Резьба по дереву является самым распространенным и тривиальным видом искусства в Индии. С древних времен дерево, являясь материалом доступным и легко обрабатываемым, применялось широко и повсеместно, начиная с изготовления оружия, орудий труда, строительства жилищ и заканчивая изготовлением предметов быта. Наиболее распространенными породами деревьев, используемыми в деревообработке на территории Индии, являются тик, сал, дуб, манго, эбеновое (черное) и красное дерево. Сандал, палисандр и орех — дорогие сорта дерева, которые используются на большей части Индии в основном для изготовления изящных утончённых декоративных элементов мебели. Лишь на территории Кашмира, где деревья грецкого ореха и палисандра произрастают в больших количествах, из них изготавливают цельную мебель, сувениры, посуду и др. Кашмирские мастера краснодеревщики славятся своим особым изысканным стилем, воплощающим в себе их тонкий художественный вкус. Кхатумбанд (khatumband ), или кхатам-банд, и пинджракари — основные техники резьбы по дереву, распространенные на территории Кашмира. Отличительной чертой техники кхатумбанд является создание резных деревянных панелей, используемых для отделки потолка и внутренних стен дома. Для кхатумбанда характерно применение древесины ореха, а также хвойных пород деревьев. Сборка панелей, украшенных геометрическими узорами, осуществляется без использования гвоздей и крепёжных деталей, напоминая подгонку вагонки или паркета. Таким образом получается цельный геометрический рисунок. Эта техника также широко используется в отделке плавучих отелей хаусботов в Шринагаре. Также эту технику применяют при изготовлении таких предметов мебели как шкафы, ширмы и комоды. Пинджракари (pinjrakari) — это родственная кхатумбанду техника резьбы, применяемая для изготовления резных решеток, шпалер, декоративных перегородок и отдельных элементов. пинджракари В пинджракари используют светлые породы дерева. Эта техника исключает использование клея и гвоздей. Наглядным примером обработки древесины с применением данных техник является Кханках Шах-и-Хамадан — старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г. На покрытой густыми лесами территории штата Ассам произрастают различные виды растений. Бамбук, как самый широко распространённый представитель местной флоры, в сочетании с тростником местные жители давно используют для производства предметов быта, мебели, декоративных изделий, таких как рамки и абажуры, сувениров и других безделиц. Предметы из дерева, произведённые в центральной Индии, известны по всей стране. Это выполненные вручную, в основном высоко художественные, покрытые филигранной резьбой изделия, такие как мебель разных типов и форм, алтари, шкатулки, табакерки, подносы, статуэтки Ганеши, Кришны и других божеств, а также миниатюрные фигурки птиц, лошадей, слонов, танцовщиц и танцоров. Мадхья Прадеш знаменит своими дворцами, крепостями и старинными домами, украшенными удивительной, детально проработанной резьбой, деревянными потолками, оконными и дверными перемычками — свидетельствами славной эпохи искусных мастеров. Центральная Индия является также основным производителем таких традиционных музыкальных инструментов как дхол (dhol) — индийский ударный музыкальный инструмент, свармандал (swarmandal) — индийская цитра и др. Основными центрами художественной деревообработки в Мадхья Прадеше являются Гвалиор, Морена, Рева и Райсен. Рассказывая о традициях деревянного зодчества в Индии, особое внимание хочется уделить Гуджарату и Раджастану — важнейшим центрам резьбы по дереву. Бережно охраняемые традиции ремесла передаются здесь из поколения в поколение, сохраняя свою самобытность. Поскольку территории этих штатов не обладают богатыми запасами древесины, сырьё импортируется из других стран, таких как Шри-Ланка, Непал и др. Однако львиную долю изделий производят из отечественной древесины, закупаемой в лесистых районах Индии, а именно из выносливой древесины гималайского кедра, палисандра, красного и черного дерева, тика, сандала. В дело идёт и древесина местной акации бабул (Acácia nilótica). Общепризнанным центром деревообработки считается округ Кач с его столицей — городом Бхудж. Детально проработанные геометрические и цветочные мотивы, используемые в резьбе, демонстрируют высокое мастерство местных ремесленников. Качские умельцы специализируются на изготовлении стоек для кроватей, лежанок, детских колыбелей, подсвечников, подставок и держателей для книг, скалок, пестиков для взбивания, столовых приборов, чаш и других разнообразных предметов домашнего обихода. Кач известен и как регион, где делают лучшие в Индии резные деревянные качели. Наличие во дворе дома деревянных качелей ручной работы и по сей день считается признаком достатка и благополучия семьи. Раджастан прославился необыкновенной по изяществу и красоте резной мебелью, традиция использования которой восходит к раджпутам. Кровати, шкафы, стулья, столики, ширмы — всего не перечислить. Всё это лишь малая часть предметов мебели, создаваемых местными зодчими. Регион также славится резными скульптурами божеств и сувенирами из сандалового дерева, а также незабываемыми деревянными марионетками, без которых не проходит ни одно представление в «раджастанском кукольном театре» катхпутли (kathputli) — букв. деревянная неживая кукла (катх – дерево, путли – безжизненная кукла). Южная тропическая Индия знаменита изделиями из сандала. Основные плантации сандалового дерева расположены в штате Карнатака и Андхра-Прадеш. Общепризнанным центром производства предметов из сандала является Майсур. Здесь из него изготавливают различные сувениры и статуэтки божеств. Керала и побережье Карнатаки специализируется также и на маркетри (marquetry) — инкрустации шпоном. Город Кондапали в Андхра Прадеше и Чаннапатна в Карнатаке — главные центры производства популярных во всей стране, а также и за её пределами деревянных игрушек, привлекающих взоры яркостью красок и причудливостью форм. В Тамил Наду широко распространено использование в декоративных целях скорлупы кокосового ореха, из которого мастерят вазы, чайнички, миски, светильники, подставки для карандашей, бижутерию и даже пуговицы. Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани
ЧАША ВОСТОКА этномагазин
Резьба по дереву в Индии.
Резьба по дереву является самым распространенным и тривиальным видом искусства в Индии. С древних времен дерево, являясь материалом доступным и легко обрабатываемым, применялось широко и повсеместно, начиная с изготовления оружия, орудий труда, строительства жилищ и заканчивая изготовлением предметов быта.
Наиболее распространенными породами деревьев, используемыми в деревообработке на территории Индии, являются тик, сал, дуб, манго, эбеновое (черное) и красное дерево.
Сандал, палисандр и орех — дорогие сорта дерева, которые используются на большей части Индии в основном для изготовления изящных утончённых декоративных элементов мебели. Лишь на территории Кашмира, где деревья грецкого ореха и палисандра произрастают в больших количествах, из них изготавливают цельную мебель, сувениры, посуду и др. Кашмирские мастера краснодеревщики славятся своим особым изысканным стилем, воплощающим в себе их тонкий художественный вкус.
Кхатумбанд (khatumband ), или кхатам-банд, и пинджракари — основные техники резьбы по дереву, распространенные на территории Кашмира. Отличительной чертой техники кхатумбанд является создание резных деревянных панелей, используемых для отделки потолка и внутренних стен дома. Для кхатумбанда характерно применение древесины ореха, а также хвойных пород деревьев. Сборка панелей, украшенных геометрическими узорами, осуществляется без использования гвоздей и крепёжных деталей, напоминая подгонку вагонки или паркета. Таким образом получается цельный геометрический рисунок.
Эта техника также широко используется в отделке плавучих отелей хаусботов в Шринагаре. Также эту технику применяют при изготовлении таких предметов мебели как шкафы, ширмы и комоды.
Пинджракари (pinjrakari) — это родственная кхатумбанду техника резьбы, применяемая для изготовления резных решеток, шпалер, декоративных перегородок и отдельных элементов.
пинджракари
В пинджракари используют светлые породы дерева. Эта техника исключает использование клея и гвоздей.
Наглядным примером обработки древесины с применением данных техник является Кханках Шах-и-Хамадан — старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.
На покрытой густыми лесами территории штата Ассам произрастают различные виды растений. Бамбук, как самый широко распространённый представитель местной флоры, в сочетании с тростником местные жители давно используют для производства предметов быта, мебели, декоративных изделий, таких как рамки и абажуры, сувениров и других безделиц.
Предметы из дерева, произведённые в центральной Индии, известны по всей стране. Это выполненные вручную, в основном высоко художественные, покрытые филигранной резьбой изделия, такие как мебель разных типов и форм, алтари, шкатулки, табакерки, подносы, статуэтки Ганеши, Кришны и других божеств, а также миниатюрные фигурки птиц, лошадей, слонов, танцовщиц и танцоров.
Мадхья Прадеш знаменит своими дворцами, крепостями и старинными домами, украшенными удивительной, детально проработанной резьбой, деревянными потолками, оконными и дверными перемычками — свидетельствами славной эпохи искусных мастеров. Центральная Индия является также основным производителем таких традиционных музыкальных инструментов как дхол (dhol) — индийский ударный музыкальный инструмент, свармандал (swarmandal) — индийская цитра и др. Основными центрами художественной деревообработки в Мадхья Прадеше являются Гвалиор, Морена, Рева и Райсен.
Рассказывая о традициях деревянного зодчества в Индии, особое внимание хочется уделить Гуджарату и Раджастану — важнейшим центрам резьбы по дереву. Бережно охраняемые традиции ремесла передаются здесь из поколения в поколение, сохраняя свою самобытность. Поскольку территории этих штатов не обладают богатыми запасами древесины, сырьё импортируется из других стран, таких как Шри-Ланка, Непал и др. Однако львиную долю изделий производят из отечественной древесины, закупаемой в лесистых районах Индии, а именно из выносливой древесины гималайского кедра, палисандра, красного и черного дерева, тика, сандала. В дело идёт и древесина местной акации бабул (Acácia nilótica). Общепризнанным центром деревообработки считается округ Кач с его столицей — городом Бхудж. Детально проработанные геометрические и цветочные мотивы, используемые в резьбе, демонстрируют высокое мастерство местных ремесленников. Качские умельцы специализируются на изготовлении стоек для кроватей, лежанок, детских колыбелей, подсвечников, подставок и держателей для книг, скалок, пестиков для взбивания, столовых приборов, чаш и других разнообразных предметов домашнего обихода.
Кач известен и как регион, где делают лучшие в Индии резные деревянные качели. Наличие во дворе дома деревянных качелей ручной работы и по сей день считается признаком достатка и благополучия семьи.
Раджастан прославился необыкновенной по изяществу и красоте резной мебелью, традиция использования которой восходит к раджпутам. Кровати, шкафы, стулья, столики, ширмы — всего не перечислить. Всё это лишь малая часть предметов мебели, создаваемых местными зодчими.
Регион также славится резными скульптурами божеств и сувенирами из сандалового дерева, а также незабываемыми деревянными марионетками, без которых не проходит ни одно представление в «раджастанском кукольном театре» катхпутли (kathputli) — букв. деревянная неживая кукла (катх – дерево, путли – безжизненная кукла).
Южная тропическая Индия знаменита изделиями из сандала. Основные плантации сандалового дерева расположены в штате Карнатака и Андхра-Прадеш. Общепризнанным центром производства предметов из сандала является Майсур. Здесь из него изготавливают различные сувениры и статуэтки божеств.
Керала и побережье Карнатаки специализируется также и на маркетри (marquetry) — инкрустации шпоном.
Город Кондапали в Андхра Прадеше и Чаннапатна в Карнатаке — главные центры производства популярных во всей стране, а также и за её пределами деревянных игрушек, привлекающих взоры яркостью красок и причудливостью форм.
В Тамил Наду широко распространено использование в декоративных целях скорлупы кокосового ореха, из которого мастерят вазы, чайнички, миски, светильники, подставки для карандашей, бижутерию и даже пуговицы.
Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани