Скетчноутинг — это способ вести конспект, в котором записи комбинируют с рисунками, схемами, фигурами, рамками и другими графическими вставками.
Такие заметки помогают сконцентрироваться на содержании устного выступления или быстро понять письменный текст. Как использовать скетчи в обучении и зачем школьникам рисованные конспекты, рассказывает автор диссертации на эту тему, кандидат педагогических наук Валентина Браташ. 💡Кто придумал скетчноутинг Американский дизайнер Майк Роуди написал два бестселлера о скетчноутинге, с тех пор этот формат популярен. Одними из первых для обучения школьников его использовали американские учителя из объединения «К-12», которое популяризирует новые педагогические методы и инструменты. В нашей стране скетчноутинг тоже прижился, но в основном для обучения студентов. У школьных учителей этот формат ассоциируется с методом опорных конспектов Софьи Лысенковой и Виктора Шаталова, но есть важное отличие. В скетчноутинге полная свобода самовыражения, а для создания опорных конспектов педагог заранее договаривается с ребятами о структуре и обозначениях. 💡Почему полезно рисовать скетчи Вести рисованные конспекты — интересно и весело. У ученика возникает мотивация внимательно слушать устное выступление, чтобы нарисовать полноценный скетч. Об этом писал Роуди в одной из своих книг. Однажды на многочасовой конференции ему стало скучно, и он решил зарисовывать доклады. Это сработало: Роуди с лёгкостью вникал в содержание каждого сообщения. Скетчноутинг тренирует визуальный тип мышления. Многие люди ведут письменные конспекты на автомате — в надежде зафиксировать информацию и вернуться к ней позже. Со скетчами этот подход не работает. Чтобы создать рисунок, надо вникнуть в содержание текста, быстро всё структурировать и найти визуальный образ. Ученик с рисованным конспектом интенсивно работает на уроке здесь и сейчас. Кроме того, если школьники умеют рисовать скетчи, с их помощью легче готовиться к экзаменам. 💡Как обучать по рисованным конспектам В интернете есть готовые скетчи по разным школьным предметам: от химии до литературы. Можно использовать их на уроках для повторения материала или объяснения новой темы — это научит ребят читать рисованные конспекты. Важно обсудить с учениками содержание и композицию скетчей, их цвета и шрифты. Лучший способ объяснить, как создавать скетчи — вести свои рисованные конспекты на доске прямо во время урока. Возможно, ученикам понравится этот формат, и они его подхватят. В скетчноутинге нет запретов: рисовать можно как угодно. Главное — пробовать, экспериментировать и искать свой стиль. Если ребята хотят рисовать скетчи, учителю важно помочь им преодолеть стеснение и страх, что может получиться некрасиво. Скетч может быть одним из вариантов домашнего задания на выбор: сделать презентацию, снять видео, написать обычный конспект или создать рисованный конспект. Для тех, кто хочет развить этот навык, можно придумать творческие задания. Например, «скетчноутеры» пригодятся на школьной конференции — они могут создать рисованные конспекты по докладам. С разрешения ребят работы можно выложить на сайте школы или в паблике. Вот несколько ресурсов о скетчноутинге в помощь учителю: 🔺Статья на «Фоксфорде» с краткой инструкцией по обучению скетчноутингу: https://okl.lt/2qtz8k . 🔺Мастер-класс по созданию биографии в формате скетчноутинга: https://okl.lt/2qtz8R . 🔺Примеры скетчей на сайте проекта Майка Роуди ( https://okl.lt/2qtz9V ), в сообществе американских педагогов «К-12» ( https://okl.lt/2qtzas ) и на фотохостинге Pinterest ( https://okl.lt/2qtzaZ ). 🔺Задания для тренировок — в книгах Майка Роуди «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу» и «Визуальные заметки на практике. Продвинутые техники визуальных заметок». Кстати, книги тоже рисованные. 🔺Методические рекомендации для учителей, как обучать школьников вести рисованные конспекты, и примеры скетч-работ: https://okl.lt/2qtzbw . 🔺Рассказ Кена Робинсона о смене парадигмы образования в формате скетчноутинга: https://okl.lt/2qtzc3 .
Фоксфорд.Учителю
Скетчноутинг — это способ вести конспект, в котором записи комбинируют с рисунками, схемами, фигурами, рамками и другими графическими вставками.
Такие заметки помогают сконцентрироваться на содержании устного выступления или быстро понять письменный текст. Как использовать скетчи в обучении и зачем школьникам рисованные конспекты, рассказывает автор диссертации на эту тему, кандидат педагогических наук Валентина Браташ.
💡Кто придумал скетчноутинг
Американский дизайнер Майк Роуди написал два бестселлера о скетчноутинге, с тех пор этот формат популярен. Одними из первых для обучения школьников его использовали американские учителя из объединения «К-12», которое популяризирует новые педагогические методы и инструменты.
В нашей стране скетчноутинг тоже прижился, но в основном для обучения студентов. У школьных учителей этот формат ассоциируется с методом опорных конспектов Софьи Лысенковой и Виктора Шаталова, но есть важное отличие. В скетчноутинге полная свобода самовыражения, а для создания опорных конспектов педагог заранее договаривается с ребятами о структуре и обозначениях.
💡Почему полезно рисовать скетчи
Вести рисованные конспекты — интересно и весело. У ученика возникает мотивация внимательно слушать устное выступление, чтобы нарисовать полноценный скетч. Об этом писал Роуди в одной из своих книг. Однажды на многочасовой конференции ему стало скучно, и он решил зарисовывать доклады. Это сработало: Роуди с лёгкостью вникал в содержание каждого сообщения.
Скетчноутинг тренирует визуальный тип мышления. Многие люди ведут письменные конспекты на автомате — в надежде зафиксировать информацию и вернуться к ней позже. Со скетчами этот подход не работает. Чтобы создать рисунок, надо вникнуть в содержание текста, быстро всё структурировать и найти визуальный образ. Ученик с рисованным конспектом интенсивно работает на уроке здесь и сейчас. Кроме того, если школьники умеют рисовать скетчи, с их помощью легче готовиться к экзаменам.
💡Как обучать по рисованным конспектам
В интернете есть готовые скетчи по разным школьным предметам: от химии до литературы. Можно использовать их на уроках для повторения материала или объяснения новой темы — это научит ребят читать рисованные конспекты. Важно обсудить с учениками содержание и композицию скетчей, их цвета и шрифты.
Лучший способ объяснить, как создавать скетчи — вести свои рисованные конспекты на доске прямо во время урока. Возможно, ученикам понравится этот формат, и они его подхватят.
В скетчноутинге нет запретов: рисовать можно как угодно. Главное — пробовать, экспериментировать и искать свой стиль. Если ребята хотят рисовать скетчи, учителю важно помочь им преодолеть стеснение и страх, что может получиться некрасиво.
Скетч может быть одним из вариантов домашнего задания на выбор: сделать презентацию, снять видео, написать обычный конспект или создать рисованный конспект. Для тех, кто хочет развить этот навык, можно придумать творческие задания. Например, «скетчноутеры» пригодятся на школьной конференции — они могут создать рисованные конспекты по докладам. С разрешения ребят работы можно выложить на сайте школы или в паблике.
Вот несколько ресурсов о скетчноутинге в помощь учителю:
🔺Статья на «Фоксфорде» с краткой инструкцией по обучению скетчноутингу: https://okl.lt/2qtz8k .
🔺Мастер-класс по созданию биографии в формате скетчноутинга: https://okl.lt/2qtz8R .
🔺Примеры скетчей на сайте проекта Майка Роуди ( https://okl.lt/2qtz9V ), в сообществе американских педагогов «К-12» ( https://okl.lt/2qtzas ) и на фотохостинге Pinterest ( https://okl.lt/2qtzaZ ).
🔺Задания для тренировок — в книгах Майка Роуди «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу» и «Визуальные заметки на практике. Продвинутые техники визуальных заметок». Кстати, книги тоже рисованные.
🔺Методические рекомендации для учителей, как обучать школьников вести рисованные конспекты, и примеры скетч-работ: https://okl.lt/2qtzbw .
🔺Рассказ Кена Робинсона о смене парадигмы образования в формате скетчноутинга: https://okl.lt/2qtzc3 .