У колонок есть уши, а у пылесосов — глаза: надо ли людям бояться "умных" гаджетов?

У колонок есть уши, а у пылесосов — глаза: надо ли людям бояться "умных" гаджетов? - 960878009266
В классическом советском мультфильме "Тайна третьей планеты" в одном из эпизодов не лишенный обаяния космический пират Весельчак У пытается выменять у Алисы Селезневой и ее папы птицу Говоруна на черепашку с алмазным панцирем. А когда они отказываются, отдает им ее даром. Причина пиратской щедрости становится понятна чуть позже — черепашка оказывается вредоносным устройством, которое не только транслирует все разговоры героев, но и совершает мелкие диверсии, например разбивает цветы-зеркала.

О том, что современные бытовые приборы в той или иной степени оснащены искусственным интеллектом, позволяющим собирать информацию о месте, где они находятся, и даже о своем владельце, сегодня знают многие. Однако пугает ли нас такое незримое внимание?

Лучшие друзья девушек — это пылесосы

Понятие "интернет вещей", то есть обмен предметами быта информацией между собой без участия человека, становится все более актуальным. Холодильник с интернетом, посудомоечная машина с Wi-Fi, робот-пылесос с дистанционным программированием, видеонаблюдение, наконец, голосовой помощник — эти и многие другие предметы сегодня составляют "Умный дом" — систему, призванную окружать человека удобством и заботой. Впрочем, пользоваться всеми этими приспособлениями можно и по отдельности.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) составил примерный портрет современного российского пользователя "умными" устройствами. Выглядит он так: 25–34 лет (45% респондентов), с высшим или неоконченным высшим образованием (39%) и хорошим материальным положением (37%), проживающий в Москве или Санкт-Петербурге (42%). С той или иной периодичностью "умными" девайсами для дома пользуются более четверти россиян (28%), в том числе 14% — ежедневно, 9% — несколько раз в неделю. А безразличны к современным технологиям как раз представители старшего поколения: 87% категории 60+ не пользуются смарт-вещами. Еще один занимательный штрих: россияне, использующие подобные девайсы, мало смотрят телевизор, предпочитая черпать информацию из интернета. Таковых насчитывается 35%. Это неудивительно — для работы большинства "умных" устройств требуется бесперебойный доступ к Wi-Fi, а раз интернет всегда под рукой, странно было бы им не пользоваться. Еще 32% пользователей получают информацию с помощью и интернета и ТВ. Зато в "группе активных телезрителей" ровно наоборот — домашними девайсами пользуются всего 4%.

Самые популярные гаджеты — мобильный телефон и планшет — в перечень "домашних" девайсов не вошли в силу своей универсальности, но все равно выбор граждан оказался довольно неожиданным. Рейтинг главных "умных" помощников возглавил робот-пылесос. Его применяют 58% из числа тех, кто вообще пользуется "умными" устройствами. А вот то, что две трети пользователей пылесосом — женщины, уже выглядит логично.

Вторым по популярности гаджетом оказалась "умная" колонка (44% из числа пользующихся девайсами). Она тоже больше женская "подружка", чем мужская (49% и 40% соответственно). А вот занявшее в опросе третье место смарт-ТВ (всего 12% пользователей) чаще называли мужчины (16% против 7% женских).

Если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят

Самое удивительное, что среди вообще всех россиян пользуются "умными" устройствами для дома всего чуть больше четверти (!) — 28%. Но маловероятно, что это связано с опасениями слежки со стороны девайсов. Похоже, что наших сограждан это не слишком беспокоит: 25% знают об этом хорошо, 38% наслышаны без подробностей, остальные услышали впервые. Как раз сказывается отсутствие регулярного общения с электронными помощниками — среди пользователей девайсами уровень общей информированности достигает 79%, а среди "непользователей" — 57%.

По мнению руководителя отдела разработки и сопровождения сервисов информационной безопасности компании Selectel Антона Ведерникова, сам по себе сбор данных нельзя назвать шпионажем. "Устройства собирают информацию как во время работы, так и в фоновом режиме. Состав может быть очень обширным: сведения об активности и состоянии здоровья, координаты и маршруты передвижения, фото, видео, речь, используемые приложения и совершаемые в них действия, просмотренные фильмы, идентификаторы беспроводных сетей и устройств вокруг, — говорит он. — Сами по себе разрозненные данные не имеют ценности, хотя и могут содержать чувствительную информацию.

Но их агрегация и последующий анализ позволяют синтезировать новые знания, которые могут быть использованы в различных целях". "Закон обязывает не использовать для прослушки даже те девайсы, которые могут это делать. Например, "умные" колонки", — добавляет председатель коллегии адвокатов "Дадашев и партнеры" Роман Дадашев. — Другое дело, что технически проверить, выполняет компания-производитель это обязательство или нет, чрезвычайно трудно". По словам специалистов, сейчас существуют технические решения, позволяющие, например, записывать голоса, звучащие вокруг прибора, переводить их в текст и отправлять на хранение на серверы. Но, по словам Антона Ведерникова, хранение и обработка такого массива данных требуют значительных затрат на вычислительные мощности и сотрудников, способных поддерживать и развивать IT-инфраструктуру, а также работать с полученной информацией: разрабатывать модели машинного обучения, проводить анализ, делать выводы и использовать полученные знания для развития продукта и бизнеса. "Поэтому в общем смысле бизнесу сложно, дорого и нецелесообразно использовать такой подход для слежки за пользователями. Следить за конкретным человеком можно более простыми и дешевыми методами", — рассуждает эксперт.

Течет ручей, бежит ручей

Главная угроза того, что "умные" устройства собирают персональные данные пользователей, видится россиянам в возможности передачи этих данных третьим лицам (15%). Еще 6% ответили, что сбор и анализ информации о пользователях представляет собой вторжение в личную жизнь, а 5% не исключают возможность слежки.

Тем временем эксперты видят проблему не в самом факте сбора информации устройствами, а в ее утечке и дальнейшем использовании в корыстных целях. Чтобы снизить потенциальный ущерб от подобных утечек, стоит публиковать как можно меньше данных о себе, использовать отдельную электронную почту и телефон для регистрации в сервисах, рекомендуют они. "По большому счету, человеку нужно принять, что его сведения уже находятся в открытом доступе, и держать это в голове. А еще почему-то у нас никто не отзывает согласие на обработку персональных данных, когда с компанией уже прекращены взаимоотношения. А ведь это можно сделать даже телефонным звонком. По крайней мере станет меньше источников, откуда эти данные можно взять", — советует Роман Дадашев.

Однако россияне настроены безмятежно. У каждого пятого (21%) сбор информации о себе не вызывает вообще никакого отторжения, люди считают, что это не представляет для них никаких угроз. И это при том, что порядка 30% верят в то, что в ближайшие 50 лет нейросети выйдут из-под контроля и произойдет восстание машин.

Какие-либо действия, препятствующие сбору персональных данных, предпринимают всего 23% из числа тех, кто пользуется гаджетами. Чаще всего граждане заклеивают веб-камеры ноутбука или отключают девайсы от сети. "Подобные восприятия и действия, можно, конечно, отнести к паранойе и фобиям, что за тобой шпионит твой утюг, телевизор, а также набравшийся ума пылесос. Но известно, что Марк Цукерберг заклеивает скотчем видеокамеру и микрофон своего ноутбука. И другим это советует. Из чего можно сделать два возможных вывода — либо он параноик, либо "он что-то знает", — напоминает директор компании "ВЦИОМ-Консалтинг" Алексей Верижников.

Как тебе такое, Илон Маск?

"Выводы, полученные при анализе, позволяют бизнесу лучше понимать своих пользователей и улучшать продукт: сценарии, место и время его использования, — говорит Антон Ведерников. — Профиль пользователя постоянно обогащается новой информацией, которая используется для обучения моделей, что позволяет, например, улучшить точность рекомендательных систем или проводить персонифицированные маркетинговые кампании. Зачастую профиль пользователя и относящиеся к нему данные обезличены и не позволяют однозначно идентифицировать человека".

Стремление компаний сделать жизнь потребителя более комфортной, конечно, похвально. Особенно когда это стремление искренне, а не направлено на дополнительное выкачивание из клиента денег под предлогом новизны. Однако даже в этом случае весьма проблематично балансировать на грани, не пытаясь использовать все более накапливающийся объем персональных подробностей жизни конкретного человека в каких-то других целях. В середине прошлого десятилетия, разрабатывая автомобиль нового поколения, способный двигаться без водителя, компания Tesla и сам ее создатель Илон Маск потратили немало времени, рассказывая и специалистам, и широким слоям населения, что именно они делают для прокачки искусственного интеллекта, который ведет машину. Они не скрывали, что автомобили оснащены несколькими видеокамерами и передают информацию на специальные серверы, где она обрабатывается и анализируется. При этом разработчики уверяли, что все сведения носят сугубо информационный характер, по ним нельзя идентифицировать конкретных людей, а потому конфиденциальность гарантируется. Однако совсем недавно выяснилось, что на протяжении как минимум нескольких лет сотрудники офисов Tesla делились друг с другом фото и видео, поступающими с бортовых компьютеров, в том числе и явно личного, а порой и деликатного свойства. Правда никто из них не подтвердил, что личности конкретных граждан устанавливались, но, по словам специалистов, это можно квалифицировать как вторжение в частную жизнь.

А ведь массивами данных могут интересоваться не только злоумышленники, но и, например, спецслужбы, работающие в интересах [своего] государства. В итоге выбор, предоставлять или не предоставлять им информацию, становится еще более этически размытым.

"В концепции "цифрового тоталитаризма" есть понятие "человека прозрачного". Оно означает, что границы между публичным и приватным пространством полностью исчезают", — рассуждает Алексей Верижников. Что бы человек ни делал, его можно увидеть через "цифровой след" в интернете или через бесчисленные видеокамеры, в том числе встроенные без ведома потребителей в бытовые приборы и активирующиеся без их на то санкции. Поэтому современному человеку, находящемуся в своем будуаре, в идеале следует себя контролировать так же, как и политику, находящемуся в свете софитов. Что с учетом человеческого естества весьма непросто. Во всяком случае бывшие сотрудники Tesla заявили, что теперь в электромобиль с искусственным интеллектом не сядут ни за что.

Евгений Мазин

https://ok.   me/CWTA1

Комментарии