15) 2.5.б Что есть дух? Теперь дадим определение духа. В соответствии с концепцией структурных уровней дух можно определить как сверхматериальный уровень организации, который: 1) относительно автономен от материальных уровней; 2) иерархически возвышается над ними и 3) призван руководить ими. Как уровень организации дух представляет собой единство, обладающее эмерждентными свойствами. В человеке дух – это интеллектуальная сторона разумно-чувственного единства, тогда как душа – психологическая сторона того же единства. Дух и душа как бы две стороны одной медали. Недаром данные слова в русском языке рассматривают как однокоренные (сравните «духи» и «душистый»). Рассмотрим, как свойства духа представлены в человеке. Первую черту духа – автономность - можно проиллюстрировать сообщениями людей, переживших состояние клинической смерти, что их сознание выходило из тела и наблюдало его извне, а также путешествовало отдельно от тела. В обычной жизни автономность духовного проявляется в феномене забывания себя в процессе творчества. Диоген Лаэртский сообщает, что Сократ три дня простоял на одном месте, обдумывая какую-то проблему. В строках Пушкина «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон», священная жертва означает, что в состоянии вдохновения творец забывает обо всем на свете. Писатель В.Астафьев рассказывал, что, приехав как-то на дачу, он начал писать рассказ и работал два дня без еды и сна. Каждый человек может кое-что вспомнить о себе в данном плане. Мистики, святые подвижники, аскеты культивировали в себе полностью отрешенного от мирской суеты духовного человека. Насколько человек может быть автономен от своего тела и чувств ради духа, настолько он духовен. Дух не сводится и к мозгу («дух выступает за пределы мозга со всех сторон», – писал А.Бергсон) и сознанию человека. В духовную сферу, помимо сознания, совести, смысла жизни, идеалов входит духовное бессознательное. Дух так же руководит разумом, как и чувствами. Управлению чувствами и мыслями учат так называемые духовные практики, особенно разработанные в индийской культуре. Духами называют нематериальные существа – ангелов, демонов, Святой Дух. Здесь подчеркивается неотъемлемая черта духа – автономность от чувственного мира. Вторая черта духа заключается в том, что он иерархически возвышается над материальными уровнями организации. В человеке это означает, что дух возвышается над соматическими и психическими характеристиками. Духовность можно назвать вершиной человека, потому что сам человек – венец эволюции, а то, что отличает его от животных, – его дух. Проявление этого высокого духа и делает культуру высокой (в отличие от массовой). Наконец, третья черта духовного – его призвание руководить материальными уровнями организации. В соответствии с этим дух обладает приоритетом над чувствами и желаниями человека, призван управлять его поступками и мыслями. Дух также обладает способностью создавать произведения культуры от мистики до идеологии, образующие духовную сферу. Всего можно выделить семь отраслей духовной культуры. В порядке их возникновения в процессе эволюции человека это будут мистика, искусство, мифология, философия, религия, наука, идеология. Все произведения духовной культуры являются продуктами духовного творчества, специфическими для человека. Итак, духовное в отличие от телесного и психического – это то, что отличает человека, что присуще только ему одному. «И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем»90. Только человек производит духовное. Для этого он и нужен, это и составляет смысл его существования. Откуда взялось духовное? По религиозным представлениям, оно изначально присутствовало в мире и вложено в человека Богом. Можно понимать духовное и как плод эволюции. Человек создает духовное, как растение создает биологическое, и затем посредством созданного ранее духовного продуцирует духовное (как растения и животные с помощью ранее созданного биологического продуцируют биологическое и психическое). В соответствии с данными представлениями жизнь дана, чтобы возвести ее в дух. «Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено или вполне определилось его направление»91. О соотношении духа и тела тонкий и глубокий поэт В.Ходасевич сказал так: «Дорогой снов, мучительных и смутных, Бреди, бреди, несовершенный дух. О, как еще ты в проблесках минутных И слеп, и глух! Еще томясь в моем бессмертном теле, Сквозь грубый слой земного бытия Учись дышать и жить в ином пределе, Где ты – не я; Где, отрешен от помысла земного, Свободен ты… Когда ж в тоске проснусь, Соединимся мы с тобою снова В нерадостный союз. День изо дня, в миг пробужденья трудный, Припоминаю я твой вещий сон, Смотрю в окно и вижу серый, скудный Мой небосклон. Все тот же двор, и мглистый, и суровый И голубей, танцующих на нем… Лишь явно мне, что некий отсвет новый Лежит на всем». Производя духовное, человек одухотворяется сам. Изначально в нем имеется лишь потенциал обретения духовности, и, будучи телесно-духовным, он постоянно развивает в себе вторую часть данного единства, в то время как первая – const. В нас есть потенция духа, как в стеарине, из которого сделана свеча, есть потенция горения. Смысл свечи в том, чтобы сгореть; смысл человека в том, чтобы превратиться в дух. Свеча, которая не сгорела, не выполнила своего предназначения. Разница между человеком и свечой в том, что человек зажигает себя сам (Да, ладно! Человек есть всего лишь элемент гораздо большей системы – Универсума-Kiveникума! – И.К.). Для этого он должен прикоснуться к источнику духовного света (Коллективного бессознательного, Единого знерго-информационного поля Земли. – И.К.) и сам стать Духовным Светом, согревающим людей (Не согревающем, но дающем очередной «запал» духа, энергии, смысла для очередного «рывка» или проведения военных действий «против несуществующих врагов» в матрице двойственности, аналогично Богу этого мира?! Ради чего? Теперь уже можно сказать: ради поддержания и сохранения жизни на планете в условиях единства и борьбы противоположностей! – И.К.). Здесь используется мистически-религиозная терминология, и она столь же естественна, как терминология научная и философская. (76.16) 2.5.в Схема эволюции уровней организации Общая схема эволюции уровней организации может быть представлена в таком виде: Неживые (Солнце и т. д.) → Биологический (человек, животные, растения) → Психический (человек, животные) → Духовный (человек) (Автор красиво оставил место, чтобы следующую иерархическую единицу - богочеловека - вписал собственноручно читатель! – И.К.). Из схемы видно, что человек располагается на трех уровнях – биологическом, психическом и духовном, высшим из которых является духовный. Все ли люди «сгорают»? «Человеческое несчастье состоит в том, что человек живет вдали от своей души, стремится быть в стороне от духовной жизни», – писал М.Метерлинк. «Большинство людей живет недуховной жизнью. Высшее таинственное начало в человеке, которое именуется духом, остается вне их жизни. Естественно, что теряют они и самое чувствование своей духовной природы… Надо вызвать к жизни заглохшее духовное начало, надо начать питать его духовной пищею… И чем более духовен человек, тем непреложнее для него свидетельствует этот внутренний опыт особого, непостижимого, но несомненно духовного мира, к которому принадлежит и его бессмертный дух»92. Если дух становится в жизни, тогда жизнь обретает смысл, несмотря на страдания, которые ничто иное, как плата за становление духа (Правильно, ср. тему «Деньги». На уровне развитой духовности деньги становятся обузой! Все может быть уже без денег! - И.К.). Человек сознательно идет на страдания, чтобы обрести духовные наслаждения, и, предпочитая их, добивается того, чтобы чаша страданий не очень перевешивала чашу наслаждений. Но большинству хочется наслаждений без страданий (И это хорошо, ибо они смогут пойти дальше предлагаемого закона: «За все м...надо платить!» - И.К.). Хочется, чтобы жизнь была как дискотека, а о том, что будет потом, обычно не думают. Если страсти, помыслы и желания сосредоточены на земной жизни, то тут не до духа и смысла. Преобладает общий порыв к радости. Выросшие в городе люди, которых родители не затрудняли домашней работой, которым не особенно приходилось выкладываться в школе, которые по вечерам могли проводить время с друзьями, на танцах, за кофе и пивом, не знали чувства ответственности. К чему же стремиться таким людям, как не к радости? Других забот нет. Потом, когда появляются своя семья, дети, когда начинается трудовая деятельность, приходит понимание того, что в жизни есть не только радость, но и горе (В жизни мира двойственности, следовало б дополнять! – И.К.). Пока же можно радоваться жизни и возводить это в смысл. Но что, если бы Павка Корчагин закончил бы свой пламенный монолог словами: «вся жизнь и все силы отданы тому, чтобы… радоваться жизни»? (Какой-то великий последователь дзен с огромным удовольствием подпишется под выше измененным монологом! – И.К.) Любая серьезная деятельность, направляемая смыслом жизни, сопряжена с упорным трудом. Для чего писатель пишет книги, для чего ученый выступает с лекцией (Он может писать, чтобы приучить читателя к гармоничной встроенной жизни в условиях матрицы двойственности, а может – для стимуляции поиска выхода за пределы принципа двойственности! – И.К.)? Если он скажет, что для того, чтобы радоваться, да и сами слушатели придут с этой же целью, то в результате получится шоу. Не возражая против радости, по аналогии с едой можно сказать, что надо не жить, чтобы радоваться, а радоваться, чтобы жить (духовной жизнью). Можно провести аналогию между физической и духовной пищей, хотя ситуация со смыслом жизни сложнее, чем с питанием. Все знают, какая пища вредна для организма, хотя многие люди не могут совладать со своими желаниями, сформировавшимися в результате привычки. В смысловой области людям не говорят, что стремление к удовольствию, радости, счастью вредно, и многие считают, что к этому и надо стремиться. О том, что смыслом жизни человека не может быть растительная и животная жизнь, что смысл по определению выходит за рамки эмпирического бытия, мало кто задумывается. Можно определить духовное от противоположного. Почти все, что подают сейчас СМИ, – антидуховно (Правильно! Это может быть использовано во благо духовному на основе принципа «отпративного»! – И.К.). Поздравляя телевизионный канал «Культура» с десятилетием, президент сказал, что он вносит духовность, тем самым отделив его от всех остальных каналов и вводя своеобразный критерий духовности: что показывают по каналу «Культура», то и духовно. А рейтинг телевизионных каналов, в котором на первом месте «Первый», а «Культура» замыкает десятку, свидетельствует о состоянии общества. Люди подхватываются мощным мутным потоком информации и беспомощно барахтаются в нем. Н.К.Рерих писал о «мятеже психической энергии», «если человек ограничивает себя духовною нищетою, ложью ради тленности сегодняшнего дня»93. Тем, что психическая энергия не переходит, как следовало бы в соответствии со смыслом жизни в духовную, можно объяснить агрессивность современного общества. Мятеж психической энергии ведет к насилию, войнам, преступлениям, революциям, хотя у них есть и другие причины. Как гласит русская пословица, «подымешься, дух захватит; опустишься, обухом хватят». Как писал Н.К.Рерих, «подъемы духа бывают очень кратковременны, тогда как озверение бывает вполне естественным пополнением жизни»94. Власть имущие могли бы исправить ситуацию в обществе, но не хотят (Да, скорее и не могут. Иб как можно изменить принцип двойственности? Примеры Иусуса, Будды, Шри Ауробиндо не дали положительных результатов для населения планеты. – И.К.). Отдельный человек может только отойти в сторону и искать оазис духовности. Если ничего не можешь сделать с миром, то надо духовно выйти из него. И все же большинству людей Пушкин дороже министров и олигархов. Человек интуитивно чувствует и знает, что духовность лучше и выше. И это дает надежду. (76.17) 2.5.г Что такое духовная энергия? Важно выяснить также, что такое духовная энергия, в которую должна переходить психическая, и чем они отличаются между собой. Понятие психической энергии является общеупотребительным в психологии. Это энергия наших чувств, высшей нервной деятельности человека и животных. Все люди в зависимости от своего темперамента и иных свойств обладают разным запасом психической энергии. Он различен у холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Известный экстрасенс Т.Г.Дадашев говорит, что действует не биополями, не гипнозом, а психической энергией и той необъяснимой словами силой, с помощью которой уже много лет помогает людям. Создатель концепции этногенеза Л.Н.Гумилев ввел понятие «пассионарий» (от слова «пассия» – страсть) для обозначения людей, которые, обладая большим запасом энергии, объединяют вокруг себя массы, в результате чего образуется этнос. Понятие духовной энергии используется преимущественно в философии и религии. «Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает значения свободного, самосознающего духа»95. Духовная энергия творит, по Войно-Ясенецкому, материальные формы. Воздействие Духа на природу – не одноразовое творение Богом природы и человека. Все формы мироздания возникают под непрерывным влиянием Духа. Здесь мы видим синтез христианской точки зрения с аристотелизмом. «Не только глаза – зеркало души, но все формы тела и его движения соответствуют душе, духу его… Во всей внешности человека ярко отражается духовная сущность его»96. Мы говорим «одухотворенное лицо» (тело). Эта же духовная энергия проявляется не только в эмбриональном развитии человека, но и в деятельности художника, который вкладывает духовную энергию в свои творения, оживляя и одухотворяя их (как Леонардо да Винчи в образ Моны Лизы). На этой способности оживотворять духовной энергией художественный образ основан миф о Пигмалионе и Галатее (А если сделать еще шаг вперед, то окажешься на распутье: любить ли все сразу, либо избранно, вычленяя из Целого! И уся проблема! Но надо принять ответственность за свой выбор, а не ссылаться на значимое окружение. – И.К.). Мысль может, по Парацельсу, творить духов, которые, приняв форму, становятся доступными нашим органам чувств. Мозг – источник энергии, преобразующейся в силу. Создатель квантовой теории В.Гейзенберг писал, что физический мир может обрести любую форму под воздействием энергии человека, который способен мгновенно взаимодействовать с глобальным информационным полем Земли и находить искомое в его лабиринтах. Как говорил телепат В.Мессинг, его подсознание связывается с «чем-то» или с «кем-то» и дает информацию о прошлом, настоящем и будущем. Н.А.Бердяев писал, что «…в цивилизации иссякает духовная энергия, угашается духовный источник культуры»97, имея в виду, что духовная энергия наиболее высока на творческих стадиях развития культуры. На иконах духовный свет изображается в виде нимба и славы над и вокруг святых и существ иного мира. Богословы утверждают, что «всем клеткам тела присуща духовная энергия, ибо они живы, а жизнь от Духа»98. Нимб и слава свидетельствуют о большом количестве духовной энергии. Люди, пережившие состояние клинической смерти, утверждают, что они видели Светящееся Существо и общались с ним не словами, а потоком энергии. Даже материалисты писали, что идея, овладевая массами, становится материальной силой. Произведения культуры, в частности, архитектура, определяются как «застывшая энергия». Н.К.Рерих употреблял понятие «созидательной энергии». Под духовной энергией можно понимать энергию, направленную на созидание. Рерих называл творцов «воплотителями мыслей». Он говорил также о «строительной энергии», имея в виду, что «не рука, но мысль и творит, и убивает»99. Сформировав положение, что человек стал крупнейшей геологической силой на нашей планете, Вернадский писал: «Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии (Интересное замечание! Возможно, имеется в виду, что волна-энергия модулируется информацией-мыслью! – И.К.). Иначе как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен», хотя «…эмпирические результаты такого “непонятного” процесса мы видим кругом нас на каждом шагу»100. Но если наука данный вопрос не решила, можно привлекать данные других отраслей культуры: мифологическое понятие «мана» (энергия, пронизывающая бытие), религиозное представление о духовном свете, философское воззрение об эманации духовной творящей силы и т. п. Представители различных отраслей культуры пишут, что сфера человеческих мыслей и устремлений, которая определяет ход материальных событий, представляет собой особую энергию, а совокупность мыслей создает энергетическое пространство, или эгрегор. П.А.Флоренский, который одновременно был священником, философом и ученым, изучал духовную энергию с научных позиций. Он предложил термин «пневматосфера» для обозначения «особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры, или, точнее, круговорот духа»101. Современный философ А.К.Манеев выдвинул гипотезу о наличии у человека пси-поля, которое может изменять материальную среду. Гипотеза души как биопсии-поля объясняет связь «вещественного тела с душой, т. е. столь же материальной подсистемой, хотя и невещественного, полевого типа»102. Тогда переход психической энергии в духовную представляется как взаимосвязь различного типа материальных полей (Или переход на другую точки сборки самого человека! – И.К.). Но и без материальной интерпретации души и духа можно рассматривать духовную энергию по аналогии с физическими видами энергии. Как показывает современная физика, вещество неразрывно связано с полем, создаваемым веществом вокруг себя. Вещество и поле – два вида материи. Главная характеристика вещества – масса, главная характеристика поля – энергия. По аналогии можно считать, что и в идеальной сфере есть свое вещество – содержание мыслей, и своя энергия. По поводу аналогии между физическим миром и физическими энергиями, с одной стороны, и духовным миром и духовными энергиями, с другой, Войно-Ясенецкий писал: «Если так очевидно, что движение составляет сущность и основной закон материальной природы, то вряд ли возможно, чтобы этот всеобщий мировой закон не царил также и в жизни духа». В любом случае, духовную энергию можно рассматривать как гипотезу. Интересно, что еще древние греки отождествляли дух (логос) с огнем (Гераклит) и трактовали его энергийно (Аристотель) как истекающий из космического ума. Еще одно слово для обозначения духа – «пневма» – связано с функциями дыхания живого существа. Часты упоминания духовного огня: как в античности у Гераклита, у которого Логос обозначает и разум и огонь, так и в средние века (например: «огонь духовный, пришедший в сердце, воскрешает молитву» – Иоанн Лествичник). В ранних натурфилософских школах Греции пневма обозначала воздух, ветер, дуновение, дыхание. «У стоиков такая огненная пневма разливается по всему космосу, организуя его своим энергийным логосом, или даже логосами»104. Русское слово «дух» связано с дыханием и имеет также значение смысла («дух веры христианской») и «искры Божией» как отличающей человека от животного. Процесс трансформации (или, если сказать более религиозным языком, преображения) телесного в духовное можно представить по аналогии с процессом распада радиоактивных химических элементов. Исходный материал в процессе ядерного распада неумолимо уменьшается, и вещество постоянно и необратимо трансформируется в энергию. «Так же и жизнь, можно сказать, утрачивает со временем все больше и больше своего “заготовочного материала”, так что в конце превращается в “чистую форму”»105. Мы сгораем, производя духовный свет. Здесь встает каверзный вопрос. Большинство людей имеет весьма отдаленное отношение к творчеству. Созданием духовных ценностей занимается менее 1% населения. Значит, большинство людей не способно осуществить смысл жизни? Ответ будет такой. Люди осуществляют смысл жизни не только сознательно, но и бессознательно, не только непосредственно, но и опосредованно (Во, дошли-таки: баран-овца, будь верна роду-племени! На пару в преф с ...болваном! – И.К.). Квази смысл столь же полезен для психического здоровья человека и его полноценной жизни, как и подлинный смысл, поскольку его реализация ведет к реализации смысла космического целого (что особенно интенсивно подчеркивали стоики). Наконец, еще один непростой вопрос: кому нужно то духовное, что производит человек? Можно считать, что растения стараются для животных, животные – для человека, а сам человек? Создаваемые духовные продукты нужны: 1) самому человеку, который потребляет духовное в процессе своей эволюции. Войно-Ясенецкий приводит такой пример: «Беззаветный порыв одного храбреца может увлечь все войско… Чем, если не могучей духовной энергией назвать эту всепобеждающую силу»108. Духовная энергия может идти на решение проблемы воскрешения умерших в смысле философии «общего дела» Н.Ф.Федорова. Если эволюция не заканчивается на человеке, то: 2) духовное будут потреблять те существа, которые возникнут в процессе эволюции после человека – сверхчеловеки, которые, если верить писателям-фантастам, могут выглядеть в виде существ, имеющих огромный мозг. В процессе дальнейшей цефализации разумного существа у него постепенно будут атрофироваться руки, ноги и другие органы тела, но будет усиленно развиваться мозг, становясь доминирующим органом и по объему, и по значению. Создаваемые ныне информационные поля, ноосфера, как бы загодя готовятся для питания этого духовного сверхчеловека. Возможно также: 3) что и сейчас во Вселенной существуют иные, более разумные, чем человек, существа, которые могут питаться производимыми человеком духовными продуктами. Возможно: 4) что в космосе не только три измерения, которые мы знаем, а существуют иные параллельные миры, в которых обитают существа, иногда попадающие в наш мир и пользующиеся производимым нами. Возможно: 5) существуют метафизические идеальные миры, о которых пишут философы (наподобие мира идей Платона) и сообщают визионеры (типа Д.Андреева с его «Розой мира»), которые управляют нашей Вселенной и потребляют производимые человеком идеальные продукты. Наконец: 6) творимое человеком духовное может быть нужно Богу, создавшему мир, и ангельским чинам. Если бесы питаются страстями умерших, как писал Феофан Затворник («Чего ищут эти мытники в проходящих? Того, нет ли у них ихнего товара. Товар же у них какой? Страсти»), то почему же ангелы не могут питаться положительной духовной энергией, производимой праведниками?
Иное развитие: сакральная холонавтика(хрестоматия
:Корчак Игорь
(76.
15) 2.5.б Что есть дух?
Теперь дадим определение духа. В соответствии с концепцией структурных уровней дух можно определить как сверхматериальный уровень организации, который: 1) относительно автономен от материальных уровней; 2) иерархически возвышается над ними и 3) призван руководить ими. Как уровень организации дух представляет собой единство, обладающее эмерждентными свойствами. В человеке дух – это интеллектуальная сторона разумно-чувственного единства, тогда как душа – психологическая сторона того же единства. Дух и душа как бы две стороны одной медали. Недаром данные слова в русском языке рассматривают как однокоренные (сравните «духи» и «душистый»).
Рассмотрим, как свойства духа представлены в человеке. Первую черту духа – автономность - можно проиллюстрировать сообщениями людей, переживших состояние клинической смерти, что их сознание выходило из тела и наблюдало его извне, а также путешествовало отдельно от тела. В обычной жизни автономность духовного проявляется в феномене забывания себя в процессе творчества. Диоген Лаэртский сообщает, что Сократ три дня простоял на одном месте, обдумывая какую-то проблему. В строках Пушкина «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон», священная жертва означает, что в состоянии вдохновения творец забывает обо всем на свете. Писатель В.Астафьев рассказывал, что, приехав как-то на дачу, он начал писать рассказ и работал два дня без еды и сна. Каждый человек может кое-что вспомнить о себе в данном плане. Мистики, святые подвижники, аскеты культивировали в себе полностью отрешенного от мирской суеты духовного человека. Насколько человек может быть автономен от своего тела и чувств ради духа, настолько он духовен. Дух не сводится и к мозгу («дух выступает за пределы мозга со всех сторон», – писал А.Бергсон) и сознанию человека. В духовную сферу, помимо сознания, совести, смысла жизни, идеалов входит духовное бессознательное. Дух так же руководит разумом, как и чувствами. Управлению чувствами и мыслями учат так называемые духовные практики, особенно разработанные в индийской культуре. Духами называют нематериальные существа – ангелов, демонов, Святой Дух. Здесь подчеркивается неотъемлемая черта духа – автономность от чувственного мира. Вторая черта духа заключается в том, что он иерархически возвышается над материальными уровнями организации. В человеке это означает, что дух возвышается над соматическими и психическими характеристиками. Духовность можно назвать вершиной человека, потому что сам человек – венец эволюции, а то, что отличает его от животных, – его дух. Проявление этого высокого духа и делает культуру высокой (в отличие от массовой). Наконец, третья черта духовного – его призвание руководить материальными уровнями организации. В соответствии с этим дух обладает приоритетом над чувствами и желаниями человека, призван управлять его поступками и мыслями.
Дух также обладает способностью создавать произведения культуры от мистики до идеологии, образующие духовную сферу. Всего можно выделить семь отраслей духовной культуры. В порядке их возникновения в процессе эволюции человека это будут мистика, искусство, мифология, философия, религия, наука, идеология. Все произведения духовной культуры являются продуктами духовного творчества, специфическими для человека. Итак, духовное в отличие от телесного и психического – это то, что отличает человека, что присуще только ему одному. «И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем»90. Только человек производит духовное. Для этого он и нужен, это и составляет смысл его существования. Откуда взялось духовное? По религиозным представлениям, оно изначально присутствовало в мире и вложено в человека Богом. Можно понимать духовное и как плод эволюции. Человек создает духовное, как растение создает биологическое, и затем посредством созданного ранее духовного продуцирует духовное (как растения и животные с помощью ранее созданного биологического продуцируют биологическое и психическое).
В соответствии с данными представлениями жизнь дана, чтобы возвести ее в дух. «Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено или вполне определилось его направление»91. О соотношении духа и тела тонкий и глубокий поэт В.Ходасевич сказал так:
«Дорогой снов, мучительных и смутных,
Бреди, бреди, несовершенный дух.
О, как еще ты в проблесках минутных
И слеп, и глух!
Еще томясь в моем бессмертном теле,
Сквозь грубый слой земного бытия
Учись дышать и жить в ином пределе,
Где ты – не я;
Где, отрешен от помысла земного,
Свободен ты…
Когда ж в тоске проснусь,
Соединимся мы с тобою снова
В нерадостный союз.
День изо дня, в миг пробужденья трудный,
Припоминаю я твой вещий сон,
Смотрю в окно и вижу серый, скудный
Мой небосклон.
Все тот же двор, и мглистый, и суровый
И голубей, танцующих на нем…
Лишь явно мне, что некий отсвет новый
Лежит на всем».
Производя духовное, человек одухотворяется сам. Изначально в нем имеется лишь потенциал обретения духовности, и, будучи телесно-духовным, он постоянно развивает в себе вторую часть данного единства, в то время как первая – const. В нас есть потенция духа, как в стеарине, из которого сделана свеча, есть потенция горения. Смысл свечи в том, чтобы сгореть; смысл человека в том, чтобы превратиться в дух. Свеча, которая не сгорела, не выполнила своего предназначения. Разница между человеком и свечой в том, что человек зажигает себя сам (Да, ладно! Человек есть всего лишь элемент гораздо большей системы – Универсума-Kiveникума! – И.К.). Для этого он должен прикоснуться к источнику духовного света (Коллективного бессознательного, Единого знерго-информационного поля Земли. – И.К.) и сам стать Духовным Светом, согревающим людей (Не согревающем, но дающем очередной «запал» духа, энергии, смысла для очередного «рывка» или проведения военных действий «против несуществующих врагов» в матрице двойственности, аналогично Богу этого мира?! Ради чего? Теперь уже можно сказать: ради поддержания и сохранения жизни на планете в условиях единства и борьбы противоположностей! – И.К.). Здесь используется мистически-религиозная терминология, и она столь же естественна, как терминология научная и философская.
(76.16) 2.5.в Схема эволюции уровней организации
Общая схема эволюции уровней организации может быть представлена в таком виде: Неживые (Солнце и т. д.) → Биологический (человек, животные, растения) → Психический (человек, животные) → Духовный (человек) (Автор красиво оставил место, чтобы следующую иерархическую единицу - богочеловека - вписал собственноручно читатель! – И.К.).
Из схемы видно, что человек располагается на трех уровнях – биологическом, психическом и духовном, высшим из которых является духовный. Все ли люди «сгорают»? «Человеческое несчастье состоит в том, что человек живет вдали от своей души, стремится быть в стороне от духовной жизни», – писал М.Метерлинк. «Большинство людей живет недуховной жизнью. Высшее таинственное начало в человеке, которое именуется духом, остается вне их жизни. Естественно, что теряют они и самое чувствование своей духовной природы… Надо вызвать к жизни заглохшее духовное начало, надо начать питать его духовной пищею… И чем более духовен человек, тем непреложнее для него свидетельствует этот внутренний опыт особого, непостижимого, но несомненно духовного мира, к которому принадлежит и его бессмертный дух»92. Если дух становится в жизни, тогда жизнь обретает смысл, несмотря на страдания, которые ничто иное, как плата за становление духа (Правильно, ср. тему «Деньги». На уровне развитой духовности деньги становятся обузой! Все может быть уже без денег! - И.К.). Человек сознательно идет на страдания, чтобы обрести духовные наслаждения, и, предпочитая их, добивается того, чтобы чаша страданий не очень перевешивала чашу наслаждений. Но большинству хочется наслаждений без страданий (И это хорошо, ибо они смогут пойти дальше предлагаемого закона: «За все м...надо платить!» - И.К.). Хочется, чтобы жизнь была как дискотека, а о том, что будет потом, обычно не думают.
Если страсти, помыслы и желания сосредоточены на земной жизни, то тут не до духа и смысла. Преобладает общий порыв к радости. Выросшие в городе люди, которых родители не затрудняли домашней работой, которым не особенно приходилось выкладываться в школе, которые по вечерам могли проводить время с друзьями, на танцах, за кофе и пивом, не знали чувства ответственности. К чему же стремиться таким людям, как не к радости? Других забот нет. Потом, когда появляются своя семья, дети, когда начинается трудовая деятельность, приходит понимание того, что в жизни есть не только радость, но и горе (В жизни мира двойственности, следовало б дополнять! – И.К.). Пока же можно радоваться жизни и возводить это в смысл. Но что, если бы Павка Корчагин закончил бы свой пламенный монолог словами: «вся жизнь и все силы отданы тому, чтобы… радоваться жизни»? (Какой-то великий последователь дзен с огромным удовольствием подпишется под выше измененным монологом! – И.К.) Любая серьезная деятельность, направляемая смыслом жизни, сопряжена с упорным трудом. Для чего писатель пишет книги, для чего ученый выступает с лекцией (Он может писать, чтобы приучить читателя к гармоничной встроенной жизни в условиях матрицы двойственности, а может – для стимуляции поиска выхода за пределы принципа двойственности! – И.К.)? Если он скажет, что для того, чтобы радоваться, да и сами слушатели придут с этой же целью, то в результате получится шоу. Не возражая против радости, по аналогии с едой можно сказать, что надо не жить, чтобы радоваться, а радоваться, чтобы жить (духовной жизнью). Можно провести аналогию между физической и духовной пищей, хотя ситуация со смыслом жизни сложнее, чем с питанием. Все знают, какая пища вредна для организма, хотя многие люди не могут совладать со своими желаниями, сформировавшимися в результате привычки. В смысловой области людям не говорят, что стремление к удовольствию, радости, счастью вредно, и многие считают, что к этому и надо стремиться.
О том, что смыслом жизни человека не может быть растительная и животная жизнь, что смысл по определению выходит за рамки эмпирического бытия, мало кто задумывается. Можно определить духовное от противоположного. Почти все, что подают сейчас СМИ, – антидуховно (Правильно! Это может быть использовано во благо духовному на основе принципа «отпративного»! – И.К.). Поздравляя телевизионный канал «Культура» с десятилетием, президент сказал, что он вносит духовность, тем самым отделив его от всех остальных каналов и вводя своеобразный критерий духовности: что показывают по каналу «Культура», то и духовно. А рейтинг телевизионных каналов, в котором на первом месте «Первый», а «Культура» замыкает десятку, свидетельствует о состоянии общества. Люди подхватываются мощным мутным потоком информации и беспомощно барахтаются в нем. Н.К.Рерих писал о «мятеже психической энергии», «если человек ограничивает себя духовною нищетою, ложью ради тленности сегодняшнего дня»93.
Тем, что психическая энергия не переходит, как следовало бы в соответствии со смыслом жизни в духовную, можно объяснить агрессивность современного общества. Мятеж психической энергии ведет к насилию, войнам, преступлениям, революциям, хотя у них есть и другие причины. Как гласит русская пословица, «подымешься, дух захватит; опустишься, обухом хватят».
Как писал Н.К.Рерих, «подъемы духа бывают очень кратковременны, тогда как озверение бывает вполне естественным пополнением жизни»94. Власть имущие могли бы исправить ситуацию в обществе, но не хотят (Да, скорее и не могут. Иб как можно изменить принцип двойственности? Примеры Иусуса, Будды, Шри Ауробиндо не дали положительных результатов для населения планеты. – И.К.). Отдельный человек может только отойти в сторону и искать оазис духовности. Если ничего не можешь сделать с миром, то надо духовно выйти из него. И все же большинству людей Пушкин дороже министров и олигархов. Человек интуитивно чувствует и знает, что духовность лучше и выше. И это дает надежду.
(76.17) 2.5.г Что такое духовная энергия?
Важно выяснить также, что такое духовная энергия, в которую должна переходить психическая, и чем они отличаются между собой. Понятие психической энергии является общеупотребительным в психологии. Это энергия наших чувств, высшей нервной деятельности человека и животных. Все люди в зависимости от своего темперамента и иных свойств обладают разным запасом психической энергии. Он различен у холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Известный экстрасенс Т.Г.Дадашев говорит, что действует не биополями, не гипнозом, а психической энергией и той необъяснимой словами силой, с помощью которой уже много лет помогает людям. Создатель концепции этногенеза Л.Н.Гумилев ввел понятие «пассионарий» (от слова «пассия» – страсть) для обозначения людей, которые, обладая большим запасом энергии, объединяют вокруг себя массы, в результате чего образуется этнос. Понятие духовной энергии используется преимущественно в философии и религии. «Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает значения свободного, самосознающего духа»95.
Духовная энергия творит, по Войно-Ясенецкому, материальные формы. Воздействие Духа на природу – не одноразовое творение Богом природы и человека. Все формы мироздания возникают под непрерывным влиянием Духа. Здесь мы видим синтез христианской точки зрения с аристотелизмом. «Не только глаза – зеркало души, но все формы тела и его движения соответствуют душе, духу его… Во всей внешности человека ярко отражается духовная сущность его»96. Мы говорим «одухотворенное лицо» (тело). Эта же духовная энергия проявляется не только в эмбриональном развитии человека, но и в деятельности художника, который вкладывает духовную энергию в свои творения, оживляя и одухотворяя их (как Леонардо да Винчи в образ Моны Лизы). На этой способности оживотворять духовной энергией художественный образ основан миф о Пигмалионе и Галатее (А если сделать еще шаг вперед, то окажешься на распутье: любить ли все сразу, либо избранно, вычленяя из Целого! И уся проблема! Но надо принять ответственность за свой выбор, а не ссылаться на значимое окружение. – И.К.).
Мысль может, по Парацельсу, творить духов, которые, приняв форму, становятся доступными нашим органам чувств. Мозг – источник энергии, преобразующейся в силу. Создатель квантовой теории В.Гейзенберг писал, что физический мир может обрести любую форму под воздействием энергии человека, который способен мгновенно взаимодействовать с глобальным информационным полем Земли и находить искомое в его лабиринтах. Как говорил телепат В.Мессинг, его подсознание связывается с «чем-то» или с «кем-то» и дает информацию о прошлом, настоящем и будущем.
Н.А.Бердяев писал, что «…в цивилизации иссякает духовная энергия, угашается духовный источник культуры»97, имея в виду, что духовная энергия наиболее высока на творческих стадиях развития культуры. На иконах духовный свет изображается в виде нимба и славы над и вокруг святых и существ иного мира. Богословы утверждают, что «всем клеткам тела присуща духовная энергия, ибо они живы, а жизнь от Духа»98. Нимб и слава свидетельствуют о большом количестве духовной энергии. Люди, пережившие состояние клинической смерти, утверждают, что они видели Светящееся Существо и общались с ним не словами, а потоком энергии. Даже материалисты писали, что идея, овладевая массами, становится материальной силой. Произведения культуры, в частности, архитектура, определяются как «застывшая энергия». Н.К.Рерих употреблял понятие «созидательной энергии». Под духовной энергией можно понимать энергию, направленную на созидание. Рерих называл творцов «воплотителями мыслей». Он говорил также о «строительной энергии», имея в виду, что «не рука, но мысль и творит, и убивает»99. Сформировав положение, что человек стал крупнейшей геологической силой на нашей планете, Вернадский писал: «Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии (Интересное замечание! Возможно, имеется в виду, что волна-энергия модулируется информацией-мыслью! – И.К.). Иначе как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен», хотя «…эмпирические результаты такого “непонятного” процесса мы видим кругом нас на каждом шагу»100.
Но если наука данный вопрос не решила, можно привлекать данные других отраслей культуры: мифологическое понятие «мана» (энергия, пронизывающая бытие), религиозное представление о духовном свете, философское воззрение об эманации духовной творящей силы и т. п. Представители различных отраслей культуры пишут, что сфера человеческих мыслей и устремлений, которая определяет ход материальных событий, представляет собой особую энергию, а совокупность мыслей создает энергетическое пространство, или эгрегор. П.А.Флоренский, который одновременно был священником, философом и ученым, изучал духовную энергию с научных позиций. Он предложил термин «пневматосфера» для обозначения «особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры, или, точнее, круговорот духа»101. Современный философ А.К.Манеев выдвинул гипотезу о наличии у человека пси-поля, которое может изменять материальную среду. Гипотеза души как биопсии-поля объясняет связь «вещественного тела с душой, т. е. столь же материальной подсистемой, хотя и невещественного, полевого типа»102.
Тогда переход психической энергии в духовную представляется как взаимосвязь различного типа материальных полей (Или переход на другую точки сборки самого человека! – И.К.). Но и без материальной интерпретации души и духа можно рассматривать духовную энергию по аналогии с физическими видами энергии. Как показывает современная физика, вещество неразрывно связано с полем, создаваемым веществом вокруг себя. Вещество и поле – два вида материи. Главная характеристика вещества – масса, главная характеристика поля – энергия. По аналогии можно считать, что и в идеальной сфере есть свое вещество – содержание мыслей, и своя энергия. По поводу аналогии между физическим миром и физическими энергиями, с одной стороны, и духовным миром и духовными энергиями, с другой, Войно-Ясенецкий писал: «Если так очевидно, что движение составляет сущность и основной закон материальной природы, то вряд ли возможно, чтобы этот всеобщий мировой закон не царил также и в жизни духа». В любом случае, духовную энергию можно рассматривать как гипотезу.
Интересно, что еще древние греки отождествляли дух (логос) с огнем (Гераклит) и трактовали его энергийно (Аристотель) как истекающий из космического ума. Еще одно слово для обозначения духа – «пневма» – связано с функциями дыхания живого существа. Часты упоминания духовного огня: как в античности у Гераклита, у которого Логос обозначает и разум и огонь, так и в средние века (например: «огонь духовный, пришедший в сердце, воскрешает молитву» – Иоанн Лествичник). В ранних натурфилософских школах Греции пневма обозначала воздух, ветер, дуновение, дыхание. «У стоиков такая огненная пневма разливается по всему космосу, организуя его своим энергийным логосом, или даже логосами»104. Русское слово «дух» связано с дыханием и имеет также значение смысла («дух веры христианской») и «искры Божией» как отличающей человека от животного.
Процесс трансформации (или, если сказать более религиозным языком, преображения) телесного в духовное можно представить по аналогии с процессом распада радиоактивных химических элементов. Исходный материал в процессе ядерного распада неумолимо уменьшается, и вещество постоянно и необратимо трансформируется в энергию. «Так же и жизнь, можно сказать, утрачивает со временем все больше и больше своего “заготовочного материала”, так что в конце превращается в “чистую форму”»105. Мы сгораем, производя духовный свет. Здесь встает каверзный вопрос. Большинство людей имеет весьма отдаленное отношение к творчеству. Созданием духовных ценностей занимается менее 1% населения. Значит, большинство людей не способно осуществить смысл жизни? Ответ будет такой. Люди осуществляют смысл жизни не только сознательно, но и бессознательно, не только непосредственно, но и опосредованно (Во, дошли-таки: баран-овца, будь верна роду-племени! На пару в преф с ...болваном! – И.К.).
Квази смысл столь же полезен для психического здоровья человека и его полноценной жизни, как и подлинный смысл, поскольку его реализация ведет к реализации смысла космического целого (что особенно интенсивно подчеркивали стоики).
Наконец, еще один непростой вопрос: кому нужно то духовное, что производит человек? Можно считать, что растения стараются для животных, животные – для человека, а сам человек? Создаваемые духовные продукты нужны: 1) самому человеку, который потребляет духовное в процессе своей эволюции. Войно-Ясенецкий приводит такой пример: «Беззаветный порыв одного храбреца может увлечь все войско… Чем, если не могучей духовной энергией назвать эту всепобеждающую силу»108. Духовная энергия может идти на решение проблемы воскрешения умерших в смысле философии «общего дела» Н.Ф.Федорова. Если эволюция не заканчивается на человеке, то: 2) духовное будут потреблять те существа, которые возникнут в процессе эволюции после человека – сверхчеловеки, которые, если верить писателям-фантастам, могут выглядеть в виде существ, имеющих огромный мозг. В процессе дальнейшей цефализации разумного существа у него постепенно будут атрофироваться руки, ноги и другие органы тела, но будет усиленно развиваться мозг, становясь доминирующим органом и по объему, и по значению. Создаваемые ныне информационные поля, ноосфера, как бы загодя готовятся для питания этого духовного сверхчеловека. Возможно также: 3) что и сейчас во Вселенной существуют иные, более разумные, чем человек, существа, которые могут питаться производимыми человеком духовными продуктами. Возможно: 4) что в космосе не только три измерения, которые мы знаем, а существуют иные параллельные миры, в которых обитают существа, иногда попадающие в наш мир и пользующиеся производимым нами. Возможно: 5) существуют метафизические идеальные миры, о которых пишут философы (наподобие мира идей Платона) и сообщают визионеры (типа Д.Андреева с его «Розой мира»), которые управляют нашей Вселенной и потребляют производимые человеком идеальные продукты. Наконец: 6) творимое человеком духовное может быть нужно Богу, создавшему мир, и ангельским чинам. Если бесы питаются страстями умерших, как писал Феофан Затворник («Чего ищут эти мытники в проходящих? Того, нет ли у них ихнего товара. Товар же у них какой? Страсти»), то почему же ангелы не могут питаться положительной духовной энергией, производимой праведниками?