Одним из видов традиционного русского рукоделия были подзоры.
Они были очень распространены, так как раньше кровати старались делать максимально высокими, потому что чем выше от пола — тем теплее. Соответственно, под кроватью оставалось свободное место, которое можно было задействовать с пользой. Обычно под кроватью хранили сундуки, коробы, ящики и т.д. Выглядело это, конечно, не очень эстетично. Поэтому «подкроватную» область закрывали декоративной шторкой, то есть подзором. Мотивы вышивок на подзорах разнообразны: встречаются геометрический и растительный орнамент, птицы (утки, петухи, павы и др.), животные (лев, барс, конь), женские фигуры, мотив мирового древа и образы мифологических животных. На территории средней полосы России, на подзорах можно увидеть целые сцены, изображающие охоту, гулянье и прочее. Вышивка на подзорах выполнялась в самых различных техниках (роспись, крест, вологодское стекло и т. д.). В северных губерниях обычно вышивали красными или белыми нитками по белому холсту. Большинство белых подзоров, первое упоминание о которых датировано 1701 годом, было выполнено в конце XVIII — начале XIX века. Цветовая гамма среднерусских и южнорусских подзоров значительно разнообразней. В вышивке Костромских и Нижегородских подзоров часто используется шелковая и золотая нить. В кружевных подзорах, обычно белого цвета, используется геометрический и стилизованный растительный орнамент, завершаются они, как правило, фестонами, то есть выступами зубчатой каймы, которые используются для обработки, закрепления и украшения края изделия. В музее представлены старинные подзоры, исполненные в разных техниках, это и вышивка гладью, крестиком, вышивка ришелье, а также вязанные кружева, датированные первой половины XX века.
МУЗЕЙ Первомайского района г. Новосибирск
Одним из видов традиционного русского рукоделия были подзоры.
Они были очень распространены, так как раньше кровати старались делать максимально высокими, потому что чем выше от пола — тем теплее. Соответственно, под кроватью оставалось свободное место, которое можно было задействовать с пользой. Обычно под кроватью хранили сундуки, коробы, ящики и т.д. Выглядело это, конечно, не очень эстетично. Поэтому «подкроватную» область закрывали декоративной шторкой, то есть подзором.
Мотивы вышивок на подзорах разнообразны: встречаются геометрический и растительный орнамент, птицы (утки, петухи, павы и др.), животные (лев, барс, конь), женские фигуры, мотив мирового древа и образы мифологических животных. На территории средней полосы России, на подзорах можно увидеть целые сцены, изображающие охоту, гулянье и прочее. Вышивка на подзорах выполнялась в самых различных техниках (роспись, крест, вологодское стекло и т. д.). В северных губерниях обычно вышивали красными или белыми нитками по белому холсту. Большинство белых подзоров, первое упоминание о которых датировано 1701 годом, было выполнено в конце XVIII — начале XIX века.
Цветовая гамма среднерусских и южнорусских подзоров значительно разнообразней. В вышивке Костромских и Нижегородских подзоров часто используется шелковая и золотая нить. В кружевных подзорах, обычно белого цвета, используется геометрический и стилизованный растительный орнамент, завершаются они, как правило, фестонами, то есть выступами зубчатой каймы, которые используются для обработки, закрепления и украшения края изделия.
В музее представлены старинные подзоры, исполненные в разных техниках, это и вышивка гладью, крестиком, вышивка ришелье, а также вязанные кружева, датированные первой половины XX века.