ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...

ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВИЧ КОЛБАСЬЕВ
20 ноября 1918 года - в Инкермане был убит капитан 1 ранга в отставке,
много сделавший для русского флота и мирового технического прогресса, соратник знаменитого изобретателя радио Попова.
Он создал корабельный и подводный телефоны, придумал способ подводного освещения, разработал оригинальную конструкцию плавучей
мины и несколько проектов подводных лодок.

ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372473910206
(3 июня 1862 г., Одесса - 20 ноября 1918 г. Инкерман)

Как звонить по телефону под водой? А как видеть под толщей воды?
Или, например, плавать на глубине, используя электричество?
Ответы на все эти вопросы знал русский инженер
Евгений Викторович Колбасьев.
Его с детства тянуло к морю: не удивительно, ведь родился он в прибрежной Одессе. В 21 год в 1883 году Колбасьев поступил в питерское Морское училище, а по его окончании остался преподавателем
в Водолазной школе.Вскоре он и приступил к изобретательской деятельности. Именно там он задумался о том как связываться
с водолазами под водой и координировать их манёвры.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475279038
Так родился в первый в мире подводный телефон, а кроме этого,
чтобы "ихтиандры" лучше видели под водой,
Колбасьев придумал и усовершенствовал оригинальный непроницаемый
для влаги фонарь. Изобретения Евгений Викторович по достоинству
оценили в морском ведомстве.
В 1893 году на базе мастерской Евгения Викторовича стали производить водолазное снаряжение и телефонные установок уже для кораблей. Кстати, там же поставили на поток сооружение судовых радиостанций Попова. Всё это внедрялось на передовые корабли русского флота.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475282878
Однако главным делом всей жизни инженера стало возведение подводной лодки на электрической тяге. Субмарину возводили в условиях строжайшей секретности, а сам аппарат получил название "Пётр Кошка"
- в честь легендарного разведчика Крымской войны.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475289534
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372473910974
Ручной водолазный светильник Колбасьева

Подлодка несла на себе 2 торпеды и могла без зарядки преодолевать
под водой до 15 миль. В разобранном виде подводный
миноносец помещался в обычном железнодорожном вагоне.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475348414
Процесс сборки занимал 6 часов. Колбасьев сильно опередил время, первым создав секционный метод строительства субмарин, к чему массово обратились только в годы Второй мировой войны. Правда
к подлодке военные почему-то отнеслись скептически.
В годы Первой Мировой она так и не приняла участие в боевых действиях.

Устричный заводик
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475348158
Евгений Викторович Колба́сьев

Точно неизвестно, когда Евгений Викторович вышел в отставку. Примерно
в 1911 г. это случилось — оказался он на берегу Севастопольской бухты
в чине капитана второго ранга с правом ношения мундира.
Финансы и здоровье были изрядно подорваны. Надо было начинать все с чистого листа. Он изобретал подводную связь, подводный плавательный аппарат, и новое его занятие было также связано с подводным миром.

И снова на помощь пришла коммерческая жилка. Отставной моряк купил устричную ферму в районе Килен-балки и стал с этого жить. А что?
И очень просто по тем временам.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475347902
Устричная ферма Е.Колбасьева находилась между Троицкой
и Килен-бухтой

Сегодня мало кто знает, но Крым, и прежде всего Севастополь, были устричным раем старой России. Всего в империи продавалось в год около
10 миллионов устриц. Пятая часть приходилась на Севастополь и его окрестности. Уже к концу XIX века в Севастопольской бухте было
три завода по выращиванию устриц.

- Первый — в Южной бухте,
- Второй находился возле городского парка в Ушаковой балке,
на том месте, где сейчас находится водная станция,
- Третий — в бухте Голландия.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475347646
Ферма устриц в Южной бухте,

Любопытный факт:

Памятник затопленным кораблям на Приморском бульваре поставлен был
в 1905 г. на старой, давно уже мертвой, устричной банке. На этом месте
в XIX веке находился ресторан «Поплавок», где устриц посетителям
подавали из специального бассейна, устроенного посреди зала.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475398590
ресторан «Поплавок» 1910 год

Севастопольские устрицы предпочитал двор последнего русского царя — видимо, покровительствуя процессу общероссийского импортозамещения. Устриц брали из садков по северной стороне бухты от Михайловской
батареи до Голландии.

А теперь внимание!
Самые жирные устричные банки были в районе Килен-балки и Инкермана, но из-за стоянок кораблей Черноморского флота строить устричные заводы там запрещено было практически всем. Кроме капитана 2го ранга
Евгения Викторовича Колбасьева.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475398334
Скорей всего, просто закрывали глаза на то, что он делает маленький бизнес прямо возле своей злосчастной лодки. В любом случае, скорее всего, изобретатель сумел поправить свои дела. Но самого
Евгения Колбасьева постигла печальная участь...

Смерть героя
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475398078
А потом пришла Мировая война. Устриц в ресторанах Севастополя покупали все меньше. А после революции, и особенно начиная с Гражданской войны, местное население стало бесконтрольно добывать
их для того, чтобы банально выжить. Это стало таким же нелегальным
делом, как и битье из винтовок бакланов и чаек.
Осень 1918 г. была временем смутным и страшным.

Германская оккупация 1918 Севастополь
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475397822
Немецкие оккупанты, владевшие Севастополем и Крымом 7 месяцев,
в ноябре 1918-го засобирались домой. Порядок и законность рушились
на глазах. В условиях междувластия активизировались банды и просто
отдельные местные отчаюги, которым жизнь копейка.
Обстоятельства гибели 56-летнего отставного моряка никто особо не разбирал. Скорей всего, грабители убили его возле его устричных садков. Следствия никто не вел, похоронили быстро и скромно. Его племянник, моряк-джазмен Сергей Колбасьев, в это время устанавливал советскую
власть на Каспии и ничем семье дяди помочь не мог.
А через 5 дней из Севастополя ушли немцы и город погрузился в одну
из своих очередных бед, которым суждено было продлиться 4 года.

Олег Измайлов

П.С. Владимир Николаевич Бойко
Капитан I ранга запаса, ветеран-подводник ВМФ России, кандидат военных наук, член Союза писателей-маринистов. продолжает тему:
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475397566
Связь под водой была изобретена Евгением Викторовичем Колбасьевым
до приезда в Севастополь, когда он работал совместно с Поповым - изобретателем радио. По самой подводной лодке "Матрос Петр Кошка"
(хоть и грустновато, но факт есть фактом):
В 1903 году подводная лодка «Матрос Петр Кошка» была испытана на Кронштадтском рейде. На испытаниях в Кронштадте скорость надводного
хода достигла 8,6 узла, а подводного - 6 узлов.
Испытания выявили малую дальность плавания под водой - всего 15 миль, и плохую управляемость в подводном положении. Совкообразные торпедные аппараты отличались малой надежностью и во время
испытаний дважды отказывали .
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475397310
Кроме сборно-разборной конструкции, подводной лодки имела еще одну уникальную особенность – расположение всех 6 гребных валов под углом
20 градусов к диаметральной оси корпуса. Автор проекта считал, что такое размещение валов должно было сделать подводный аппарат особенно маневренным. Однако в результате подводная лодка
получилась чрезвычайно рыскливой.
Даже незначительное изменение оборотов любого из шести электродвигателей приводило к отклонению от заданного курса.
Также, действовать в открытом море подводной лодке не позволяла
незначительная дальность плавания.

В сентябре 1908 года председателем Морского Технического Комитета стал А.Н.Крылов: «Пришлось мне в 1907 году быть в Севастополе.
Лодка Колбасьева стояла на якоре и швартовых у его устричного завода
и служила пристанью для шлюпок; никуда она никогда не ходила
и на верблюдах в Персидский залив ее не возили».
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475397054
Евгений Колбасьев был убит бандитами во время следования из имения Колбасьевых (находилось в Чоргуне (современное название - Черноречье) или в районе акведука (сохранился до наших дней)
или в районе Трактирного моста в Севастополе.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475423166
Трактирный мост. Фото 1900 года.

Находился в Черноречье, ближек с.Хмельницкому. (до наших дней дожил
фрагмент фундамента одной опоры моста)
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475422910
Акведук в районе Черноречья

Евгений Колбасьев был предан земле на кладбище Инкерманского монастыря Св.Климента. На его средства была построена церковь
(до наших дней не сохранилась) поэтому и было принято похоронить
на кладбище монастыря. О захоронении свидетельствует запись
в монастырской книге.
Могила находится на кладбище среди нескольких безымянных могил.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475422654
Родственники Евгения Викторовича Колбасьева - Екатерина Липатникова (живет в Свердловске) остальные живут в Германии,не теряют надежды
найти место захоронения и привести его в порядок.

Платан - все, что осталось от имения Колбасьевых в Черноречье
в настоящее время.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475443390
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ                    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... - 5372475443134
Капитан 1 ранга Бойко Владимир Николаевич и правнучка
Евгения Колбасьева - Екатерина Липатникова у акведука. 2020 год.

#РоссийскийФлот

Комментарии

Комментариев нет.