11) 2.4.б Смыслы индустриального развития Но в xvIII–XIX вв. развитие идеологии создало новую мощную смыслообразующую детерминанту, потеснившую значение религии. Идеологий, как и мировых религий, три: капиталистическая, основы которой заложены в xvIII в., коммунистическая и националистическая, возникшие в XIX в. Основными ценностями капиталистической идеологии считаются индивидуализм, свобода, права человека (и прежде всего, право частной собственности). Для ее характеристики больше всего подходит первое слово из тройственного лозунга Великой французской революции – «свобода». Но за этим привлекательным фасадом просвечивают две реальные фундаментальные ценности капиталистического общества: власть и деньги. В нашей стране ценности капиталистической идеологии стали пропагандировать после крушения СССР, и мы видим, как в течение нескольких лет резко изменились взгляды различных слоев населения, особенно молодежи. Совсем недавно, в советское время, населению навязывались ценности коммунистической идеологии, выраженные, в частности, популярным героем романа Н.Островского «Как закалялась сталь» Павкой Корчагиным таким образом: «Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному на Земле – борьбе за освобождение человечества». Для характеристики коммунистической идеологии больше всего подходит второе слово из лозунга Великой французской революции – «равенство», но этот привлекательный фасад скрывал насаждаемые однообразие и единомыслие. К националистической идеологии больше всего подходит третье слово из лозунга Великой французской революции – «братство». Считать высшей ценностью интересы нации и национального государства и видеть смысл индивидуального существования в жизни для своего народа предлагает националистическая идеология. Но мы знаем, чем обернулось господство националистической идеологии в фашистской Германии. По мощи воздействия идеология в настоящее время далеко превосходит все остальные детерминанты. (76.12) 2.4.в «В чем смысл жизни?» философских систем Скажем о трех великих философских системах, в наибольшей степени повлиявших на общественное сознание. Это система древнегреческого философа Платона, создавшего само представление об идеях и идеалах. С точки зрения Платона, смысл жизни заключается в стремлении вспомнить идеи, которые душа воспринимала в мире идей, находясь там в промежутках между воплощениями на Земле. Ученик Платона Аристотель, создавший собственную философскую систему, видел смысл жизни в познании идей, находящихся в самой объективной реальности, т. е. обосновал смысл жизни как познание. Укажем еще на модное в античности учение Эпикура о духовном удовольствии и атараксии (душевном покое) как цели человеческой жизни, которое дошло до наших дней. В системе немецкого философа Г.Гегеля смысл жизни человека определяется его стремлением к воплощению в жизнь, посредством познания мира, Абсолютной Идеи, которая в начале мира превращается в природу, затем в человека, и в конце концов, возвращается через деятельность человека к себе самой. Смысл жизни именно в возвращении Абсолютной Идеи к себе самой и человек участвует в этом, прежде всего, своим разумом, хотя данный смысл реализуется главным образом на бессознательном уровне. Назначение человека, по Гегелю, состоит в том, чтобы свободно жить содержанием и целями Субстанции (Абсолютной Идеи). Популярный немецкий философ Ф.Ницше в соответствии с эволюционным учением, возникшим в XIX в., считал, что человек представляет собой промежуточное звено эволюции («мост») между обезьяной и сверхчеловеком, и тем самым определил смысл жизни человека как стремление к его возможно более скорому превращению в сверхчеловека. Упоминавшиеся выше экзистенциалисты, поднявшись над представлением об абсурдности человеческого существования, находили свой смысл, в лице А.Камю, в том, что «абсурд имеет смысл, когда с ним не соглашаются». Точнее, имеет смысл не сам абсурд, а именно несогласие с ним Русский философ В.С.Соловьев также говорил об истине как всеединстве. Н.Ф.Федоров предлагал в качестве «общего дела» человечества воскрешение всех живших до настоящего времени поколений. Деятели искусства традиционно видели смысл жизни в красоте («красота спасет мир», по Достоевскому), в словах, красках, звуках музыки, даже в промежутках между музыкальными тактами. О величайших музыкантах XIX в. говорили, что Библией для них был звук, а не нотная запись. И наука вносит вклад в создание смыслообразующих ценностей. На вопрос: «может ли наука дать нечто вроде смысла жизни?» – ответ будет положительный. Не только в том плане, что само познание мира (как считал Аристотель) может стать смыслом жизни, но также потому, что само содержание научного знания может натолкнуть на плодотворные выводы о смысле жизни. Отметим здесь несколько моментов. В.И.Вернадский в своем учении о биосфере определил значение биохимической энергии живого вещества и растений как трансформаторов солнечной энергии в энергию биологическую. Во второй половине ХХ в. основатель этологии К.Лоренц писал, что жизнь «есть познавательный процесс и что ее возникновение означает возникновение структуры, способной получать и хранить информацию и в то же время устроенной таким образом, что она может захватывать из потока рассеивающейся мировой энергии достаточное количество горючего, чтобы питать им пламя познания»81. Таким образом, уже в основе возникновения жизни лежит предпосылка создания духовного – получение и хранение информации. Когнитивный аппарат последовательно развивался и человек стал способен к понятийному мышлению, а посредством этого к творению духовного. «Духовная жизнь человека есть новый вид жизни»82. Все многообразие предлагаемых человеческой культурой смыслообразующих ценностей разделяют на три группы: ценности творчества, ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения (к жизненным обстоятельствам). Удары судьбы могут вызывать страдания, но последние необходимы, как горькие лекарства. Они уберегают человека от духовной апатии и обманчивого самоуспокоения. Духовная эволюция человечества ведет к увеличению количества предлагаемых вариантов смысла жизни. Парадокс нашей действительности, однако, в том, что чем шире выбор, тем больше дефицит осмысленности существования. Это выражают, например, таким образом: «Есть 150 концепций смысла жизни. Значит, ни одна из них не истинна. Ну, добавят к ним 151-ю. Что это даст? Чем она лучше предыдущих?» Но большое количество вариантов помогает каждому человеку найти свой индивидуальный смысл жизни. «Все, что мы можем делать, – это быть открытыми для смыслов, сознательно стараться увидеть все возможные смыслы, которые предоставляет нам ситуация, и затем выбрать один, который, насколько нам позволяет судить наше ограниченное знание, мы считаем истинным смыслом в данной ситуации»83. С другой стороны, индивид может предлагать смыслы, которые в дальнейшем приобретут общечеловеческий характер. «Уникальный смысл сегодня – это универсальная ценность завтра»84. (76.13) 2.5 Понимание смысла жизни как трансформации телесного в духовное Данное понимание смысла жизни сложилось под влиянием нескольких отраслей духовной культуры, но решающий вклад внес В.И.Вернадский своим учением о биосфере. В одном из входящих в его состав эмпирических обобщений он делает вывод, что основная функция растений – трансформация солнечной энергии в биологическую. Благодаря содержащемуся в растениях хлорофиллу происходит химическая реакция, в результате которой под воздействием солнечной энергии из потребляемого растениями углекислого газа образуются биологические соединения и в виде побочного продукта выделяется свободный кислород, необходимый живым существам для дыхания. Таким образом, смыслом жизни растений можно считать преобразование солнечной энергии в биологическую. Здесь возможно возражение, что живые существа просто выполняют свои функции, и это нельзя рассматривать как смысл их жизни, тем более, что растения и большинство животных не мыслят, а стало быть, не задумываются о смысле своего существования. Это еще более очевидно, если по аналогии с растениями и животными объявить, что смысл существования Солнца – светить. Солнце – неживое тело, как же оно может иметь смысл? Конечно, само Солнце не определяет смысл своего существования, поскольку оно не имеет мозга и не мыслит. О смысле рассуждают люди, и не только о своем, но и о смысле всего существующего на свете. Исходя из современных научных данных, можно придти к выводу, что испускание солнечной энергии является смыслом существования Солнца. По А.Л.Чижевскому, излучения Солнца являются «передатчиками» состояний от Солнца к Земле. Мы «мало-помалу научились понимать связность и общность разрозненных явлений и представлять их в единой синтетической картине жизни солнечно-земного мира. Великолепие полярных сияний, цветение розы, творческая работа, мысль – все это проявление лучистой энергии Солнца»85. Понятие смысла жизни применимо ко всем объектам Универсума. Животные потребляют растения и других животных, в том числе более низко организованных. И в процессе их эволюции формируется новый уровень организации материи – психический. Тогда по аналогии смыслом жизни животных можно считать преобразование биологической энергии в психическую. Распространить данные выводы на человека позволяет сформулированный в современном естествознании принцип глобального эволюционизма, в соответствии с которым во всей природе имеет место эволюция, т. е. усложнение уровней организации материи. В момент образования Вселенной (он называется Большим взрывом) появились элементарные частицы, затем из них стали образовываться химические элементы, начиная с простейшего – водорода, затем молекулы и более сложные неживые тела и далее зародилась жизнь. Первыми живыми телами были самые простые одноклеточные организмы, затем формировались все более сложные виды растений и животных. Эволюция животных привела к возникновению позвоночных, затем высокоорганизованных позвоночных – млекопитающих, и, наконец, человека. Эволюция жизни называется биологической эволюцией, и человек есть высший продукт этой эволюции, образно говоря, венец жизни на Земле. Человек является звеном в цепи эволюции и, стало быть, его смысл жизни связан со смыслом эволюции Космоса и смыслом жизни растений и животных. По аналогии со смыслом жизни растений мы можем заключить, что смыслом жизни человека является трансформация биологической и психической энергии в то, что является специфическим для человека продуктом, который он производит в себе и в окружающем мире. Это духовная энергия. В начале ХХ в. высказывалась мысль, что «живое существо (человек) играет роль трансформатора, превращающего одни виды энергии в другие, в том числе в нервную»86. А Н.Ф.Федоров писал, что «нервная сила» служит орудием воли и сознания. Ставилась задача овладения методами и законами трансформирования новой энергии. С.А.Бекнев писал, что «если человечество может превращать световую энергию в нервную, то и обратно: организм сможет трансформировать энергию нервную (энергию мысли) в световую»87. Человек получает биологическую и психическую энергию и преобразовывает их в духовную. Органом получения и преобразования является мозг, выполняющий тем самым роль, аналогичную роли хлорофилла у растений. Роль мозга до сих пор не ясна. Считается, что его основная функция заключается в продуцировании мыслей, но недостаточность научных данных позволяет предполагать, что мозг получает мысли извне и лишь накапливает и передает их, т. е. выполняет роль аккумулятора и передатчика. Нобелевский лауреат, нейрофизиолог Дж.Экклз предположил, что мозг есть детектор влияний, которые дух оказывает на него. Имеет право на жизнь, на наш взгляд, и гипотеза мозга как трансформатора одного вида энергии в другой или в информацию. Как происходит трансформация биологической и психической энергии в духовную? «В актах и состояниях сознания всегда участвует дух наш, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний»88. Войно-Ясенецкий пишет о трансформации природной красоты в человеческие произведения. «Ансамбли и элементы красоты и безобразия в природе, воспринятые духом человеческим, трансформируются в нем в произведения искусства и науки, эти великие двигатели духовного развития человечества»89. Человек – производное всего бытия. Его существование – не самоцель. Он берет имеющееся телесное в нем и вокруг него и создает из него качественно новое – духовное, которого никогда прежде не было. Через человека осуществляется смысл мира и смысл жизни человека заключается в реализации общего смысла эволюции бытия. Смысл показывает, что надо делать, а конкретные цели должны соотноситься с ним. Осознавая смысл жизни, человек сознательно начинает участвовать в реализации смысла мира – а он в том, чтобы преобразовать материальное, которое первично (по крайней мере, в нашем эмпирическом мире), в духовное, которое становится главенствующим. Чем сознательнее человек подключится к этому процессу, тем быстрее он пойдет. «Эволюция (или, если хотите, замысел Божий о мире и своем венце творения) выдвигает человека, наделенного разумом, уже не как страдательно-пассивного, а как сознательно-творческого агента своего дальнейшего разворачивания – и не только в уже взятом ею векторе все большего развития духа в лоне материи, но и все большего управления духом материи», – пишет С.Г.Семенова. Если смысл мира – в творении (как полагал еще А.Бергсон), то смысл человеческой жизни – в духовном творении. Посредством человека телесное трансформируется в духовное, исчерпывая себя. Исходя из смысла существования растений, животных и человека, можно определить общий смысл жизни таким образом – трансформация солнечной энергии в духовную, причем на долю растений приходится превращение солнечной энергии в биологическую, на долю животных – трансформация биологической энергии в психическую, а на долю человека – последующая трансформация получаемой им биологической и психической энергии в духовную (Возможно, ментально-эмоциональную, или духовную энергию 1-го порядка?! По аналогии с китайской Ци, разновидностей которой может быть много, но исходная одна. – И.К.). Тогда смысл мира в целом заключается в творении качественно нового: от вакуума (который был до Большого взрыва) до духовного. Производимое человеком духовное является творческим продуктом. Поэтому данное определение смысла жизни смыкается с тем, которое гласит, что смыслом жизни является творчество. Как данный, идущий от современной науки, смысл жизни соотносится с традиционными смыслами, предложенными религией и философией? Этот вопрос особенно важен, если следовать принципу всеединства, выдвинутому выдающимся русским философом В.С.Соловьевым, в соответствии с которым полная истина представляет собой совокупный результат всех отраслей культуры. Оказывается, что религия и философия в решении проблемы смысла жизни приходят к сходным с наукой результатам. Христианство как мировая религия видит смысл жизни в стяжании благодати Святого Духа. Святой Дух отличается от всех других толкований духа, прежде всего, своим личностным характером, но использование слова «дух» здесь не случайно. Более того, религия претендует, и не без оснований, на приоритет в использовании понятия «духовности», хотя духовность понимается не только в религиозном или мистическом смысле. (76.14) 2.5.а Религиозные смыслы бытия Итак, к идее смысла жизни как трансформации телесного в духовное можно придти путем религиозных размышлений о необходимости для человека подражать Богу (Какому Богу? Христианского, индуистского, языческому, богам-аннунакам, Бога Гора..? Этого мира? – И.К.) в его духовной деятельности, т. е. творить духовное; философским путем, отталкиваясь от необходимости воспоминания о духовном (Платон), познания его (Аристотель) и возвращения к нему (Гегель). К пониманию смысла жизни как трансформации телесного в духовное ведет также мистическое представление о тождестве человека и природы, в соответствии с которым многие таинственные, мистические явления – вещие сны и т. п., объясняются тем, что человеческий дух имеет общение с миром трансцендентальным, вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности (Вечности или коллективному бессознательному, или единому энерго-информационному полю Земли, или хроникам Акаши? – И.К.). Разделенности человека с Универсумом требует борьба за существование. Но жизнь человека не сводится к этому. Он жаждет единства (Всеобщего Единства или квази Единства этого мира? – И.К.). Путь от телесного к духовному – это путь от разделенности к единству, а значит путь мистики; путь от материи к духу, а значит путь философии; путь от бытия к Богу, а значит путь религии; путь от чувственных восприятий к «третьему миру» знаний, а значит путь науки. Путь от телесного к духовному – это путь культуры. Если мы возвратимся теперь к определению смысла жизни в первом разделе, то оказывается, что развиваемые здесь представления соответствуют понятию смысла жизни, так как смысл жизни по определению отвечает высшим (духовным) ценностям. Представление о смысле жизни как трансформации биологической и психической энергии в духовную приходит к его понятию (понятие и происходит от слова «понять»). Это возвращение к понятию есть основной признак истины в определении Гегеля, о чем речь шла в первой части работы. Стало быть, возвращаясь в своем представлении к понятию, мы достигаем истины (На уровне понятия, но не реальности. Проблема карты и местности так не устраняется. – И.К.). Теперь предстоит дать определения некоторых других основных понятий – человека, телесного, духовного. Человек определяется как телесно-духовное единство, которое включает в себя два основных компонента – тело и дух, первый из которых, в свою очередь, состоит из соматического и психического. Данное определение является генетическим, так как соответствует эволюции природы на пути от неживого к человеку. Современная наука учит, что сначала из неживых тел образовались растения и животные, затем у высокоразвитых животных возникла психика, затем у человека добавился разум (В смысле, рассудок есть у животных, а разума нет? – И.К.). Шимпанзе физически близок человеку, но у него нет духовного (Что считает автор «духовным»? – И.К.). Итак, в человеке присутствуют вместе тело, чувства и разум. Философия и религия также представляют человека состоящим из трех основных частей, только чувственная часть называется душою, а разумная часть – духом. Апостол Павел писал в «Послании к фессалоникийцам»: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока». Как проявляют себя различные феномены на трех уровнях человека? Возьмем, к примеру, любовь. Значение любви многообразно, как и функции человеческих органов. На уровне тела она проявляет себя как секс («заниматься любовью»). На уровне психики это влюбленность, страсть, желание всегда быть вместе с возлюбленным. На духовном уровне это влечение к духовному миру. Философствовать, т. е. любить мудрость, это совсем не то, что заниматься любовью с Софией. В греческом языке существуют четыре слова, обозначающие различные проявления любви, которые в русском языке соединены в одно. Духовная любовь может проявляться не только к идеальным объектам, но и к человеку. Такую любовь поэты выражают словами: «Можешь совсем уйти, только свети, свети».
Иное развитие: сакральная холонавтика(хрестоматия
:Корчак Игорь
(76.
11) 2.4.б Смыслы индустриального развития
Но в xvIII–XIX вв. развитие идеологии создало новую мощную смыслообразующую детерминанту, потеснившую значение религии. Идеологий, как и мировых религий, три: капиталистическая, основы которой заложены в xvIII в., коммунистическая и националистическая, возникшие в XIX в. Основными ценностями капиталистической идеологии считаются индивидуализм, свобода, права человека (и прежде всего, право частной собственности). Для ее характеристики больше всего подходит первое слово из тройственного лозунга Великой французской революции – «свобода». Но за этим привлекательным фасадом просвечивают две реальные фундаментальные ценности капиталистического общества: власть и деньги.
В нашей стране ценности капиталистической идеологии стали пропагандировать после крушения СССР, и мы видим, как в течение нескольких лет резко изменились взгляды различных слоев населения, особенно молодежи. Совсем недавно, в советское время, населению навязывались ценности коммунистической идеологии, выраженные, в частности, популярным героем романа Н.Островского «Как закалялась сталь» Павкой Корчагиным таким образом: «Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному на Земле – борьбе за освобождение человечества». Для характеристики коммунистической идеологии больше всего подходит второе слово из лозунга Великой французской революции – «равенство», но этот привлекательный фасад скрывал насаждаемые однообразие и единомыслие. К националистической идеологии больше всего подходит третье слово из лозунга Великой французской революции – «братство». Считать высшей ценностью интересы нации и национального государства и видеть смысл индивидуального существования в жизни для своего народа предлагает националистическая идеология. Но мы знаем, чем обернулось господство националистической идеологии в фашистской Германии. По мощи воздействия идеология в настоящее время далеко превосходит все остальные детерминанты.
(76.12) 2.4.в «В чем смысл жизни?» философских систем
Скажем о трех великих философских системах, в наибольшей степени повлиявших на общественное сознание. Это система древнегреческого философа Платона, создавшего само представление об идеях и идеалах.
С точки зрения Платона, смысл жизни заключается в стремлении вспомнить идеи, которые душа воспринимала в мире идей, находясь там в промежутках между воплощениями на Земле.
Ученик Платона Аристотель, создавший собственную философскую систему, видел смысл жизни в познании идей, находящихся в самой объективной реальности, т. е. обосновал смысл жизни как познание.
Укажем еще на модное в античности учение Эпикура о духовном удовольствии и атараксии (душевном покое) как цели человеческой жизни, которое дошло до наших дней.
В системе немецкого философа Г.Гегеля смысл жизни человека определяется его стремлением к воплощению в жизнь, посредством познания мира, Абсолютной Идеи, которая в начале мира превращается в природу, затем в человека, и в конце концов, возвращается через деятельность человека к себе самой. Смысл жизни именно в возвращении Абсолютной Идеи к себе самой и человек участвует в этом, прежде всего, своим разумом, хотя данный смысл реализуется главным образом на бессознательном уровне. Назначение человека, по Гегелю, состоит в том, чтобы свободно жить содержанием и целями Субстанции (Абсолютной Идеи).
Популярный немецкий философ Ф.Ницше в соответствии с эволюционным учением, возникшим в XIX в., считал, что человек представляет собой промежуточное звено эволюции («мост») между обезьяной и сверхчеловеком, и тем самым определил смысл жизни человека как стремление к его возможно более скорому превращению в сверхчеловека.
Упоминавшиеся выше экзистенциалисты, поднявшись над представлением об абсурдности человеческого существования, находили свой смысл, в лице А.Камю, в том, что «абсурд имеет смысл, когда с ним не соглашаются». Точнее, имеет смысл не сам абсурд, а именно несогласие с ним
Русский философ В.С.Соловьев также говорил об истине как всеединстве. Н.Ф.Федоров предлагал в качестве «общего дела» человечества воскрешение всех живших до настоящего времени поколений.
Деятели искусства традиционно видели смысл жизни в красоте («красота спасет мир», по Достоевскому), в словах, красках, звуках музыки, даже в промежутках между музыкальными тактами. О величайших музыкантах XIX в. говорили, что Библией для них был звук, а не нотная запись.
И наука вносит вклад в создание смыслообразующих ценностей. На вопрос: «может ли наука дать нечто вроде смысла жизни?» – ответ будет положительный. Не только в том плане, что само познание мира (как считал Аристотель) может стать смыслом жизни, но также потому, что само содержание научного знания может натолкнуть на плодотворные выводы о смысле жизни. Отметим здесь несколько моментов. В.И.Вернадский в своем учении о биосфере определил значение биохимической энергии живого вещества и растений как трансформаторов солнечной энергии в энергию биологическую.
Во второй половине ХХ в. основатель этологии К.Лоренц писал, что жизнь «есть познавательный процесс и что ее возникновение означает возникновение структуры, способной получать и хранить информацию и в то же время устроенной таким образом, что она может захватывать из потока рассеивающейся мировой энергии достаточное количество горючего, чтобы питать им пламя познания»81. Таким образом, уже в основе возникновения жизни лежит предпосылка создания духовного – получение и хранение информации. Когнитивный аппарат последовательно развивался и человек стал способен к понятийному мышлению, а посредством этого к творению духовного. «Духовная жизнь человека есть новый вид жизни»82.
Все многообразие предлагаемых человеческой культурой смыслообразующих ценностей разделяют на три группы: ценности творчества, ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения (к жизненным обстоятельствам). Удары судьбы могут вызывать страдания, но последние необходимы, как горькие лекарства. Они уберегают человека от духовной апатии и обманчивого самоуспокоения. Духовная эволюция человечества ведет к увеличению количества предлагаемых вариантов смысла жизни. Парадокс нашей действительности, однако, в том, что чем шире выбор, тем больше дефицит осмысленности существования. Это выражают, например, таким образом: «Есть 150 концепций смысла жизни. Значит, ни одна из них не истинна. Ну, добавят к ним 151-ю. Что это даст? Чем она лучше предыдущих?» Но большое количество вариантов помогает каждому человеку найти свой индивидуальный смысл жизни. «Все, что мы можем делать, – это быть открытыми для смыслов, сознательно стараться увидеть все возможные смыслы, которые предоставляет нам ситуация, и затем выбрать один, который, насколько нам позволяет судить наше ограниченное знание, мы считаем истинным смыслом в данной ситуации»83. С другой стороны, индивид может предлагать смыслы, которые в дальнейшем приобретут общечеловеческий характер. «Уникальный смысл сегодня – это универсальная ценность завтра»84.
(76.13) 2.5 Понимание смысла жизни как трансформации телесного в духовное
Данное понимание смысла жизни сложилось под влиянием нескольких отраслей духовной культуры, но решающий вклад внес В.И.Вернадский своим учением о биосфере. В одном из входящих в его состав эмпирических обобщений он делает вывод, что основная функция растений – трансформация солнечной энергии в биологическую. Благодаря содержащемуся в растениях хлорофиллу происходит химическая реакция, в результате которой под воздействием солнечной энергии из потребляемого растениями углекислого газа образуются биологические соединения и в виде побочного продукта выделяется свободный кислород, необходимый живым существам для дыхания. Таким образом, смыслом жизни растений можно считать преобразование солнечной энергии в биологическую. Здесь возможно возражение, что живые существа просто выполняют свои функции, и это нельзя рассматривать как смысл их жизни, тем более, что растения и большинство животных не мыслят, а стало быть, не задумываются о смысле своего существования. Это еще более очевидно, если по аналогии с растениями и животными объявить, что смысл существования Солнца – светить. Солнце – неживое тело, как же оно может иметь смысл? Конечно, само Солнце не определяет смысл своего существования, поскольку оно не имеет мозга и не мыслит. О смысле рассуждают люди, и не только о своем, но и о смысле всего существующего на свете. Исходя из современных научных данных, можно придти к выводу, что испускание солнечной энергии является смыслом существования Солнца. По А.Л.Чижевскому, излучения Солнца являются «передатчиками» состояний от Солнца к Земле. Мы «мало-помалу научились понимать связность и общность разрозненных явлений и представлять их в единой синтетической картине жизни солнечно-земного мира. Великолепие полярных сияний, цветение розы, творческая работа, мысль – все это проявление лучистой энергии Солнца»85.
Понятие смысла жизни применимо ко всем объектам Универсума. Животные потребляют растения и других животных, в том числе более низко организованных. И в процессе их эволюции формируется новый уровень организации материи – психический. Тогда по аналогии смыслом жизни животных можно считать преобразование биологической энергии в психическую. Распространить данные выводы на человека позволяет сформулированный в современном естествознании принцип глобального эволюционизма, в соответствии с которым во всей природе имеет место эволюция, т. е. усложнение уровней организации материи. В момент образования Вселенной (он называется Большим взрывом) появились элементарные частицы, затем из них стали образовываться химические элементы, начиная с простейшего – водорода, затем молекулы и более сложные неживые тела и далее зародилась жизнь. Первыми живыми телами были самые простые одноклеточные организмы, затем формировались все более сложные виды растений и животных. Эволюция животных привела к возникновению позвоночных, затем высокоорганизованных позвоночных – млекопитающих, и, наконец, человека. Эволюция жизни называется биологической эволюцией, и человек есть высший продукт этой эволюции, образно говоря, венец жизни на Земле. Человек является звеном в цепи эволюции и, стало быть, его смысл жизни связан со смыслом эволюции Космоса и смыслом жизни растений и животных.
По аналогии со смыслом жизни растений мы можем заключить, что смыслом жизни человека является трансформация биологической и психической энергии в то, что является специфическим для человека продуктом, который он производит в себе и в окружающем мире. Это духовная энергия. В начале ХХ в. высказывалась мысль, что «живое существо (человек) играет роль трансформатора, превращающего одни виды энергии в другие, в том числе в нервную»86. А Н.Ф.Федоров писал, что «нервная сила» служит орудием воли и сознания. Ставилась задача овладения методами и законами трансформирования новой энергии. С.А.Бекнев писал, что «если человечество может превращать световую энергию в нервную, то и обратно: организм сможет трансформировать энергию нервную (энергию мысли) в световую»87. Человек получает биологическую и психическую энергию и преобразовывает их в духовную.
Органом получения и преобразования является мозг, выполняющий тем самым роль, аналогичную роли хлорофилла у растений. Роль мозга до сих пор не ясна. Считается, что его основная функция заключается в продуцировании мыслей, но недостаточность научных данных позволяет предполагать, что мозг получает мысли извне и лишь накапливает и передает их, т. е. выполняет роль аккумулятора и передатчика. Нобелевский лауреат, нейрофизиолог Дж.Экклз предположил, что мозг есть детектор влияний, которые дух оказывает на него. Имеет право на жизнь, на наш взгляд, и гипотеза мозга как трансформатора одного вида энергии в другой или в информацию.
Как происходит трансформация биологической и психической энергии в духовную? «В актах и состояниях сознания всегда участвует дух наш, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний»88. Войно-Ясенецкий пишет о трансформации природной красоты в человеческие произведения. «Ансамбли и элементы красоты и безобразия в природе, воспринятые духом человеческим, трансформируются в нем в произведения искусства и науки, эти великие двигатели духовного развития человечества»89. Человек – производное всего бытия. Его существование – не самоцель. Он берет имеющееся телесное в нем и вокруг него и создает из него качественно новое – духовное, которого никогда прежде не было. Через человека осуществляется смысл мира и смысл жизни человека заключается в реализации общего смысла эволюции бытия. Смысл показывает, что надо делать, а конкретные цели должны соотноситься с ним. Осознавая смысл жизни, человек сознательно начинает участвовать в реализации смысла мира – а он в том, чтобы преобразовать материальное, которое первично (по крайней мере, в нашем эмпирическом мире), в духовное, которое становится главенствующим. Чем сознательнее человек подключится к этому процессу, тем быстрее он пойдет.
«Эволюция (или, если хотите, замысел Божий о мире и своем венце творения) выдвигает человека, наделенного разумом, уже не как страдательно-пассивного, а как сознательно-творческого агента своего дальнейшего разворачивания – и не только в уже взятом ею векторе все большего развития духа в лоне материи, но и все большего управления духом материи», – пишет С.Г.Семенова. Если смысл мира – в творении (как полагал еще А.Бергсон), то смысл человеческой жизни – в духовном творении. Посредством человека телесное трансформируется в духовное, исчерпывая себя. Исходя из смысла существования растений, животных и человека, можно определить общий смысл жизни таким образом – трансформация солнечной энергии в духовную, причем на долю растений приходится превращение солнечной энергии в биологическую, на долю животных – трансформация биологической энергии в психическую, а на долю человека – последующая трансформация получаемой им биологической и психической энергии в духовную (Возможно, ментально-эмоциональную, или духовную энергию 1-го порядка?! По аналогии с китайской Ци, разновидностей которой может быть много, но исходная одна. – И.К.). Тогда смысл мира в целом заключается в творении качественно нового: от вакуума (который был до Большого взрыва) до духовного.
Производимое человеком духовное является творческим продуктом. Поэтому данное определение смысла жизни смыкается с тем, которое гласит, что смыслом жизни является творчество.
Как данный, идущий от современной науки, смысл жизни соотносится с традиционными смыслами, предложенными религией и философией? Этот вопрос особенно важен, если следовать принципу всеединства, выдвинутому выдающимся русским философом В.С.Соловьевым, в соответствии с которым полная истина представляет собой совокупный результат всех отраслей культуры. Оказывается, что религия и философия в решении проблемы смысла жизни приходят к сходным с наукой результатам. Христианство как мировая религия видит смысл жизни в стяжании благодати Святого Духа. Святой Дух отличается от всех других толкований духа, прежде всего, своим личностным характером, но использование слова «дух» здесь не случайно. Более того, религия претендует, и не без оснований, на приоритет в использовании понятия «духовности», хотя духовность понимается не только в религиозном или мистическом смысле.
(76.14) 2.5.а Религиозные смыслы бытия
Итак, к идее смысла жизни как трансформации телесного в духовное можно придти путем религиозных размышлений о необходимости для человека подражать Богу (Какому Богу? Христианского, индуистского, языческому, богам-аннунакам, Бога Гора..? Этого мира? – И.К.) в его духовной деятельности, т. е. творить духовное; философским путем, отталкиваясь от необходимости воспоминания о духовном (Платон), познания его (Аристотель) и возвращения к нему (Гегель). К пониманию смысла жизни как трансформации телесного в духовное ведет также мистическое представление о тождестве человека и природы, в соответствии с которым многие таинственные, мистические явления – вещие сны и т. п., объясняются тем, что человеческий дух имеет общение с миром трансцендентальным, вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности (Вечности или коллективному бессознательному, или единому энерго-информационному полю Земли, или хроникам Акаши? – И.К.). Разделенности человека с Универсумом требует борьба за существование. Но жизнь человека не сводится к этому. Он жаждет единства (Всеобщего Единства или квази Единства этого мира? – И.К.). Путь от телесного к духовному – это путь от разделенности к единству, а значит путь мистики; путь от материи к духу, а значит путь философии; путь от бытия к Богу, а значит путь религии; путь от чувственных восприятий к «третьему миру» знаний, а значит путь науки. Путь от телесного к духовному – это путь культуры. Если мы возвратимся теперь к определению смысла жизни в первом разделе, то оказывается, что развиваемые здесь представления соответствуют понятию смысла жизни, так как смысл жизни по определению отвечает высшим (духовным) ценностям. Представление о смысле жизни как трансформации биологической и психической энергии в духовную приходит к его понятию (понятие и происходит от слова «понять»). Это возвращение к понятию есть основной признак истины в определении Гегеля, о чем речь шла в первой части работы. Стало быть, возвращаясь в своем представлении к понятию, мы достигаем истины (На уровне понятия, но не реальности. Проблема карты и местности так не устраняется. – И.К.).
Теперь предстоит дать определения некоторых других основных понятий – человека, телесного, духовного. Человек определяется как телесно-духовное единство, которое включает в себя два основных компонента – тело и дух, первый из которых, в свою очередь, состоит из соматического и психического. Данное определение является генетическим, так как соответствует эволюции природы на пути от неживого к человеку. Современная наука учит, что сначала из неживых тел образовались растения и животные, затем у высокоразвитых животных возникла психика, затем у человека добавился разум (В смысле, рассудок есть у животных, а разума нет? – И.К.). Шимпанзе физически близок человеку, но у него нет духовного (Что считает автор «духовным»? – И.К.). Итак, в человеке присутствуют вместе тело, чувства и разум. Философия и религия также представляют человека состоящим из трех основных частей, только чувственная часть называется душою, а разумная часть – духом.
Апостол Павел писал в «Послании к фессалоникийцам»: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока». Как проявляют себя различные феномены на трех уровнях человека? Возьмем, к примеру, любовь. Значение любви многообразно, как и функции человеческих органов. На уровне тела она проявляет себя как секс («заниматься любовью»). На уровне психики это влюбленность, страсть, желание всегда быть вместе с возлюбленным. На духовном уровне это влечение к духовному миру. Философствовать, т. е. любить мудрость, это совсем не то, что заниматься любовью с Софией. В греческом языке существуют четыре слова, обозначающие различные проявления любви, которые в русском языке соединены в одно. Духовная любовь может проявляться не только к идеальным объектам, но и к человеку. Такую любовь поэты выражают словами: «Можешь совсем уйти, только свети, свети».