ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ : УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ АРЦЕУЛОВ
24 сентября 1916 года - в небе над Севастополем,русский летчик впервые
в истории русской авиации намеренно ввел самолет «Ньюпор» в штопор , совершил 3 витка и вывел из него самолет. Эта фигура высшего
пилотажа была включена в курс обучения летчиков-истребителей
Отдельной Качинской авиашколы.
Вся жизнь Константина Константиновича Арцеулова,крепкой нитью связана с Севастополем и всем Крымом. Русский и советский лётчик,
пионер русского и советского планеризма. планерист,
художник-иллюстратор

ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371300825790
От победы «штопора» к аэропорту «Симферополь»

Почему международный аэропорт «Симферополь» должен был носить имя Арцеулова. Представим на секунду, что сейчас не XXI век, а XIX столетие. Внимание всей страны, конечно, приковано к Севастополю
и Крыму, где на рубеже 1910 года стала зарождаться вся русская авиация. С особым интересом наблюдали за гениальным молодым
человеком, истинным героем своего времени
— Константином Арцеуловым.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305000382
Константин Константинович был не только выдающимся авиатором, конструктором — настоящим русским Леонардо да Винчи, но и первооткрывателем, героем Первой мировой, как и его дед — Иван Айвазовский — блистательным художником, а также — человеком,
на деле победившим смерть в воздухе.
Сегодня, увы, о Константине Арцеулове — учёном, пилоте, первом советском конструкторе планёров, испытателе первого самолёта истребителя-бомбардировщика, победителе «штопора» почти не говорят.

Внук Айвазовского
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305000126
Константин Арцеулов на коленях у своего отца, рядом Иван Айвазовский

Константин Константинович Арцеулов - родился 17 мая 1891 в Ялте.

Дед, Константина по отцовской линии был старшим судостроителем
Петербургского порта
Отец — Константин Николаевич, конструктор русского броненосного флота, занимал такую же должность в порту Севастополя.
Мама, Константина Арцеулова была - дочерью знаменитого художника
Ивана Константиновича Айвазовского.

В своей автобиографический книге Константин Арцеулов писал:
«Я родился и вырос в Крыму, детство провёл в доме моего деда
художника Айвазовского, до его смерти в 1900 году».
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371304999870
Исторически доказано, что маленький Костя был единственным человеком, которого художник Айвазовский пускал в свою мастерскую и даже вносил изменения в работы по совету маленького внука. От деда Константин Константинович получил дар к художеству, став впоследствии ярким представителем Киммерийской школы живописи. Имея талант
к рисованию, Константин Арцеулов с раннего детства мечтал о небе.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371304999614
Рисунок Константина Арцеулова

Флот и крылья
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371304999358
В Севастопольском реальном училище юный Константин Арцеулов
получил среднее образование.
Там он впервые начал учиться рисованию, и там же в возрасте 13 лет он построил свой первый планёр. Сам Арцеулов признавался, что тогда
даже сомневался в своей нормальности — настолько сильна была страсть познавать небо, поэтому свои планёры строил тайком от родных и близких: после учёбы забирался в сарай и по собственным чертежам
клеил из бумаги крылья.
Но семейная традиция взяла своё и Арцеулова отдали в Морской корпус служить флоту.Три кампании он отплавал на учебных парусных корветах на Балтике, участвовал в парусных гонках до Ревеля, где в качестве кадета был рулевым. Как пишет в своей книге «Жизнь Арцеулова»
лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Марк Галлай:
«... мечта отца Арцеулова, что его сын станет моряком, стремительно приближалась. Константин прекрасно учился и с лёгкостью овладевал будущей профессией. Но в один момент кадет Арцеулов заболел. Оказалось, что у него слабые лёгкие и врачи безапелляционно исключили его из учебного заведения по состоянию здоровья. Арцеулов вернулся
в Крым, в селение Отузы (впоследствии Щебетовка под Феодосией),
где жила его мать, и стал готовиться к поступлению в Петербургскую академию художеств....»

Тогда же — в 1908 году, когда во всём мире было не более десятка
лётчиков-планеристов, — он строит свой очередной планёр.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305021886
В Санкт-Петербурге Константин учился у знаменитых художников Бакста
и Добужинского, а параллельно обучался в авиационной студии Лансере.
Затем Арцеулов устроился работать в сборочный цех только что открывшегося в Петербурге авиационного завода, в августе 1910 года совершил полёт на первом заводском самолёте «Россия-Б» и вскоре после этого получил диплом Международной федерации воздухоплавания (ФАИ).
Симферополь и кавалерия
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305021630
Летом 1912 года Арцеулов устраивается работать пилотом-инструктором
в Севастопольский аэроклуб.
Там, кроме него самого, был только один ученик — и один аэроплан.
Но уже в сентябре Арцеулова призвали в армию и определили в кавалерию — в Крымский конный полк, который базировался под Симферополем, недалеко от места, где сейчас стоит тот самый новый международный аэропорт, выстроенный в форме волны. Казалось бы, человек, мечтающий о небе, должен был как минимум расстроиться из-за службы в кавалерии, но Константин Константинович был не из таких.
В мае 1913 года Арцеулов, который даже на службе продолжал строить очередной планёр, был уволен в запас в звании младшего унтер-офицера.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305021374
За это время он успел издать и проиллюстрировать уникальное издание «Легенды Крыма». А в июле 1914 года его мобилизовали на
Первую мировую войну. За 8 неполных месяцев Арцеулов получил
три боевых ордена, а весной 1915 года его вернули в авиацию.

Герой Первой мировой
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305021118
Князь Александр Михайлович, курировавший авиацию в царской России, распорядился отправить Арцеулова в Севастопольскую авиационную школу. Побережье Качи с тех пор почти не изменилось, и известная
на весь мир Качинская школа, как и сейчас, стояла на таких
же крутых обрывах в 18 километрах от Севастополя.

Летом 1915 года Арцеулов успешно сдал экзамены и получил звание военного лётчика, открывшее ему путь к боевой службе.
Константин Константинович становится ведущим лётчиком
в разведывательном отряде.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305020862
На русско-германском фронте под постоянными обстрелами артиллерии противника совершает около 200 боевых вылетов на «бумажном» устаревшем самолёте. Позже полученные им разведданные были применены при подготовке знаменитого Брусиловского прорыва
летом 1916 года.
Затем Арцеулова переместили в истребительный отряд, и за два месяца
он провёл 18 успешных воздушных боёв, в которых обратил противника
в бегство. В авиации Константин Арцеулов получил ещё два ордена:
Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

В августе 1916 года ведущие газеты Москвы, Петрограда, Одессы и даже Парижа распространили заметку о гибели в воздушном бою 26-летнего (!) известного русского лётчика Константина Арцеулова внука знаменитого художника Айвазовского. Сообщение подавалась так, что лётчик пал смертью храбрых в бою с неприятелем на фронте генерала Брусилова.
Весь авиационным мир, как пишет в своей книге «Жизнь Арцеулова»
Марк Галлай, погрузился в траур — настолько знаковой и уважаемой
для авиации того времени была фигура Константина Арцеулова.
Информация впоследствии была опровергнута...

ШТОПОР - КАК СМЕРТЕЛЬНЫЙ ШАГ
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305064382
Рассказывать о славной биографии легендарного крымчанина Арцеулова можно бесконечно. На заре становления российской и мировой авиации существовала аксиома, что штопор — это неминуемая смерть.

Каждый лётчик, который попадал в штопор, разбивался. И эта мысль не давала покоя Константину Арцеулову, который знал, что выход из штопора есть, его только нужно найти. В то ясное осеннее утро 1916 года учебные полёты на аэродроме Севастопольской школы были закончены рано.
Лётчик-инструктор Арцеулов сел в свой «Ньюпор-XXI», осмотрелся
в кабине,надел привязные ремни и дал команду: «К запуску».
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305053630
Так в небе над Севастополем, над Крымском полуостровом начался полёт,
навсегда изменивший всю мировую авиацию.

В фильме Юлия Файта, Арцеулов рассказывает, как самолёт легко поднимался и набрал около двух тысяч метров высоты. Затем Константин Константинович сделал вираж, сбавил газ, чтобы потерять скорость, задрал самолёт, выключил мотор — и самолёт закачался. Достаточно было даже легонько тронуть самолёт ногой или рукой, как он свалился на крыло и завертелся в штопоре. Теперь или предположения лётчика
оправдаются — или смерть, вспоминал Арцеулов:
- «Конечно, впечатление, первый раз попав в штопор, было не особенно приятное, и поэтому, как только я убедился, что это действительно штопор, я сейчас же применил свои предложенные приёмы, чтобы вывести самолёт: ручку отдал от себя и сильно дал ногу, обратную вращению штопора. Я почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха, — самолёт я остановил», — рассказывал Арцеулов в фильме Файта.
Казалось, что всё — штопор побеждён.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305053374
Но Арцеулов решил исключить случайность и тут же повторно «загнул» самолёт в штопор, проделал те же действия и снова вывел машину
в нормальное рабочее состояние.
«...Не могу сказать, что, приняв такое решение, я оставался спокоен.
Ведь парашютов тогда не было, и в случае ошибки полёт стал бы для
меня последним. Но закалка нервов в недавних боях помогла быть
твёрдым в своём решении», — напишет потом Арцеулов.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305053118
Точная дата этого исторического полёта - 24 сентября 1916 года.
Штопор был побеждён навсегда!

Достижение Арцеулова сразу же стали внедрять на фронтах и в армии: число гибнущих от штопора резко сократилось, а потом и очень
быстро сошло на нет.

Арест и ссылка
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305052862
Была в биографии великого Константина Арцеулова и трагическая страница. Хотя, изучая его жизнь, складывается впечатление, что безосновательный арест в 1933 году его совсем не огорчил. Это случилось буквально на следующий день после того, как Арцеулов был награждён почётным нагрудным знаком «За налёт 500000 километров
и выше» и представлен к высшему лётному званию того времени
— «Заслуженный лётчик СССР».
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305052606
Как пишет Марк Галлай, доподлинно неизвестно, почему арестовали Арцеулова. Одни тогда могли бы связать это со сменой начальства в организации, где тогда служил Константин Константинович, а другие
говорили, что он слишком задрал нос, вот и свалился в штопор.
Через четыре года — в 1937 году — его реабилитировали, но ограничили
в правах ещё на 10 лет. Всё это время он жил и работал в Архангельске,
куда почти сразу, в 1934 году, приехала его жена Татьяна Адольфовна.

Оставил своей след
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305052350
судостроительного бюро СевкрайОСВОДа, художником-проектировщиком архитектурной конторы Госзеленстроя, оформлял набережную
Северной Двины. В Архангельском аэроклубе он построил
балансирный тренажёр для тренировки лётчиков.

В любой жизненной ситуации Константин Арцеулов каким-то немыслимым образом не просто жил, оставаясь человеком, но творил и созидал.
Журнал "Техника Молодёжи", обложка Константина Арцеулова
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305135550
Известный советский кинематографист Олег Арцеулов — сын Константина Константиновича, вспоминая слова отца, говорил, что популярность человека — это его тень. Пока человек идёт навстречу свету, навстречу солнцу, его тень позади. Но если он увидел свою тень, значит, он повернул и идёт от света. Константин Константинович Арцеулов
всегда шёл навстречу свету.
Вся жизнь Константина Константиновича крепкой нитью связана
с Севастополем и Крымом
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305135038
Даже дата смерти Арцеулова — 18 марта 1980 года (88 лет) — словно
говорит о ментальных крымских корнях этого человека, сделавшего
революцию в российской авиации.
Он ушёл в мир иной, когда Крым ещё был в российских границах,
а в этот же день, спустя 34 года Крым вернулся в родную гавань....
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305134526
Сергей Абрамов

П.С. Космонавт Антон Шкаплеров предлагал Арцеулова
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ :  УКРОТИТЕЛЬ "ШТОПОРА"                    - 5371305134270
Константин Арцеулов, один из самых выдающихся российских лётчиков
поделился своим мнением Антон Шкаплеров:
"...В Каче находится, колыбель советской авиации. В ней начинал
своей путь знаменитый Константин Арцеулов. Именно он впервые
в истории мировой авиации выполнил штопор. Он рассчитал и выполнил
тот знаменитый полёт как раз в Крыму — в севастопольской
авиационной школе в Каче... "
По мнению космонавта Антона Шкаплерова, выбирая имя для симферопольского аэропорта, нужно было рассматривать тех людей,
которые или привели Крым в Россию или добились выдающихся успехов,
развивая в Крыму авиацию. Антона Шкаплерова не услышали...

#ИсторияСевастополя

Комментарии

Комментариев нет.