Комментарии
- 6 ноя 2017 19:19А какое большое и красивое село Верхнее Талызино было в годы моей юности, в то время в нем были совхоз и колхоз миллионер, большая школа, где учились не только Талызяне но и дети из ближайших сел, интернат ддя них с 9 по 10 класс, Верхнее Талызино моя Родина!
- 1 июн 2023 12:00На обороте фотоснимка 19-го века имеется надпись: Балашовы/"БАРОН", его сын Пётр/"писарь" , жена Груня. Село Талызино
Данные персонажи имеют ли какое- нибудь отношение к истории вашего села?
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Моя малая родина деревня Быковка Сеченовского райо
:Виктор Кузнецов
Верхнее Талызино Сеченовского района Нижегородской области.
Церковь Александра Невского.
Верхнее Талызино – село в Сеченовском районе. Cело было многопоместным, принадлежало Пашковым, Волконским, Есиповым и другим помещикам. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, в части села Волконских и Есиповых был возведён храмовый комплекс из двух церквей. Один храм был построен прихожанами в 1894 году из дерева для служб в тёплое время года. Престолов в нём было четыре: главный – в честь Рождества Христова, в правом приделе – во имя святителя и Чудотворца Николая, в левом – во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона и в трапезной части храма – в честь Владимирской иконы Божией Матери. К этой церкви был приписан ещё один храм, каменный. Построен он был в 1832 году помещиком Владимиром Есиповым также для служб в тёплое время года. Престол в нём один во имя святого Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского. Недалеко от этого храма была часовня, построенная крестьянами Верхне-Талызинской волости в память мученической кончины Царя-Освободителя. По всей видимости, из комплекса Христорождественской церкви ничего не сохранилось.В части Верхнего Талызина, принадлежавшей Пашковым, памятник градостроительства и архитектуры, включённый в «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области» – церковь Александра Невского (датировка объекта – 1791 год, документ о принятии на госохрану № 471). Этот каменный храм был построен Александром Ильичём Пашковым. Престолов в нем три: главный (холодный) – в честь Рождества Христова и в приделах (тёплых) в правом – во имя святого пророка Божия Ильи и в левом – во имя святого благоверного князя Александра Невского. Есть легенда, что это храм построен по проекту зодчего Василия Баженова, но точных подтверждений эта версия пока не обрела.Построена на рубеже XVІІІ XІX вв., входит в комплекс усадьбы Пашкова, главный дом и хозпостройка которой расположены рядом. В то время как усадебные постройки выполнены без особого изыска, красота огромного монокупольного храма, приделы которого украшены колоннами, запоминается надолго. Рядом с храмом находится звонница с множеством старых колоколов. Вероятно, у храма была своя, большая колокольня.
В селе было два прихода:1 .При Александро- Невской церкви. Храм построен в1791 году помещиком Пашковым.Также имелся приписной храм в д. Богатиловке, более поздней постройки(1900г).В состав прихода входили 129 дворов с. Верхнего Талызина с населением1070 человек-76дворов д.Богатиловки с-населением 1070 человек.2. При Христо-Рождественской церкви. Храм деревянный, построен в 1831 году помещиком Владимиром Есиповым.Прихожане из с. Талызино-1070 человек.Делится интересными впечатлениями краевед Эмиль Сокольский: Сеченовский район, что в удалённом юго-восточном углу области, некогда входил в состав Симбирской губернии, несколько деревень в которой принадлежало Александру Ильичу Пашкову; во владение входила и часть большого села Верхнее Талызино. Талызинская доля перешла в наследство старшему сыну Ивану Александровичу. Отставной подполковник Пашков с его многочисленным семейством Пушкину был знаком по Москве, но вряд ли поэт бывал в Талызине: сомнительно, чтобы такая глухомань, да ещё за пределами Нижегородской губернии, могла его привлечь. Далее усадебным хозяйством управлял Егор Иванович, один из сыновей Ивана Александровича, генерал-майор в отставке; и, наконец, до самой революции село принадлежало сыну Егора Ивановича Алексею. И этот период, пожалуй, самый любопытный в истории талызинского поместья.
Владелец спирто-водочного завода, подполковник в отставке Алексей Егорович Пашков в конце XIX века стал полновластным владельцем Верхнего Талызина, скупив земельные доли своих соседей – помещиков Волконских, Есиповых и Долгоруковых. Ещё с 60-х годов, будучи мировым посредником первого призыва, предводителем дворянства Курмышского уезда, в который входило Верхнее Талызино, Алексей Егорович, подобно своему «ветошкинскому» родственнику, развил в селе благотворительную деятельность: в 90-е годы построил земское училище (не без участия губернского директора народных училищ И.Н.Ульянова), школу, больницу и почтово-телеграфное отделение. Процветало винокуренное производство, в котором было занято всё взрослое население села, развивались зерноводство и заготовка древесины.«Образованием» талызинских крестьян занимался и сын Алексея Егоровича Владимир Алексеевич. Организатор секты «Евангельские христиане», в которую входили хлысты, или духовные братья, обращённых он собирал в усадьбе, в «лесном домике», и устраивал «радения». Деятельность Пашкова-сына не вызвала одобрения правительства, потому вскоре ей был положен конец...Направляясь из Сеченова в Верхнее Талызино, думается невольно, что из глуши – едешь в глушь ещё большую. Правда, живущее полями и огородами Талызино большое село, но дорога пустынна. Лишь пробежит за Сеченовом лиственничная посадка – и потянутся бесконечные кленово-ясеневые изгороди, которые не очень-то и стараются прикрывать поля, видные на много километров...
Пашковскую усадьбу я легко угадал по фонарику церковного купола; церковь выглядывает при въезде в село, слева от дороги, в перспективе широкой улицы. И встречу с ней воспринял как открытие: тёплого красноватого тона, с тремя лопастями апсид, с колоннами на обе стороны, церковь показалась мне заботливо прибережённой кем-то с эпохи барокко безделушкой, до сих пор аккуратной и справной. Короткая, поредевшая, грязная липовая аллея намечала дорогу к фруктовому саду, который лёг в стороне от большого поля, огороженного рядами могучих лип – уже неузнаваемых, непролазных аллей. В поле, как затонувшие суда, усталые, никчёмные, зарастали травами низкие кирпичные строения винокуренного завода, когда-то глядевшие в пруд, от которого осталось лишь болотце... В саду служили заезжими сторожами редкие ели и лиственницы; дорожка приводила к длинному строгому корпусу – барскому дому, теперь заселённому колхозниками, и к односторонней улице на овраг; параллельно улице вытягивалась прямой, высокой линией первозданная, светлая, горделивая, нескончаемая липовая аллея, – художественно-бесцельная дорога… в глубокую балку, за которой, на далёком понижении, поудобнее укладывались складки оврагов"
Храмов М.И. «Теплостанское Посурье».
Газета «Саранские вести».Декабрь,2004г.
Эмиль Сокольский « Верхнее Талызино»