Комментарии
- 11 ноя 10:03Василий КашкановЕсть мнение, что в любом подобном случае необходимо исправлять ошибки, иначе вырастим неграмотных потомков
- 11 ноя 16:52Леонид ФедотовНесмотря ни на что, памятник Адмиралу Сенявину органично вписался ...что не скажешь о "гнилом зубе", стоявшем до него
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Севастополь - Южный Форпост России ★
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ: ДОСКА ЧИНОВНИЧЬЕГО РВЕНИЯ
Севастополь богат на памятники и памятные знаки. Однако далеко не
все из них несут в массы «доброе, вечное». Случается и такое, что
просто смотреть стыдно, а уж кому рассказать, так вообще.
Живой пример – памятная плита на улице Сенявина:
«Эта улица названа именем Сенявина Дмитрия Николаевича, выдающегося русского адмирала, под руководством которого
в 1783 году началось строительство города Севастополя».
Сенявин действительно русский адмирал (1826 г.).
Но отношение к закладке Севастополя и руководству его строительством
– плод фантазии заказчиков доски.
В соответствии с послужным списком адмирала:
1 мая 1780 г. - произведен в мичмана.
1780 – 1781 г.г. - на корабле «Князь Владимир» в эскадре бригадира Палибина, ходил от Кронштадта до Лиссабона и обратно.
1782 г. - командирован в Таганрог.
1782 – 1785 г.г. - ежегодно ходил в Черном море.
1 января 1783 г. - произведен в лейтенанты.
1785 г. - командуя гальотом «Темерник», ходил между Ялтою
и Севастополем.
1786 г. - командуя ботом «Карабут» ходил от Севастополя до Константинополя.
1 мая 1787 г. мая - произведен в капитан-лейтенанты.Командуя тем же ботом, ходил между Козловом и Севастополем, после чего поступил флаг
– капитаном к контр-адмиралу Войновичу. На корабле
«Преображенье Господне» крейсировал с флотом в Черном море…
Азовской флотилии.
А впервые прибыл лейтенант Сенявин в строящийся Севастополь
только в 1785 году на галиоте «Темерник», доставив военные
и строительные грузы. Сам Дмитрий Николаевич Сенявин
об этом вспоминал:
«Назначив места под строения, доставив туда надобное количество всякого рода вещей и материалов, адмирал заложил 3 числа июня месяца
четыре здания:
Первое – часовню во имя святого Николая-чудотворца…
Другое – дом для себя;
Третье – пристань очень хорошую против дома своего;
Четвертое – кузницу в адмиралтействе.
Здания эти все каменные, приведены к концу весьма скоро и почти невероятно. Часовня освящена 6-го августа, кузница была готова
в 3 недели, пристань сделана с небольшим в месяц, а в дом перешел адмирал и дал бал на новоселье 1 ноября. Вот откуда начало
города Севастополя».
Адмирал о котором пишет лейтенант Сенявин, действительный руководитель строительства, контр-адмирал Фома Фомич Маккензи
Георгиевский кавалер, командир брандера в Чесменском сражении.
Шотландец по происхождению,поданный России
Вице-адмирал Клокачев 8 мая 1782 года убыл в Херсон, передав корабли и руководство по началу строительства порта и крепости под начало Маккензи. То есть Фома Фомич стал первым командиром севастопольской эскадры (9 фрегатов и несколько мелких судов), порта и крепости.
начали строительство порта, адмиралтейства и города.
Командирами кораблей эскадры, принявших участие в закладке
города-крепости и порта были:
капитан 1 ранга Алексиано Панаиоти;
капитаны 2 ранга П.В. Пустошкин,
Д.А. Доможтров,
И.М. Одинцов;
Капитан-лейтенанты
И.С. Кусаков,
А.В. Тверинов,
И.П. Щербачев,
С.И. Юрасов,
А.Л. Симанский;
Лейтенанты:
Н.М. Ельчанинов,
Ф.В. Поскочин,
Н.Ф.Селиверстов,
С.Г. Цвелинев,
С.Ф. Филатов.
Из 14 офицеров стали:
один - вице-адмиралом,
семь - контр-адмиралами и морскими генерал-майорами,
2-е капитанами 2 ранга.
2-е погибли в море вместе с кораблями.
К сожалению имена отважных-первопроходцев нашего города,
даже не упомянуты в памяти народной...
1. Кстати, пристань существует и поныне как Графская
2. Часовня по ветхости перестроена адмиралом Лазаревым
(в настоящее время встроена в здание Дома офицеров ЧФ РФ),
3. дом Маккензи перестроен к визиту Екатерины Великой, восстановлен
после Крымской войны, стоит и поныне, встроенный
в единственное здание на пл. Нахимова.
Так откуда же взялся Сенявин – руководитель строительства Севастополя? Ведь в Военной энциклопедии 1914 года, изданной
в Санкт-Петербурге, написано: «Маккензи Фома Фомич (Томас)
– основатель г. Севастополя»!
А вот в Морском энциклопедическом словаре 1987 года, изданном
уже в Ленинграде, Маккензи вообще не значится,стерли из памяти!
Зато историки второй половины ХХ века приложились к теме
основательно. Сенявин Дмитрий Николаевич:
3 июня 1783 г. построили первые четыре здания».
Между тем, Сенявин в это время командовал галиотом «Темерник».
И, как мы знаем, прибыл в город только в 1785 году.
Да и не было «приезжего люда».
Город и порт начинали строить матросы эскадры, зимовавшей в бухте.
и служебных помещений для команды лично на командиров кораблей.
Доктор исторических наук Г.И. Веденеев в книге
«Севастополь – 1783 – 1983, страницы истории» (1983) написал:
«Матросы, солдаты и приезжий люд под руководством Сенявина
3 июня 1783 г. заложили первые четыре здания…»
При этом ссылается на самого Сенявина. Как мы знаем, Дмитрий Николаевич писал совсем иное. Но дело – то происходило в юбилейном году! Именно тогда и появилась на улице Сенявина анатационная доска.
Как, впрочем, и на всех иных улицах и площадях центра города.
А реальный основатель города Ф.Ф. Маккензи скончался
10 января 1786 года.
Похоронили адмирала на кургане, возвышавшимся над пресным озером
в начале Южной бухты. Долгое время курган назывался Макензиевым,
но после Крымской войны его переименовали в Зеленый холм, а затем
в Красную горку. Засыпано и озеро, на его месте расположено
депо ж/д станции Севастополь.
- Участвовал в сражении у мыса Калиакрия (1791).
- Командовал линейным кораблем «Св. Петр» в походе русского флота
во время войны с Францией (1798 – 1800).
- Возглавлял отряд кораблей при штурме крепости на о. Св. Мавры
и о. Корфу.
- Командовал эскадрой в Адриатической экспедиции флота (1806 – 1807).
- Командовал флотом во 2-й Адриатической экспедиции (1807),
когда русский флот блокировал Дарданеллы.
- Разгромил турок в Дарданельском и Афонском сражениях. (1807).
Блестящая карьера.
Впрочем, как и у других адмиралов из когорты флотоводцев адмирала
Ф.Ф. Ушакова. Такая же была и у С.К. Грейга, и у В.Я. Чичагова.
Учителем Дмитрий Николаевич был выдающимся. Но выучка адмирала Ушакова, привыкшего брать ответственность на себя и учившего тому
же своих офицеров и адмиралов, преподнесла Сенявину крупную неприятность. То, что не всегда прощалось даже гению, его ученикам
не прощали никогда.
В период англо-русской войны (1807 – 1812) в Лиссабоне англичане
превосходящими силами блокировали русскую эскадру.
Сенявину удалось путем переговоров добиться не пленения, а интернирования кораблей и экипажей эскадры до окончания военных действий. То есть, русская эскадра не сдалась в плен, а была временно задержана в Лиссабоне, то есть на территории нейтрального государства.
Император Александр I воспринял такой поворот событий очень болезненно и направил Сенявина командовать Ревельским портом,
по окончании войны уволил от службы. При этом договор об интернировании не был расторгнут. Получается, Сенявин был прав?
Скорее всего. Не зря же через 6 лет отставки в 1825 году Сенявин был возвращен на службу с присвоением звания «адмирал» и назначением
на должность командующего Балтийским флотом. Вот такая история.
в истории героического города места не было. Нет до сих пор.
Владимир Усольцев
СПРАВКА: Известный севастопольский краевед и писатель В.С. Усольцев
в 2010 году отправил в Управление культуры и туризма СГГА заявление,
в котором изложил факты и предложил плиту убрать.
Письмо зарегистрировали и затаились. Историю-то изучать некогда.
Культура с туризмом съедают все время,как и памятник Сенявину,
больше уместен на Балтике,но ни как в центре Севастополя
Статья из альманаха «Морской архив», №1, 2011
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.
#ИсторияСевастополя