Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок , а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка . С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка. Детали зависят от возраста Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка. Анализ по… собственным ощущениям Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям . Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий». Это поможет более точно воспринять состояние ребенка. Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка. Например, некоторые негативные определения. Негармоничный, – - неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей. Беспорядочный – хаотичный по расположению на листе. Грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием. При большом количестве негативных оценок можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному- единственному рисунку. Возможно, ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и на творческую.
🌹 Да любите друг друга! 🌹
«Эволюция» юного живописца
Рисунок для ребенка является не
искусством, а речью. Рисование дает
возможность выразить то, что в силу
возрастных ограничений он не может
выразить словами. В процессе рисования
рациональное уходит на второй план,
отступают запреты и ограничения. В этот
момент ребенок абсолютно свободен.
Детский рисунок чаще всего наглядно
демонстрирует сферу интересов самого
маленького художника. На ранних этапах
развития (до трех лет) – это черточки,
линии, круги. Малыш «пробует»
карандаш или кисть, экспериментирует.
Обычно он сначала делает рисунок , а
потом придумывает, что изобразил, на
что это может быть похоже. Позднее (к
четырем годам) появляется замысел
рисунка . С определенного возраста (в 3,5
– 4 года) объектом пристального
внимания и изучения становится
человек. С точки зрения
психодиагностики рисунок человека
является одним из самых точных и
достоверных источников
информации. Сложность заключается
лишь в том, что информация,
содержащаяся в таком послании, образно
говоря «закодирована», и рисунок нужно
грамотно «читать». Психологи, которые
используют в работе рисуночные
методики, должны обладать достаточной
квалификацией и опытом работы с
детьми. Однако внимательные родители
всегда могут заметить в творческих
работах ребенка что-то необычное,
почувствовать его настроение, уловить
скрытое напряжение. Поэтому в качестве
«доврачебной помощи» предлагаем
несколько уроков анализа детского
рисунка.
Детали зависят от возраста
Ребенку нужно предложить нарисовать
его семью. Причем, так, чтобы все были
заняты каким-нибудь делом. Пусть у него
будет выбор цветных карандашей и
достаточно бумаги - обычный альбомный
лист (формат А4) вполне подойдет. Не
стоит торопить малыша или
комментировать его рисунок в процессе
рисования. А когда он закончит
семейный портрет, самое время
обратиться с вопросами: кого именно он
нарисовал и чем заняты все эти
персонажи.
Приступая к анализу рисунка, взрослые
должны учитывать, что его содержание и,
условно говоря, качество зависят от
возраста юного художника. У трехлетних
детей люди чаще всего выглядят как
«головоноги»: некие существа, тело и
голова которых представляют собой
единый «пузырь» с ножками. Может
появиться и рожица. Но, строго говоря,
анализировать рисунок с точки зрения
личностного развития и
психоэмоционального состояния
будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам
ребенок обычно уже изображает человека
в виде двух овалов с ручками и ножками
– палочками. На рисунках пятилетних
детей появляются голова, глаза,
туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше
перечисленному добавляются нос, рот,
пальцы (их количество несущественно). К
семи годам «живописцы» уже не
упускают из виду такие детали
человеческого образа, как шея, волосы
(или шапка), одежда (хотя бы в
схематическом виде), а руки и ноги
изображают двойными линиями. Обычно
на эти критерии ориентируются при
оценке умственного развития ребенка.
Анализ по… собственным ощущениям
Для верного прочтения детского рисунка
необходимо довериться своим
впечатлениям . Какие эмоции он
вызывает? Покой и умиротворение или
беспокойство и тревогу? Чтобы точнее
определить это, можно попробовать
описать рисунок, используя понятия:
«светлый» – «темный», «яркий» –
«тусклый», «гармоничный» –
«негармоничный», «спокойный» –
«неспокойный», «упорядоченный» –
«беспорядочный», «веселый» –
«грустный», «агрессивный» –
«доброжелательный», «богатый» –
«бедный», «тяжелый» – «легкий». Это
поможет более точно воспринять
состояние ребенка.
Возможно, подобный способ оценки
покажется трудным. В этом случае можно
найти таких же заинтересованных
родителей и обменяться с ними
творениями малышей. А затем
поделиться друг с другом своими
ощущениями от рисунков в качестве
«независимых экспертов». Все слова,
которыми можно описать рисунок, имеют
отношение к актуальному состоянию
ребенка. Например, некоторые
негативные определения.
Негармоничный, – - неспокойный по
цвету, нагруженности частей рисунка,
динамике персонажей. Беспорядочный –
хаотичный по расположению на листе.
Грустный – на котором члены семьи
разобщены, находятся в разных частях
листа, лица у них безрадостны или вовсе
отсутствуют. Агрессивный – с
угрожающей мимикой, позами,
возможно, с оружием.
При большом количестве негативных
оценок можно говорить о внутреннем
психологическом неблагополучии
ребенка. Однако не стоит делать
поспешных выводов по одному-
единственному рисунку. Возможно,
ребенок кем-то обижен или недостаточно
хорошо себя чувствует. Эмоциональные
переживания малыша обычно ярки и
кратковременны, но они оказывают
значительное влияние на всю его
ближайшую деятельность, в том числе и
на творческую.