МОНЕТЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО.

Греция и ее маленькие города-государства — поли­сы переживали в IV в. до н. э. тяжелый социально-эко­номический кризис. Не хватало рабов, продовольствия, перенаселенность тяжелым бременем ложилась на эко­номику маленьких городских общин, враждующих между собой. Выход из кризиса искали во внешней ко­лонизации, в широких завоевательных войнах, которые начал еще отец Александра — македонский царь Фи­липп. Их продолжил и развернул в невиданном мас­штабе знаменитый Александр.
В Мраморном море, на Принцевых островах, в 1930 г. найден большой клад золотых и электровых мо­нет IV в. до н. э. Исследователи этого клада считают, что он был зарыт именно в 334 г., когда армия форси­ровала Геллеспонт. Передвижение войск, сосредоточе­ние на берегах пролива огромных армий, тревожная обстановка похода — вот что вынудило какого-то торговца или богача зарыть деньги на одном из островов. Он надеялся приплыть затем к острову, вернуться за своим сокровищем. Но то ли владелец погиб, то ли не смог найти клад, который, пролежав в земле более 2300 лет, попал в руки ученых.
Десять лет кровавых александровских войн во мно­гом определили дальнейший ход истории. Был покорен весь Передний Восток — Сирия, Палестина, Египет. В битве при Гавгамелах окончательно разгромлен персидский царь Дарий, завоевана южная часть, Сред­ней Азии. У Александра хватило сил и настойчивости повести войска к Инду, разбить там местного правителя и утвердить свою власть. Вернувшись назад, Александр устроил в Вавилоне свою столицу и вскоре, занятый подготовкой новых походов и устройством необъятной империи, умер.
Началась новая эпоха в истории античного ми­ра — эпоха эллинизма.
Если его отец Филипп выпускал монеты с одним своим именем, то Александр Македонский велел чека­нить монеты с надписью «Басилевс Александр» — царь Александр. Так греки еще не называли правителей. Этим Александр подчеркнул свою неограниченную монархическую власть.
В титуле "басилевс" есть еще один оттенок. Греки так называли персидских царей. А Александр, завое­вав Иран, всячески заигрывая с местной знатью, носил восточные одежды, даже женился на бактрийскои прин­цессе, желая найти на Востоке опору режиму и популяр­ность. Титул «басилевс» подчеркивал политику заво­евателя. Басилевсами стали называть себя на монетах
Огромная власть Александра позволила ему осу­ществить единую чеканку на всей громадной террито­рии покоренных земель — монеты из серебра с порт­ретом самого царя и из золота с изображением богини Афины. Если раньше каждый город в Греции чеканил свои монеты, то теперь они чеканят единые деньги по утвержденному царем образцу и весу. Это наглядно показывает, как на место маленьких городских общин приходит монархия, претендующая на мировое гос­подство.
Особый интерес для нас представляют серебряные монеты. На них изображен сам Александр. Он мнил себя богом и заставлял поклоняться себе. В этом, как он полагал, была основа его власти. Эллинистические монархи после него унаследовали этот принцип. Алек­сандр чеканил монеты с изображением Геракла в льви­ной шкуре, а потом стал изображать и свой профиль в львиной шкуре. Он как бы поставил себя на место древнегреческого героя-полубога. Но, глядя на монеты великого честолюбца, открывшего своими завоеваниями целую историческую эпоху, мы как бы слышим иронический, спокойный ответ лакедемонян на притязания царя: «Ну что же, пусть Александр будет богом, если он этого хочет».
Личность Александра привлекала внимание и в бо­лее поздние эпохи. Рассказы и романы об Александре — Искандере создавались в средние века на Западе и Вос­токе и в XX в. Монеты свидетельствуют об этой на ред­кость долгой памяти об Александре. В Римской импе­рии во II в н. э., спустя половину тысячелетия после смерти полководца, выпускались серебряные монеты, подражающие тем образцам, которые установил он в конце IV в. до н. э.
После александровских войн и завоеваний началась новая длительная эпоха эллинистических государств. Произошли назревавшие в течение всего IV в. до н. э. крупные социально-экономические перемены. Усили­лись эксплуатация рабов, деспотизм владык. Образова­лась элита, грабившая народ. Исчезли республикан­ские формы правления. Их заменили монархии. Разви­вались наука и техника. Общественная жизнь наполнилась дворцовыми пе­реворотами, войнами, мятежами, кровавыми драма­ми.
Новый тип правителей — эллинистических царей — прекрасно характеризуют монетные изображения. Первые наследники Александра стремились на монетах походить на него. Египетский царь Птолемей Сотер (305—283 гг. до н. э.) даже на своих монетах писал имя Александра. Иногда цари приказывали изображать се­бя на монетах в виде прекрасных молодых полубо­гов, подражая и в этом Александру. Вот монета Митри-Дата Евпатора (132—63 гг. до н. э.) — понтийского Царя, правившего в Малой Азии и завоевавшего на не­которое время Крым. В жизни это типичный эллинисти­ческий деспот, энергичный, сильный, подозрительный, суеверный, беспощадный и мстительный. Рассказы вали, что он заготовил заранее смертные приговоры всем своим самым преданным слугам — на всякий случай. Свою мать, брата, сестру он погубил, подозревая в заговоре. А вот на монетах перед нами этакий герой с длинными кудрями, устремленными к небу очами...
Со временем мастера-монетчики стали изображать эллинистических правителей иначе. Развитие художественных вкусов, эстетических запросов привело к тому что стали особенно цениться портретное сходство, психологизм изображения личности, реализм в передаче действительности. И эти требования стиля и вкуса оказались сильнее тщеславия царей. Мастера-монетчики, замечательные художники своего времени, изображали их с беспощадным реализмом, не только подчеркивая изъяны внешности, но и создавая порой весьма нелестные психологические характеристики. Эти-то монеты для нас особенно ценны, так как являются важными историческими материалами.

Комментарии

Комментариев нет.