Какой микрофон лучше всего подходит для записи акустической гитары? А какой лучше работает на рабочем барабане? И какой тип выбрать - конденсаторный или динамический? Направленность - кардиоида или круговая? На эти вопросы легко отве¬тить, если разобраться, как работает каждый тип микро¬фона, и правильно понять его спецификацию. Путь сигнала при записи или звукоусилении начинается с микрофона. Если выходящий с него сиг¬нал наполнен шумами, искажениями или имеет чрезмерную окраску, то эти шумы, искажения и окраска будут затем присут¬ствовать и дальше. Лучше сразу, с самого начала, получить правильный сигнал. Даже если вы работаете в основном с MIDI и большинство звуков приходят из синтезаторов или сэмплеров, вам все равно обычно требуется микрофон — для того же сэмплирования, для записи вока¬ла, саксофона, акустической гитары и т.д. От простого... Начнем с упрощенного рассмотрения микрофонной спецификации. Это может помочь пониманию поведения микрофона только на основе его характеристик. Тип: конденсаторный, динамический или ленточный. Эти термины определяют путь, при помощи которого микрофон конвертирует звук в электрический сигнал. Каждый тип имеет собственное звучание и применение. Конденсаторный микрофон. Высокока¬чественный, детальный звук с хорошей передачей высоких частот. Используется для вокала в студии, вокала на концерте, акустических инструментов и тарелок. Может быть довольно миниатюрным. Динамический микрофон. Хорошее звуковое качество, прочный. Гитарные усилители, барабаны. Не требует фан¬томного питания. Ленточный микрофон. Теплый, мягкий саунд. Хрупкий. Духовые инструменты, гитарные усилители. Не требует фантом¬ного питания. Частотный диапазон. Определяет границы, в рамках которых микро¬фон наиболее достоверно передает информацию. Частотный диапазон от 20 Гц до 20 кГц покрывает все слышимые человече¬ским ухом частоты. Диапазон от 80 Гц до 15 кГц соответствует большинству инструментов и вокалу, от 40 Гц до 10 кГц — басовым инструментам. Если в спецификации микрофона указан график АЧХ, то «кривая» на графике показывает, как микрофон реагирует на низкие, средние и высо¬кие частоты. В правой части графика — высокие, слева бас, посередине — СЧ- диапазон. Если «кривая» АЧХ микрофона в основ¬ном плоская («flat») относительно 0 дБ (средняя линия), это значит, что микро-фон имеет натуральный, аккуратный звук — такой, какой мы слышим ушами. Круговая направленность (omni). Микрофон одинаково воспринимает источники звука со всех направлений. Omni-микрофоны не имеют эффекта приближения. Восьмерка. Одинаково воспринимает звуки спереди и сзади, нечувствителен к звукам сбоку. Кардиоида. Лучше всего воспринимает звук спереди микрофона. Частично подавляет звуки сбоку и менее всех остальных чувстви-телен к звукам сзади микрофона. Суперкардиоида. Лучше всего восприни¬мает звук спереди микрофона. Частично подавляет звуки сбоку и сзади, имеет более узкий, чем кардиоида, передний лепесток. Гиперкардиоида. Лучше всего вос¬принимает звук спереди микрофона. Частично подавляет звуки сбоку и сзади, имеет более узкий, чем суперкардиоида, передний лепесток. Используйте кардиоиду, суперкардиоиду, гиперкардиоиду, восьмерку или закре¬пленный на инструменте омни-микрофон, когда требуется уменьшить проникновение окружающих шумов, акустики помещения или необходимо избежать акустической обратной связи. Микрофон с одной из этих характеристик направленности имеет тенденцию снимать звук оттуда, куда он на¬правлен. Круговой микрофон используется, если нужно снять все, что вокруг микрофона. Импеданс. Электрическая характеристи¬ка микрофона. Применение низкоимпедансных микрофонов помогает избавить¬ся от шумов при использовании длинных микрофонных кабелей. Максимальное звуковое давление (max SPL). Самый громкий звук, который микро¬фон может снять без искажений. Max SPL 120 дБ — это хорошо, 130 дБ — очень хорошо, 140 дБ или выше — прекрасно! 120 дБ SPL — это болевой порог. Собственный шум. Параметр, показы¬вающий, насколько микрофон шумный. Значение этого параметра 25 дБА — хо-рошо, 20 дБА — очень хорошо, 15 дБА или меньше — идеально. Уровень собствен¬ного шума в 30 дБ вполне допустим, если микрофон имеет ближнее расположение к инструменту, потому что уровень сигна¬ла от инструмента будет гораздо выше уровня собственного шума микрофона. Отношение сигнал/шум (S/N). Еще один параметр, определяющий, насколько микрофон шумный. Отношение S/N 69 дБ — хорошо, 74 дБ — очень хорошо, 79 дБ или выше — идеально. S/N 64 дБ вполне нормально, если микрофон имеет ближнее расположение к инстру¬менту, потому что уровень сигнала от инструмента будет гораздо выше уровня собственного шума микрофона. Питание. Конденсаторные микрофоны требуют специального напряжения для работы — от батареи или от источника фантомного питания. Напряжение фан¬томного питания от 12 до 48 В постоян¬ного тока обеспечивается либо микшер-ным пультом, либо отдельным источником фантомного питания. Напряжение приходит на микрофон по стандартному микрофонному кабелю, дополнительного кабеля для питания не требуется. Соединение. Для подключения микрофо¬на используется разъем XLR или другой трехпиновый разъем. Расположение диафрагмы. Большинство конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой принимают звук сбоку микро¬фона, динамические микрофоны обычно получают звук с торца микрофона.
MediaTech-Group
ПОНИМАНИЕ СПЕЦИФИКИ МИКРОФОНА
Какой микрофон лучше всего подходит для записи акустической гитары? А какой лучше работает на рабочем барабане? И какой тип выбрать - конденсаторный или динамический? Направленность - кардиоида или круговая?
На эти вопросы легко отве¬тить, если разобраться, как работает каждый тип микро¬фона, и правильно понять его спецификацию. Путь сигнала при записи или звукоусилении начинается с микрофона. Если выходящий с него сиг¬нал наполнен шумами, искажениями или имеет чрезмерную окраску, то эти шумы, искажения и окраска будут затем присут¬ствовать и дальше. Лучше сразу, с самого начала, получить правильный сигнал.
Даже если вы работаете в основном с MIDI и большинство звуков приходят из синтезаторов или сэмплеров, вам все равно обычно требуется микрофон — для того же сэмплирования, для записи вока¬ла, саксофона, акустической гитары и т.д.
От простого...
Начнем с упрощенного рассмотрения микрофонной спецификации. Это может помочь пониманию поведения микрофона только на основе его характеристик.
Тип: конденсаторный, динамический или ленточный. Эти термины определяют путь, при помощи которого микрофон конвертирует звук в электрический сигнал. Каждый тип имеет собственное звучание и применение.
Конденсаторный микрофон.
Высокока¬чественный, детальный звук с хорошей передачей высоких частот. Используется для вокала в студии, вокала на концерте, акустических инструментов и тарелок. Может быть довольно миниатюрным.
Динамический микрофон.
Хорошее звуковое качество, прочный. Гитарные усилители, барабаны. Не требует фан¬томного питания.
Ленточный микрофон.
Теплый, мягкий саунд. Хрупкий. Духовые инструменты, гитарные усилители. Не требует фантом¬ного питания.
Частотный диапазон. Определяет границы, в рамках которых микро¬фон наиболее достоверно передает информацию.
Частотный диапазон от 20 Гц до 20 кГц покрывает все слышимые человече¬ским ухом частоты. Диапазон от 80 Гц до 15 кГц соответствует большинству инструментов и вокалу, от 40 Гц до 10 кГц — басовым инструментам.
Если в спецификации микрофона указан график АЧХ, то «кривая» на графике показывает, как микрофон реагирует на низкие, средние и высо¬кие частоты. В правой части графика — высокие, слева бас, посередине — СЧ- диапазон.
Если «кривая» АЧХ микрофона в основ¬ном плоская («flat») относительно 0 дБ (средняя линия), это значит, что микро-фон имеет натуральный, аккуратный звук — такой, какой мы слышим ушами.
Круговая направленность (omni).
Микрофон одинаково воспринимает источники звука со всех направлений. Omni-микрофоны не имеют эффекта приближения.
Восьмерка.
Одинаково воспринимает звуки спереди и сзади, нечувствителен к звукам сбоку.
Кардиоида.
Лучше всего воспринимает звук спереди микрофона. Частично подавляет звуки сбоку и менее всех остальных чувстви-телен к звукам сзади микрофона. Суперкардиоида. Лучше всего восприни¬мает звук спереди микрофона. Частично подавляет звуки сбоку и сзади, имеет более узкий, чем кардиоида, передний лепесток.
Гиперкардиоида.
Лучше всего вос¬принимает звук спереди микрофона. Частично подавляет звуки сбоку и сзади, имеет более узкий, чем суперкардиоида, передний лепесток.
Используйте кардиоиду, суперкардиоиду, гиперкардиоиду, восьмерку или закре¬пленный на инструменте омни-микрофон, когда требуется уменьшить проникновение окружающих шумов, акустики помещения или необходимо избежать акустической обратной связи.
Микрофон с одной из этих характеристик направленности имеет тенденцию снимать звук оттуда, куда он на¬правлен. Круговой микрофон используется, если нужно снять все, что вокруг микрофона. Импеданс. Электрическая характеристи¬ка микрофона. Применение низкоимпедансных микрофонов помогает избавить¬ся от шумов при использовании длинных микрофонных кабелей.
Максимальное звуковое давление (max SPL). Самый громкий звук, который микро¬фон может снять без искажений. Max SPL 120 дБ — это хорошо, 130 дБ — очень хорошо, 140 дБ или выше — прекрасно! 120 дБ SPL — это болевой порог. Собственный шум. Параметр, показы¬вающий, насколько микрофон шумный. Значение этого параметра 25 дБА — хо-рошо, 20 дБА — очень хорошо, 15 дБА или меньше — идеально.
Уровень собствен¬ного шума в 30 дБ вполне допустим, если микрофон имеет ближнее расположение к инструменту, потому что уровень сигна¬ла от инструмента будет гораздо выше уровня собственного шума микрофона. Отношение сигнал/шум (S/N). Еще один параметр, определяющий, насколько микрофон шумный. Отношение S/N 69 дБ — хорошо, 74 дБ — очень хорошо, 79 дБ или выше — идеально. S/N 64 дБ вполне нормально, если микрофон имеет ближнее расположение к инстру¬менту, потому что уровень сигнала от инструмента будет гораздо выше уровня собственного шума микрофона.
Питание.
Конденсаторные микрофоны требуют специального напряжения для работы — от батареи или от источника фантомного питания. Напряжение фан¬томного питания от 12 до 48 В постоян¬ного тока обеспечивается либо микшер-ным пультом, либо отдельным источником фантомного питания. Напряжение приходит на микрофон по стандартному микрофонному кабелю, дополнительного кабеля для питания не требуется. Соединение. Для подключения микрофо¬на используется разъем XLR или другой трехпиновый разъем.
Расположение диафрагмы.
Большинство конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой принимают звук сбоку микро¬фона, динамические микрофоны обычно получают звук с торца микрофона.