Эти игры требуют от ребенка умения организовывать собственное поведение в соответствии с четко сформулированными правилами. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются правилами, которые должны выполняться всеми. Главная задача этих игр – неукоснительно соблюдать правила, что требует высокой степени произвольного поведения. Результаты Дети учатся регулировать свое поведение, опираясь на правило, степень произвольности сильно растет. Развиваются отношения в команде: поддержка, помощь, сопереживание. Гибкость в поведении при смене ролей: победивший, проигравший. Растут возможности по ориентации в событиях внутри игры, так как смена «картинки» происходит постоянно и надо к ней быть готовым. Растут психоэмоциональные возможности выдерживать шумные и интенсивные ситуации, быстрые по темпу. Съедобное – несъедобное Для игры требуется мячик и группа игроков. Дети становятся в шеренгу, а водящий по очереди кидает им мяч. В момент кидания водящий произносит одно слово, являющееся предметом, например: ручка, молоко, стакан. Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч, если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если игрок его ловит или ненадолго задерживает в руках мяч при несъедобном предмете, то он проиграл и меняется с водящим местами. Колечко, выйди на крылечко Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складывают ладошки лодочкой. Водящий берет любой мелкий предмет, это может быть настоящее колечко, камушек или очень мелкая игрушка.Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой.Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая: – Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю. Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно. Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом. После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит: – Колечко-колечко, выйди на крылечко! Игрок, у которого в руках оказалось колечко, должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему. Задача остальных игроков – не дать ему убежать и постараться удержать. Если у получившего колечко получилось выбежать, водящим становится он. Если его удержали, водящий остается прежним. Садовник Выбирается один водящий («садовник»). Он на ушко шепотом называет (назначает) сидящим на лавочке игрокам названия цветов (растений). Вариант: дети сами придумывают, каким цветком кто будет называться. Дальше произносит считалочку: Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме... и называет «имя» (название растения) любого игрока. Тот должен сразу отозваться, и завязывается такой диалог: Игрок: Ой! Садовник: Что с тобой? Игрок: Влюблена. Садовник: В кого? Игрок: В тюльпан. Игрок называет любое название растения, пришедшее ему в голову. Он также может назвать и садовника, и тот должен откликнуться на свое имя. Тот, кого назвал игрок, встает. И теперь уже завязывается диалог между первым игроком и вторым. Второй называет следующего и т.д. Диалог продолжается до бесконечности. Тот, кто ошибся (не отозвался вовремя, перепутал название, откликнулся на чужое имя и т.д.) – отдает фант (любую личную вещь), и в конце игры «отрабатывает» его. В конце игры разыгрывают фанты: садовник отворачивается, ему показывают вещь, и спрашивают: «Что делать этому игроку?» Садовник назначает ему задание (спеть, попрыгать на одной ноге, рассказать страшную историю – кто во что горазд), игрок отрабатывает фант и забирает свою вещь. Ладошки Двое играющих встают друг против друга. Они одновременно хлопают в ладошки, а потом соединяют их перед собой (правую – с левой, левую – с правой). Далее ладони соединяют крест-накрест: правую – с правой, левую – с левой. Наконец хлопок – и снова ладони вместе! Сначала эти движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала. Ручные пятнашки Один ребенок кладет руки на стол ладонями вверх, другой сидит напротив и держит руки на столе ладонями вниз. Он быстрым движением старается коснуться своими ладонями ладоней партнера, «запятнать» их, тот отдергивает руки. Если «пятнашке» удается коснуться ладоней товарища, играющие меняются ролями. Кто дотронулся большее число раз, тот и выиграл. «Северный и южный ветер» Выбирают двух водящих. Первому на руку повязывают синюю ленту – это «северный ветер», другому красную – это «южный ветер». Остальные дети бегают по площадке. «Северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей (дотронуться до них рукой). «Замороженные» дети принимают какую-либо позу. «Южный ветер» «размораживает» их, дотрагиваясь рукой, восклицая: «Свободен!». Через 2–3 мин. назначают новых водящих, и игра повторяется. «Кто дальше за три прыжка?» Встав шеренгой, дети одновременно сначала делают по 3 прыжка. Кто окажется дальше всех? Затем делают 5 прыжков и т.д.
Волгоградский ППМС-центр-коррекционная помощь
Игры по правилам (со скрытыми ролями)
Эти игры требуют от ребенка умения организовывать собственное поведение в соответствии с четко сформулированными правилами. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются правилами, которые должны выполняться всеми. Главная задача этих игр – неукоснительно соблюдать правила, что требует высокой степени произвольного поведения.
Результаты Дети учатся регулировать свое поведение, опираясь на правило, степень произвольности сильно растет. Развиваются отношения в команде: поддержка, помощь, сопереживание. Гибкость в поведении при смене ролей: победивший, проигравший. Растут возможности по ориентации в событиях внутри игры, так как смена «картинки» происходит постоянно и надо к ней быть готовым. Растут психоэмоциональные возможности выдерживать шумные и интенсивные ситуации, быстрые по темпу.
Съедобное – несъедобное
Для игры требуется мячик и группа игроков. Дети становятся в шеренгу, а водящий по очереди кидает им мяч. В момент кидания водящий произносит одно слово, являющееся предметом, например: ручка, молоко, стакан. Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч, если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если игрок его ловит или ненадолго задерживает в руках мяч при несъедобном предмете, то он проиграл и меняется с водящим местами.
Колечко, выйди на крылечко
Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складывают ладошки лодочкой. Водящий берет любой мелкий предмет, это может быть настоящее колечко, камушек или очень мелкая игрушка.Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой.Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая: – Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю. Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно. Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом. После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит: – Колечко-колечко, выйди на крылечко! Игрок, у которого в руках оказалось колечко, должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему. Задача остальных игроков – не дать ему убежать и постараться удержать. Если у получившего колечко получилось выбежать, водящим становится он. Если его удержали, водящий остается прежним.
Садовник
Выбирается один водящий («садовник»). Он на ушко шепотом называет (назначает) сидящим на лавочке игрокам названия цветов (растений). Вариант: дети сами придумывают, каким цветком кто будет называться. Дальше произносит считалочку:
Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме... и называет «имя» (название растения) любого игрока. Тот должен сразу отозваться, и завязывается такой диалог:
Игрок: Ой!
Садовник: Что с тобой?
Игрок: Влюблена.
Садовник: В кого?
Игрок: В тюльпан.
Игрок называет любое название растения, пришедшее ему в голову. Он также может назвать и садовника, и тот должен откликнуться на свое имя. Тот, кого назвал игрок, встает. И теперь уже завязывается диалог между первым игроком и вторым. Второй называет следующего и т.д. Диалог продолжается до бесконечности. Тот, кто ошибся (не отозвался вовремя, перепутал название, откликнулся на чужое имя и т.д.) – отдает фант (любую личную вещь), и в конце игры «отрабатывает» его.
В конце игры разыгрывают фанты: садовник отворачивается, ему показывают вещь, и спрашивают: «Что делать этому игроку?» Садовник назначает ему задание (спеть, попрыгать на одной ноге, рассказать страшную историю – кто во что горазд), игрок отрабатывает фант и забирает свою вещь.
Ладошки
Двое играющих встают друг против друга. Они одновременно хлопают в ладошки, а потом соединяют их перед собой (правую – с левой, левую – с правой). Далее ладони соединяют крест-накрест: правую – с правой, левую – с левой. Наконец хлопок – и снова ладони вместе! Сначала эти движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.
Ручные пятнашки
Один ребенок кладет руки на стол ладонями вверх, другой сидит напротив и держит руки на столе ладонями вниз. Он быстрым движением старается коснуться своими ладонями ладоней партнера, «запятнать» их, тот отдергивает руки. Если «пятнашке» удается коснуться ладоней товарища, играющие меняются ролями. Кто дотронулся большее число раз, тот и выиграл.
«Северный и южный ветер»
Выбирают двух водящих. Первому на руку повязывают синюю ленту – это «северный ветер», другому красную – это «южный ветер». Остальные дети бегают по площадке. «Северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей (дотронуться до них рукой). «Замороженные» дети принимают какую-либо позу. «Южный ветер» «размораживает» их, дотрагиваясь рукой, восклицая: «Свободен!». Через 2–3 мин. назначают новых водящих, и игра повторяется.
«Кто дальше за три прыжка?»
Встав шеренгой, дети одновременно сначала делают по 3 прыжка. Кто окажется дальше всех? Затем делают 5 прыжков и т.д.