12.11.1935 - 30.03.2011. СССР - Россия. ------------------------------------------------------------------------------------------------- Советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, композитор, режиссёр, сценарист, писатель. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994). Народная артистка СССР (1983). Одна из наиболее выдающихся отечественных киноактрис XX века, обладавшая многогранным характерным амплуа с ярким драматическим и музыкальным даром. Наиболее известна по картинам: «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка с гитарой» (1958), «Старые стены» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1979), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Любовь и голуби» (1984), «Моя морячка» (1990), «Старые клячи» (2000). Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в городе Харькове в украинской семье. Её отец, уроженец деревни Дунаевщина Рославльского уезда Смоленской губернии Марк Гаврилович Гурченко (Гурченков), был из батраков и сторонников Октябрьской революции, а мать, Елена Александровна Симонова-Гурченко, происходила из дворян. Со дня рождения до начала войны Людмила Гурченко жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке (нынешнее название пер. Кравцова). Родители работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать помогала ему проводить утренники, музыкальные вечера и праздники. Когда началась война, отец, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, ушёл на фронт 29 октября 1941 года. 6-летним ребёнком Людмила Гурченко оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной певицы был, в основном, из немецких оперетт, исполняла репертуар Марики Рёкк. Когда в феврале - марте 1943 года Харьков вторично был оккупирован немцами, Гурченко связалась со шпаной на рынке и только чудом не погибла в результате немецкой облавы. 23 августа 1943 года в последний, 50-й день Курской битвы Харьков был окончательно освобождён, и 1 сентября Гурченко пошла в украинскую школу № 6, которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. В школе ей полюбился украинский язык. Осенью 1944 года она поступила в музыкальную школу имени Л. Бетховена. В 1953 году, после окончания десятилетки, Гурченко уехала в Москву, где поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, была однокурсницей Виталия Матвеева, Натальи Фатеевой и Зинаиды Кириенко. Первую драматическую роль начинающая актриса сыграла на третьем курсе - Амалию в «Разбойниках» Фридриха Шиллера. На дипломном курсе Гурченко играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» Виктора Долидзе и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле. Окончила вуз в 1958 году. В 1956 году Гурченко дебютировала на киноэкранах в киноповести Яна Фрида «Дорога правды», исполнив роль Люси. Второй картиной актрисы стал фильм «Сердце бьется вновь» режиссёра Абрама Роома, вышедший на экраны 13 сентября 1956 года. 28 декабря того же года состоялась премьера новогодней комедии режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в которой Гурченко сыграла главную роль Лены Крыловой, принёсшей актрисе широкую известность. Фильм стал одним из кинематографических символов начавшейся в хрущёвской оттепели, а песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года. Благодаря Лене Крыловой советские женщины узнали о стиле New Look, предложенным Кристианом Диором в 1947 году, положив тем самым моду на причёски и платья «как у Гурченко». После успеха в «Карнавальной ночи» специально для неё был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчёте на её популярность, однако этот фильм не имел такого успеха. Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями. Это послужило формальным поводом для травли, и в 30 марта 1958 года в газете «Комсомольская правда» появился фельетон «Чечётка налево», в котором авторы Илья Шатуновский и Борис Панкин подвергли критике за подобные выступления нескольких артистов, в том числе и Гурченко. После этого актриса на протяжении десяти лет не получала заметных ролей в кино. Позже стали появляться сообщения, что отсутствие ярких и успешных работ в её фильмографии тех лет было связано с тем, что Гурченко отвергла приставания известного кинорежиссёр или влиятельного чиновника из Госкино, однако эти утверждения не соответствовали действительности. В фильмографии актрисы не было перерывов более 1 года: из 54 лет её кинокарьеры было всего 12 лет, когда она не снималась - во второй половине 1990-х годов и в 2000-е годы. С 1958 по 1964 год Гурченко работала в Театре-студии киноактёра, после ухода из которого в течение двух лет была актрисой московского театра «Современник». С 1966 по 1969 год она была артисткой «Госконцерта». До начала 1970-х годов, регулярно снимаясь, актриса продолжала оставаться малозаметной. В 1970-е годы Людмила Гурченко вновь обрела статус одной из ведущих советских актрис, благодаря ряду музыкальных фильмов с её участием. Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные специальные музыкальные программы, в том числе и бенефис. Впоследствии были выпущены несколько пластинок с песнями в исполнении Гурченко. В то же время актриса стала получать приглашения на драматические роли. В 1976 году Гурченко получила главную роль в военной драме «Двадцать дней без войны», где её партнёром был Юрий Никулин, к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В этой картине актриса появилась в непривычном для широкого публики образе: с мальчишеской стрижкой и в предельно простых костюмах. Следующей её работой стала киноэпопея «Сибириада» режиссёра Андрея Кончаловского. В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля. В 1979 году вышла картина Никиты Михалкова «5 вечеров», где актриса сыграла главную роль Тамары Васильевны. Большой успех получили роли актрисы в кинокартинах 1980-х годов. В 1983 году актриса сыграла официантку Веру Нефёдову в лирической комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», роль которой принесла ей приз как лучшей актрисе на XVI Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде. В 1990-е годы актриса снималась реже, а среди запоминающихся работ Гурченко тех лет стали фильмы «Моя морячка», «Гардемарины III», и телесериал «Белые одежды». В то же время Гурченко вернулась на театральную сцену, где одной из самых заметных её ролей стала Инга в спектакле Эдварда Радзинского «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» в Театре Сатиры. В 2000-е годы Гурченко появилась в таких фильмах и телепроектах как «Старые клячи» (2000), «Женское счастье» (2001), «Если завтра в поход…» (2004), «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» (2006), телевизионного мюзикла «Двенадцать стульев» (2004), телесериала «Взять Тарантину» (2005). В 2009 году Гурченко сняла свою единственную режиссёрскую работу - фильм «Пёстрые сумерки», основой для которого стала история слепого пианиста Олега Аккуратова. В этом фильме Гурченко одновременно выступила и как автор идеи, композитор и исполнительницы главной роли. 12 ноября 2010 года Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр В. Путин, президент Д. Медведев, белорусский президент А. Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения отпраздновала на сцене. Специально к юбилею телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. Это была последняя съёмка актрисы. В основе фильма - биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе. Людмила Гурченко - автор нескольких автобиографических книг: «Моё взрослое детство» (1982), «Аплодисменты» (1987) и «Люся, стоп!» (2003). 14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала шейку бедра. Была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция, была выписана. 30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии. Прибывшая через 21 минуту бригада скорой помощи не смогла её реанимировать, и в 19:28 30 марта 2011 года была зафиксирована смерть актрисы. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10, ряд 10) рядом с другими актёрами - Олегом Янковским и Вячеславом Тихоновым. Награды Почетные звания, премии, ордена, другие награды, поощрения, общественное признание, фильмографию, роли в театрах, дискографию, клипографию, документальные фильмы и программы, книги, памятники и мемориальные доски, выставки - читать по ссылке на источник ниже. 20 ноября 2015 года Харьковский городской совет принял решение о присвоении ряду улиц имён известных харьковчан, в том числе и Людмилы Гурченко. В частности, бывший Саммеровский переулок теперь носит имя Людмилы Гурченко. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гурченко,_Людмила_Марковна Фото: открытые источники Инета #ЛегендыРоссийскогоИскус #музыка
Путешествие в мир ИСКУССТВА
Людмила Гурченко.
12.11.1935 - 30.03.2011. СССР - Россия.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, композитор, режиссёр, сценарист, писатель.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994).
Народная артистка СССР (1983).
Одна из наиболее выдающихся отечественных киноактрис XX века, обладавшая многогранным характерным амплуа с ярким драматическим и музыкальным даром.
Наиболее известна по картинам: «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка с гитарой» (1958), «Старые стены» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1979), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Любовь и голуби» (1984), «Моя морячка» (1990), «Старые клячи» (2000).
Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в городе Харькове в украинской семье. Её отец, уроженец деревни Дунаевщина Рославльского уезда Смоленской губернии Марк Гаврилович Гурченко (Гурченков), был из батраков и сторонников Октябрьской революции, а мать, Елена Александровна Симонова-Гурченко, происходила из дворян.
Со дня рождения до начала войны Людмила Гурченко жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке (нынешнее название пер. Кравцова). Родители работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать помогала ему проводить утренники, музыкальные вечера и праздники.
Когда началась война, отец, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, ушёл на фронт 29 октября 1941 года. 6-летним ребёнком Людмила Гурченко оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной певицы был, в основном, из немецких оперетт, исполняла репертуар Марики Рёкк. Когда в феврале - марте 1943 года Харьков вторично был оккупирован немцами, Гурченко связалась со шпаной на рынке и только чудом не погибла в результате немецкой облавы.
23 августа 1943 года в последний, 50-й день Курской битвы Харьков был окончательно освобождён, и 1 сентября Гурченко пошла в украинскую школу № 6, которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. В школе ей полюбился украинский язык. Осенью 1944 года она поступила в музыкальную школу имени Л. Бетховена.
В 1953 году, после окончания десятилетки, Гурченко уехала в Москву, где поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, была однокурсницей Виталия Матвеева, Натальи Фатеевой и Зинаиды Кириенко. Первую драматическую роль начинающая актриса сыграла на третьем курсе - Амалию в «Разбойниках» Фридриха Шиллера. На дипломном курсе Гурченко играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» Виктора Долидзе и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле. Окончила вуз в 1958 году.
В 1956 году Гурченко дебютировала на киноэкранах в киноповести Яна Фрида «Дорога правды», исполнив роль Люси. Второй картиной актрисы стал фильм «Сердце бьется вновь» режиссёра Абрама Роома, вышедший на экраны 13 сентября 1956 года. 28 декабря того же года состоялась премьера новогодней комедии режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в которой Гурченко сыграла главную роль Лены Крыловой, принёсшей актрисе широкую известность. Фильм стал одним из кинематографических символов начавшейся в хрущёвской оттепели, а песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года. Благодаря Лене Крыловой советские женщины узнали о стиле New Look, предложенным Кристианом Диором в 1947 году, положив тем самым моду на причёски и платья «как у Гурченко».
После успеха в «Карнавальной ночи» специально для неё был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчёте на её популярность, однако этот фильм не имел такого успеха. Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями. Это послужило формальным поводом для травли, и в 30 марта 1958 года в газете «Комсомольская правда» появился фельетон «Чечётка налево», в котором авторы Илья Шатуновский и Борис Панкин подвергли критике за подобные выступления нескольких артистов, в том числе и Гурченко.
После этого актриса на протяжении десяти лет не получала заметных ролей в кино. Позже стали появляться сообщения, что отсутствие ярких и успешных работ в её фильмографии тех лет было связано с тем, что Гурченко отвергла приставания известного кинорежиссёр или влиятельного чиновника из Госкино, однако эти утверждения не соответствовали действительности.
В фильмографии актрисы не было перерывов более 1 года: из 54 лет её кинокарьеры было всего 12 лет, когда она не снималась - во второй половине 1990-х годов и в 2000-е годы.
С 1958 по 1964 год Гурченко работала в Театре-студии киноактёра, после ухода из которого в течение двух лет была актрисой московского театра «Современник». С 1966 по 1969 год она была артисткой «Госконцерта».
До начала 1970-х годов, регулярно снимаясь, актриса продолжала оставаться малозаметной.
В 1970-е годы Людмила Гурченко вновь обрела статус одной из ведущих советских актрис, благодаря ряду музыкальных фильмов с её участием. Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные специальные музыкальные программы, в том числе и бенефис. Впоследствии были выпущены несколько пластинок с песнями в исполнении Гурченко.
В то же время актриса стала получать приглашения на драматические роли. В 1976 году Гурченко получила главную роль в военной драме «Двадцать дней без войны», где её партнёром был Юрий Никулин, к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В этой картине актриса появилась в непривычном для широкого публики образе: с мальчишеской стрижкой и в предельно простых костюмах. Следующей её работой стала киноэпопея «Сибириада» режиссёра Андрея Кончаловского. В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля. В 1979 году вышла картина Никиты Михалкова «5 вечеров», где актриса сыграла главную роль Тамары Васильевны.
Большой успех получили роли актрисы в кинокартинах 1980-х годов. В 1983 году актриса сыграла официантку Веру Нефёдову в лирической комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», роль которой принесла ей приз как лучшей актрисе на XVI Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде.
В 1990-е годы актриса снималась реже, а среди запоминающихся работ Гурченко тех лет стали фильмы «Моя морячка», «Гардемарины III», и телесериал «Белые одежды». В то же время Гурченко вернулась на театральную сцену, где одной из самых заметных её ролей стала Инга в спектакле Эдварда Радзинского «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» в Театре Сатиры.
В 2000-е годы Гурченко появилась в таких фильмах и телепроектах как «Старые клячи» (2000), «Женское счастье» (2001), «Если завтра в поход…» (2004), «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» (2006), телевизионного мюзикла «Двенадцать стульев» (2004), телесериала «Взять Тарантину» (2005).
В 2009 году Гурченко сняла свою единственную режиссёрскую работу - фильм «Пёстрые сумерки», основой для которого стала история слепого пианиста Олега Аккуратова. В этом фильме Гурченко одновременно выступила и как автор идеи, композитор и исполнительницы главной роли.
12 ноября 2010 года Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр В. Путин, президент Д. Медведев, белорусский президент А. Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения отпраздновала на сцене. Специально к юбилею телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка».
В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. Это была последняя съёмка актрисы. В основе фильма - биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе.
Людмила Гурченко - автор нескольких автобиографических книг: «Моё взрослое детство» (1982), «Аплодисменты» (1987) и «Люся, стоп!» (2003).
14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала шейку бедра. Была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция, была выписана. 30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии. Прибывшая через 21 минуту бригада скорой помощи не смогла её реанимировать, и в 19:28 30 марта 2011 года была зафиксирована смерть актрисы.
Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10, ряд 10) рядом с другими актёрами - Олегом Янковским и Вячеславом Тихоновым.
Награды
Почетные звания, премии, ордена, другие награды, поощрения, общественное признание, фильмографию, роли в театрах, дискографию, клипографию, документальные фильмы и программы, книги, памятники и мемориальные доски, выставки - читать по ссылке на источник ниже.
20 ноября 2015 года Харьковский городской совет принял решение о присвоении ряду улиц имён известных харьковчан, в том числе и Людмилы Гурченко. В частности, бывший Саммеровский переулок теперь носит имя Людмилы Гурченко.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гурченко,_Людмила_Марковна Фото: открытые источники Инета
#ЛегендыРоссийскогоИскус #музыка