7 мая 2023
Казахстан

«Башкортского учёного Абубакира Диваева, казахи заслуженно считают своим, благодаря его неравнодушию сохранилось многое.

А эта записанная им колыбельная знакома каждому казаху.

Әлди, әлди, ақ бөпем,
Ақ бесікке жат бөпем.
Жылама, бөпем, жылама,
Жілік шағып берейін,
Байқұтанның құйрығын
Жіпке тағып берейін,

“Байқұтан” - действительно, большая лохматая пастушья собака в нашем фольклоре, но не только... Дело в том, что цаплю казахи называют также, но с отличием в одной букве “БайҒұтан”.

И вот задумался, что же там в старину вешали на колыбельку, помимо клыков волка? И на колыбельку ли? Собачий хвост или всё же перья цапли?

С одной стороны, у казахов есть обереги связанные с птицами, например, перья или когти “Үкі”- филина, которыми в том числе украшали колыбель. Цапля священного статуса не имеет. Но ведь журавль у соседних народов почитался, кто знает, может были какие-то параллели в древности? Имхо, перья даже красивее.

С другой стороны, сакрально-бытовой статус собак у казахов, явно был выше до недавнего времени. О чём, кроме и поныне действующего табу пинать собаку, свидетельствуют, например, следующие обрядовые действа:

“Іт көйлек”- собачья рубашка. В первую распашонку заворачивали сладости и привязывали к собаке. Поймавшие детишки получали приз, и дополнительно бездетные женщины стремились выкупить её как приносящую удачу.

“Бәсіре”- собственность новорожденного, если время его появления на свет совпадало с окотом скотины. О ней особо заботились, никогда не передаривали, не обменивали, не резали, не ездили верхом. Ребёнок, взрослея вместе с животным, учился любви и ответственности. Хотя в этнографии принято считать, что это в основном жеребята и верблюжата, считаю, что есть небольшое упущение. Это так же мог быть и щенок.

“Қулақ тесу”- прокалывание ушей у девочек. В проделанные отверстия пропускались нитки, сплетённые из шерсти рыжей собаки. Считалось, это способствует быстрому заживлению ран.

Скорей всего, это действительно был оберег из пушистого собачьего хвоста, который вешался над личиком младенца»
Bauyrzhan Giibadolla Tegi, fb

Бесік Жыры

Комментарии