58 лет назад - 1 апреля 1967 года - состоялась приуроченная ко "Дню дурака" всесоюзная премьера гениальной комедии "Кавказская пленница", снятой на "Мосфильме" великим режиссёром Леонидом Иовичем Гайдаем.
(Любопытно, что премьерный показ в Москве состоялся только 3 апреля, одновременно в 53 столичных кинотеатрах. Обычно прокат начинали со столицы...) По итогам прокатного года фильм занял первое место - его посмотрело 76,54 млн зрителей. До сих пор это - четвёртый результат за всю историю отечественного кинематографа. И вряд ли когда-нибудь будет кем-то превзойдён... (К слову, впереди "Пираты XX века", "Москва слезам не верит" и ещё один гайдаевский фильм "Бриллиантовая рука"...🤫) А в конце прошлого века одному из исполнителей главных ролей был открыт памятник - перед зданием московского Цирка на Цветном бульваре, в котором Юрий Владимирович Никулин проработал более полувека. Памятник представляет собой бронзовую фигуру актёра и клоуна, рядом с кабриолетом Adler Trumpf Junior, который получил известность после фильма. К слову, немецкая компания Adler ("Орёл") была основана в 1880 году. Начинала с производства велосипедов и пишущих машинок, с XX века освоила выпуск мотоциклов и автомобилей. Просуществовала до 1957 года... (Trumpf по-немецки "козырь". Не путать с Дональдом Трампом - из рода немецких переселенцев в Америку😎) Этот автомобиль, снимавшийся в фильме, принадлежал лично Никулину. Правда, за руль он не садился, так как ещё не имел водительских прав (получил их только в конце 1966 года, когда планировался - во второй раз! - на роль Юрия Ивановича Деточкина в к/ф "Берегись автомобиля"). И актёр, и его автомобиль отлиты из бронзы, причём кабриолет был сделан с чуть меньшими размерами, чем оригинал. Вместо номеров на автомобиле закреплена табличка с надписью "Юрий Никулин". Для работы использовались фотографии кабриолета, уже находящегося в частной коллекции. Автором памятника выступил известный скульптор Александр Рукавишников. Вначале предполагались иные композиционные решения, например, с цирковыми трапециями или с грустным Никулиным и опускающимся занавесом, но в итоге победила идея объединить и цирк, и кино. Памятник создавался в течение двух лет. Кабриолет был отлит в Минске, а более сложную фигуру актёра пришлось отливать в Италии. Всего вес скульптурной композиции составляет 3,5 тонны. Изготовление памятника обошлось в $350 тыс (профинансировано ЗАО "Цирк Юрия Никулина"). А во время церемонии открытия 3 сентября 2000 года памятник был официально передан в дар Москве. Перед открытием памятника его никто не охранял, поэтому директору мастерской пришлось ночевать рядом с ним... Примечательный памятник прохожие считают своим долгом потереть на счастье, в результате чего нос, некоторые части одежды Никулина и сиденья автомобиля отполированы до блеска! Кстати, этот автомобиль, на котором по Крыму рассекала троица Трус, Балбес и Бывалый, выпускался в Германии в 1932-39 годах, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л.с. На момент съёмок машина была уже основательно переделана: все агрегаты на ней были установлены от "Москвича-407" (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись "ЗМА"). Между прочим, Никулин был одним из немногих в СССР владельцев-частников довольно редких универсалов ГАЗ-22 и ГАЗ-2402, купить которые обычному человеку практически не представлялось возможным. Первую такую машину Юрий Владимирович сумел купить за ₽6200 только благодаря своим обширным связям и культовому статусу актёра. Практичный автомобиль стал незаменимым помощником во время гастролей артиста: в просторный салон и багажник без проблем влезали личные вещи и весь рабочий реквизит. Эту чёрную "Волгу" с номерами 80-60 МОТ знали все московские гаишники и частенько останавливали только чтобы попросить автограф. Однажды машину даже пытались украсть, но воры доехали лишь до ближайшего поворота: Никулин предусмотрительно установил импортное противоугонное устройство, запирающее рулевую колонку. В 1976 году Никулин подарил эту 22-ю "Волгу" своему сыну на день рождения (помню, как Максим заезжал на ней во двор журфака МГУ на проспекте Маркса), а сам пересел на новую модель - универсал ГАЗ-2402 белого цвета, который он лично пригнал из Горького. Юрий Владимирович не был суеверным, поэтому для новой машины выбрал номер 00-13 ММО, который в ГАИ никто не хотел брать. А в 1982-м году произошло печальное событие - эту "Волгу" угнали. Автомобиль так и не удалось найти, поэтому народный артист оперативно купил взамен подержанный универсал ВАЗ-2102. Вскоре эта машина также перешла сыну... Между прочим, несмотря на многочисленные исправления в сценарии и уже в отснятом материале, "Кавказская пленница" могла так и не выйти на экраны. В частности, пришлось вырезать заставку, в которой Бывалый пишет на заборе "Х", Балбес приписывает "У", а после появления милиционера Трус дописывает "дожественный фильм". В сценарии персонаж Владимира Этуша имел фамилию Охохов. Однако в Министерстве культуры СССР оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять фамилию отрицательного героя. (Кроме того, председателем Совмина Кабардино-Балкарской АССР в то время был Асланби Ахохов.) После исправления фамилии заведующего райкомхоза на Саахова весь "Мосфильм" (по словам моей бабушки - художника по костюмам, запреда фабкома) просто рыдал от смеха. Дело в том, что секретарём партийной организации киностудии тогда был режиссёр Леон Николаевич Сааков. Он пришёл на киностудию ещё до войны с должности секретаря Киевского райкома ВКП(б). Понятно, что "тов.Сааков" резко воспротивился появлению такого колоритного персонажа как "тов.Саахов". Выручил Никулин... В коридорах Минкульта Юрий Владимирович мотался с загранпаспортами в связи с организацией цирковых гастролей. И, столкнувшись с министром Фурцевой, изложил ситуацию. Екатерина Алексеевна тут же позвонила на "Мосфильм", устроив разнос и директору, и парторгу... И всё же фильм уже почти "положили на полку". Но совершенно случайно послали для воскресного просмотра на дачу новому (уже) генсеку ЦК КПСС тов.Брежневу. И Леонид Ильич так проникся "Кавказской пленницей", что дал указание: таких фильмов должно быть побольше для советских трудящихся. (А вскоре даже наградил тов.Фурцеву Орденом Ленина!) Понятное дело, что Госкино тут же выпустило шедевр Гайдая в прокат👍 К слову, поначалу Никулин ни за что не соглашался сниматься в этом фильме, заявив режиссёру, что сценарий очень слабый и вообще эту "антисоветчину" никто никогда не пропустит на экраны🤭 А такие, ставшие классическими, фразы "Это, как его... ВолюнтаризЬм!" (намёк на критику бывшего персека ЦК тов.Хрущёва): https://youtu.be/JffrXQ2TA30 и "В соседнем районе жених украл члена партии!" https://youtu.be/MyvmgDN64a0 придумал сам Юрий Владимирович. Гайдай не хотел оставлять это в картине, посчитав что фразы обязательно вырежут... Вот такой "Балбес" в "День дурака"☝️ https://vk.com/wall734946394_37829
КИНОМИР - любимые фильмы нашего времени...
58 лет назад - 1 апреля 1967 года - состоялась приуроченная ко "Дню дурака" всесоюзная премьера гениальной комедии "Кавказская пленница", снятой на "Мосфильме" великим режиссёром Леонидом Иовичем Гайдаем.
(Любопытно, что премьерный показ в Москве состоялся только 3 апреля, одновременно в 53 столичных кинотеатрах. Обычно прокат начинали со столицы...)
По итогам прокатного года фильм занял первое место - его посмотрело 76,54 млн зрителей. До сих пор это - четвёртый результат за всю историю отечественного кинематографа. И вряд ли когда-нибудь будет кем-то превзойдён...
(К слову, впереди "Пираты XX века", "Москва слезам не верит" и ещё один гайдаевский фильм "Бриллиантовая рука"...🤫)
А в конце прошлого века одному из исполнителей главных ролей был открыт памятник - перед зданием московского Цирка на Цветном бульваре, в котором Юрий Владимирович Никулин проработал более полувека. Памятник представляет собой бронзовую фигуру актёра и клоуна, рядом с кабриолетом Adler Trumpf Junior, который получил известность после фильма.
К слову, немецкая компания Adler ("Орёл") была основана в 1880 году. Начинала с производства велосипедов и пишущих машинок, с XX века освоила выпуск мотоциклов и автомобилей. Просуществовала до 1957 года...
(Trumpf по-немецки "козырь". Не путать с Дональдом Трампом - из рода немецких переселенцев в Америку😎)
Этот автомобиль, снимавшийся в фильме, принадлежал лично Никулину. Правда, за руль он не садился, так как ещё не имел водительских прав (получил их только в конце 1966 года, когда планировался - во второй раз! - на роль Юрия Ивановича Деточкина в к/ф "Берегись автомобиля").
И актёр, и его автомобиль отлиты из бронзы, причём кабриолет был сделан с чуть меньшими размерами, чем оригинал. Вместо номеров на автомобиле закреплена табличка с надписью "Юрий Никулин". Для работы использовались фотографии кабриолета, уже находящегося в частной коллекции.
Автором памятника выступил известный скульптор Александр Рукавишников. Вначале предполагались иные композиционные решения, например, с цирковыми трапециями или с грустным Никулиным и опускающимся занавесом, но в итоге победила идея объединить и цирк, и кино.
Памятник создавался в течение двух лет. Кабриолет был отлит в Минске, а более сложную фигуру актёра пришлось отливать в Италии. Всего вес скульптурной композиции составляет 3,5 тонны.
Изготовление памятника обошлось в $350 тыс (профинансировано ЗАО "Цирк Юрия Никулина"). А во время церемонии открытия 3 сентября 2000 года памятник был официально передан в дар Москве.
Перед открытием памятника его никто не охранял, поэтому директору мастерской пришлось ночевать рядом с ним...
Примечательный памятник прохожие считают своим долгом потереть на счастье, в результате чего нос, некоторые части одежды Никулина и сиденья автомобиля отполированы до блеска!
Кстати, этот автомобиль, на котором по Крыму рассекала троица Трус, Балбес и Бывалый, выпускался в Германии в 1932-39 годах, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л.с.
На момент съёмок машина была уже основательно переделана: все агрегаты на ней были установлены от "Москвича-407" (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись "ЗМА").
Между прочим, Никулин был одним из немногих в СССР владельцев-частников довольно редких универсалов ГАЗ-22 и ГАЗ-2402, купить которые обычному человеку практически не представлялось возможным.
Первую такую машину Юрий Владимирович сумел купить за ₽6200 только благодаря своим обширным связям и культовому статусу актёра.
Практичный автомобиль стал незаменимым помощником во время гастролей артиста: в просторный салон и багажник без проблем влезали личные вещи и весь рабочий реквизит.
Эту чёрную "Волгу" с номерами 80-60 МОТ знали все московские гаишники и частенько останавливали только чтобы попросить автограф. Однажды машину даже пытались украсть, но воры доехали лишь до ближайшего поворота: Никулин предусмотрительно установил импортное противоугонное устройство, запирающее рулевую колонку.
В 1976 году Никулин подарил эту 22-ю "Волгу" своему сыну на день рождения (помню, как Максим заезжал на ней во двор журфака МГУ на проспекте Маркса), а сам пересел на новую модель - универсал ГАЗ-2402 белого цвета, который он лично пригнал из Горького. Юрий Владимирович не был суеверным, поэтому для новой машины выбрал номер 00-13 ММО, который в ГАИ никто не хотел брать.
А в 1982-м году произошло печальное событие - эту "Волгу" угнали. Автомобиль так и не удалось найти, поэтому народный артист оперативно купил взамен подержанный универсал ВАЗ-2102. Вскоре эта машина также перешла сыну...
Между прочим, несмотря на многочисленные исправления в сценарии и уже в отснятом материале, "Кавказская пленница" могла так и не выйти на экраны.
В частности, пришлось вырезать заставку, в которой Бывалый пишет на заборе "Х", Балбес приписывает "У", а после появления милиционера Трус дописывает "дожественный фильм".
В сценарии персонаж Владимира Этуша имел фамилию Охохов. Однако в Министерстве культуры СССР оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять фамилию отрицательного героя.
(Кроме того, председателем Совмина Кабардино-Балкарской АССР в то время был Асланби Ахохов.)
После исправления фамилии заведующего райкомхоза на Саахова весь "Мосфильм" (по словам моей бабушки - художника по костюмам, запреда фабкома) просто рыдал от смеха.
Дело в том, что секретарём партийной организации киностудии тогда был режиссёр Леон Николаевич Сааков. Он пришёл на киностудию ещё до войны с должности секретаря Киевского райкома ВКП(б). Понятно, что "тов.Сааков" резко воспротивился появлению такого колоритного персонажа как "тов.Саахов".
Выручил Никулин... В коридорах Минкульта Юрий Владимирович мотался с загранпаспортами в связи с организацией цирковых гастролей. И, столкнувшись с министром Фурцевой, изложил ситуацию. Екатерина Алексеевна тут же позвонила на "Мосфильм", устроив разнос и директору, и парторгу...
И всё же фильм уже почти "положили на полку". Но совершенно случайно послали для воскресного просмотра на дачу новому (уже) генсеку ЦК КПСС тов.Брежневу. И Леонид Ильич так проникся "Кавказской пленницей", что дал указание: таких фильмов должно быть побольше для советских трудящихся. (А вскоре даже наградил тов.Фурцеву Орденом Ленина!)
Понятное дело, что Госкино тут же выпустило шедевр Гайдая в прокат👍
К слову, поначалу Никулин ни за что не соглашался сниматься в этом фильме, заявив режиссёру, что сценарий очень слабый и вообще эту "антисоветчину" никто никогда не пропустит на экраны🤭
А такие, ставшие классическими, фразы "Это, как его... ВолюнтаризЬм!" (намёк на критику бывшего персека ЦК тов.Хрущёва): https://youtu.be/JffrXQ2TA30 и "В соседнем районе жених украл члена партии!" https://youtu.be/MyvmgDN64a0 придумал сам Юрий Владимирович. Гайдай не хотел оставлять это в картине, посчитав что фразы обязательно вырежут...
Вот такой "Балбес" в "День дурака"☝️ https://vk.com/wall734946394_37829