Комментарии
- 7 мая 2023 13:33Мария Алексеевна
️
- 7 мая 2023 14:30Айман КыдыроваЯ помню эту колыбельную. Мама напевала когда качала бесiк.
- 7 мая 2023 23:13Айман КыдыроваПравда мелодия кажется была чуток другой. Мама напевала более мягче, дольше и протяжнее.
- Sáýle МukhаmedǵаliКомментарий удалён.
- 20 мая 2023 19:09Ботагоз ЖахинаНапевная, немного грустная … это Детство
- 23 мая 2024 15:05В ПОбъект не найден, недоступен или удалён.
- 23 мая 2024 15:07В Пhttps://epetition.kz/petition/404139eb-81c3-48a7-9b52-9e8a151f0d5c?commentPage=0
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
QAZAQSTAN
«Башкортского учёного Абубакира Диваева, казахи заслуженно считают своим, благодаря его неравнодушию сохранилось многое.
А эта записанная им колыбельная знакома каждому казаху.
⠀
Әлди, әлди, ақ бөпем,
Ақ бесікке жат бөпем.
Жылама, бөпем, жылама,
Жілік шағып берейін,
Байқұтанның құйрығын
Жіпке тағып берейін,
⠀
“Байқұтан” - действительно, большая лохматая пастушья собака в нашем фольклоре, но не только... Дело в том, что цаплю казахи называют также, но с отличием в одной букве “БайҒұтан”.
⠀
И вот задумался, что же там в старину вешали на колыбельку, помимо клыков волка? И на колыбельку ли? Собачий хвост или всё же перья цапли?
⠀
С одной стороны, у казахов есть обереги связанные с птицами, например, перья или когти “Үкі”- филина, которыми в том числе украшали колыбель. Цапля священного статуса не имеет. Но ведь журавль у соседних народов почитался, кто знает, может были какие-то параллели в древности? Имхо, перья даже красивее.
⠀
С другой стороны, сакрально-бытовой статус собак у казахов, явно был выше до недавнего времени. О чём, кроме и поныне действующего табу пинать собаку, свидетельствуют, например, следующие обрядовые действа:
⠀
“Іт көйлек”- собачья рубашка. В первую распашонку заворачивали сладости и привязывали к собаке. Поймавшие детишки получали приз, и дополнительно бездетные женщины стремились выкупить её как приносящую удачу.
⠀
“Бәсіре”- собственность новорожденного, если время его появления на свет совпадало с окотом скотины. О ней особо заботились, никогда не передаривали, не обменивали, не резали, не ездили верхом. Ребёнок, взрослея вместе с животным, учился любви и ответственности. Хотя в этнографии принято считать, что это в основном жеребята и верблюжата, считаю, что есть небольшое упущение. Это так же мог быть и щенок.
⠀
“Қулақ тесу”- прокалывание ушей у девочек. В проделанные отверстия пропускались нитки, сплетённые из шерсти рыжей собаки. Считалось, это способствует быстрому заживлению ран.
⠀
Скорей всего, это действительно был оберег из пушистого собачьего хвоста, который вешался над личиком младенца»
Bauyrzhan Giibadolla Tegi, fb