Чтобы чему-то научить, важно привлечь внимание к своему предмету — это золотое правило педагогики.
Если у школьника есть интерес, будут и мотивация, и результат. Рассказываем, какие педагогические приёмы для повышения интереса к учебному материалу предлагает специалист по теории решения изобретательских задач Анатолий Гин в своей книге «Приёмы педагогической техники». ✅ Привлекательная цель Подумайте, что будет интересно выполнять школьнику и одновременно поможет достичь вашей педагогической цели. 💡Пример: Учитель английского языка объясняет вопросные формы предложения. Он предлагает ребятам пофантазировать: мысленно сходить в Косой переулок из серии книг о Гарри Поттере. Там расположено множество магических магазинов с интересными товарами. Задача учеников пофантазировать, что они хотели бы купить, и спросить об этой вещи. Разумеется, на английском языке. ✅ Удивительное близко Расскажите интересный факт или историю по теме урока. Нестандартный подход к изучению нового материала помогает изменить угол зрения — найти удивительное в обычной жизни. 💡Пример: Учитель математики объясняет ученикам, что такое натуральные числа. Педагог предлагает ребятам назвать самое большое число. После ряда попыток и рассуждений ученики приходят к выводу: это невозможно. Так, на практике ребята узнают, что самого большого натурального числа нет, так как множество натуральных чисел — бесконечно. ✅ Ошибочный рассказ Допустите ошибку при объяснении нового материала, заранее предупредив о ней учеников. Задача ребят — мгновенно среагировать на ошибку. Для этого важно поощрять внимание и готовность вмешаться. Этот педагогический приём можно использовать для письменных заданий: педагог выдаёт текст с ошибками, задача ребят — их найти и исправить. 💡Пример: Учитель литературы предлагает ученикам текст с кратким пересказом романа «Обломов» Ивана Гончарова, в котором намеренно искажены факты. Главного героя зовут Андрей, а не Илья, живёт он в Москве, а не в Петербурге и так далее. Задача ребят — найти и исправить ошибки. ✅ Дискуссионный текст Предложите ребятам составить список вопросов к прочитанному параграфу, тогда изучение новой темы будет более занимательным. Стоит заранее обговорить количество вопросов и их формат. 💡Пример: Учитель истории просит в качестве домашнего задания составить несколько вопросов к параграфу: три, которые требуют развёрнутого ответа, и пять с кратким ответом «да» или «нет». На уроке педагог предлагает задать их соседу по парте. Важно, чтобы авторы вопросов знали на них ответы и могли помочь своему партнёру. ✅ Таинственная история В начале урока расскажите ребятам историю, у которой будет в финале загадка. Скажите ребятам, что у них будет шанс разгадать её, если они будут внимательно слушать объяснение новой темы. В конце занятия вернитесь к своей истории и попросите ребят найти объяснение загадочному финалу. 💡Пример: Учитель физики объясняет новую тему: «Горение и управление его интенсивностью». В начале урока он рассказывает такую историю. Екатеринбургский крестьянин обещал людям, что сможет поджечь свой дом, но тот не сгорит. Он облил керосином и поджёг свою деревянную избу — и она полностью уцелела. Как это возможно? Учитель уточняет: справиться с загадкой поможет новый материал. В конце урока ребята поймут: крестьянин смог сохранить избу в огне, потому что изобрёл противопожарный раствор. Пропитанное им дерево стало негорючим. ❓А какими приёмами вы пользуетесь, чтобы заинтересовать учеников новым материалом?
Фоксфорд.Учителю
Чтобы чему-то научить, важно привлечь внимание к своему предмету — это золотое правило педагогики.
Если у школьника есть интерес, будут и мотивация, и результат. Рассказываем, какие педагогические приёмы для повышения интереса к учебному материалу предлагает специалист по теории решения изобретательских задач Анатолий Гин в своей книге «Приёмы педагогической техники».
✅ Привлекательная цель
Подумайте, что будет интересно выполнять школьнику и одновременно поможет достичь вашей педагогической цели.
💡Пример:
Учитель английского языка объясняет вопросные формы предложения. Он предлагает ребятам пофантазировать: мысленно сходить в Косой переулок из серии книг о Гарри Поттере. Там расположено множество магических магазинов с интересными товарами. Задача учеников пофантазировать, что они хотели бы купить, и спросить об этой вещи. Разумеется, на английском языке.
✅ Удивительное близко
Расскажите интересный факт или историю по теме урока. Нестандартный подход к изучению нового материала помогает изменить угол зрения — найти удивительное в обычной жизни.
💡Пример:
Учитель математики объясняет ученикам, что такое натуральные числа. Педагог предлагает ребятам назвать самое большое число. После ряда попыток и рассуждений ученики приходят к выводу: это невозможно. Так, на практике ребята узнают, что самого большого натурального числа нет, так как множество натуральных чисел — бесконечно.
✅ Ошибочный рассказ
Допустите ошибку при объяснении нового материала, заранее предупредив о ней учеников. Задача ребят — мгновенно среагировать на ошибку. Для этого важно поощрять внимание и готовность вмешаться. Этот педагогический приём можно использовать для письменных заданий: педагог выдаёт текст с ошибками, задача ребят — их найти и исправить.
💡Пример:
Учитель литературы предлагает ученикам текст с кратким пересказом романа «Обломов» Ивана Гончарова, в котором намеренно искажены факты. Главного героя зовут Андрей, а не Илья, живёт он в Москве, а не в Петербурге и так далее. Задача ребят — найти и исправить ошибки.
✅ Дискуссионный текст
Предложите ребятам составить список вопросов к прочитанному параграфу, тогда изучение новой темы будет более занимательным. Стоит заранее обговорить количество вопросов и их формат.
💡Пример:
Учитель истории просит в качестве домашнего задания составить несколько вопросов к параграфу: три, которые требуют развёрнутого ответа, и пять с кратким ответом «да» или «нет». На уроке педагог предлагает задать их соседу по парте. Важно, чтобы авторы вопросов знали на них ответы и могли помочь своему партнёру.
✅ Таинственная история
В начале урока расскажите ребятам историю, у которой будет в финале загадка. Скажите ребятам, что у них будет шанс разгадать её, если они будут внимательно слушать объяснение новой темы. В конце занятия вернитесь к своей истории и попросите ребят найти объяснение загадочному финалу.
💡Пример:
Учитель физики объясняет новую тему: «Горение и управление его интенсивностью». В начале урока он рассказывает такую историю. Екатеринбургский крестьянин обещал людям, что сможет поджечь свой дом, но тот не сгорит. Он облил керосином и поджёг свою деревянную избу — и она полностью уцелела. Как это возможно? Учитель уточняет: справиться с загадкой поможет новый материал. В конце урока ребята поймут: крестьянин смог сохранить избу в огне, потому что изобрёл противопожарный раствор. Пропитанное им дерево стало негорючим.
❓А какими приёмами вы пользуетесь, чтобы заинтересовать учеников новым материалом?