НЕИЗВЕСТНАЯ ЗЕМЛЯ: ОСТРОВ ПАСХИ. часть 2 Согласно легендам древних рапануйцев, собранным Себастьяном Энглертом, остров Пасхи появился благодаря великану Уоке, который своим посохом разрушил крупную страну, сравнимую с Хивой (полинезийское название Маркизских островов). Первыми же поселенцами Рапа-Нуи были Нгата Ваке и Те Охиро. Они высадились на острове рядом с местечком Те-Ротомеа и остановились у Ваи-Марама (название небольшого озера рядом с Матавери). Уоке снова начал разрушать остров, и, чтобы остановить великана, Те Охиро прочитал заклинание, после которого посох Уоке сломался, а остров был спасён.
Вообще в истории острова много случайного. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес решил сохранить в тайне свою находку, опасаясь конкурентов, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.
Через 144 года на тот же клочок суши посреди Тихого океана наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.
Причем адмирал Роггевен со своей эскадрой не, просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.А потому безрезультатные поиски наводили на мысль, что он мог просто уйти под воду. Ведь сейсмическая активность на дне Тихого океана в этих местах довольно велика, хотя погубить землю Дэвиса могло и извержение вулкана. Внезапный взрыв проснувшейся горы легко может разнести на куски даже довольно большую землю. Кстати, поблизости от Пасхи были и другие территории, нанесенные на карты и подробно описанные, а затем бесследно исчезнувшие.
Волей-неволей возникал вопрос: а не могли ли здесь еще до появления европейцев существовать крупные острова, большие архипелаги или целый материк? Для него даже придумали красивое название «Пасифида». Это косвенно подтверждалось и устными легендами о медленном опускании земли под воду.После голландцев на острове бывали и другие исследователи, ученые, да и просто авантюристы. Он, словно магнит, притягивал к себе самых разных людей.
В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы. Но то, что в них заключался какой-то сакральный смысл, вряд ли подлежит сомнению.
Каждый из исследователей, побывавших на острове, считал своим долгом высказать предположение относительно назначения истуканов. Кук полагал, что это памятники погребенным правителям. Кэтрин Раутледж, исследовавшая остров в 1915 году, высказывала предположение, что часть истуканов изображала богов, а часть реальных людей. По утверждению профессора Метро, это были или боги, или обожествленные предки, или какие-то правители.
Тур Хейердал — норвежский путешественник. Автор многих книг.
Тур Хейердал считал, что это изваяния белых людей, прибывших на остров из Перу. К сожалению, в череде обрушившихся на остров несчастий, междоусобных войн и грабительских набегов никого особенно не интересовало взаимоотношение пасхальцев с «моаи». А они, судя по всему, были очень не простыми. Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 году, тоже оставил довольно поверхностное описание обычаев местных жителей.
Главным же в его записях было упоминание лежащих статуй, потому как до него никто ничего подобного не замечал. Однако предположение о том, что статуи повреждались или уничтожались только враждовавшими друг с другом семейными кланами, по меньшей мере, половинчато. «Моаи» могли падать сами, от времени, ветра и воды. Тем более что почти все истуканы были установлены на берегу спиной к морю и лицом вглубь острова. Первая же большая волна, вызванная землетрясением или подводным извержением вулкана, легко могла повалить не одну фигуру.
В 1770 году Мануэль де Амат-и-Хуньент, колониальный администратор Перу, опасаясь Франции (вследствие операции в Пондишери) и Британской империи, послал корабль «San Lorenzo» под командованием Фелипе Гонсалес де Аэдо к берегам острова Пасхи, чтобы аннексировать его. Военный корабль сопровождал фрегат «Santa Rosalia» под командованием Антонико Домонте.
Карта острова Пасхи, сделанная в 1772 году во время экспедиции, возглавляемой Фелипе Гонсалесом де Аэдо
За несколько дней пребывания Гонсалеса на острове Пасхи была составлена первая подробная карта Рапа-Нуи, а сам остров был переименован в остров Сан-Карлос в честь испанского короля Карла III. В присутствии островитян была прочитана декларация о протекторате, а местные жители поставили свои подписи в знак согласия.
Худоба деревянных статуэток острова Пасхи до сих пор не нашла объяснений
Эти подписи, скорее всего, были поставлены бессознательно и были имитацией незнакомых знаков, которые островитяне увидели на бумаге. Правда, один из рапануйцев нарисовал птицу, являющуюся местным петроглифом. На самом деле, попытка аннексировать остров провалилась, и в дальнейшем Испания забыла о его существовании и никогда больше не предъявляла на него своих прав.
Портрет Дж. Кука, 25 май 1776 года. Художник Натаниэл Дэнс
В конце XVIII-начале XIX века на острове побывало множество мореплавателей. В 1774 году на острове высадился капитан Джеймс Кук (он отметил большой контраст между великолепными статуями-великанами Рапа-Нуи и очень редким и убогим населением острова). Жан Франсуа Лаперуз побывал на Рапа-Нуи в 1786 году.
Лаперуз
Жан-Франсуа де Гало, граф де Лаперуз— офицер военно-морского флота, великий французский мореплаватель. Погиб со всем составом возглавляемой им морской кругосветной экспедиции у острова Ваникоро группы Санта-Крус.
Раскопки
Он тщательно изучил вулкан Рано-Као, рапануйское жилище и, уплывая, оставил рапануйцам несколько овец и свиней, а также посадил цитрусовое дерево и несколько овощных культур. По расчётам французского путешественника численность населения острова на тот момент составляла около 1200 человек В 1804 году остров посетил русский путешественник Юрий Лисянский на шлюпе «Нева».
Лисянский Юрий Федорович
В 1808 году американцами, приплывшими к острову на корабле «Nancy», были похищены 10 женщин и 12 мужчин-рапануйцев. Моряки собирались перевезти островитян на острова Хуан-Фернандес (группа вулканических островов в Тихом океане, в 450 км к западу от берегов Южной Америки, территория Чили), чтобы использовать там схваченных рапануйцев в качестве рабов, которые занимались бы охотой на тюленей. В трёх днях плавания от Рапа-Нуи туземцы были выведены на палубу и освобождены от цепей. Мужчины смогли выпрыгнуть за борт. Однако попытка американцев вернуть пленников на борт не увенчалась успехом: рапануйцы ныряли глубоко под воду. Уставши преследовать их, моряки оставили островитян в открытом океане
1862 год стал переломным в истории Рапа-Нуи. В это время экономика Перу переживала период расцвета и всё более нуждалась в рабочей силе. Одним из её источников стал остров Пасхи, жители которого во второй половине XIX века стали объектом работорговли. 12 декабря 1862 года в бухте Анга-Роа причалили 8 перуанских кораблей. Несколько островитян, ничего не подозревая, поднялись на борт, и сразу же были схвачены и посажены в тюремные камеры.
Статуэтка с разными ушами в музее Себастьяна Энглерта
В общей сложности было схвачено около 1407 рапануйцев, которые при виде огнестрельного оружия были беззащитны. Среди пленных был король Рапа-Нуи Камакои и его сын Маурата. В Кальяо и на островах Чинча перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за унизительных условий, голода и болезней из более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек.
«Рюрик», вставший на якорь у острова Пасхи
Только благодаря вмешательству Правительства Франции, епископа Тепано Жоссано, а также губернатора Таити, поддерживаемых Британией, удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны были быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезней, в основном туберкулёза и оспы, домой вернулось только 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привёл к резкому падению численности населения на острове Пасхи — до около 600 человек. Погибла большая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей цивилизации Рапа-Нуи.
Во второй половине XIX века умер культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год. При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины.
Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману. Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.
Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии. Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века — после катастрофического пиратского рейда перуанцев выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.
Парадокс заключается в том, что в Полинезии больше невозможно встретить цивилизацию столь высокого уровня, загадавшую так много загадок. К тому же в Полинезии коренное население нигде не подвергалось такому насилию, если не сказать геноциду, как на острове Пасхи. Складывается впечатление, что едва ли не все человечество, словно в отместку за исключительность, задалось целью уничтожить эту маленькую популяцию островитян. Удивительно, что на острове Пасхи вообще удалось кому-то уцелеть.
Белые люди столетиями методично уничтожали тех, кто теперь мог бы дать ответы на вопросы, интересующие всех. Судите сами: в 1862 году перуанские пираты забрали в рабство все мужское население острова. Затем практически ниоткуда появился французский авантюрист Жан Батист Дютро-Борнье, сам себя объявивший его повелителем и, в конце концов, убитый своими же подданными. Некоторое время спустя христианские миссионеры начали ревностно искоренять островное язычество, сжигая еретические, по их мнению, таблички с древними письменами.
А по прошествии нескольких лет на острове начинаются распри между европейцами. В 1888 году чилийские власти, присоединившие остров к своим владениям, организовали тут исправительную колонию. Чуть позже, сообразуясь с чьей-то больной фантазией, было решено, что остров Пасхи — идеальное место для разведения скота. И буквально все поселения, кроме уцелевшего поныне города Ханга-Роа, были разрушены.
Статуи на острове Пасхи (слева) и в Тиауанако (справа)
И так продолжалось вплоть до начала XX века. Последний мятеж аборигенов против чилийцев был подавлен в 1914 году. Пожалуй, только после этого жестокие эксперименты прекратились, вот только к тому времени на острове не осталось практически никого из тех, кто мог бы хоть что-нибудь прояснить в его истории. Некоторые, правда, считают, что здесь и сейчас еще существует некий клан или орден упрямых пасхальцев, хранящих дедовские секреты и скрывающих от белых переселенцев древние знания. Факты подтверждают, что так оно и было в 20-х годах прошлого века и в принципе могло быть 50 назад, когда остров был практически изолирован от мира, но вот сегодня уже маловероятно. Хотя, кто знает
Уильям Мюллой на острове Пасхи
В 1903 году шотландско-чилийская компания открыла на Рапа-Нуи дочернее предприятие «The Easter Island Exploitation Company», занимавшееся овцеводством и производством шерсти. В скором времени оно стало основным работодателем рапануйцев. Однако жизнь от этого не стала лучше: возникли проблемы с обеспечением населения продуктами питания, рапануйцам было запрещено выходить за пределы поселения Анга-Роа без разрешения администрации, эпидемический характер приобретала проказа. Овцеводство же оказало негативное влияние на экологию Рапа-Нуи: началась серьёзная эрозия почвы.Все обстоятельства, которые вылились в унизительную жизнь рапануйцев, привели, в конце концов, к восстанию, которое, тем не менее, вскоре было подавлено, а часть восставших была сослана на материковую часть Чили.
Во время Первой мировой войны к острову причаливали германские военные суда, экипаж которых закупал на острове мясо и другое продовольствие.
С первой четверти XX века начались многочисленные научно-исследовательские экспедиции на остров Пасхи. С марта 1914 по август 1915 года на острове работала экспедиция английской исследовательницы К. С. Раутледж, которая уделила особое внимание изучению каменных погребальных площадок аху и каменных статуй моаи. В 1934—1935 гг. остров посетила франко-бельгийская экспедиция, в составе которой были такие видные учёные, как А. Метро и Х. Лавашерри.
В 1952 году остров перешёл под контроль чилийских военных, которые считали, что с геополитической точки зрения Рапа-Нуи — важный центр национальной обороны. В этот период истории острова права рапануйцев снова были резко ограничены: им было запрещено выходить за пределы Анга-Роа. В результате были даже попытки сбежать с острова Пасхи
Жители острова Пасхи (рисунок 1816 года)
В 50-х годах XX века знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал заново «открыл» миру остров Пасхи. Согласно Хейердалу, остров Пасхи был заселён переселенцами Древнего Перу. Несмотря на то, что рапануйский язык принадлежит к полинезийской подгруппе австронезийской языковой семьи, многое указывает на посещение инками острова. Каменные изваяния напоминают найденные в Андах статуэтки. Кроме того, на острове выращивают батат.
Теория перуанского происхождения древнего населения, однако, также не находит убедительного подтверждения. Генетический анализ населения указывает скорее на полинезийское происхождение, однако точность эксперимента не исключает и возможность перуанского. К тому же, согласно местной легенде, предки рапануйцев пришли несколько веков назад с острова, лежащего далеко на востоке, который называется Рапа. На самом деле, во Французской Полинезии есть остров под названием Рапа-Ити (Rapa-Iti), что переводится с рапануйского языка как «Маленький Рапа». Возможно, именно поэтому рапануйское название острова — Рапа-Нуи, или Рапануи (переводится как «Большой Рапа»).
В 1967 году на острове было завершено строительство взлётно-посадочной полосы в Матавери. С этого времени появилось регулярное авиасообщение с Сантьяго и Таити, а жизнь рапануйцев стала меняться к лучшему: в 1967 году появилось регулярное водоснабжение домов, в 1970 — электричество. Начал развиваться туризм, который в настоящее время является важнейшим источником доходов местного населения. С 1966 года на острове стали проводиться выборы местной администрации.
В 1995 году Рапа-Нуи был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО
Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек — чистокровные рапануйцы, остальные же — чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными. Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи — полинезийское название острова — этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Причем и сами островитяне прекрасно знали, что их предки происходили от разных народов.
Деревянные статуэтки острова Пасхи
И это подтверждается многими антропологическими, лингвистическими и другими исследованиями, что, собственно, и породило столь обширную географию поселений потенциальных предков здешних жителей, что можно только развести руками от безграничности человеческого воображения.
Резные изображения на камнях (из коллекции Хейердала, собранной на острове Пасхи) В этот список попали и викинги, и древние египтяне, и некие таинственные атланты, и еще много кого. Но все это говорит опять, же о том, что никто доподлинно не знает, откуда на самом деле пришли первопоселенцы. Ни известный на весь мир путешественник-исследователь Тур Хейердал, упорно отстаивающий свою теорию миграции островитян с берегов Южной Америки, ни те, кто считает, что прародители пасхальцев жили в Азии. Сторонники обеих теорий находят вполне убедительные доказательства своей правоты, но ситуация от этого не становится яснее.
Народы мира. ЭТНОС
#разное
НЕИЗВЕСТНАЯ ЗЕМЛЯ: ОСТРОВ ПАСХИ.
часть 2
Согласно легендам древних рапануйцев, собранным Себастьяном Энглертом, остров Пасхи появился благодаря великану Уоке, который своим посохом разрушил крупную страну, сравнимую с Хивой (полинезийское название Маркизских островов). Первыми же поселенцами Рапа-Нуи были Нгата Ваке и Те Охиро. Они высадились на острове рядом с местечком Те-Ротомеа и остановились у Ваи-Марама (название небольшого озера рядом с Матавери). Уоке снова начал разрушать остров, и, чтобы остановить великана, Те Охиро прочитал заклинание, после которого посох Уоке сломался, а остров был спасён.
Тур Хейердал считал, что это изваяния белых людей, прибывших на остров из Перу. К сожалению, в череде обрушившихся на остров несчастий, междоусобных войн и грабительских набегов никого особенно не интересовало взаимоотношение пасхальцев с «моаи». А они, судя по всему, были очень не простыми. Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 году, тоже оставил довольно поверхностное описание обычаев местных жителей.
За несколько дней пребывания Гонсалеса на острове Пасхи была составлена первая подробная карта Рапа-Нуи, а сам остров был переименован в остров Сан-Карлос в честь испанского короля Карла III. В присутствии островитян была прочитана декларация о протекторате, а местные жители поставили свои подписи в знак согласия.
Эти подписи, скорее всего, были поставлены бессознательно и были имитацией незнакомых знаков, которые островитяне увидели на бумаге. Правда, один из рапануйцев нарисовал птицу, являющуюся местным петроглифом. На самом деле, попытка аннексировать остров провалилась, и в дальнейшем Испания забыла о его существовании и никогда больше не предъявляла на него своих прав.
В конце XVIII-начале XIX века на острове побывало множество мореплавателей. В 1774 году на острове высадился капитан Джеймс Кук (он отметил большой контраст между великолепными статуями-великанами Рапа-Нуи и очень редким и убогим населением острова). Жан Франсуа Лаперуз побывал на Рапа-Нуи в 1786 году.
Жан-Франсуа де Гало, граф де Лаперуз— офицер военно-морского флота, великий французский мореплаватель. Погиб со всем составом возглавляемой им морской кругосветной экспедиции у острова Ваникоро группы Санта-Крус.
Он тщательно изучил вулкан Рано-Као, рапануйское жилище и, уплывая, оставил рапануйцам несколько овец и свиней, а также посадил цитрусовое дерево и несколько овощных культур. По расчётам французского путешественника численность населения острова на тот момент составляла около 1200 человек В 1804 году остров посетил русский путешественник Юрий Лисянский на шлюпе «Нева».
В 1808 году американцами, приплывшими к острову на корабле «Nancy», были похищены 10 женщин и 12 мужчин-рапануйцев. Моряки собирались перевезти островитян на острова Хуан-Фернандес (группа вулканических островов в Тихом океане, в 450 км к западу от берегов Южной Америки, территория Чили), чтобы использовать там схваченных рапануйцев в качестве рабов, которые занимались бы охотой на тюленей. В трёх днях плавания от Рапа-Нуи туземцы были выведены на палубу и освобождены от цепей. Мужчины смогли выпрыгнуть за борт. Однако попытка американцев вернуть пленников на борт не увенчалась успехом: рапануйцы ныряли глубоко под воду. Уставши преследовать их, моряки оставили островитян в открытом океане
В общей сложности было схвачено около 1407 рапануйцев, которые при виде огнестрельного оружия были беззащитны. Среди пленных был король Рапа-Нуи Камакои и его сын Маурата. В Кальяо и на островах Чинча перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за унизительных условий, голода и болезней из более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек.
Только благодаря вмешательству Правительства Франции, епископа Тепано Жоссано, а также губернатора Таити, поддерживаемых Британией, удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны были быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезней, в основном туберкулёза и оспы, домой вернулось только 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привёл к резкому падению численности населения на острове Пасхи — до около 600 человек. Погибла большая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей цивилизации Рапа-Нуи.
И так продолжалось вплоть до начала XX века. Последний мятеж аборигенов против чилийцев был подавлен в 1914 году. Пожалуй, только после этого жестокие эксперименты прекратились, вот только к тому времени на острове не осталось практически никого из тех, кто мог бы хоть что-нибудь прояснить в его истории. Некоторые, правда, считают, что здесь и сейчас еще существует некий клан или орден упрямых пасхальцев, хранящих дедовские секреты и скрывающих от белых переселенцев древние знания. Факты подтверждают, что так оно и было в 20-х годах прошлого века и в принципе могло быть 50 назад, когда остров был практически изолирован от мира, но вот сегодня уже маловероятно. Хотя, кто знает
В 1903 году шотландско-чилийская компания открыла на Рапа-Нуи дочернее предприятие «The Easter Island Exploitation Company», занимавшееся овцеводством и производством шерсти. В скором времени оно стало основным работодателем рапануйцев. Однако жизнь от этого не стала лучше: возникли проблемы с обеспечением населения продуктами питания, рапануйцам было запрещено выходить за пределы поселения Анга-Роа без разрешения администрации, эпидемический характер приобретала проказа. Овцеводство же оказало негативное влияние на экологию Рапа-Нуи: началась серьёзная эрозия почвы.Все обстоятельства, которые вылились в унизительную жизнь рапануйцев, привели, в конце концов, к восстанию, которое, тем не менее, вскоре было подавлено, а часть восставших была сослана на материковую часть Чили.
В 50-х годах XX века знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал заново «открыл» миру остров Пасхи. Согласно Хейердалу, остров Пасхи был заселён переселенцами Древнего Перу. Несмотря на то, что рапануйский язык принадлежит к полинезийской подгруппе австронезийской языковой семьи, многое указывает на посещение инками острова. Каменные изваяния напоминают найденные в Андах статуэтки. Кроме того, на острове выращивают батат.
Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек — чистокровные рапануйцы, остальные же — чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными. Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи — полинезийское название острова — этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Причем и сами островитяне прекрасно знали, что их предки происходили от разных народов.
И это подтверждается многими антропологическими, лингвистическими и другими исследованиями, что, собственно, и породило столь обширную географию поселений потенциальных предков здешних жителей, что можно только развести руками от безграничности человеческого воображения.
В этот список попали и викинги, и древние египтяне, и некие таинственные атланты, и еще много кого. Но все это говорит опять, же о том, что никто доподлинно не знает, откуда на самом деле пришли первопоселенцы. Ни известный на весь мир путешественник-исследователь Тур Хейердал, упорно отстаивающий свою теорию миграции островитян с берегов Южной Америки, ни те, кто считает, что прародители пасхальцев жили в Азии. Сторонники обеих теорий находят вполне убедительные доказательства своей правоты, но ситуация от этого не становится яснее.