В центре села Рагозино, в окружении вековых елей стоит старая деревянная церковь, посвященная батюшке Серафиму Саровскому. Рагозинский храм — безмолвный свидетель целой эпохи
Революционные преобразования в России затронули все стороны жизни общества, в том числе и Церковь. В январе 1918 году был принят декрет «О свободе совести», известный как декрет об отделении Церкви от государства. Запрещалось религиозное просвещение и обучение, только родители могли обучать религии своих детей. Любая деятельность духовенства вне храма рассматривалась как религиозная пропаганда, которая была запрещена.В начале 30-х годов большинство священнослужителей подверглись репрессиям – отбывали ссылку, тюремное заключение, многих расстреливали. Не обошла эта участь и священнослужителей Рогозинской церкви.
В 1932 году за неуплату налога был арестован и осужден на 3 года ссылки и священник Рагозинской церкви Петр Шарапов. Вместе со священником были арестованы псаломщик Алексей Павлович Евдокимов и церковный староста Михаил Андреевич Сергеев. 15 августа 1937 году священник П. Шарапов и псаломщик А. Евдокимов были расстреляны в омской тюрьме.В августе 1931 года был арестован псаломщик Рагозинской церкви Федор Демидович Дракин, крестьянин-единоличник.
В сентябре 1937 года был арестован псаломщик Рагозинской церкви Николай Захарович Кравченко по обвинению в том, что является противником Советской власти и коллективизации, разлагает трудовую дисциплину в колхозе, а также «ведет активную агитацию с целью наваждения религиозного дурмана среди колхозного населения». 1 ноября 1937 года он был расстрелян в Таре.
В июле 1937 года в деревне Петропавловка Рагозинского сельсовета был арестован священник Прокопий Карпович Кобышко. В июле 1937 года священника П. Кобышко арестовали, 10 сентября 1937 года батюшку расстреляли в Таре. Вместе со священником были расстреляны церковный староста Степан Балашенко и крестьянин Матвей Журавлев.
Согласно справке Рагозинского сельсовета, от мая 1939 года, здание церкви по прямому назначению не используется, церковного совета не существует с 1934 года, помещение находится в ветхом состоянии и требует ремонта. В здании храма сначала разместили приемный пункт заготзерно – ссыпали хлеб. Затем здание отремонтировали и разместили там клуб. В ходе ремонта были разобраны купол и колокольня. После постройки в Рагозино нового клуба в здании церкви был сначала разместили детский сад, а после библиотеку. В 1998 году в Рагозино закрыли центральную котельную, здание церкви осталось без отопления, а библиотеку перевели в другое помещение.
Поездка в село Рагозино в день преподобного Серафима Саровского Добраться сюда было не просто, но весь этот нелегкий путь стоило преодолеть ради того, чтобы увидеть поистине боголепный храм. Когда туда приезжаешь, охватывает чувство умиротворения и тишины. Место напоминает пустыню, здесь сразу возникает желание подвизаться в непрестанной молитве. Иногда казалось, что среди деревьев ходит батюшка Серафим, и он, несомненно, с нами присутствовал. Ведь преподобный Серафим жил в небольшой келье-хижине в лесной глуши в верстах пяти от Саровской обители. Живя на земле, среди лесов и дебрей, в наше грешное время, он превращал пустыню в «рай сладости». Этим «облечением во Христа» была достигнута высшая мыслимая для человека ступень совершенства во всех смыслах: целомудрие, бдение — непрерывная память о Боге и непрестанная молитва, пост, смирение, послушание и совершенное незлобие. Чему нам и стоит поучиться у Серафима Саровского. Ведь это не только удел святых, но и мы должны совершать каждый свой подвиг ради Бога. Стяжание Духа Святого есть цель нашей жизни.На праздник приехало много священников Калачинской епархии во главе с епископом Калачинским и Муромцевским Петром. Когда входишь в храм, пронизывает какая-то благодать и светлость, несмотря на то, что внутри он сильно пострадал от времени, обветшал, крыша течет, купола и вовсе не осталось. Но хотелось бы отметить, что местные жители очень хорошо подготовили храм. Он был убран и украшен к празднику. Также прихожане приготовили большую и сытную праздничную трапезу, что после службы было просто необходимо. В храме отстояли службу и молились преподобному Серафиму, была проведена Божественная Литургия, многие причастились впервые. Мы прошли Крестный ход вокруг храма с чтением молитв и священного Евангелия, Владыка окроплял людей и храм святой водой. И вообще казалось, вокруг храма все светится необычайным светом. Это значит, что батюшка Серафим везде присутствует, где зовут его, он слышит наши молитвы. Если встать благоговейно и вслушаться, то наше сердце уловит молитву мытаря, которой взывал преподобный: «Боже милостив, буди мне грешнику». Конечно, для нас очень важен праздник, это Радость, потому что у нас православных русских людей есть такой молитвенник угодник Божий Серафим Саровский.
В конце службы Владыка Петр сказал в проповеди о том, что мы согрешим, если упустим сей храм. Ведь Господь сохранил его, значит и мы должны общими усилиями и молитвами попробовать его восстановить. Только представьте, какое замечательное молитвенное место может получиться здесь. Будто Саровская пустынька, только в Омске. Тогда местные жители смогут регулярно посещать богослужения в храме, конечно и паломники начнут приезжать. Поэтому здесь очень важно желание трудиться и сплотиться. Если мы будем равнодушно относиться к храмам Божьим, где есть возможность помолиться и приступить к Божественным Таинствам, то тогда мы уподобимся тем людям, которые во времена богоборчества бездушно разрушали храмы. Мы желаем вам, дорогие жители Рагозино, чтобы вы обрели храм, и в нем чаще звучала молитва. Помолимся же Святому Серафиму!Варвара Стяжкина, студентка ОмГПУ.
Село Рагозинское Кейзесской волости,Тарского уезда, Тобольской губернии, от епархиального города в 430 верстах, от уездного города, почтовой конторы и пароходной пристани в 120 верстах, от благочинного в215 верстах, от железнодорожной станции «Татарской» в 240 верстах. Почтовый адрес «.г. Тара. Кейзесское вол. правление» Ближайшая церковь в с. Кейзес Церковь однопрестольная во имя святого Серафима Саровского Чудотворца построена в 1908 году старанием торгующего крестьянина Лоскутова Фёдора Николаевича, на добровольные пожертвования и местные средства. Здание деревянное, на каменном фундаменте , с таковою же , в одной связи колокольней. Утварь и богослужебные книги есть. Приписных церквей, часовень имолитвенных домов в приходе нет. Свободных и запасных капиталов церковь не имеет. Арендных статей нет. Земли при церкви, для пользования причта имеется100 дес. сенокосной с лесом, а пахотной нет. Земля эта с 1909 года находится в безспорном владении причта. Приговор рагозинского общества об отводе земли находится в Омской дух. консистории. По качеству земля средняя и находится в 7 верстах от церкви. Дохода она причту не приносит, вследствии покрытия её лесной чащей.
Для священника имеется вполне новый благоустроенный дом в 6 комнат со всеми необходимыми надворными строениями, а для псаломщика прихожане арендуют за свой счет квартиру у местных крестьян. В состав прихода входят: с . Рагозинское с населением 521 душ;Елизарова в 7 верстах -8 душ; Щелканка в 4 верстах -324 д.; Еличная в 10 верстах – 196 д.; Николаевка в 15 верстах – 179д.; Верхние Тунгузы в 6 верстах – 165 д.; Нижние Тунгузы в 5верстах- 211 душ. ; Неждановка в 4 верстах -204д.; Димитриевка в 8 верстах- 175 д.; Кирпичная в 6 верстах - 277 д.; Чепенская в 14 верстах- 190д.; Саратовка в 12 верстах - 211д.; Соловьевка в 11 верстах-145д.; Спасская в 7 верстах-240д.; Чемеричка в 15 верстах-131д. А всего населения в приходе 1571душ муж. пола и 1577 душ жен. пола. В с. Рагозино имеется Минис-терское одноклассное училище,школ и других ведомств нет. По штату положено быть священнику с жалованием от казны 400 руб , и псаломщику с жалованием 125 руб. в год.; братского дохода по клировым ведомствам показано 300 руб. в год.
Священником назначен Багинский Виталий Игнатьевич 31 год. Сын псаломщика Волынской губернии Житомирского уезда. Окончил 3 кл. Волынской дух. семинарии и при нем держал экзамен по богословским предметам; о чем имеется Свидетельство с 20.08.1903 года. Священником с 01 октября 1908 года имеет скуфью. При нем жена и 5 детей. Из этого прихода, в свою очередь ,предполагают выделиться в самостоятельный приход: пос.Саратовский с деревнями Соловьевской , Успенской, Спасской, Чемерички и Малиновской. Церковь намечена к постройке в пос. Саратовском.Расскольников ,в преимуществе безпоповцев числится 195 чел. в одной дер. Елизаровой. Сектантов нет. Остальное население православное.Исключительно старожильских деревень две: Рагозина и Елизарова. В остальных переселенцы из губерний: Вятской, Харьковской, Могилевской, Виленской, Смоленской, Минской, Витебской Саратовской и Орловской. (Использованные материалы:Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. - Омск: Типография "Иртыш", 1914, с. 837, 838, 850-851.)
В 2000 году здание Рагозинского храма передали Церкви, был зарегистрирован приход и назначен священник – о. Дионисий Романчук.Здание церкви нуждается в капитальном ремонте, приход малочисленный – в с. Рагозино проживает всего 560 чел. Жилье священнику предоставили малопригодное для проживания. Батюшка с помощью прихожан навел в храме порядок.Были приобретены две печки, заготовлены дрова на зиму. Изготовили престол,жертвенник и иконостас, начали служить Божественную литургию. Но через год по семейным обстоятельствам отец Дионисий был переведен в другой приход.В настоящее время в с. Рагозино священника нет, здание церкви стоит пустующее. Несколько лет назад вРагозино прошел крупный град. Во многих домах были выбиты стекла, но церковь не пострадала, так как она расположена в окружении вековых сосен и елей. Послеэтого местные жители вытащили рамы вместе со стеклами, был разобран пол. Рагозинский храм безмолвный свидетель целой эпохи. Построенный в начале XX века трудами, жертвами и молитвами простых крестьян, храм многое повидал на своем веку. Он был построен в годы столыпинской аграрной реформы, когда крестьяне-переселенцы осваивали необъятные просторы Сибири. Храм пережил революцию и гражданскую войну, НЭП и коллективизацию, военное лихолетье, разруху и послевоен-ные годы, распад СоветскогоСоюза. Господь сохранил Свой храм. Но к сожалению, местные жители за годы советской власти привыкли жить без церкви, поэтому сегодня храм стоит заброшенный. Переживет ли храм наше равнодушие? Прошу тебя, дорогой читатель, помолиться о помощи Божией.Надеюсь, что найдутся добрые люди, которые помогут вернуть храм к жизни, и в нем снова зазвучит молитва. Священник Сергий ЧЕРКАСОВ, настоятельхрама в честь Серафима Саровского с. Седельниковогазета "Благовещение", апрель 2012года
Революционные преобразования в России затронули все
стороны жизни общества, в том числе и Церковь. В январе 1918 году был принят
декрет «О свободе совести», известный как декрет об отделении Церкви от
государства. Запрещалось религиозное просвещение и обучение, только родители
могли обучать религии своих детей. Любая деятельность духовенства вне храма
рассматривалась как религиозная пропаганда, которая была запрещена.В начале
30-х годов большинство священнослужителей подверглись репрессиям – отбывали
ссылку, тюремное заключение, многих расстреливали. Не обошла эта участь и
священнослужителей Рогозинской церкви.
В 1932 году за неуплату налога был арестован и
осужден на 3 года ссылки и священник Рагозинской церкви Петр Шарапов. Вместе со
священником были арестованы псаломщик Алексей Павлович Евдокимов и церковный
староста Михаил Андреевич Сергеев. 15 августа 1937 году священник П. Шарапов и
псаломщик А. Евдокимов были расстреляны в омской тюрьме.В августе 1931 года был
арестован псаломщик Рагозинской церкви Федор Демидович Дракин,
крестьянин-единоличник.
В сентябре 1937 года был арестован псаломщик
Рагозинской церкви Николай Захарович Кравченко по обвинению в том, что является
противником Советской власти и коллективизации, разлагает трудовую дисциплину в
колхозе, а также «ведет активную агитацию с целью наваждения религиозного
дурмана среди колхозного населения». 1 ноября 1937 года он был расстрелян в
Таре.
В июле 1937 года в деревне Петропавловка
Рагозинского сельсовета был арестован священник Прокопий Карпович Кобышко. В
июле 1937 года священника П. Кобышко арестовали, 10 сентября 1937 года батюшку
расстреляли в Таре. Вместе со священником были расстреляны церковный староста
Степан Балашенко и крестьянин Матвей Журавлев.
Согласно справке Рагозинского сельсовета, от мая
1939 года, здание церкви по прямому назначению не используется, церковного
совета не существует с 1934 года, помещение находится в ветхом состоянии и
требует ремонта. В здании храма сначала разместили приемный пункт заготзерно –
ссыпали хлеб. Затем здание отремонтировали и разместили там клуб. В ходе
ремонта были разобраны купол и колокольня. После постройки в Рагозино нового
клуба в здании церкви был сначала разместили детский сад, а после библиотеку. В
1998 году в Рагозино закрыли центральную котельную, здание церкви осталось без
отопления, а библиотеку перевели в другое помещение.
Тобольской губернии, от епархиального города в 430 верстах, от уездного города, почтовой конторы и пароходной пристани в 120 верстах, от благочинного в215 верстах, от железнодорожной станции «Татарской» в 240 верстах. Почтовый адрес «.г. Тара. Кейзесское вол. правление»
Ближайшая церковь в с. Кейзес
Церковь однопрестольная во имя святого Серафима
Саровского Чудотворца построена в 1908 году старанием торгующего крестьянина Лоскутова Фёдора Николаевича, на добровольные пожертвования и местные средства. Здание деревянное, на каменном фундаменте , с таковою же , в одной связи колокольней. Утварь и богослужебные книги есть. Приписных церквей, часовень имолитвенных домов в приходе нет. Свободных и запасных капиталов церковь не имеет. Арендных статей нет. Земли при церкви, для пользования причта имеется100 дес. сенокосной с
лесом, а пахотной нет. Земля эта с 1909 года находится в безспорном владении причта. Приговор рагозинского общества об отводе земли находится в Омской дух. консистории. По качеству земля средняя и находится в 7 верстах от церкви. Дохода она причту не приносит, вследствии покрытия её лесной чащей.
строениями, а для псаломщика прихожане арендуют за свой счет квартиру у местных крестьян. В состав прихода входят: с . Рагозинское с населением 521 душ;Елизарова в 7 верстах -8 душ; Щелканка в 4 верстах -324 д.; Еличная в 10 верстах – 196 д.; Николаевка в 15 верстах – 179д.; Верхние Тунгузы в 6 верстах – 165 д.; Нижние Тунгузы в 5верстах- 211 душ. ; Неждановка в 4 верстах -204д.; Димитриевка в 8 верстах- 175 д.; Кирпичная в 6 верстах - 277 д.; Чепенская в 14 верстах- 190д.; Саратовка в 12 верстах - 211д.; Соловьевка в 11 верстах-145д.; Спасская в 7 верстах-240д.; Чемеричка в 15 верстах-131д. А всего населения в приходе 1571душ муж. пола и 1577 душ жен. пола. В с. Рагозино имеется Минис-терское одноклассное училище,школ и других ведомств нет. По штату положено быть священнику с жалованием от казны 400 руб , и псаломщику с жалованием 125 руб. в год.; братского дохода по клировым ведомствам показано 300 руб. в год.
держал экзамен по богословским предметам; о чем имеется Свидетельство с 20.08.1903 года. Священником с 01 октября 1908 года имеет скуфью. При нем жена и 5 детей. Из этого прихода, в свою очередь ,предполагают выделиться в самостоятельный приход: пос.Саратовский с деревнями Соловьевской , Успенской, Спасской, Чемерички и Малиновской. Церковь намечена к постройке в пос. Саратовском.Расскольников ,в преимуществе безпоповцев числится 195 чел. в одной дер. Елизаровой. Сектантов нет. Остальное население православное.Исключительно старожильских деревень две: Рагозина и Елизарова. В остальных переселенцы из губерний: Вятской, Харьковской, Могилевской, Виленской, Смоленской, Минской, Витебской Саратовской и Орловской. (Использованные материалы:Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн
Голошубин. - Омск: Типография "Иртыш", 1914, с. 837, 838, 850-851.)