Комментарии
- 28 ноя 2016 17:42ВСЕ О ПЧЕЛОВОДСТВЕБудем продолжать изучать учебник Таранова? Вопрос всем...
- 28 ноя 2016 17:52Михаил Зубков ответил ВСЕ О ПЧЕЛОВОДСТВЕЧто-то желающих не видно и не слышно.
- 28 ноя 2016 18:00Александр Нестеров ответил Михаилу ЗубковуНарод где-то и как-то...
- 28 ноя 2016 18:02Михаил Зубков ответил Александру НестеровуЭта книга никому, наверное, не нужна. Сейчас в моде Бакфаст и Карника, которые и без знаний пчеловода мёд носят столько, что места в ульях не хватает.
- 28 ноя 2016 18:06Александр Нестеров ответил Михаилу ЗубковуКто-то недавно искал эту книгу, читал комментарии. А я думаю и Бакфаст не принесёт мёда без знаний основ пчеловодства...
- 28 ноя 2016 18:11Михаил Зубков ответил Александру Нестерову"Знание закономерностей общественной жизни пчел является фундаментом, на котором возможна разработка эффективных приемов и способов пчеловодства. Широкое ознакомление работников пчеловодства с функциями пчелиной семьи поможет с большей эффективностью ухаживать за пчелами, вооружит пчеловодов знаниями, необходимыми для повышения продуктивности этой отрасли." Г.Ф. Таранов. В этой выдержке из книги заложена вся суть пчеловодства.
- 28 ноя 2016 20:11Анна Коровко(Юровская)ВОТ
- 28 ноя 2016 20:19Александр Нестеров ответил Анне Коровко(Юровской)
???
- 28 ноя 2016 22:13Александр НестеровКто из участников группы может "общаться" с такой программой?: ABBYY FineReader 11 Нужна помощь в работе над книгой!
- 13 окт 2021 00:35Александр Нестеров ответил Михаилу ЗубковуПервая тема.., сколько времени прошло и ничего не изменилось.
- 13 окт 2021 05:35Михаил Зубков ответил Александру НестеровуК сожалению, это действительно, так!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ВСЕ О ПЧЕЛОВОДСТВЕ
:Александр Нестеров
БИОЛОГИЯ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ
Г,Ф. ТАРАНОВ
1-ая тема
ЧАСТЬ №1
ПРЕДИСЛОВИЕ
2-ая тема
ПРОДОЛЖАЕМ ЧИТАТЬ УЧЕБНИК
БИОЛОГИЯ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ Г,Ф. ТАРАНОВ
ЧАСТЬ №1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пчеловодство имеет значение не только как источник высокоценных продуктов — меда и воска, но и служит для опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур с целью повышения их урожайности. Именно в силу этого второго назначения пчеловодство стало составной частью комплексного сельскохозяйственного производства.
Одной из важных задач, стоящих перед пчеловодством, является повышение продуктивности пчелиных семей. Для осуществления этой задачи первостепенное значение имеет разработка и широкое внедрение в производство передовых способов выращивания сильных семей, правильного их содержания и умелого использования для сбора меда, выделения воска и опыления сельскохозяйственных растений. Эти способы могут быть созданы лишь на основе глубокого знания биологии пчелиной семьи.
История пчеловодства убедительно показывает, что чем полнее познавались закономерности жизни и работы пчелиной семьи, тем больше возникало возможностей воздействия на пчел в интересах человека. Крупным усовершенствованиям и изобретениям в пчеловодстве всегда предшествовали соответствующие открытия в об ласти биологии пчёл. Рамочный улей, например, появился в 1814 г., после того как Ф. Губер и П.И. Прокопович изучили устройство гнезда пчел и основные закономерности строительства сотов. Искусственное роение пчелиных семей возникло как надежный приём лишь после того, как Ширах выявил, каким путем выводятся пчелиные матки. В наше время изучение поведения пчел — сборщиц нектара позволило разработать важный (стр.3) практический приём — дрессировку пчел, повышающую посещаемость пчелами цветков красного клевера.
Иногда практические приемы в пчеловодстве возникали и на основе богатого производственного опыта, однако использование и всеобщее признание они получали лишь после биологического обоснования.
Следовательно, глубокие знания биологии пчел служат теоретической основой пчеловодства. Разработка новых способов повышения продуктивности пчелиных семей должна начинаться с изучения функций пчел.
Биологию пчел можно разделить на два основных раздела. К первому из них относятся жизнь и функции отдельных особей, составляющих пчелиную семью (морфология, анатомия, физиология, экология рабочей пчелы, матки и трутня). Второй раздел охватывает закономерности общественной жизни пчел, т. е. функций, которые проявляются лишь как результат жизни пчел целыми семьями. К ним относятся теплообразование, строительство гнезда, рост живой массы, роение, использование взятка, зимовка и др.
Понятно, что деление это носит условный характер, так как проявление функции семьи пчел есть в какой-то мере свойства отдельных пчел. И, наоборот, свойства отдельных пчеп могут проявляться лишь при жизни их семьями. Однако можно выделить функции, которые возникли и проявляются у пчел только в результате их жизни семьями
По первому разделу биологии пчел уже имеются более или менее исчерпывающие сводки проведенных исследований. К ним относятся, например, книга Е. Цандера (1911) «Строение пчелы», книга Снодграсса (1956) «Анатомия медоносной пчелы». Вся наша учебная
литература основное внимание при описании биологии пчел уделяет анатомии и частично физиологии отдельных особей, составляющих семью.
Иначе обстоит депо со вторым разделом биологии пчел, излагающим функции пчелиной семьи. По этому вопросу в нашей литературе нет обобщенных изданий. В то же время эти знания имеют не меньшое, а, пожалуй, большее значение для практики пчеловодства. В самом деле, мед и воск создаются в результате присущих пчелам особенностей именно общественной жизни. Сама продукция пчеловодства как отрасли сельского хозяй- (стр.4) ства стала возможной лишь вследствие проявления пчелами особых функций, свойственных семье пчел как биологической единице. Пчеловод в подавляющем большинстве случаев имеет дело с семьей пчел и оказывает те или иные воздействия главным образом на функции семьи пчел.
Наиболее полная сводка работ по второму разделу принадлежит Н. Цандеру («Жизнь пчел», 1921). Однако Цандер, соответственно уровню науки того времени, имел возможность описать главным образом внешне видимые проявления общественной жизни пчел. В настоящее время наши знания стали значительно полнее и глубже. Теперь можно дать целостное представление об основных закономерностях общественной жизни пчел, выработавшихся в процессе эволюции и обеспечивающих сбор и накопление медовых запасов, необходимых для жизни и размножения семьи пчел.
Знание закономерностей общественной жизни пчел является фундаментом, на котором возможна разработка эффективных приемов и способов пчеловодства. Широкое ознакомление работников пчеловодства с функциями пчелиной семьи поможет с большей эффективностью ухаживать за пчелами, вооружит пчеловодов знаниями, необходимыми для повышения продуктивности этой отрасли.
В течение весны и лета пчелиная семья непрерывно создает и поддерживает определенные и постоянные условия внутренней среды в гнезде: строит соты, выращивает расплод, роится, собирает нектар и опыляет растения. Соответственно этим основным функциям пчелиной семьи книга состоит из следующих пяти разделов.
1.
Поддержание постоянства среды в гнезде пчел.
В этом разделе показаны возможности, которыми обладает семья пчел в отношении теплообразования, и как эти возможности проявляются в различных условиях. Рассматриваются особенности газообмена, водного режима, вентиляции в гнезде пчел. На основе этих данных решаются некоторые практические вопросы пчеловодства, позволяющие более эффективно использовать теплообразование пчелиной семьи для выращивания расплода.
2.
Выделение воска и строительство сотов.
В этом разделе определены возможности пчелиной семьи к вы- (стр.5) делению воска, показана связь этой функции с другими функциями семьи — выращиванием расплода и сбором нектара. Рассматриваются практические выводы, вытекающие из этих работ и дающие теоретическое обоснование приемам добывания воска на пасеках
3.
Выращивание расплода и рост пчелиной семьи.
Основной материал этого раздела вскрывает закономерности весеннего роста пчелиной семьи, биологические возможности семьи в этом отношении, выявляет условия, необходимые для наиболее быстрого роста семьи. Вскрытие закономерностей роста пчелиной семьи дает теоретическую базу для высокоэффективных приемов наращивания пчел к взятку.
4.
Роение.
Это одна из наиболее сложных и мало еще изученных функций пчелиной семьи. В разделе приведены данные о факторах, вызывающих роение, об изменениях, возникающих в семье при подготовке к роению; рассматривается ход самого инстинкта роения как цепь последовательных действий; излагаются практические приемы регулирования роения.
5.
Медосбор и опыление растений.
В этом разделе приводятся данные о закономерностях летной работы пчел и разбираются, какие именно преимущества обеспечивают сильной семье наиболее продуктивное использование взятка; определяются условия, при которых пчелы собирают наибольшее количество меда и наиболее эффективно опыляют энтомофильные сельскохозяйственные культуры.
В результате конкретного рассмотрения перечисленных функций пчелиной семьи создается целостное представление о ее росте и развитии в течение весенне-летнего периода. Знание закономерностей общественной жизни пчел дает теоретическое обоснование многим приёмам пчеловодства и позволяет полнее использовать основные хозяйственно полезные функции пчелиной семьи в интересах человека. (стр.6)
ПРОДОЛЖАЕМ ЧИТАТЬ УЧЕБНИК
2-ая тема
Пчелы поддерживают в своем гнезде относительное постоянство условий среды. Они способны активно регулировать температуру, влажность, воздухообмен и питание. Несомненно, эти способности могли возникнуть в процессе эволюционного развития лишь в результате длительной совместной жизни многих тысяч особей, в результате приспособления их к меняющимся условиям существования.
Пчелиная семья возникла из одиночно живших насекомых. Наших знаний еще недостаточно, чтобы конкретно проследить весь процесс возникновения семьи пчел. Но, сравнивая пчел с другими общественно живущими насекомыми, можно представить примерные пути, по которым шло развитие некоторых, наиболее характерных особенностей пчелиной семьи.
С. И. Малышев (1926) пишет: «Если мать продолжает работать или хотя бы жить в построенном ею гнезде до времени выхода из ячеек молодых пчел и если эти молодые пчелы останутся в этом гнезде и примут участие в работах своей матери, то это уже зародыш возникающей семьи».
Причиной задержки молодых пчел в гнезде своей матери могло служить
похолодание климата. В условиях теплой благоприятной погоды выведенные самкой молодые особи выходили из ячеек и сразу же разлетались (расселялись), начиная самостоятельную жизнь. Но похолодание климата могло вынудить какую-то часть пчел (осенних) остаться в гнезде своей матери на период неблагоприятных условий.
Эти пчелы, тесно сжавшись в кучу, совместно согреваясь, переносили
похолодание, выживали. Таким образом возникало сожительство не- (стр. 7) скольких особей, сначала временное, лишь на период похолодания, а затем и постоянное. Контакт матери с детьми и совместная зимовка взрослых особей свойственны не только всем общественно живущим пчелам, но наблюдаются в той или иной мере и у современных одиночных пчел.
Похолодание климата земли явилось важным фактором в эволюции насекомых. Большинство насекомых приспособилось к холоду пассивно: у этих насекомых выработались физиологические особенности, позволившие сохраниться зимой в состоянии анабиоза. Но некоторые виды насекомых, в том числе и медоносные пчелы,
благодаря скоплению многих особей в одном гнезде приспособились к переживанию холодного периода года, совместно вырабатывая тепло.
По мере похолодания климата число совместно живущих пчел возрастало, так как с увеличением числа особен повышалась их возможность противодействовать усиливающемуся холоду. В результате совместной жизни выработались такие существенные преимущества в борьбе за существование, что этот образ жизни стал для пчел обычным и необходимым.
Дальнейшее развитие семьи пчел привело к появлению полиморфизма у женских особей. Самки летнего вывода получали полноценный корм, хорошо развивались, спаривались с трутнями и приступали к кладке яиц. Самки же осеннего и ранне-весеннего выводов из-за неблагоприятных условий упускали время спаривания, а в дальнейшем теряли и склонность к спариванию. Они принимали участие только в уходе за расплодом в материнском гнезде, обеспечивали пищей личинок, выведшихся из яиц половозрелых самок летнего вывода. Постепенно v этих пчел деятельность половых органов затухала, но усиливалось развитие органов, необходимых для добывания пищи и выращивания расплода. Так в семье возникли рабочие особи.
Первоначально семьи пчел имели много половозрелых самок-маток, но
затем число их в семье стало уменьшаться, а способность к откладке яиц каждой маткой увеличиваться. Количество же рабочих особей, от которых зависело накопление кормовых запасов, возрастало.
Способность заготовлять запасы корма развилась у пчел так же, как
реакция на похолодание климата. От-(стр.8)дельно жившая пчела заготовляла корм, складывая его в ячейку, а затем откладывала туда яйцо. Вышедшая из яйца личинка питалась этим кормом. Если же молодая особь осеннего вывода складывала корм в ячейку, не отложив в нее яйца, то этот корм пчелы тратили на свое питание в неблагоприятный период жизни. По мере увеличения продолжительности холодного периода запас корма приобретал все большее и большее значение. Заготовка корма на зиму становилась жизненно необходимой особенностью семьи.
Современная пчелиная семья обладает высокоразвитой способностью создавать в своем гнезде постоянные, близкие к оптимальным, условия жизни как для взрослых особен, так и для выращиваемого расплода. Пчеловоду необходимо знать эти условия, потому что на них строятся практические приемы содержания пчелиных семей.
ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА И ТЕПЛООБРАЗОВАНИЕ У ОТДЕЛЬНЫХ ПЧЕЛ
Температура тела одной пчелы, как и всех одиночно живущих насекомых, в сильной степени зависит от температуры окружающего воздуха. Л. Армбрустер (1923) установил, что пчела вне семьи впадает в холодовое оцепенение — перестает двигаться при температуре 13,9° тепла. С повышением температуры пчела вновь приходит в активное состояние, начинает двигаться, летать. В опыте Г. Пирша (1923) пчелы
впадали в холодовое оцепенение при температуре 12,0°, в опыте А. Беттс (1929) — при температуре 12, 8°.
Пчелы могут летать при температуре воздуха 8—10° тепла, однако температура тела у них при полете всегда бывает выше температуры воздуха. Е. Филлипс (1928) указывал, что при температуре воздуха 7° пчела может приводить в движение мускулы ног, но мышцы крыльев действуют при температуре не ниже 11°.
Н. И Калабухов (1933) исследовал жизнь пчел при пониженных
температурах и нашел, что при 7—9° тепла пчелы впадают в состояние неглубокого оцепенения, при 4 -6° наступает полное оцепенение, при температуре 5—2° полное оцепенение наступает через 15—20 минут. Если температура повышается, оцепеневшие пчелы возвращаются к активной жизни. Наиболее благоприят-(стр.9)ная температура для выживания 6—8° тепла Однако продолжительность жизни пчел, находящихся в оцепеневшем состоянии при температуре не ниже 0°,
невелика; она не превышает, по Калабухову, четырех дней.
Объясняется это тем, что в теле пчел содержится лишь 5—10,7% жира (от сухого вещества), тогда как у животных, более стойких к холоду, в тепе содержится 16—56% жира. Основным источником энергии пчел является сахар в медовом зобике, но его количества недостаточно для длительного пребывания в оцепеневшем состоянии. Поэтому пчелы
с пустыми медовыми зобиками быстро погибают. В одном из опытов Калабухова пчелы, хорошо подкормленные медом, жили в оцепенении в пять раз дольше, чем неподкормленные.
На скорость замирания пчел оказывает влияние состав корма, которым
питаются пчелы при охлаждении. Так, П. В. Малашенко в 1957 г. помещал в термостат при температуре три колбы с пчелами (по 50 штук), подкормленными: в одной колбе — медо-перговой смесью ( 1/з меда, 1/з воды, 1/з перги), в другой — 50%-ным раствором меда, в третьей — 50%-ным раствором сахара. В опыте получены
следующие результаты (табл. 1).
Таким образом, пчелы не могут длительное время жить оцепеневшими и поэтому зимовка пчел в состоянии анабиоза невозможна. Однако удается возвратить к активной жизни пчел, недавно замерших в зимовнике, (стр.10) или замерших при облете в холодную погоду. Для этого пчел надо собрать, внести в теплое помещение и начинающих двигаться сразу же посадить па медовый сот или сбрызнуть медовым (сахарным) сиропом, так как запас меда в зобиках таких пчел быстро расходуется.
Наиболее высокая температура, при которой возможно существование пчелы, по данным К. Брюнниха (1922), Г. Пирша (1923), равна 46—47°. По данным П. И. Бахметьева (1899), насекомые при 39° энергично двигаются, а при 46—47° погибают.
В пределах температур, при которых возможна активная жизнь пчелы,
температура ее тела остается близкой к температуре окружающего воздуха. Г. Пирш (1923) показал, что в условиях относительно низких температур температура тела пчелы повышается на 2—3 и даже 5° (рис I) В условиях высоких температур температура тела понижается на 3--5° ***
Однако Пирш не учитывал состояние пчел, хотя совершенно ***ясно, что температура тела пчелы должна зависеть не только от окружающей температуры, но и от поведения пчелы, характера ее работы, движения, и т. д. Поэтому формула Пирша правильна только относительных пчел, находящихся в лаборатории. (стр.11)
_____________________________________________________________________
Превышение температуры тела пчелы над уровнем внешней температуры обеспечивает возможность согревания окружающего этих насекомых замкнутого пространства. Способность пчел повышать температуру окружающего воздуха заметна даже для группки, состоящей из 20 особей. В опыте Г. Ф. Таранов (1950) помещал по 20
пчел, предварительно накормленных медом, в маленькие клеточки из проволочной сетки и ставил в условия различных температур. Затем измерял температуру в клеточках среди пчел и сопоставлял ее с температурой окружающего воздуха (рис.2).
Проведенные определения показали, что пчелы в спокойном состоянии при температуре в пределах от 14 до 26 лишь на 0,5°, а при 30—37° только на 0,2° повышают темпepaтypy окружающего их воздуха. Возбужденные (стр.12) пчелы поднимают температуру на 1°, а при относительно низких температурах на 2—3°. Следовательно, повышение температуры, создаваемое пчелами, зависит от величины внешней температуры и от состояния пчел.
Теплообразование связано с интенсивностью обмена веществ, а сравнительную характеристику обмена веществ можно получить, определяя потери веса пчел (при условии, что во время опыта они не выделяют кала и им не дают корма). Уменьшение в весе пчел, находящихся в клеточках по 20 штук, при различных состояниях и разной внешней температуре, представлено на рисунке 3.
Активность обмена веществ у группки, состоящей из 20 пчел, повышается как при относительно в движении, обладают большими возможностями теплопродукции, чем пчелы, сидящие низких температурах (9—15°), так и при относительно высоких температурах (30—37°). Пчелы, находящиеся спокойно. При температурах 21 — 32° потеря в весе у пчел достигает наименьшей величины. (стр.13)
В опыте П. Б. Ризга (Т. И. Стебаева, 1947) отдельные пчелы, содержащиеся при разных температурах, израсходовали наименьшее количество корма при 20°; Стебаева для группки из 10 пчел установила наименьшее расходование корма при 25°; как при повышении, так и при понижении температуры в обоих опытах расход корма возрастал.
Таким образом, уже у маленькой группки пчел можно видеть тенденцию к терморегуляции: при относительно низких температурах они поднимают температуру за счет повышения интенсивности обмена веществ, особенно при движении. Интенсивность обмена веществ возрастает по мере повышения температуры.
Проверить правильность сделанного вывода можно путем непосредственного определения интенсивности обмена веществ у пчел при разных температурах ***.
В опыте Р. Райденбаха (1919) получены следующие данные; при 9° остановка видимых движений пчел наступила через 4 минуты, при 13° — через 180 минут, при 15°— через 109 минут, при 29° через 22 минуты и при 37° — через 11 минут. В нашем опыте (Г. Ф. Таранов. 1950) остановка видимых движении пчел наступала в среднем через следующие сроки:
______________________________________________________________________***Для такого рода опытов помещают по 10 пчел в пробирки, где на каждую пчелy приходится 2 куб. см воздуха. Эти пробирки герметически закрывают и опускают в воду с разной температурой. Затем определяют время остановки видимых движений пчел. Чем активнее обмен веществ у пчел, тем быстрее они расходуют имевшийся в пробирках запас кислорода и замирают. ______________________________________________________________________
ПРОДОЛЖЕНИЕ: https://ok.ru/vseopchelowod/topic/66043338263546
#учебник