ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ

ВПЕРВЫЕ В МИРЕ ВЫПОЛНЕНА "МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ"
9 сентября 1913 года над Сырецким военным аэродромом Киева
военный летчик поручик Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии "петлей Нестерова" или "мертвой петлей".
Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370977355710
ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ НЕСТЕРОВ

Мертвая петля своё название "мертвая" получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру осуществлялись на заре авиации на самолетах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок
и разрушались, а пилоты обычно не выживали. В то время по инструкции
в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены,
крутые виражи и спирали.

На практический шаг в выполнении "мертвой петли" решился лишь
Петр Николаевич Нестеров.
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370978230718
Траектория "мертвой петли", лично вычерченная П.Н. Нестеровым

Позднее Нестеров изложил свои мысли в своей статье, опубликованный
в 1914 году в военной газете "Русский инвалид":
"Мысль о полётах вниз головой у меня возникла уже давно. Меня всегда смущало и ставило в тупик, почему птица не боится никаких положений
в воздухе, свободно наклоняется, кувыркается, опрокидывается,
а аэроплан, эта искусственная птица, старается, наоборот, все время сохранить одно и то же положение.В то же время я видел, что авиаторы
совершенно не стараются воспользоваться центробежной силой.
У меня не было серьезной теоретической подготовки для выполнения траектории (пути) мертвой петли. Но я этим не смутился и решил с теми познаниями механики и высшей математики, которые я приобрел в Михайловском артиллерийском училище, рассчитать тот наименьший радиус мертвой петли, при котором отталкивающая вверх центробежная
сила сумеет уравновесить силу тяжести самого аппарата
и находящегося в нем летчика.
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370977355198
Расчет этот осложнялся благодаря целому ряду сложных теоретических выкладок. Для упрощения этого расчета я сделал целый ряд упрощений,
и притом в невыгодную для меня сторону. После продолжительных расчетов я нашел, что мертвую петлю вполне безопасно можно описать
по кругу радиусом в 25-30 метров.
Первый опыт меня вывел из уравновешенного состояния. Все время
я жил и мыслил только одной своей мертвой петлей. Но я еще не решился описать ее в воздухе. В этот время я узнал, что Пегу сделал
в воздухе S.
Со дня на день можно было ожидать, что он опишет и мертвую петлю.
Я понял, что если мне сейчас не удастся осуществить этой петли, все мои работы, мои труды окажутся потерянными даром. Я решил, во что бы то ни стало осуществить свое желание. Не скрою, что перед этим полетом я до того волновался, что даже осенил себя крестным знамением.
Наконец, я сел в аппарат, поднялся, достиг высоты около 1000 м и ринулся вниз. Я не испытывал никакого ощущения при этой петле.
В эти несколько секунд, во время которых я описывал петлю, я был все время занят исключительно управлением аппарата и стремился сохранять необходимую высоту, чтобы в случае неудачного исхода моей попытки оказаться в состоянии выправить аппарат и благополучно опуститься вниз. Когда я очутился вниз головой, центробежная сила была настолько велика, что она прижала меня к сиденью. Находящиеся в моих карманах часы, анероид, не выпали из карманов. Я забыл закрыть ящики с инструментами, но, несмотря на это, все инструменты, помещавшиеся
в незакрытых ящиках,так и остались на своих местах. Эта мертвая петля
описана мною 27 августа 1913 года. После этого мне не было
разрешено описывать петлей".
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370978274238
В качестве летательного аппарата был выбран новый французский
аэроплан типа "Ньюпор-IV" (мощность мотора "Гном" в 70 л. с.),
собранный на заводе "Дукс" (г. Москва). Летчик совершил на нем лишь
10 часов полетов, прежде чем пойти на смертельный риск.
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370978276798
П.Н. Нестеров возле "Ньюпора-IV"

Летчик не сказал о своем намерении осуществить заветную мечту
ни жене, ни близким друзьям. Только некоторые летчики и механики заметили, что Петр Николаевич перед полетом очень крепко привязался
к сиденью самолета специальными ремнями.
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370978279870
9 сентября (27 августа (по ст. ст.) 1913 года в 18 часов 10 минут
нестеровский "Ньюпор" взмыл в небо.
На высоте 800-1000 м от поверхности земли поручик выключил мотор
и начал планировать почти вертикально вниз. На высоте около 600 м летчик включил мотор, выровнял рулем высоты аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять перейдя в вертикальное положение носом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском
приземлился на стартовой площадке аэродрома.
Весь поворот в вертикальной плоскости был проведен без перегибов,
плавной кривой в течение 6-8 секунд.
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370978285246
Чего только не писали газеты о том полете!

Многие причисляли поступок Нестерова к "безрассудным". Что интересно поручика за "мертвую петлю" чуть было не посадили под арест
"...за риск казенным имуществом".
А командование запретило летчикам применять тактическую новинку
ни в показательных выступлениях, ни в учебном процессе. Даже в поздравительной телеграмме Петру Николаевичу рекомендовали
не повторять "мертвую петлю".
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370978286782
Но куда больше было откликов подобных этому:

"Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. "Мертвая петля" не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других
– смелых – побеждать дух смерти в воздухе...".

Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество
во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за "первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах".
Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.

Вскоре и другие авиаторы, у нас и за границей, начали выполнять "мертвые петли". Больше всех прославился своими фигурными полетами французский авиатор Адольф Пегу, сделавший "мертвую петлю"
вторым после Нестерова.

ТАРАН НЕСТЕРОВА
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370978292926
Петр Николаевич Нестеров прожил короткую, но изумительно
яркую жизнь.
В годы Первой Мировой войны Петр Нестеров погиб 8 сентября
(26 августа) 1914 года в воздушном бою у местечка Жолква в Галиции.
Он совершил первый в истории воздушный таран и геройски погиб.
Штабс-капитану Петру Нестерову было 27 лет.
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370978299838
Его смерть лишила Россию не только превосходного летчика и разработчика оригинальных приемов воздушного боя, но и, возможно, крупного авиаконструктора.Имя его золотыми буквами внесено
в летопись русской мировой авиации.
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ - 5370978310590

Комментарии

Комментариев нет.