Честная глава Иоанна Предтечи – одна из наиболее почитаемых реликвий христианского мира. В Сказании о ее обретениях, приписываемом византийскому агиографу Симеону Метафрасту, говорится, что после казни Иоанна Крестителя царица Иродиада закопала главу отдельно от тела. При императоре Константине (306–337) двое монахов, совершавших паломничество в Иерусалим, нашли реликвию и перевезли в город Эмесу, где арианин Евстафий вновь скрыл ее в земле. В правление императора Маркиана (450–457) архимандриту Эмесы во сне явился сам Иоанн Предтеча и указал место, где следовало искать реликвию, после чего главу обрели второй раз, но со временем она вновь была закопана. Третье обретение состоялось в IX веке, после чего реликвию торжественно перенесли в Константинополь.
Первые два обретения отмечаются в один день и изображаются как сцена, где двое монахов откапывают в пещере главу Иоанна Предтечи. Третье обретение, отмечаемое 25 мая / 7 июня, имеет иконографию торжественной богослужебной церемонии встречи реликвии патриархом и императором в Константинополе.
Отдельные изображения отсеченной главы Крестителя, лежащей на блюде, которые могли служить иконой празднований всех трех обретений, появились в русском искусстве во второй половине XVII века под западноевропейским влиянием. На иконе из собрания музея обагренная кровью глава лежит в круглой чаше на ножке на фоне подземелья. Слева от нее стоит мученица Агриппина — святая покровительница заказчицы образа.
ТРЕТЬЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Первая половина XIX века Дерево, темпера. 15,8 × 13 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Музей имени Андрея Рублева
Третье обретение главы пророка Иоанна Предтечи
Честная глава Иоанна Предтечи – одна из наиболее почитаемых реликвий христианского мира. В Сказании о ее обретениях, приписываемом византийскому агиографу Симеону Метафрасту, говорится, что после казни Иоанна Крестителя царица Иродиада закопала главу отдельно от тела. При императоре Константине (306–337) двое монахов, совершавших паломничество в Иерусалим, нашли реликвию и перевезли в город Эмесу, где арианин Евстафий вновь скрыл ее в земле. В правление императора Маркиана (450–457) архимандриту Эмесы во сне явился сам Иоанн Предтеча и указал место, где следовало искать реликвию, после чего главу обрели второй раз, но со временем она вновь была закопана. Третье обретение состоялось в IX веке, после чего реликвию торжественно перенесли в Константинополь.Первые два обретения отмечаются в один день и изображаются как сцена, где двое монахов откапывают в пещере главу Иоанна Предтечи. Третье обретение, отмечаемое 25 мая / 7 июня, имеет иконографию торжественной богослужебной церемонии встречи реликвии патриархом и императором в Константинополе.
Отдельные изображения отсеченной главы Крестителя, лежащей на блюде, которые могли служить иконой празднований всех трех обретений, появились в русском искусстве во второй половине XVII века под западноевропейским влиянием. На иконе из собрания музея обагренная кровью глава лежит в круглой чаше на ножке на фоне подземелья. Слева от нее стоит мученица Агриппина — святая покровительница заказчицы образа.
Первая половина XIX века
Дерево, темпера. 15,8 × 13 см
Из собрания Музея имени Андрея Рублёва