О родительском благословении говорится в различных жанрах устного народного творчества: в свадебных и рекрутских причитаниях, былинах, сказках, легендах, частушках, пословицах и поговорках. В них даётся непосредственное выражение того, как воспринимается в народе родительское благословение; представлены различные, в том числе и бытовые, ситуации, когда обращаются за благословением. Наиболее ярко и красочно проходило благословение жениха и невесты в свадебном обряде. Ещё в начале ХХ века без благословения отца с матерью в брак не вступали. В качестве благословения невесте обычно давали икону из родительского дома. Благословляли также хлебом-солью. Если невеста была сиротой, то по ходу обряда её благословлял кто-нибудь из старших родственников, крёстная, крёстный, а перед свадьбой она ехала на могилу родителей просить их благословения. Об этом пелось в причитаниях, могло прозвучать и в частушках, но уже, конечно, не в ходе самого обряда: На могилушку хожу; Родну матушку бужу: Ты вставай, родима мать; Дочку замуж отдавать. На могилу родителей приходили, прося благословения не только накануне свадьбы, но и в любой другой ответственный жизненный момент, просто в тяжёлую минуту. Тексты причитаний, собранные фольклористами в XIX — начале ХХ века, раскрывают народное понимание родительского благословения. Невеста, обращаясь к родителям, причитала: Благослови-ко меня, кормилец-батюшка и родимая моя матушка; От раденья ретива сердца; Чтобы жить-то мне не маяться; На меня бы вам не плакаться! Ваше-то благословеньице Мне дороже злата-серебра; Краше солнышка мне красного: Я ведь с ним-то, красна девица, Буду жить до гробовой доски! В таких разных по эмоциональному настрою жанрах, как причитания и частушки, выражается одна и та же мысль — покорность родительской воле в выборе супруга. Вот, например, текст частушки: Уж ты, миленький ты мой; Что же я поделаю? Пошла бы замуж за тебя — Родителей прогневаю. О родительском благословении на брак говорится и в былинах. Центральное место благословение родителей занимает также в обряде проводов рекрута. Вот отрывок из причитания сестры рекрута при его благословении: Как Божье благословение Кормилица-батюшки И кормилицы-мамушки — Оно велико же на сей земле! На огне не горящее; На воде не топящее; В людях не забытящее. Тебя спасёт Бог, помилует; Тебя на службе-то на царское; На войне-то германское! Провожая на военную службу, домашние могли повесить рекруту на шею образок. В советское время, во время Великой Отечественной войны, прощаясь с сыновьями, мужьями, матери и жёны как благословение нередко давали нательный крестик, переписанные на тетрадном листе 90-й псалом, молитву «Да воскреснет Бог». Вот, как пример, отрывок из народного переложения песни «День Победы»: Здравствуй, мама! Вот и крест, что ты дала; И меня твоя молитва сберегла. Совершенно особым было прощальное благословение, которое давали родители своим детям, муж — жене, чувствуя приближение смерти. Перед смертью со всеми прощались. Родные и соседи старались обязательно навестить умирающего, чтобы попросить у него прощения. Детей часто благословляли иконой, давая последние наставления. Существовала традиция, когда умирающие родители заочно благословляли не успевших приехать проститься детей. Присутствующих просили передать благословение. Благословение перед смертью и последние наставления являются распространённым мотивом в русских народных сказках. Например, сказка «Оклеветанная купеческая дочь»: «У купца с купчихой были сын и дочка. Умирает купчиха, вскоре захворал купец. Чувствуя скорую кончину, он призвал детей проститься: “Дети мои милые! Скоро я белый свет покину, уж смерть за плечами стоит. Благословляю вас всем моим добром; живите после меня дружно и честно; ты, дочка, почитай своего брата, как отца родного, а ты, сынок, люби сестру, как мать родную”» Многие грамотные крестьяне писали письма. В письмах, которые крестьяне посылали домой, очень часто звучала тема благословения: это или просьба благословить, обращённая к родителям, или, наоборот, благословение детям. Брали благословение у родителей и на уход в монастырь. В житийной литературе, в жизнеописаниях подвижников благочестия, как правило, отмечается благословение родителей или их нежелание благословить на монашеский путь. Из жития преподобного Серафима Саровского мы знаем, что он хранил крест, полученный от матери как благословение на уход в монастырь. Если родители не хотели отпускать сына или дочь в монастырь или не соглашались с желанием дочери отказаться от замужества и жить черничкой, то этот вопрос мог быть вынесен на решение крестьянской сходки. Случалось, что в монастырь или под венец сбегали, не получив благословения. Но спустя какое-то время, как правило, винились перед родителями, просили простить и благословить. Мотив родительского благословения на уход в монастырь звучит и в некоторых духовных стихах. Одним из распространённых сюжетов быличек является родительское проклятие и те беды, которые постигают детей из-за этого. Причиной проклятия обычно являлся самовольный поступок вопреки родительской воле, нарушение данного родителями благословения или его игнорирование. Брали благословение у родителей и тогда, когда уходили на отхожие промыслы либо по другой причине надолго уезжали из дому. Просили благословения на любое важное дело. Такое благословение часто сопровождалось благословением иконой, могло проходить в торжественной обстановке. Также за благословением к родителям обращались в повседневной жизни. Здесь можно привести пример из былины «Молодость Добрыни и бой его с Ильёй Муровичем»: Ишша стал как Добрыня лет двенадцети; Он падал своей матушке в резвы ноги: Уж ты ой, государыня матушка! Чесна вдова, Омыльфа Тимофеевна! Блаослови-тко миня выйти на улоньку Ишша с малыма робятами поиграти. — Тибя Бог блаословит, чядо милое; а молоду Добрынюшку Микитичя млад; А тибя жа как выйти на улоньку Ишши с малыма робятами поиграти. Некоторые исследователи-филологи замечают, что можно говорить об особом социолекте, бытующем в церковной среде. Фраза «Бог тебя благословит!» может выражать благодарность, но в то же время она не перестаёт быть и молитвенным обращением. И по сей день во многих церковных семьях сохранилась традиция просить родительского благословения утром — на предстоящий день и вечером — на сон. Более выражена она в семьях, которые в настоящее время пришли в Православие из старообрядчества. Так, например, в семье православного священника из села Сылва Пермской области, перешедшей в Православие из старообрядцев часовенного согласия, дети просят благословения на то, чтобы пойти на улицу, что-то сделать по дому, обязательно спрашивают благословения перед едой. Также и жена просит благословения у мужа. Подобные отношения сохраняются и в семьях мирян. Так, перед едой старообрядцы молятся, а сев за стол, благословляются у старшего (отца, матери, хозяина или хозяйки) на начало еды: «Благословите попитаться!» Ответ: «Аминь. Бог благословит!» И все сидящие за столом в один голос речитативом творят Иисусову молитву. После этого старший может ещё произнести (но это уже реже): «Питайтесь во славу Божию». В течение дня дети спрашивают у матери или отца, а жена у мужа позволения на любое дело, например: «Благослови в умывальник воды налить», «Благослови корову подоить». Каждый вечер просят не просто благословения, но и прощения: творят Иисусову молитву, а потом обращаются друг к другу: «Простите Христа ради». Ответ: «Аминь. Бог простит. Меня простите Христа ради». В некоторых семьях дети приучены обращаться за благословением все вместе, хором. Тема родительского благословения по своей сути оказывается тесно связанной с темами, посвящёнными изучению народной молитвы и народного речевого этикета. Благословение, выраженное словесно или письменно, — это, как правило, молитва. В тех случаях, когда благословение бралось в ходе повседневных дел или, к примеру, при будничном прощании, оно входило в ряд этикетных фраз: это, как правило, просьба о разрешении того или иного действия и, соответственно, выражение разрешения на него. Вот пример из былины «Владимир-жених»: Добрынюшка Микитиць низко кланялса: Батюшко Владимир стольнокиевской; Благослови-тко, Владимир, мне слово сказать. Выражение «благослови» вместо «разреши» сохраняется среди верующих и в наше время. Некоторые исследователи-филологи замечают, что можно говорить об особом социолекте, бытующем в церковной среде. Фраза «Бог тебя благословит!» может выражать благодарность, но в то же время она не перестаёт быть и молитвенным обращением. То есть благословение, являясь в первую очередь молитвенным обращением, может выполнять в речевом этикете функции разрешения и благодарности. Благословение могло быть выражено только словесно или, наоборот, представлять собой молчаливое осенение крестным знамением. Обычно самая короткая фраза — «Бог благословит». Но благословение могло представлять собой и развёрнутое молитвенное обращение. В наиболее значимых жизненных ситуациях благословляли иконой, реже — крестом. То есть к понятию «родительское благословение» относится произнесённое, а также написанное слово, оказанное действие, данный предмет. Подобное отношение к родительскому благословению, не вполне утраченное и поныне, в очередной раз свидетельствует о православном характере мироощущения русского народа, воспринимавшего его как проявление Божия благоволения, необходимого на всех жизненных путях.
🌹 Да любите друг друга! 🌹
ЗА РОДИТЕЛЬСКИМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ
О родительском благословении говорится в различных жанрах устного народного творчества: в свадебных и рекрутских причитаниях, былинах, сказках, легендах, частушках, пословицах и поговорках. В них даётся непосредственное выражение того, как воспринимается в народе родительское благословение; представлены различные, в том числе и бытовые, ситуации, когда обращаются за благословением.
Наиболее ярко и красочно проходило благословение жениха и невесты в свадебном обряде. Ещё в начале ХХ века без благословения отца с матерью в брак не вступали. В качестве благословения невесте обычно давали икону из родительского дома. Благословляли также хлебом-солью. Если невеста была сиротой, то по ходу обряда её благословлял кто-нибудь из старших родственников, крёстная, крёстный, а перед свадьбой она ехала на могилу родителей просить их благословения. Об этом пелось в причитаниях, могло прозвучать и в частушках, но уже, конечно, не в ходе самого обряда:
На могилушку хожу;
Родну матушку бужу:
Ты вставай, родима мать;
Дочку замуж отдавать.
На могилу родителей приходили, прося благословения не только накануне свадьбы, но и в любой другой ответственный жизненный момент, просто в тяжёлую минуту.
Тексты причитаний, собранные фольклористами в XIX — начале ХХ века, раскрывают народное понимание родительского благословения. Невеста, обращаясь к родителям, причитала:
Благослови-ко меня, кормилец-батюшка
и родимая моя матушка;
От раденья ретива сердца;
Чтобы жить-то мне не маяться;
На меня бы вам не плакаться!
Ваше-то благословеньице
Мне дороже злата-серебра;
Краше солнышка мне красного:
Я ведь с ним-то, красна девица,
Буду жить до гробовой доски!
В таких разных по эмоциональному настрою жанрах, как причитания и частушки, выражается одна и та же мысль — покорность родительской воле в выборе супруга. Вот, например, текст частушки:
Уж ты, миленький ты мой;
Что же я поделаю?
Пошла бы замуж за тебя —
Родителей прогневаю.
О родительском благословении на брак говорится и в былинах. Центральное место благословение родителей занимает также в обряде проводов рекрута. Вот отрывок из причитания сестры рекрута при его благословении:
Как Божье благословение
Кормилица-батюшки
И кормилицы-мамушки —
Оно велико же на сей земле!
На огне не горящее;
На воде не топящее;
В людях не забытящее.
Тебя спасёт Бог, помилует;
Тебя на службе-то на царское;
На войне-то германское!
Провожая на военную службу, домашние могли повесить рекруту на шею образок. В советское время, во время Великой Отечественной войны, прощаясь с сыновьями, мужьями, матери и жёны как благословение нередко давали нательный крестик, переписанные на тетрадном листе 90-й псалом, молитву «Да воскреснет Бог». Вот, как пример, отрывок из народного переложения песни «День Победы»:
Здравствуй, мама! Вот и крест, что ты дала;
И меня твоя молитва сберегла.
Совершенно особым было прощальное благословение, которое давали родители своим детям, муж — жене, чувствуя приближение смерти. Перед смертью со всеми прощались. Родные и соседи старались обязательно навестить умирающего, чтобы попросить у него прощения. Детей часто благословляли иконой, давая последние наставления. Существовала традиция, когда умирающие родители заочно благословляли не успевших приехать проститься детей. Присутствующих просили передать благословение.
Благословение перед смертью и последние наставления являются распространённым мотивом в русских народных сказках. Например, сказка «Оклеветанная купеческая дочь»: «У купца с купчихой были сын и дочка. Умирает купчиха, вскоре захворал купец. Чувствуя скорую кончину, он призвал детей проститься: “Дети мои милые!
Скоро я белый свет покину, уж смерть за плечами стоит. Благословляю вас всем моим добром; живите после меня дружно и честно; ты, дочка, почитай своего брата, как отца родного, а ты, сынок, люби сестру, как мать родную”»
Многие грамотные крестьяне писали письма. В письмах, которые крестьяне посылали домой, очень часто звучала тема благословения: это или просьба благословить, обращённая к родителям, или, наоборот, благословение детям.
Брали благословение у родителей и на уход в монастырь. В житийной литературе, в жизнеописаниях подвижников благочестия, как правило, отмечается благословение родителей или их нежелание благословить на монашеский путь. Из жития преподобного Серафима Саровского мы знаем, что он хранил крест, полученный от матери как благословение на уход в монастырь. Если родители не хотели отпускать сына или дочь в монастырь или не соглашались с желанием дочери отказаться от замужества и жить черничкой, то этот вопрос мог быть вынесен на решение крестьянской сходки. Случалось, что в монастырь или под венец сбегали, не получив благословения. Но спустя какое-то время, как правило, винились перед родителями, просили простить и благословить. Мотив родительского благословения на уход в монастырь звучит и в некоторых духовных стихах.
Одним из распространённых сюжетов быличек является родительское проклятие и те беды, которые постигают детей из-за этого. Причиной проклятия обычно являлся самовольный поступок вопреки родительской воле, нарушение данного родителями благословения или его игнорирование.
Брали благословение у родителей и тогда, когда уходили на отхожие промыслы либо по другой причине надолго уезжали из дому. Просили благословения на любое важное дело. Такое благословение часто сопровождалось благословением иконой, могло проходить в торжественной обстановке.
Также за благословением к родителям обращались в повседневной жизни. Здесь можно привести пример из былины «Молодость Добрыни и бой его с Ильёй Муровичем»:
Ишша стал как Добрыня лет двенадцети;
Он падал своей матушке в резвы ноги:
Уж ты ой, государыня матушка!
Чесна вдова, Омыльфа Тимофеевна!
Блаослови-тко миня выйти на улоньку
Ишша с малыма робятами поиграти.
— Тибя Бог блаословит, чядо милое;
а молоду Добрынюшку Микитичя млад;
А тибя жа как выйти на улоньку
Ишши с малыма робятами поиграти.
Некоторые исследователи-филологи замечают, что можно говорить об особом социолекте, бытующем в церковной среде. Фраза «Бог тебя благословит!» может выражать благодарность, но в то же время она не перестаёт быть и молитвенным обращением.
И по сей день во многих церковных семьях сохранилась традиция просить родительского благословения утром — на предстоящий день и вечером — на сон. Более выражена она в семьях, которые в настоящее время пришли в Православие из старообрядчества.
Так, например, в семье православного священника из села Сылва Пермской области, перешедшей в Православие из старообрядцев часовенного согласия, дети просят благословения на то, чтобы пойти на улицу, что-то сделать по дому, обязательно спрашивают благословения перед едой. Также и жена просит благословения у мужа. Подобные отношения сохраняются и в семьях мирян.
Так, перед едой старообрядцы молятся, а сев за стол, благословляются у старшего (отца, матери, хозяина или хозяйки) на начало еды: «Благословите попитаться!» Ответ: «Аминь. Бог благословит!» И все сидящие за столом в один голос речитативом творят Иисусову молитву. После этого старший может ещё произнести (но это уже реже): «Питайтесь во славу Божию».
В течение дня дети спрашивают у матери или отца, а жена у мужа позволения на любое дело, например: «Благослови в умывальник воды налить», «Благослови корову подоить». Каждый вечер просят не просто благословения, но и прощения: творят Иисусову молитву, а потом обращаются друг к другу: «Простите Христа ради». Ответ: «Аминь. Бог простит. Меня простите Христа ради».
В некоторых семьях дети приучены обращаться за благословением все вместе, хором.
Тема родительского благословения по своей сути оказывается тесно связанной с темами, посвящёнными изучению народной молитвы и народного речевого этикета. Благословение, выраженное словесно или письменно, — это, как правило, молитва.
В тех случаях, когда благословение бралось в ходе повседневных дел или, к примеру, при будничном прощании, оно входило в ряд этикетных фраз: это, как правило, просьба о разрешении того или иного действия и, соответственно, выражение разрешения на него. Вот пример из былины «Владимир-жених»:
Добрынюшка Микитиць низко кланялса:
Батюшко Владимир стольнокиевской;
Благослови-тко, Владимир, мне слово сказать.
Выражение «благослови» вместо «разреши» сохраняется среди верующих и в наше время. Некоторые исследователи-филологи замечают, что можно говорить об особом социолекте, бытующем в церковной среде. Фраза «Бог тебя благословит!» может выражать благодарность, но в то же время она не перестаёт быть и молитвенным обращением. То есть благословение, являясь в первую очередь молитвенным обращением, может выполнять в речевом этикете функции разрешения и благодарности.
Благословение могло быть выражено только словесно или, наоборот, представлять собой молчаливое осенение крестным знамением. Обычно самая короткая фраза — «Бог благословит». Но благословение могло представлять собой и развёрнутое молитвенное обращение. В наиболее значимых жизненных ситуациях благословляли иконой, реже — крестом. То есть к понятию «родительское благословение» относится произнесённое, а также написанное слово, оказанное действие, данный предмет.
Подобное отношение к родительскому благословению, не вполне утраченное и поныне, в очередной раз свидетельствует о православном характере мироощущения русского народа, воспринимавшего его как проявление Божия благоволения, необходимого на всех жизненных путях.