tahren»,
«Pirenus»,
«Clendalough»,
«Georgianna»,
«Malta»,
«Weldevoven».

Возле Херсонесского маяка затонули:
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881888958
«Yeenimple»,
«Brente»,
«Danube»,
«Mina».

Между Севастополем и Евпаторией погибли ряд кораблей и судов:

«Duchess Clendalough»,
«Harbinger»,
«Macester»;

100-пушечные корабли:
«Henry-IV»,
«Pluton»,
«Gollodene»;

арендованные суда: «Rodwel», «Fejeme»; транспорты: 3, 53, 55, 61, 81.

Турецкий флот потерял корабли «Муфтан джагат» и «Багире»;
погибло более 970 человек во главе с адмиралом Гасан-пашой.

Всего за один день 14 ноября погибло 60 кораблей и судов.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881888702
В ходе Крымской войны Российский флот потерял:

40 линейных кораблей,
15 фрегатов,
24 корвета,
15 пароходофрегатов и множество других, в том числе и торговых судов.

Практически российский Черноморский парусный флот перестал
существовать.

Вторая половина XVIII века.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881888446
После Крымской войны в период с 1789 по 1860 гг. на Черном море
погибло 56 различных кораблей и судов.

В 1862 г. шедший из Феодосии на Кавказ грузопассажирский пароход «Херсонес» сел на мель у м. Ак-Бурун. Пассажиры и багаж сняты.

Зимой того же года пассажирский пароход «Орес», шедший из Сухуми в Керчь, из-за ошибки штурмана сел на мель на северо-восточной стороне
м. Чауда.
Пассажиры и команда высадились на берег, от мороза погибло
27 человек.

В 1877 г. началась русско-турецкая война.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881931966
14 января 1878 г. минные катера парохода «Великий Князь Константин» — «Чесма» и «Синоп» — впервые применили торпеды и потопили на Батумском рейде турецкий пароход «Интибах», а в реке Дунай
монитор «Сельфи».

В 1787 г. у Кинбурна затонуло четыре турецких судна.

В 1788 г. у Очакова затонули два больших и три мелких судна.
У Кинбурна — три судна, пять фрегатов и пять прочих судов.

В 1790 г. у Тендеры затонуло судно «Капудание».

С 1873 г. по 1900 г. в различных районах Черного моря погибло
более 600 кораблей и судов.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881931710
Подводная лодка «Камбала» .

Во время, морских учений 29 мая 1909 г. в районе Севастополя броненосец «Ростислав» протаранил подводную лодку «Камбала», которую впоследствии подняли. Рубка лодки установлена как
памятник погибшим на городском кладбище Севастополя.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881931454
Первая мировая война.

Во время первой мировой войны в Черном море погибло более
60 транспортов и свыше 3 тыс. различных судов и кораблей.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881931198
25 апреля 1916 г., на траверзе бухты Камышовой подорвался
на мине установленной немецким подводным заградителем
«Ив-15», эсминец «Живучий».

7 октября 1916 г. в 7 часов утра взорвался стоящий на внутреннем рейде Севастополя линкор «Императрица Мария». Работали по спасению — руководил командующий флотом вице-адмирал Колчак.
В 8 часов утра корабль затонул. Погибло 215 человек.

В Феодосии было найдено судно «Кара-Кермен»
(45°03`28`` с.ш. 35°23`53`` в.д.).

Гражданская война.
18 июня 1918 г. было принято решение об уничтожении
Черноморского флота.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881930942
Буксиры вывели из Новороссийска линкор «Свободная Россия»
(44°36`38`` с.ш. 37°53`50`` в.д.).

Эсминец «Керчь» выпустил по линкору 5 торпед. Впоследствии он
был потоплен своим экипажем (44°05`16`` с.ш. 39°00`36`` в.д.).

На внешнем рейде выстроились: эсминцы и миноносцы

«Калиакрия»,
«Гаджибей»,
«Пронзительный»,
«Фидониси»,
«Капитан-лейтенант Баранов»,
«Лейтенант Шестаков»,
«Сметливый»,
«Стремительный»,

Номерной миноносец и несколько транспортов, на которых открыли кингстоны. Эсминец «Громкий» (44°37`18`` с.ш. Д°37°49`49`` в.д.).
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881937598
Линкор «Воля» и несколько миноносцев не подчинились большевикам,
и ушли в Севастополь.

В апреле 1919 года, англичане на внешнем рейде Севастополя
затопили подводные лодки:
«Орлан»,
«Карась»,
«Гагара»,
«Карп»,
«Судак»,
«Лосось»,
«Налим»,
«Кашалот»,
«Кит»,
«Нарвал»,
«Скат»,
«АГ-21»
«Краб».

В Одессе затопили ПЛ «Лебедь» и «Пеликан».
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881937342
В 1926 г. подняли ПЛ «Орлан»,
В 1928 г. «АГ-21»,
В 1932 г. «Судак», «Кит»,
В 1935 г. «Краб».
В 1920 г. у Обиточной косы, красные затопили канонерскую лодку «Салгир».

В северо-западной части Черного моря потопили итальянский
эсминец «Раккия».
Линкор «Ростислав» затоплен в Керченском проливе
(45°25`2``с.ш. 36°37`8``в.д.).

В завершении Гражданской войны войска Врангеля увели в Бизерту
157 кораблей и судов Черноморского флота.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881937086
Вторая мировая война.

Корабли.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881936830
В первые дни войны под Констанцей погиб лидер «Москва»
(44°01`47``с.ш. 28°50`08``в.д.).
На Севастопольском рейде подорвались на магнитных минах
эсминец «Быстрый», шаланда «Днепр», буксир и плавкран.

В октябре 1941 г. эсминец «Фрунзе» шел из Севастополя в Одессу.
В районе южной части Тендровской косы после налета немецкой авиации эсминец был потоплен в 4-х милях от канонерской лодки
«Красная Армения» (46°13`23``с.ш. 31°36`28``в.д.).Часть экипажа спас подошедший буксир, но затем и он был потоплен. Оставшиеся в живых вместе с контр-адмиралом А. А. Владимирским вплавь добрались до берега.
24 октября 1941 г. со сторожевого катера СК-128 водолазом Спиридоновым с эсминца были подняты секретные документы.

Под Севастополем затонули:
Интересна судьба эсминца «Дзержинский».
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881936574
Эсминец «Дзержинский» (44°26`5``с.ш. 33°19`0``в.д.),

В 1925 г. поднят ЭПРОНом, восстановлен и получил имя «Дзержинский»
14 мая 1942 г. эсминец подорвался на нашем минном заграждении (44°26`5``с.ш. 33°19``в. д.). Погибло 158 человек.

Крейсер «Червона Украина» затонул 13 ноября 1941 г. в 4 часа ночи напротив Графской пристани. Его атаковали 20 самолетов, в крейсер попало 6 бомб.Через неделю на том же месте, так же во время налета
немецкой авиации, погиб эсминец «Свободный».
7 марта 1942 г. у м. Железный рог в Керченском проливе погиб
эсминец «Смышленый» (45°01`5``с.ш. 36°46`0``в.д.).
26 июня 1942 г. в 70 милях к юго-востоку от Херсонесского маяка
погиб эсминец «Безупречный» (44°15`0``с.ш. °36°00`0``в.д.).

Лидер эсминцев "Ташкент".
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881949374
Лидер «Ташкент» погиб в Новороссийской бухте в начале июля 1942 г.
Это был самый быстроходный корабль, способный развивать скорость
44 узла (80 км/ч).Лидер был последним кораблем, который смог прорваться в Севастополь.На нем из осажденного города вывезли
2300 человек и полотно Севастопольской панорамы.

30 сентября 1942 г. на Херсонесской мерной линии на мине подорвался
эсминец «Совершенный».

В октябре 1943 г. под Феодосией затонул:
лидер «Харьков» (44°15`0``с.ш.36°00`0``в.д.),
эсминцы «Беспощадный» и «Способный».
В 1992 г. они были найдены и обследованы ГИСЦ «Гидролог».

Советский подводный флот 1941-1945
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881945022
Большинство подводных лодок погибли у побережья Румынии и Болгарии.

26 июля 1941 г. во время набеговой операции советских кораблей
на порт Констанца «Щ-206» («Нельма») по ошибке торпедировала
свой лидер «Москва», который раскололся пополам и затонул.

Затем «Щ-216» так же по ошибке была потоплена глубинными
бомбами эсминца «Сообразительный». (43°51`5``с.ш. 28°45`в.д.)

6 декабря 1941 года ПЛ «Щ-204» («Минога») потоплена в районе
м. Святой Атанас глубинными бомбами немецкого самолета
(42°53`15``с.ш. 28°03`54``в.д.).

Во время войны погибли советские подводные лодки:
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881943998
«М-58» 21.10.41 на мине в районе Констанцы,
«М-59» 28.10.41 на румынской мине в районе Сулины,
«М-34» 03.11.41 на мине в районе Констанцы,
«С-34» 14.11.41 в районе м. Эмине на болгарской мине,
«Щ-211» 16.11.41 на болгарской мине у Варны,
«Щ-210» 15.02.42 на болгарской мине в районе м. Шаблер,
«Щ-214» 19.06.42 южнее м. Ай-Тодор потоплена итальянским
торпедным катером,
«С-32» 26.06.42 потоплена немецким самолетом южнее м. Сарыч,
«М-33» 22.08. 42 погибла в районе Одессы на румынском минном заграждении, «Щ-208» 26.08.42 юго-западнее о. Змеиный на
румынской мине,
«М-60» 26.02.42 погибла в районе Одессы на румынской мине,
«М-118» 01.10.42 потоплена немецким самолетом в районе м. Бурнас,
«Щ-213» 15.10.42 подорвалась на мине в море,
«Щ-212» 10.12.42 подорвалась у о. Змеиный на мине,
«Л-24» 15.12.42 у м. Калиакри подорвалась на румынской мине,
«М-31» 17.12.42 потоплена глубинными бомбами немецкого охотника
UJ 116 «Ксантен».
26 июля 1943 года ПЛ «Щ-203» («Камбала») была потоплена в Каламитском заливе итальянской сверхмалой подводной лодкой СВ-4, «М-51» затонула в районе Очамчире,
«А-3» погибла 28.10.43 западнее Евпатории, подорвавшись на мине.
«Д-4» 2.12.43 была потоплена в районе м. Тарханкут немецкими
морскими охотниками.

В 1944 году погибли подводные лодки:
«М-36»,
«Л-23»,
«Щ-216»,
«Л-6» и трофейная «ТС-2».
«ТС-2» —бывшая румынская «Marsuinul» — затонула в Поти
в результате взрыва собственных торпед.

В 1974 г. была найдена затонувшая подводная лодка «Щ-204».
В 1982 г. она была обследована водолазами, останки экипажа были
подняты на поверхность и похоронены в Севастополе.

В 1980 подводной лабораторией «Бентос-300», на внешнем рейде Севастополя на глубине 78 м была обнаружена подводная лодка (44°38`04``с.ш. 33°25`36``в.д.).
В 1992 г. с борта ПА «Риф» была произведена ее видеосъемка.

Транспорта.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881943742
За три года войны в Черном море погибло 95 судов Минморфлота.

Первыми погибли транспорт «Аркадия» и грузопассажирский
пароход «Ленин».

В северо-западном районе Черного моря затонули:

«Полина Осипенко»,
«Ладога 5»,
«Брянск» (46°32`16``с.ш. 30°52`42``в.д.),
«Молдавия»,
«Советская Бессарабия»,
«Большевик» (45°50`06``с.ш. 32°13`09``в.д.),
буксиры «Тайфун» и «Соломбала».

При отходе частей Красной Армии из Одессы для преграждения входа
в Одесскую гавань были затоплены пароходы:
«Петр Великий»,
«Псков»,
«Орел»,
«Плеханов»,
«Войков»,
«Сакко и Ванцетти». (44°30`998``с.ш. 38°02`34``в.д.)
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881977278
29 августа 1941 г. к югу от Керченского пролива авиацией противника
был потоплен транспорт «Каменец-Подольский».
30 сентября 1942 г. там же был потоплен транспорт «Пугачев». (44°51`06``с.ш. 36°08`56``в.д.).

16 октября 1941 г. под Одессой погиб транспорт «Большевик» (45°50`06``с.ш.32°13`09``в.д.) — его топили 50 бомбардировщиков
и 6 торпедносоцев.

7 ноября 1941 г. к югу от Ялты (44°17`00``с.ш. 34°10`00``в.д.) затонул грузопассажирский пароход «Армения» водоизмещением 5805 тонн, построенный в 1931 г. На его борту находились раненые, работники госпиталя и эвакуированные жители осажденного Севастополя.

6 ноября он вышел из Севастополя и 7 ноября пришел в Ялту, где на
него погрузили эвакуированных, раненых и медперсонал госпиталей.

Вопреки приказу командующего Черноморским флотом адмирала
Ф. С. Октябрьского выходить ночью, судно вышло в море утром.
В 11:25 в районе м. Ай-Тодор он был торпедирован немецким самолетом
и через 4 минуты затонул.
Погибло более 5000 человек. Спаслось только 8 человек.

9 ноября 1941 г. на траверзе м. Сарыч подорвался на мине (по другим данным — торпедирован немецкой подводной лодкой «Дельфиниум») грузопассажирский пароход «Ленин» (44°20`14``с.ш. 33°45`17``в.д.),
шедший из Одессы на Кавказ. Погибло более 1200 пассажиров.

Капитан судна И. С. Борисенко и лоцман И. И. Свистун были спасены,
но впоследствии, по приговору военного трибунала, расстреляны.

В октябре 1941 г. под Севастополем погиб танкер «Апшерон»
(44°18`4``с.ш. 32°29`6``в.д.), подорвавшись на минах.

В ноябре 1941 г. погибло несколько судов:

санитарный транспорт «Армения»,
транспорта «Ингул», «Апшерон»,
ледокол «Степан Макаров»,
пароход «Майкоп»,
теплоход «Рот-Фронт».
Ледокол «С. Макаров» пропал без вести в ноябре 1941 г. (в 1917 г.
он назывался «Князь Пожарский», в 1920 г. – «Лейтенант Шмидт»).

17 ноября он вышел из Туапсе в Севастополь, имея на борту 120 человек.
В настоящее время существует несколько версий гибели ледокола.

Теплоход «Рот-Фронт» погиб 4 ноября 1941 г. у м. Такиль. Интересна
судьба его капитана. Капитан судна В. К. Субботин спасся и был назначен капитаном санитарного транспорта «Ингул», который погиб в том же месяце.

В феврале 1942 г. на переходе из Новороссийска в Севастополь
погиб транспорт «Коммунист».

Грузопассажирский теплоход «Василий Чапаев» затонул около Севастополя. Транспорт «Чапаев» с 200 бойцов, 240 лошадей
и 1000 тоннами боеприпасов, шел в осажденный Севастополь из Туапсе.
Из-за ошибки штурмана в районе м. Фиолент зашел на наше минное
заграждение и подорвался на мине.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881977022
Санитарный транспорт «Сванетия» затонул в восточной части
Черного моря 17 апреля 1942 г. На борту находились раненые
защитники Севастополя. Погибло более 800 человек.

10 июня 1942 г. у причала Сухарной балки в Севастополе авиацией противника был потоплен транспорт «Абхазия».

2 апреля в Керченском проливе погиб танкер «Валерий Куйбышев»,
14 апреля там же потоплен транспорт «Антон Чехов»,
погибло 200 человек.

14 мая 1942 г. в Керченском проливе погиб пароход «Потемкин».
Там же погиб пароход «Восток».

В Азовском море были потоплены транспорта:
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881976766
«Черноморец» (500 чел.);
«Красный Моряк»,
«Красный флот».

В июне 1942 г. погибло четыре санитарных транспорта, вывозивших
раненых из Севастополя. 2 июня в 40 милях к югу от Ялты от попадания торпеды, брошенной с самолета, затонул танкер «Михаил Громов».

13 июня в Севастопольской бухте немецкой авиацией был потоплен санитарный транспорт «Грузия», на котором находилось
4 тыс. человек пополнения. Многие погибли.

В том же месяце затонул санитарный транспорт «Белосток» (Форос),
на борту которого находилось 375 раненых.

В последующие дни обороны Севастополя в районе Керчи
погиб эскадренный миноносец «Безупречный».

Через двое суток после гибели миноносца в этом районе всплыла наша подводная лодка «М-118» и подобрала лишь одного оставшегося
в живых человека.

С марта по август 1942 г. в Черном море погибли- транспорты:
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881976510
«Чапаев» (44°23`8``с.ш. 32°25`8``в.д.),
«Фабрициус» (44°42`28``с.ш. 37°27`08``в.д.),
«Василий Чапаев»,
«Красный моряк»,
«Потемкин»,
«Восток»,
«Черноморец»,
«Темрюк»,
«Красный флот»,
«Кубань»,
«Украина»,
«Пролетарий»,
«Эльбрус»,
«Севастополь» (43°56`35``с.ш. 39°14`24``в.д.),
«Ян Томп» (43°46`55``с.ш. 39°26`55``в.д.);

Танкеры:
«Валерий Куйбышев»,
«Михаил Громов»;

Санитарные транспорта:

«А. Чехов» (45°10`32``с.ш. 36°24`15``в.д.),
«Сванетия»,
«Советская Абхазия»,
«Грузия»,
«Белосток»;

Ледокол «Знамя Социализма» и многие другие именные
и безымянные плавсредства.

В ходе Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре
1941 года погибли:
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881976254
земснаряд «Ворошило» (450 чел.),
буксир «Фанагория» (160 чел.),

Транспорты:
«Панай» (113 чел.),
«Ейск»,
«Красногвардеец»,
«Ташкент»,
«Зымянин»,
«Ногин»,
«Батыр-Даг»,
«Спартаковец»,
«Батайск»,
«Жан Жорес» (45°02`21``с.ш. 27°58`31``в.д.),
танкер «Варлаам Авансов».
19 сейнеров получили повреждения.

На Крымский берег был высажен десант 11 225 человек.

В октябре-декабре 1943 года в ходе Эльтигенской десантной
операции погибли:
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881997758
- морские охотники: «МО-04», «МО-05», «МО-0412»;
- бронекатера: «БКА-303», «БКА-112», «БКА-423»;
- тральщики: «КТЩ-182», «КТЩ-62», «КТЩ-111»;
- сейнер «Путина» и целый ряд других судов и катеров.

В 1943 г. в прибрежной зоне Черного моря погибло 10 транспортных судов: «Миус» (44°37`04``с.ш. 37°48`24``в.д.),
«Червоний Козак» (44°37`52``с.ш. °37°47`30``в.д.),

Буксиры:
«Рица»,
«Перванш»,
танкер «Эльба»,
шхуна «Панаис».

Несли большие потери на море и флоты иностранных государств.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881997502
За время операций на Черном море Германия и ее союзники потеряли
455 кораблей и судов.
Наиболее крупные немецкие потопленные транспорта:

«Санта-Фе» (45°06`22``с.ш. 33°16`52`` в.д.),
«Тотила» (у Херсонесского мыса),
«Тейя»;

румынские: «Пелес» (42°49`54``с.ш. 27°55`52``в.д.) у м. Емине,
«Каварна», «Волга-Дон» (45°13`54``с.ш. 33°02`14``в.д.).

В апреле 1944 г. советские бомбардировщики потопили в пос. Судак
пять барж, на юго-западе м. Херсонес — 2 танкера, 3 транспорта
и 3 охотника за подводными лодками.

В этот период подводные лодки Черноморского флота потопили
2 транспорта и 2 десантные баржи противника.

В районе озера Донузлав советские бомбардировщики потопили
3 немецких транспорта.
После того, как они затонули, местные жители обнаружили на берегу много расшитой золотом одежды и различные деревянные изделия, которые позднее опознали как музейные экспонаты. Как оказалось, на транспортах находились различные ценности из дворцов и музеев Крыма.

В наше время военные водолазы обследовали эти суда и обнаружили,
что на палубах стоят негабаритные ящики.
Начали подъем одного из ящиков, но на поверхности воды трос оборвался. Дальнейшие работы запретили, т.к. на транспортах находится много боезапаса. Один из них, «Варна» покоится на дне с координатами (45°12`05``с.ш. 32°53`22``в.д.).

Транспорт «Тейя» был потоплен советской авиацией.
Погибло 3500 человек.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881997246
В тот же день потоплен транспорт «Тотила», на котором находилось
около 4000 немецких солдат и офицеров.

11 мая были потоплены транспорты Данибиус», Хельга», «Гейзерих»,
танкер «Фридерикс».

12 мая потоплен транспорт «Романия».

При эвакуации германских войск из Крыма всего потоплено
102 корабля.
Погибло 42 000 немецко- румынских солдат и офицеров.

Уходя из Черного моря, немцы затопили в районе Варны и Констанцы
76 кораблей и судов флота, а также подводные лодки
«V-18», «V-19», «V-20», «V-23», «V-24».

Потери авиации.
Большинство самолетов, лежащих на дне моря, обнаружено
совершенно случайно.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881996990
В 1996 г. рыбацкий сейнер зацепил тралом немецкий самолет в районе
м. Айя. Рыбаки подняли его из воды, затем трал оборвался,
и в сетях остался лишь один пулемет.

В 1997 г. Этот самолет искали с помощью подводного аппарата «Лангуст», но пока его не обнаружили.

В 2000 г. сейнер «Севастопольский рыбак» в районе п. Любимовка, вытащил из воды самолет «Юнкерс-88». Боцман, по приказу капитана выбросил его в том же месте. Несколько самолетов наши водолазы нашли в районе Качи, мысов Лукулл, Чауда и в Керченском проливе.

В 1943 г. на вооружение поступили американские и английские самолеты «Бостон А-20», «Киттихаук», «Аэрокобра» и др.

В Казачьей бухте (44°35`050``с. ш. 33°24`352``в.д.), на глубине
20 метров найден немецкий самолет «Дорнье-26».

В октябре 2006 года на якорной стоянке недалеко от б. Казачья найден второй, хорошо сохранившийся немецкий самолет. В хорошем состоянии на морском дне находится «Бостон-А20». (44°34`15``с.ш. 33°04`21``в.д.).

Вторая половина XX столетия.
После окончания Второй мировой войны корабли и суда флота
продолжали гибнуть.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881996734
В 1949 г. под Севастополем на мине подорвался теплоход
«Анатолий Серов».

В 1951 г. под Новороссийском потонул «Бакинский комсомолец».

В 1959 г. на траверзе Сочи затонул теплоход «Краснодон».

В 1972 г. под Одессой столкнулись болгарский транспорт «Лом» и судно Черноморского морского пароходства «Моздок», оба судна затонули.

29 октября 1955 г. в Севастопольской бухте взорвался и затонул линкор «Новороссийск», бывший «Джулио Цезаре», построенный в 1910 г.
Погибло 611 человек.

В 1956 году в результате аварии в Поти затонула ПЛ «С-201».

В 1957 г. затонули суда «Первомайск» и «Запорожье».

В январе 1970 г. возле м. Каменного погиб сейнер «Пионер».

В 1973 г. в корпус «Рокши» врезался греческий сухогруз «Агиос Николеос» (46°25`51``с.ш. 37°03`32``в.д.). Буи, ограждавшие «Рокшу», не горели, греческое судно затонуло в трех милях от «Рокши»
(47°28`57``с.ш. 37°04`33``в.д.). Экипаж спасен судном «Енакиево».

30 августа 1974 г. в 20 милях от Херсонесского маяка погиб большой противолодочный корабль «Отважный» (44°44`42``с.ш. 32°59`32``в.д.).

После сильного пожара корабль кормой ушел в воду и затонул на глубине 127 метров. Погибло 24 человека.

В январе 1982 г. в районе м. Зюк погибли «СЧС-151», «СЧС-1239»,
на м. Хрони «СЧС-1148».

31 августа 1986 г. на траверзе м. Дооб под Новороссийском (44°35`35``с.ш. 37°52`19``в.д.) столкнулись пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Петр Васев». Лайнер «Адмирал Нахимов» затонул.
Погибло 423 человека.

В 1995 г. в Керченском проливе затонул греческий теплоход «Дожа».
Наши водолазы достали с него сейф с $7000.

В 1995 г. в районе м. Лукулл пропал без вести севастопольский сейнер «САОР-3», который до сих пор не найден. При поиске сейнера с помощью подводного аппарата «Риф», было найдено затонувшее судно
и на нем много амфор.

В 1997 г. в том же районе на поднятой сетями мине взорвался сейнер
СЧС «Морж».

Начало XXI столетия.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370881996478
Хронику морских катастроф на Черном море в XXI столетии открыло украинское грузопассажирское судно «Память «Меркурия», которое 21 января 2001 года затонуло во время шторма в 97 милях от мыса Сарыч.

В декабре 2001 года выбросился на берег сейнер «Ачкуевский»,
а в Керченском проливе сели на мель 2 транспорта.

4 декабря 2001 г. возле турецкого города Синопа затонуло судно «Черноморец». В тот же день погибло еще два турецких судна.

6 сентября 2002 года турецкий сухогруз «Мустафа Тепал» столкнулся
с нефтеналивным танкером «Лидия».

За относительно короткий срок на морском дне оказались российский рыболовный траулер «Босфор», украинский теплоход «Стрелец», рыболовный сейнер «Исток», украинский сухогруз «Славутич-7»
и турецкий автомобильный паром «Сельчук».

1 февраля 2003 года в 04:50 выбросило на берег танкер «Южный».
В 11:00 сел на мель теплоход «Dgarwic» и пропало без вести
2 филиппинских судна.

9 января 2003 г. потерпел крушение тунисский балкер «Амир-1».
13 февраля 2004 года затонуло судно под флагом Камбоджи с украинско-болгарской командой на борту, а 10 марта в районе мыса Тарханкут пропал рыболовный сейнер. Во время поисков было обнаружено
еще одно неизвестное затонувшее судно.

12 марта 2004 года в районе п. Черноморское, пропал без вести
сейнер «Буг». Через несколько дней на берегу нашли спасательный плот,
на котором находилось 2 человека с этого сейнера.

17 января 2005 года затонуло украинское судно «Фиандора», а 28 февраля 2005 года точно на то же самое место, где до этого стоял
танкер («Южный) выбросило на берег транспорт («Алушта»).

В тот же день на камни мыса Тарханкут сел транспорт «Сириус».
1 июля 2005 года российский сухогруз «Волго-Дон» столкнулся
с грузинским теплоходом «Санрайс».

15 июля 2005 года затонул сухогруз «Идрона» под флагом Панамы.

Во время шторма на камни под Севастополем вынесло российский
сухогруз «Вознесенск».

21 августа 2005 года в районе Суджукского маяка затонула яхта «Берта»,
а 27 августа пошел на дно турецкий паром «Уфук».
9 сентября затонул сухогруз «Мелисса» под флагом КНДР.

12 сентября 2005 года в центральной части Черного моря затонула
российская яхта «Мир».

И уже в марте 2006 году оказались на дне турецкий рудовоз «Калнаван»
и камбоджийский сухогруз «Леди Амар».

В мае 2013 года российские ученые Русского географического общества, исследуя морское дно у Севастополя, обнаружили на глубине 100 метров корабль, достаточно крупный объект длиной около 100 метров.

Исследовательское судно «Николаев», на борту которого находится специальная аппаратура с сверхчувствительной техникой, ведет поисковые работы на шельфе Черного моря по программе Русского географического общества. С помощью этой аппаратуры была
создана трехмерная модель крупного подводного объекта.

Предположительно, это немецкий теплоход «Totila». «Totila» («Тотила») - новый венгерский теплоход "Magyar Vitez" (2773 брт.) в 1942 году был спущен на воду, конфискован немецкой стороной и передан германскому транспортному флоту.

10 мая 1944 г. транспорт «Totila» прибыл в район юго-западнее мыса Херсонес, для эвакуации остатков немецкой армии прижатой к обрывистым берегам Херсонесского полуострова. Приняв на борт около 4000 чел. попытался выйти в сторону моря.Был атакован советской авиацией, получил попадание трех 100-килограммовых авиационных бомб, предположительно затонул на расстоянии 4-4,5 миль юго-западней
мыса Херсонес.

Из последних больше всего всех потрясла гибель ракетного
крейсера «Москва», головной корабль проекта 1164 «Атлант»
Входил в состав 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ ВМФ России.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370882046910
В ходе СВО в ночь с 13 на 14 апреля 2022 года в результате пожара и взрыва корабль получил серьёзные повреждения. По данным, корабль был атакован двумя противокорабельными ракетами «Нептун» Военно-морских сил НАТО .14 апреля МО России сообщило, что крейсер затонул
в условиях шторма при буксировке в порт из-за повреждений корпуса, полученных от детонации боезапаса во время пожара. Затонувший
крейсер стал самой дорогой военной потерей России

Специалисты гидрографии ЧФ утверждают, что за всю историю мореплавания по Черному морю погибло более 50 000 различных кораблей, судов, подводных лодок и других плавсредств, из них более
10 000 парусных судов.

Известно, что деревянные суда сохраняются гораздо лучше железных.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК                                                  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5370882046654
По данным гидрографии, на дне Черного и Азовского морей уже найдено более 500 кораблей и судов. Вместе с тем, большинство затонувших
судов до сих пор не найдено и не обследовано.
Согласно Кодексу торгового мореплавания, владелец судна имеет право на судно и затонувшее с ним имущество в течение 2-х лет со дня затопления. После 2-х лет судно и находящееся на нем имущество переходит государству, в территориальных водах которого оно затонуло.
В тоже время, поднятое с морского дна имущество, должно быть передано морскому порту России, в зоне ответственности которого находится это имущество. В этом случае лицу, которое доставило имущество в распоряжение порта, выплачивается вознаграждение
в размере трети стоимости этого имущества.

Иванов В. Б.
https://ok.ru/yuzhnyforp/topic/66131537390526
Севастополь - Южный Форпост России ★
8 янв 2017

ИСТОРИЯ КРЫМА

ЗАТОНУВШИЕ ОБЪЕКТЫ ЧЕРНОГО МОРЯ (КРЫМСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ)

ИСТОРИЯ КРЫМА - 850508722622
Показать ещё

Комментарии