ВПЕРВЫЕ В МИРЕ ВЫПОЛНЕНА "МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ" 9 сентября 1913 года над Сырецким военным аэродромом Киева военный летчик поручик Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии "петлей Нестерова" или "мертвой петлей". Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ НЕСТЕРОВ
Мертвая петля своё название "мертвая" получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру осуществлялись на заре авиации на самолетах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, а пилоты обычно не выживали. В то время по инструкции в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали.
На практический шаг в выполнении "мертвой петли" решился лишь Петр Николаевич Нестеров.
Траектория "мертвой петли", лично вычерченная П.Н. Нестеровым
Позднее Нестеров изложил свои мысли в своей статье, опубликованный в 1914 году в военной газете "Русский инвалид": "Мысль о полётах вниз головой у меня возникла уже давно. Меня всегда смущало и ставило в тупик, почему птица не боится никаких положений в воздухе, свободно наклоняется, кувыркается, опрокидывается, а аэроплан, эта искусственная птица, старается, наоборот, все время сохранить одно и то же положение.В то же время я видел, что авиаторы совершенно не стараются воспользоваться центробежной силой. У меня не было серьезной теоретической подготовки для выполнения траектории (пути) мертвой петли. Но я этим не смутился и решил с теми познаниями механики и высшей математики, которые я приобрел в Михайловском артиллерийском училище, рассчитать тот наименьший радиус мертвой петли, при котором отталкивающая вверх центробежная сила сумеет уравновесить силу тяжести самого аппарата и находящегося в нем летчика.
Расчет этот осложнялся благодаря целому ряду сложных теоретических выкладок. Для упрощения этого расчета я сделал целый ряд упрощений, и притом в невыгодную для меня сторону. После продолжительных расчетов я нашел, что мертвую петлю вполне безопасно можно описать по кругу радиусом в 25-30 метров. Первый опыт меня вывел из уравновешенного состояния. Все время я жил и мыслил только одной своей мертвой петлей. Но я еще не решился описать ее в воздухе. В этот время я узнал, что Пегу сделал в воздухе S. Со дня на день можно было ожидать, что он опишет и мертвую петлю. Я понял, что если мне сейчас не удастся осуществить этой петли, все мои работы, мои труды окажутся потерянными даром. Я решил, во что бы то ни стало осуществить свое желание. Не скрою, что перед этим полетом я до того волновался, что даже осенил себя крестным знамением. Наконец, я сел в аппарат, поднялся, достиг высоты около 1000 м и ринулся вниз. Я не испытывал никакого ощущения при этой петле. В эти несколько секунд, во время которых я описывал петлю, я был все время занят исключительно управлением аппарата и стремился сохранять необходимую высоту, чтобы в случае неудачного исхода моей попытки оказаться в состоянии выправить аппарат и благополучно опуститься вниз. Когда я очутился вниз головой, центробежная сила была настолько велика, что она прижала меня к сиденью. Находящиеся в моих карманах часы, анероид, не выпали из карманов. Я забыл закрыть ящики с инструментами, но, несмотря на это, все инструменты, помещавшиеся в незакрытых ящиках,так и остались на своих местах. Эта мертвая петля описана мною 27 августа 1913 года. После этого мне не было разрешено описывать петлей".
В качестве летательного аппарата был выбран новый французский аэроплан типа "Ньюпор-IV" (мощность мотора "Гном" в 70 л. с.), собранный на заводе "Дукс" (г. Москва). Летчик совершил на нем лишь 10 часов полетов, прежде чем пойти на смертельный риск.
П.Н. Нестеров возле "Ньюпора-IV"
Летчик не сказал о своем намерении осуществить заветную мечту ни жене, ни близким друзьям. Только некоторые летчики и механики заметили, что Петр Николаевич перед полетом очень крепко привязался к сиденью самолета специальными ремнями.
9 сентября (27 августа (по ст. ст.) 1913 года в 18 часов 10 минут нестеровский "Ньюпор" взмыл в небо. На высоте 800-1000 м от поверхности земли поручик выключил мотор и начал планировать почти вертикально вниз. На высоте около 600 м летчик включил мотор, выровнял рулем высоты аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять перейдя в вертикальное положение носом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском приземлился на стартовой площадке аэродрома. Весь поворот в вертикальной плоскости был проведен без перегибов, плавной кривой в течение 6-8 секунд.
Чего только не писали газеты о том полете!
Многие причисляли поступок Нестерова к "безрассудным". Что интересно поручика за "мертвую петлю" чуть было не посадили под арест "...за риск казенным имуществом". А командование запретило летчикам применять тактическую новинку ни в показательных выступлениях, ни в учебном процессе. Даже в поздравительной телеграмме Петру Николаевичу рекомендовали не повторять "мертвую петлю".
Но куда больше было откликов подобных этому:
"Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. "Мертвая петля" не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других – смелых – побеждать дух смерти в воздухе...".
Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за "первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах". Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.
Вскоре и другие авиаторы, у нас и за границей, начали выполнять "мертвые петли". Больше всех прославился своими фигурными полетами французский авиатор Адольф Пегу, сделавший "мертвую петлю" вторым после Нестерова.
ТАРАН НЕСТЕРОВА
Петр Николаевич Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В годы Первой Мировой войны Петр Нестеров погиб 8 сентября (26 августа) 1914 года в воздушном бою у местечка Жолква в Галиции. Он совершил первый в истории воздушный таран и геройски погиб. Штабс-капитану Петру Нестерову было 27 лет.
Его смерть лишила Россию не только превосходного летчика и разработчика оригинальных приемов воздушного боя, но и, возможно, крупного авиаконструктора.Имя его золотыми буквами внесено в летопись русской мировой авиации.
Севастополь - Южный Форпост России ★
ИСТОРИЯ РОССИИ, В ЭТОТ ДЕНЬ
ВПЕРВЫЕ В МИРЕ ВЫПОЛНЕНА "МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ"
9 сентября 1913 года над Сырецким военным аэродромом Киева
военный летчик поручик Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии "петлей Нестерова" или "мертвой петлей".
Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
Мертвая петля своё название "мертвая" получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру осуществлялись на заре авиации на самолетах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок
и разрушались, а пилоты обычно не выживали. В то время по инструкции
в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены,
крутые виражи и спирали.
На практический шаг в выполнении "мертвой петли" решился лишь
Петр Николаевич Нестеров.
Позднее Нестеров изложил свои мысли в своей статье, опубликованный
в 1914 году в военной газете "Русский инвалид":
"Мысль о полётах вниз головой у меня возникла уже давно. Меня всегда смущало и ставило в тупик, почему птица не боится никаких положений
в воздухе, свободно наклоняется, кувыркается, опрокидывается,
а аэроплан, эта искусственная птица, старается, наоборот, все время сохранить одно и то же положение.В то же время я видел, что авиаторы
совершенно не стараются воспользоваться центробежной силой.
У меня не было серьезной теоретической подготовки для выполнения траектории (пути) мертвой петли. Но я этим не смутился и решил с теми познаниями механики и высшей математики, которые я приобрел в Михайловском артиллерийском училище, рассчитать тот наименьший радиус мертвой петли, при котором отталкивающая вверх центробежная
сила сумеет уравновесить силу тяжести самого аппарата
и находящегося в нем летчика.
и притом в невыгодную для меня сторону. После продолжительных расчетов я нашел, что мертвую петлю вполне безопасно можно описать
по кругу радиусом в 25-30 метров.
Первый опыт меня вывел из уравновешенного состояния. Все время
я жил и мыслил только одной своей мертвой петлей. Но я еще не решился описать ее в воздухе. В этот время я узнал, что Пегу сделал
в воздухе S.
Со дня на день можно было ожидать, что он опишет и мертвую петлю.
Я понял, что если мне сейчас не удастся осуществить этой петли, все мои работы, мои труды окажутся потерянными даром. Я решил, во что бы то ни стало осуществить свое желание. Не скрою, что перед этим полетом я до того волновался, что даже осенил себя крестным знамением.
Наконец, я сел в аппарат, поднялся, достиг высоты около 1000 м и ринулся вниз. Я не испытывал никакого ощущения при этой петле.
В эти несколько секунд, во время которых я описывал петлю, я был все время занят исключительно управлением аппарата и стремился сохранять необходимую высоту, чтобы в случае неудачного исхода моей попытки оказаться в состоянии выправить аппарат и благополучно опуститься вниз. Когда я очутился вниз головой, центробежная сила была настолько велика, что она прижала меня к сиденью. Находящиеся в моих карманах часы, анероид, не выпали из карманов. Я забыл закрыть ящики с инструментами, но, несмотря на это, все инструменты, помещавшиеся
в незакрытых ящиках,так и остались на своих местах. Эта мертвая петля
описана мною 27 августа 1913 года. После этого мне не было
разрешено описывать петлей".
аэроплан типа "Ньюпор-IV" (мощность мотора "Гном" в 70 л. с.),
собранный на заводе "Дукс" (г. Москва). Летчик совершил на нем лишь
10 часов полетов, прежде чем пойти на смертельный риск.
Летчик не сказал о своем намерении осуществить заветную мечту
ни жене, ни близким друзьям. Только некоторые летчики и механики заметили, что Петр Николаевич перед полетом очень крепко привязался
к сиденью самолета специальными ремнями.
нестеровский "Ньюпор" взмыл в небо.
На высоте 800-1000 м от поверхности земли поручик выключил мотор
и начал планировать почти вертикально вниз. На высоте около 600 м летчик включил мотор, выровнял рулем высоты аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять перейдя в вертикальное положение носом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском
приземлился на стартовой площадке аэродрома.
Весь поворот в вертикальной плоскости был проведен без перегибов,
плавной кривой в течение 6-8 секунд.
Многие причисляли поступок Нестерова к "безрассудным". Что интересно поручика за "мертвую петлю" чуть было не посадили под арест
"...за риск казенным имуществом".
А командование запретило летчикам применять тактическую новинку
ни в показательных выступлениях, ни в учебном процессе. Даже в поздравительной телеграмме Петру Николаевичу рекомендовали
не повторять "мертвую петлю".
"Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. "Мертвая петля" не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других
– смелых – побеждать дух смерти в воздухе...".
Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество
во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за "первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах".
Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.
Вскоре и другие авиаторы, у нас и за границей, начали выполнять "мертвые петли". Больше всех прославился своими фигурными полетами французский авиатор Адольф Пегу, сделавший "мертвую петлю"
вторым после Нестерова.
ТАРАН НЕСТЕРОВА
яркую жизнь.
В годы Первой Мировой войны Петр Нестеров погиб 8 сентября
(26 августа) 1914 года в воздушном бою у местечка Жолква в Галиции.
Он совершил первый в истории воздушный таран и геройски погиб.
Штабс-капитану Петру Нестерову было 27 лет.
в летопись русской мировой авиации.