ВЕЛИКОЕ БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 7 сентября 1812 г. - у села Бородино, произошла важнейшая битва Отечественной войны - генеральное сражение, между русской армией под командованием генерала от инфантерии Михаила Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. У села Бородино близ Можайска, в 125 км на запад от Москвы.
Считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений. Оно продлилось 12 часов.
В этой грандиозной битве участвовало с обеих сторон около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях. При этом французская армия имела существенное численное превосходство — 130—135 тысяч человек против 103 тысяч человек в русских войсках.
(12) 24 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны вторглась в пределы Российской империи. Быстрое продвижение мощной французской армии вынудило русское командование отступить вглубь страны и лишило возможности главнокомандующего русской армией, генерала Барклая-де-Толли, подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому в августе император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками М.И. Кутузова.
Однако и ему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил.К тому времени армия Наполеона уже понесла значительные потери, и разница в численности двух армий сократилась. В сложившейся ситуации Кутузов решил дать генеральное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино.
Великий день Бородина.
Рано утром 7 сентября 1812 года завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон — свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских.
Русская армия отступила, но сохранила боеспособность. Наполеон не сумел добиться главного — разгрома русской армии. Кутузов развернул «малую войну» силами армейских партизанских отрядов. К концу декабря остатки армии Наполеона были изгнаны из России.
Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений 19 века.
По оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало от 2,5 до 8,5 тыс. человек. Некоторые дивизии потеряли до 80% состава.
Император Наполеон вспоминал позже: «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские — называться непобедимыми»..
«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю»,такую высокую оценку русскому воинству дал М.И. Кутузов.
От Москвы до Парижа: Каков же был итог битвы?
Французским войскам так и не удалось достичь успеха ни в одном из направлений. Наполеон не смог сокрушить русскую армию. У него получилось лишь оттеснить русские войска из центра и на левом фланге на пару сот метров от первоначальной позиции. И вот этот-то «успех» стоил жизни более 40 тысяч наполеоновских солдат. 47 лучших французских генералов были ранены или убиты в ходе боя. А русские как стояли, так и стоят – лишь чуть-чуть подались назад. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 2 500 человек. И хотя русские потеряли почти половину армии – они вовсе не чувствовали себя разбитыми. В стратегическом плане – это была Победа Кутузова и русской армии. В кампании 1812 года произошел коренной перелом. Русские солдаты мечтали о продолжении боя на следующий день.Так велики были их ненависть к захватчикам и нежелание отдавать врагу свою древнюю столицу Москву. Главным достижением генерального сражения при Бородине стало то, что Наполеон не сумел разгромить русскую армию. В первую очередь Бородинское поле стало кладбищем французской мечты, той беззаветной веры французского народа в звезду своего императора, в его личный гений, которая лежала в основе всех достижений Французской империи.
За Бородино Кутузов получил чин генерал-фельдмаршала и 100 тыс. рублей. Багратиону царь пожаловал 50 тыс. рублей. За участие в Бородинской битве каждому солдату было выдано по 5 серебряных рублей.
Прибытие М. И. Кутузова в Царево-Займище
Но Кутузов понимал – продолжать бой нельзя. Потери слишком велики,а пополнения в ближайшее время не предвидится. На военном совете в Филях, состоявшемся после битвы, русский полководец произнес свои знаменитые слова: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Но с потерей армии будет потеряна и Москва, и Россия».
Москву пришлось оставить.
Но это был последний успех французов. Уже через месяц наполеоновская армия, ослабленная потерями в Бородинской битве и постоянно тлеющей партизанской войне, устремилась прочь из Москвы – к западной границе, которую она так браво переходила летом 1812 года. Но достичь ее посчастливилось не всем. Из 600 тысяч солдат, которых Наполеон привел с собой в Россию, в Европу смогли вернуться лишь 30 тысяч человек.
Наполеоновская Франция получила смертельный удар, от которого она уже не смогла оправиться. Менее, чем через два года после Бородинской битвы, русская армия торжественно вошла в поверженный Париж. Империя Наполеона Бонапарта прекратила свое существование…
Михаил Лермонтов : БОРОДИНО
Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны — И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!
Через 25 лет, в 1837, в этот день был торжественно заложен храм Христа Спасителя в присутствии императора Николая I.
Севастополь - Южный Форпост России ★
ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ
ВЕЛИКОЕ БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
7 сентября 1812 г. - у села Бородино, произошла важнейшая битва Отечественной войны - генеральное сражение, между русской армией
под командованием генерала от инфантерии Михаила Кутузова
и французской армией под командованием императора
Наполеона I Бонапарта.
У села Бородино близ Можайска, в 125 км на запад от Москвы.
однодневных сражений. Оно продлилось 12 часов.
В этой грандиозной битве участвовало с обеих сторон около 300 тысяч
человек при 1200 артиллерийских орудиях.
При этом французская армия имела существенное численное превосходство — 130—135 тысяч человек против 103 тысяч человек
в русских войсках.
в пределы Российской империи.
Быстрое продвижение мощной французской армии вынудило русское командование отступить вглубь страны и лишило возможности главнокомандующего русской армией, генерала Барклая-де-Толли,
подготовить войска к сражению.
Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому
в августе император Александр I подписал указ о назначении
главнокомандующим русскими войсками М.И. Кутузова.
и разница в численности двух армий сократилась.
В сложившейся ситуации Кутузов решил дать генеральное сражение
недалеко от Москвы, у села Бородино.
Великий день Бородина.
В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон — свыше 38 тысяч
русских солдат и 58 тысяч французских.
Русская армия отступила, но сохранила боеспособность.
Наполеон не сумел добиться главного — разгрома русской армии.
Кутузов развернул «малую войну» силами армейских партизанских
отрядов. К концу декабря остатки армии Наполеона были
изгнаны из России.
Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных
сражений 19 века.
2,5 до 8,5 тыс. человек. Некоторые дивизии потеряли до 80% состава.
Император Наполеон вспоминал позже:
«Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу,
а русские — называться непобедимыми»..
«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю»,такую высокую оценку русскому воинству дал М.И. Кутузов.
Французским войскам так и не удалось достичь успеха ни в одном из направлений. Наполеон не смог сокрушить русскую армию. У него получилось лишь оттеснить русские войска из центра и на левом фланге
на пару сот метров от первоначальной позиции. И вот этот-то «успех»
стоил жизни более 40 тысяч наполеоновских солдат.
47 лучших французских генералов были ранены или убиты в ходе боя.
А русские как стояли, так и стоят – лишь чуть-чуть подались назад.
По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле
погибало 2 500 человек.
И хотя русские потеряли почти половину армии – они вовсе не чувствовали себя разбитыми. В стратегическом плане – это была
Победа Кутузова и русской армии.
В кампании 1812 года произошел коренной перелом. Русские солдаты мечтали о продолжении боя на следующий день.Так велики были их ненависть к захватчикам и нежелание отдавать врагу свою древнюю
столицу Москву.
Главным достижением генерального сражения при Бородине стало то,
что Наполеон не сумел разгромить русскую армию.
В первую очередь Бородинское поле стало кладбищем французской мечты, той беззаветной веры французского народа в звезду своего императора, в его личный гений, которая лежала в основе
всех достижений Французской империи.
За Бородино Кутузов получил чин генерал-фельдмаршала
и 100 тыс. рублей. Багратиону царь пожаловал 50 тыс. рублей.
За участие в Бородинской битве каждому солдату было выдано
по 5 серебряных рублей.
Но Кутузов понимал – продолжать бой нельзя. Потери слишком велики,а пополнения в ближайшее время не предвидится. На военном совете в Филях, состоявшемся после битвы, русский полководец произнес свои
знаменитые слова:
«С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Но с потерей армии будет
потеряна и Москва, и Россия».
Москву пришлось оставить.
которую она так браво переходила летом 1812 года. Но достичь
ее посчастливилось не всем.
Из 600 тысяч солдат, которых Наполеон привел с собой в Россию,
в Европу смогли вернуться лишь 30 тысяч человек.
она уже не смогла оправиться.
Менее, чем через два года после Бородинской битвы, русская армия
торжественно вошла в поверженный Париж.
Империя Наполеона Бонапарта прекратила свое существование…
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Христа Спасителя в присутствии императора Николая I.