Комментарии
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
- 30 июн 2020 23:59Ассаламу Iалaйкум! Мулкъой вежрий окх ссылке тIе дехьa довлиш шу гIалгIай ду бах окхар хинцалц тхо ду бехи цар хинц шух гIалгIай хиликх https://yandex.ru/turbo?text=https://proza.ru/2019/02/02/112
- 1 июл 2020 01:04Йорш хинц ген боьвла моьт сун боьвлш Аьккхий Iовхой (Аух) Дагестанер, Гюржичоьр Панкисер Кистой (Дишний,
МIайстой, Маьлхий, Нашхой, ТIерлой, ХIачарой, Хилдехарой, ЧIантий) сан шай Нахчийн къомах дуй дIахаит дез моьт сун гIалгlи туьранчашн - 1 июл 2020 07:23Ассаламу Алейкум Сан НОХЧО Ваш Сан тейпан Ваш. Этого ублюдка нужно призвать к ответу!!!
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
- 15 окт 2022 11:46Хьуна мичар хаа и истори. Хьана цахуарг ма дица.
- 1 янв 2023 17:35Г1алг1а хьа Нохчих хьа боьвл разделиться дин букх наоборот из Нохчи тейп Ду ас
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Чеченский тейп Мулкъой
:М у л к ъ о
Тейп Мулкъой Исконный чеченский тейп, располагающийся в исторической местности аргунского ущелья Мулкъа, Мулкъой Мохк -География Итум-Калинский район - располагалось в бассейне левых притоков Чанты-Аргуна Мулкьой-Эрк и Гухойн-эрк между горными вершинами Конжухой (2231 м) на юге и хребтом Гумуртаиркорт (2074 м.
) на севере. На западе оно граничило с обществом Пешхой, на востоке и юго-востоке с Чухой Гухой, на юге с Терлой ,Тайп Мулкьой ранее входил в туккхум Шотой, позже он отсоединился, Мулкьой делиться на субтайповый деление,пример; Тейп Мулкъой состоит из 9 гар (Коттой, Жейнхой, Медархой, Бавархой, Басхой, Бенгархой, Кейштрой,Г1езир-Кхеллой, Хьуркой), тейп Мулкъой (“род”) В исследуемое время здесь имелись следующие древние аулы, боевые и жилые башни, склеп, пещеры c. Хьехашт1е -Хьехадара (Хехадара) древнее кладбище и огромные языческие надмогильные плиты они представляют несколько эпох: языческий, христианский и мусульманский, в Мулкъое есть руины древних сел отселки и жилые башни-усадьбы: Г1езир (Г1езир-Кхеллой), Бассаха (Мулкъойн Басхой), Б1ова/Бавархой, Меда/Медархой, Бенгара/Бенгархой, Хьюрика/Хьуркой, Кейшта/Кейштрой, Котта/Коттой, Ирзехой, Эниста, Калга, Шайне/Джайне/Жейнхой, Хьархичу, Хазин-бов, Тевсин-гала,и другие, Мулкъоe документально отмечена добыча свинца и серебра. Если в русских документах «Мулкинские… земли» впервые названы в 1619 г., то через десять лет, в 1629 г., конный стрелец Терской крепости Девятко Савельев указал, что он «в Колканех (Галгай. – Я.А.) да в Мылкыцех (Мулкъой. – Я.А.) свинец покупывал и на Терек приваживал…». В конце XVIII–начале XIX в. здесь добывали помимо свинца, в незначительном количестве и серебро, Мулкъойцы, как и их аргунские соседи имевшие богатый языческий пантеон, приняли ислам не позже XVIII в. В исторических документах первые упоминания о МУЛКЪОЙ относятся к ХVI-ХVII вв. К Чеченской группе. , по сведениям источников того времени, относились мичкизы, шубуты, мулки, Отчанская земля, тшанские люди, Индили (Индельская земля). В исследовании Е.Н. Кушевой большинство из них легко увязывается с более поздними названиями Чеченских обществ. Мулкинские земли названы в списке “горских землиц”, приводимом в русских документах 1619 г. Они, по мнению Н.Г. Волковой, сопоставимы с Чеченским обществом Мулкой, находившегося в верховьях р. Чанты-Аргун. Название этого общества в форме Мылкыц упоминает еще один русский документ, датируемый 1629 г.Этот документ, в котором рассказывается о поездке стрельца Савельева из городка Терки в горы к “черкасам”, в земли калканов и мылкыцев, т.е. мулкинцев, или малкинцев, для покупки свинца. Исследовательница Е.Н. Кушева указывает отличительную особенность общности “мулкой” (как и в случае с “мержой”)Отмечая, что известен ряд тайповых названий, которые оканчиваются на “ой”, среди которых находим такое, как мулкой, которое надо сопоставить с названием “горской землицы “Мулки”. Здесь понятие “землица”, по ее мнению, очевидно означает “тайп, занимавший небольшую территорию”. На карте наиба Шамиля Мулкой тоже показаны как поселение,Общество “Мулкой” (в Чеченской транскрипции “мулкъой”. – Авт.) граничит на западе с Пешха, на востоке с ЧIуо и на юге с ЧIуо и ТIерла (бассейн Мулкъой эрк – левый приток реки Аргун; в чеченском звучании “Аргун-Орга”. – Авт.). В основу названия Мулкъа и этнонима Мулкъой,. Клан Мулкъой чистокровный исконый Чеченский ламрой тейп, придерживаются веры и национальных воинских обычаев чеченцев, также этикета (яхь, юхь, эхь, сий, г1улакъ, къонхал и пр.). Расовый тип. Мулкой относятся к чистой асской (кавкасионской) расе. Эпицентром Мулкоевского клана является Мулкъоевское ущелье (Мулкъa) в горах к западу от реки Аргун. После депортации Мулкоевцам запретили туда возвращаться, но после создания Ичкерии они начали туда возвращаться. В Мулкъое находится др.разв. 9 древних покинутых аулов разрушенные временем, и царскими русскими войсками, a древнее село Харсеной(чеч. Хьорсана)– одно из немногих сел, которые до основания были разрушены в период военных событий 1994 – 2000 годов, В Мулкъое находится и Зиярт уважаемого не только среди Мулкъой, но и по всей Чечне, Коттар Ибрахим-Хьажа. По преданиям Кунта-Хаджи Кишиев поставил его миссионером Ислама в далеко отдаленные аулы Чечни. Помимо этого, в ущелье протекает река Мулъкой-Эрк, рядом с которым возвышаются 9 тейповых гор. Все они носят свои названия от 9 ветвей (некъеш, некъен) на которые делится клан Мулкъой. 1) Мулкъой- По персонифизированному пре раньше говорили "Рамрой" - "Горцы", вместо "Ламрой".Возможно это древний асский Р-диалект Представители Мулкъой всегда отличались стойкостью Чеченского ламроевского духа, религиозностью, этичностью. И они всегда чтили свою свободу. За нее они воевали и против царской России, и против диктаторской власти Шамиля, В 1840 году, когда Чеченцы избрали Шамиля Имамом, их давно известной на Кавказе армии, он решил, чтобы постепенно его признали все Чеченские тейпы. Для этого в 1840 году он посетил Мулкъой Шамиль требовал рабского подчинения, что невозможно было представить для вольных воинов Чечни. Они подчинялись разуму-чувствам, они жили по чести, которая отрицает рабство таким же как и ты в самой сути. В русских документах об этом инциденте сообщается, что в первой половине июня 1840 г. Шамиль «с незначительным сборищем шатоевцев и чеберлоевцев», двигаясь в сторону Владикавказа, «требовал от жителей» общества Мулкой «чтобы они также присоединились к нему». По совету Мааша Зумсоевского, за пассивность Шамиль казнил «несколько старшин» Мулкоя. Мулкойцы в ответ напали «на скопище» Шамиля и убили «многих из самых приверженных к Шамилю», в том числе его кунака, «у которого он жил в Аргунском ущелье» — Шабана Шатоевского «и зумского Мааша». А сам Шамиль получил от Мулкойцев две, «как говорят, весьма» опасные раны — «одну в руку, а другую в живот», после чего он «с трудом возвратился» назад, а «сборище его разошлось». В этом бою Мулкоевцы убили наиба Шамиля и его сторонников, а Шамилю нанесли 2 серьезных ранения. Кстати, после смерти Шамиля на его теле было обнаружено 20 ранений, 12 из которых нанес ему Губаш, и еще 2 Мулкоевцы во время боя в июне 1840 гг. После этих событий Шамиль всегда обходил враждебный ему Мулкой стороной. Мулкой считали Шамиля кровным врагом, и убили бы его если бы он появился в их краях. Шамиль это отлично знал. то что Мулкъоевцы не подчинились имаму шамилю, это не значит что Мулкъоевцы не воевали против царской россии, не подчинение шамилю было дело чести Вайнахa, Чеченецы ламрой не могли подчиниться какому то сюли, многие горные тейпы Чечни все еще были в джахилии, хоть и были в Исламе, обычаи гордость и мужество не позволяло им подчиниться Имаму сюли, тайп Мулкъой всегда вели борьбу за веру честь и свободу Чечни, и до имама шамиля, и после него, всю историю Чечни воевали против россии и оккупации своего народа, Во времена провозглашения Ичкерии, Мулкъой активно примкнули к сепаратистам и воевали за свободу своей страны, как и все Чеченцы, среди Мулкъой всегда былo и есть много воинов муджахедов и амиров среднего звена,a так же и 5 полeвых командира ЧРИ. Наиболее известные выходцы из тейпа в современности - 1) бригадный генерал Ичкерий Докка Умаров президент ЧРИ и Эмир Кавказского Эмирата, активный участник войн в Чечне и на Кавказе. 2) бригадный генерал Ичкерий Арби Бараев командир полка «ИПОН» он был, один из самых дерзких, одиозных, бесстрашных воинов Чечни 3) полевой командир Ичкерий Султан Пацаев 4) полевой командир Хамзат Идигов и командир полка спецназа «Борз» ЧРИ, В ходе ожесточенного боя в населенном пункте Комсомольское геройский погиб. 5) полевой командир Ильяс Ахмадов,и министр иностранных дел Чечни. В августе 1994 года Ильяс Ахмадов вместе с батальонoм Шамиля Басаева участвовал в боях в Аргуне против антидудаевской банды Руслана Лабазанова, входил в ближайшее окружение Аслана Масхадова. знаменитые спортсмены 1) Дэги Багаев - первый из чеченцев получивший звание Заслуженного тренера СССР и отец основатель вольной борьбы в Чечне Стал призёром первенства РСФСР среди юношей. В 1960 году стал чемпионом ЦС ДСО «Урожай». В том же году стал мастером спорта СССР. В 1962 году стал членом сборной команды СССР. С 1963. В 1964 году выиграл зональный чемпионат РСФСР. 2) Сайд-Хусейн Муртазалиев Президент Федерации вольной борьбы Чеченской Мастер спорта международного класса.
Обладатель Кубка мира 1990 года в г.Толедо - США;
Чемпион СССР 1985 года;
Чемпион IX летней Спартакиады народов СССР 1986 года;
С 1985 по 1991 года победитель многих международных турниров в Германии, Болгарии, Монголии, Турции и т.д.Ныне директора "МРСК СК" - Нурэнерго. Вся информация о тейпе Мулкъой коротко приводимом здесь, собранный Материал из достоверных источников, в том числе и из исторических документов.