06.1899 г. Гродно — 03.11.1961 г. Москва) — советский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР (1961). В его творческой деятельности было столько удивительного. Никогда не был членом партии, но пользовался огромным уважением и авторитетом. Ванин, Берсеньев, Каверин, Половикова, Черкасов, Раневская,Тенин, Сухаревская, Лякина и многие другие выступали с ним на одной сцене. Восприемницей от купели Саши Шатова была Императрица Мария Федоровна, Прадед его был кавалергардом. Шатов Александр Павлович родился 26 июня 1899 года в Гродно (по паспорту - в Гатчине), в семье Павла Александровича и Елены Шатовых. Его отец был армейским офицером, служившем в 101-м пехотном полку в городе Гродно. Женившись, он перевелся в Москву и служил в 1-м московском кадетском корпусе в качестве офицера-педагога. С наступлением советской власти в 1925 году он был выслан из Москвы и умер в Новосибирске в 1929 году. Его супруга, мать Александра, скончалась в Москве в 1927 году. Александр в 1910 году поступил в тот же Первый московский кадетский корпус, где преподавал его отец, и в 1916 году его окончил. Затем, в октябре 1917 года окончив ускоренные курсы военного времени, был переведён в корнеты и отправлен на Русско-германский фронт, где и находился до момента всеобщей демобилизации в середине марта 1918 года. Вернувшись в Москву, Александр Шатов был принят в Московское высшее техническое училище, но к учёбе так и не приступил, так как в начале лета 1918 года вступил добровольцем в Красную армию и служил в качестве инструктора во вновь сформированных кавалерийских курсах для командного состава. Во время службы стал посещать существовавший при курсах драматический кружок, где впервые вышел на сцену. Театральное искусство настолько увлекло Александра, что, ещё будучи красноармейцем, в 1920 году он держал экзамен в драматическую школу при Малом театре и был принят. Это и решило его дальнейшую судьбу. До 1922 года Александр Шатов совмещал учёбу и службу в армии, затем был демобилизован и в дальнейшем занимался исключительно актёрской профессией. Окончив драматическую школу в 1924 году, Александр Шатов на много лет связал свою творческую судьбу со студией Малого театра, которая позднее была переименована в Государственный Новый театр и впоследствии – в Московский драматический театр. Сыграл там первые серьёзные роли, среди которых Актёр («На дне» М. Горького), Голубь («Дядька есаул»), Муров («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Генри («Пурга» Д.А. Щеглова) и другие. Статный, худощавый, с благородными манерами, Шатов был просто создан на роли аристократов, вельмож и военных, которых в театре, а позднее и в кино, он сыграл достаточное количество. Во время Великой Отечественной войны с октября 1941 года до конца 1942 года Александр Павлович в составе Московского драматического театра работал в прифронтовой полосе Юго-Западного фронта, под Воронежем. Затем, в течение 1943 года, – на крупных оборонных заводах подмосковного города Электросталь, с конца 1943 года по начало 1944 года – на Карельском фронте. В конце 1944 года – начале 1945-го Московский драматический театр вернулся в Москву. После этого с мая по сентябрь 1945 года Александр Шатов состоял в труппе Театра Сатиры, а 15 сентября 1945 года был переведён в Театр имени Ленинского комсомола, где проработал до 1954 года. Сыграл здесь Лишева («За тех, кто в море» Б.А. Лавренёва), Харди («Русский вопрос» К.М. Симонова), Жевакина («Женитьба» Н.В. Гоголя), Аркадия («Парень из нашего города» К.М. Симонова), Васина («Русские люди» К.М. Симонова), Брусилова («Генерал Брусилов» И.Л. Сельвинского), Мачека («Под каштанами Праги» К.М. Симонова) и другие роли. С 1954 года и до конца жизни Шатов служил на сцене Театра имени А.С. Пушкина. В кино Александр Шатов дебютировал в 1936 году в роли адвоката Дервиля в экранизации повести Бальзака «Гобсек», предпринятой Константином Эггертом. В дальнейшем играл небольшие роли представителей высшего общества, иностранцев, военных. Среди его лучших работ: Константинов («Ленин в 1918 году»), Фильмография 1959 Золотой эшелон ... Колчак 1957 – 1958 Тихий Дон (мини-сериал) ... отец Листницкого 1957 Семья Ульяновых … Петр Николаевич Дурново 1956 Убийство на улице Данте ... следователь 1954 «Богатырь» идёт в Марто ... наемник для "грязных" операций Галтер 1953 Серебристая пыль ... мистер Мек Вуд, президент Восточного химического треста 1950 Секретная миссия … немецкий промышленник 1950 Огни Баку / Fires of Baku, The … Чарльз Семмер, геолог 1950 Жуковский … работник завода 1948 Три встречи ... Минский 1946 Глинка ... Александр Христофорович Бенкендорф 1945 Это было в Донбассе … немецкий офицер 1941 Боевой киносборник №7 … немецкий офицер 1939 Ленин в 1918 году ... Константинов, один из руководителей заговора эсеров 1936 Гобсек … Дервилль
Грани ДУШИ
Шатов Александр Павлович (26.
06.1899 г. Гродно — 03.11.1961 г. Москва) — советский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР (1961).
В его творческой деятельности было столько удивительного. Никогда не был членом партии, но пользовался огромным уважением и авторитетом. Ванин, Берсеньев, Каверин, Половикова, Черкасов, Раневская,Тенин, Сухаревская, Лякина и многие другие выступали с ним на одной сцене. Восприемницей от купели Саши Шатова была Императрица Мария Федоровна, Прадед его был кавалергардом.
Шатов Александр Павлович родился 26 июня 1899 года в Гродно (по паспорту - в Гатчине), в семье Павла Александровича и Елены Шатовых.
Его отец был армейским офицером, служившем в 101-м пехотном полку в городе Гродно. Женившись, он перевелся в Москву и служил в 1-м московском кадетском корпусе в качестве офицера-педагога. С наступлением советской власти в 1925 году он был выслан из Москвы и умер в Новосибирске в 1929 году. Его супруга, мать Александра, скончалась в Москве в 1927 году.
Александр в 1910 году поступил в тот же Первый московский кадетский корпус, где преподавал его отец, и в 1916 году его окончил. Затем, в октябре 1917 года окончив ускоренные курсы военного времени, был переведён в корнеты и отправлен на Русско-германский фронт, где и находился до момента всеобщей демобилизации в середине марта 1918 года.
Вернувшись в Москву, Александр Шатов был принят в Московское высшее техническое училище, но к учёбе так и не приступил, так как в начале лета 1918 года вступил добровольцем в Красную армию и служил в качестве инструктора во вновь сформированных кавалерийских курсах для командного состава. Во время службы стал посещать существовавший при курсах драматический кружок, где впервые вышел на сцену. Театральное искусство настолько увлекло Александра, что, ещё будучи красноармейцем, в 1920 году он держал экзамен в драматическую школу при Малом театре и был принят. Это и решило его дальнейшую судьбу.
До 1922 года Александр Шатов совмещал учёбу и службу в армии, затем был демобилизован и в дальнейшем занимался исключительно актёрской профессией.
Окончив драматическую школу в 1924 году, Александр Шатов на много лет связал свою творческую судьбу со студией Малого театра, которая позднее была переименована в Государственный Новый театр и впоследствии – в Московский драматический театр. Сыграл там первые серьёзные роли, среди которых Актёр («На дне» М. Горького), Голубь («Дядька есаул»), Муров («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Генри («Пурга» Д.А. Щеглова) и другие. Статный, худощавый, с благородными манерами, Шатов был просто создан на роли аристократов, вельмож и военных, которых в театре, а позднее и в кино, он сыграл достаточное количество.
Во время Великой Отечественной войны с октября 1941 года до конца 1942 года Александр Павлович в составе Московского драматического театра работал в прифронтовой полосе Юго-Западного фронта, под Воронежем. Затем, в течение 1943 года, – на крупных оборонных заводах подмосковного города Электросталь, с конца 1943 года по начало 1944 года – на Карельском фронте.
В конце 1944 года – начале 1945-го Московский драматический театр вернулся в Москву. После этого с мая по сентябрь 1945 года Александр Шатов состоял в труппе Театра Сатиры, а 15 сентября 1945 года был переведён в Театр имени Ленинского комсомола, где проработал до 1954 года. Сыграл здесь Лишева («За тех, кто в море» Б.А. Лавренёва), Харди («Русский вопрос» К.М. Симонова), Жевакина («Женитьба» Н.В. Гоголя), Аркадия («Парень из нашего города» К.М. Симонова), Васина («Русские люди» К.М. Симонова), Брусилова («Генерал Брусилов» И.Л. Сельвинского), Мачека («Под каштанами Праги» К.М. Симонова) и другие роли. С 1954 года и до конца жизни Шатов служил на сцене Театра имени А.С. Пушкина.
В кино Александр Шатов дебютировал в 1936 году в роли адвоката Дервиля в экранизации повести Бальзака «Гобсек», предпринятой Константином Эггертом.
В дальнейшем играл небольшие роли представителей высшего общества, иностранцев, военных. Среди его лучших работ: Константинов («Ленин в 1918 году»),
Фильмография
1959 Золотой эшелон ... Колчак
1957 – 1958 Тихий Дон (мини-сериал) ... отец Листницкого
1957 Семья Ульяновых … Петр Николаевич Дурново
1956 Убийство на улице Данте ... следователь
1954 «Богатырь» идёт в Марто ... наемник для "грязных" операций Галтер
1953 Серебристая пыль ... мистер Мек Вуд, президент Восточного химического треста
1950 Секретная миссия … немецкий промышленник
1950 Огни Баку / Fires of Baku, The … Чарльз Семмер, геолог
1950 Жуковский … работник завода
1948 Три встречи ... Минский
1946 Глинка ... Александр Христофорович Бенкендорф
1945 Это было в Донбассе … немецкий офицер
1941 Боевой киносборник №7 … немецкий офицер
1939 Ленин в 1918 году ... Константинов, один из руководителей заговора эсеров
1936 Гобсек … Дервилль