01.2020 г. Святой Церковью прославляется икона Божией Матери "Млекопитательница".
Богоматерь Млекопитательница; испостница св. Саввы, Карея, Афон; общий вид до реставрации.
Богоматерь Млекопитательница; испостница св. Саввы, Карея, Афон; после реставрации.
Так называется икона Пресвятой Богородицы, которую святой Савва Сербский принес из монастыря преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима и поставил ее в своей постнической келье в Карее на Святой Горе Афон. Сим и исполнилось пророчество преподобного Саввы Освященного, изреченное за 800 лет до того: о том, что придет некий сербский священник Савва, которому должно передать эту икону и его жезл. Когда святой Савва Сербский посетил обитель преподобного Саввы Освященного, монахи вспомнили о пророчестве основателя их обители и вручили святому Савве Сербскому икону и жезл. Эта икона стоит с правой стороны от царских врат в упомянутой постнической келье, а жезл находится в другой келье, именуемой «Патерица», в Карее.
(Прим. - Ред.) ИКОНОГРАФИЯ: икона Божией Матери "Млекопитательница"
"В 2002–2004 гг. Греческое Управление охраны памятников, Сербский Византийский институт совместно с Российской академией художеств организовал несколько экспедиций по описанию и реставрации древностей монастыря Хиландар на Святом Афоне.
Икона Богоматери Млекопитательницы, которая находится в испостнице святого Саввы в Карее на Афоне, относится к одному из самых древних иконографических типов Богоматери с Младенцем Христом. Образ Млекопитательницы сложился в восточно-христианской коптской традиции под влиянием изображений богини Исиды (Isis) II–III вв. В стенных росписях монашеских келий коптских монастырей V–VI вв. нередко появляется образ Млекопитательницы. Элизабет Болман подчеркивает, что этот тип изображения складывается в монашеской мужской среде. Символизм образа находит свое объяснение в словах Климента Александрийского (ум. 211–218 гг.), который писал, что молоко в груди Богородицы имеет божественную природу, оно есть Логос, потому что состоит из Тела и Крови Христовой. Молоко Богородицы, согласно Клименту, есть «напиток бессмертия». Позднее, в V в., Кирилл Александрийский (ум. ок. 445 г.) объяснял, что Господь наделил Марию молоком на небесах. Со временем у христианских авторов молоко становится также знаком святости мучеников, тела которых в момент смерти истекают молоком. Младенец Иисус, питаемый Богородицей, принимает, таким образом, не просто материнское молоко, но божественную пищу, данную Ему Господом. Иконография Млекопитательницы складывается как визуальное воплощение Евхаристии, что возвышает ее изображение над обыденной повествовательностью.
Образ получил более широкое распространение в греческих провинциях и на востоке христианского мира, нежели в Константинополе, где он известен только в миниатюрах XI–XII вв.. В XIII в. изображения Млекопитательницы распространяются в западноевропейском искусстве и на Балканах. Савва Освященный, родом каппадокиец, в 484 г. основал в пустыне близ Иордана монастырь. Предание гласит, что спустя несколько столетий по предсказанию Саввы Освященного лавру посетил Савва Сербский (1169–1237), будущий первый архиепископ Сербии. В лавре его освятили иконой Богоматери Млекопитательницы, которую он установил в Хиландарском монастыре. Около 1192/93 г. Савва поселился на Афоне, где много сил уделял восстановлению монастыря Хиландар, дал ему устав и ввел строгие правила общежития. Эти легендарные сведения относятся, очевидно, к более древнему памятнику, послужившему образцом для самой великой святыни – карейской иконы Богородицы Млекопитательницы из испостницы св. Саввы Освященного. Она необычным образом помещена с правой стороны от царских врат иконостаса испостницы, что свидетельствует об особом почитании иконы.
На иконе размером 122.5×87 см представлена полуфигура Богородицы, которая кормит грудью Младенца Христа, сидящего слева. Богоматерь увенчана короной, которую подносят ей два ангела. Икона украшена вотивными серебряными, золочеными накладками с рельефными орнаментами: нимбы Христа и Богородицы, корона на голове Богоматери, вифлеемские звезды на лбу и плечах Богородицы, накладки на руках и манжетах, два картуша на фоне с греческой надписью.
Изображение обновлялось в XVIII–XIX вв., когда фонд был записан темно-синей краской с золотыми греческими надписями на фоне, а мафорий Богоматери украшен растительным орнаментом синего цвета. Тогда же были переписаны лики Марии и Младенца Христа, фигуры ангелов поверх потемневшего слоя масляного лака, копоти и затеков воска, что сделало первоначальное изображение почти невидимым. Кроме того, по всей поверхности имелись отставания красочного слоя и грунта от основы, что могло привести к утратам живописи.
В процессе консервации и раскрытия иконы от поздних наслоений была обнаружена авторская живопись оригинала. Первоначальный светло-зеленый, разбеленный цвет фона, открытый в результате пробных тестов, в результате оставили под поздней темно-синей записью в силу плохой сохранности красочного слоя оригинала. На нижнем поле открылась датирующая надпись, выполненная красной киноварной краской. Несмотря на утраты части текста, из надписи ясно, что икону заказал иеромонах Максим из Печской патриархии при архиепископе Арсении и хиландарском игумене Симеоне в 1690-х гг. (последняя цифра даты утрачена). Гиматий Христа и мафорий Богородицы выполнены золотом и серебром с лессировками прозрачным слоем кармина и оранжево-красной краски (гиматий Младенца). После удаления темного слоя лака стала видна великолепная игра золота и серебра. Зеленые хитоны Марии и Христа украшены золотыми и серебряными растительными орнаментами. По золотой кайме мафория Богородицы идет лента буквенного орнамента.
Моделировка ликов выполнена сильно разбеленной розоватой охрой поверх темного подготовительного тона санкиря. Света на ликах положены плотным слоем нанесенной штрихами краски. Такая техника личного письма согласуется с традиционными приемами пост-византийской живописи, передающей округлость форм. Золотая корона на голове Марии украшена каменьями и крестами, написанными прозрачными лессировочными красками.
Таким образом, в результате раскрытия иконы от поздних наслоений открылось подлинное изображение Богоматери Млекопитательницы, сходное с опубликованной С. Снессоревой литографией XIX в., на которой еще нет орнаментальных розеток на одеждах Христа и Богоматери.
Стилистика хиландарской иконы близка не только другим иконам позднего XVII в. из афонских монастырей, в том числе Хиландара, но во многом созвучна русской иконописи этого периода с ее золотопробельным письмом и выбеленными округлыми ликами. Во второй половине, особенно в конце, XVII в. русская иконопись отражала представления о живописи, которые формировались в борьбе между «латинствующими» реформаторами и традиционалистами – «грекофилами». Влияние позднегреческой, в первую очередь афонской, иконописи очевидно. В русских иконах таких знаменитых мастеров второй половины XVII – начала XVIII в., как Симон Ушаков, Тихон Филатьев, можно видеть светло-зеленые фоны, использование лессировочных прозрачных красок, высветление ликов, придающее им округлость, и другие приемы, которые сближают их творчество с иконой Богоматери Млекопитательницы из подворья монастыря Хиландар в Карее на Святом Афоне.
Вокруг древней хиландарской иконы Млекопитательницы сложился культ ее почитания, образ 1690-х гг. послужил образцом для реплики 1784 г., написанной монахом Макарием из Галатиссы (Византийский музей в Афинах). Этот же монах расписал и новую церковь в испостнице Хиландара в 1790-х гг. Тогда же он, очевидно, переписал чудотворную икону Млекопитательницы с тем, чтобы обновить ее и приблизить к новой стилистике своего иконостаса.
источник: Бобров Ю. Г. Экспедиция на Афон. Икона Богоматери Млекопитательницы в испостнице святого Саввы Освященного в Карее.
Лекции пр.А.И.Осипова,прот.А.Ю.Ткачева.Православие
25.
01.2020 г. Святой Церковью прославляется икона Божией Матери "Млекопитательница".
Так называется икона Пресвятой Богородицы, которую святой Савва Сербский принес из монастыря преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима и поставил ее в своей постнической келье в Карее на Святой Горе Афон. Сим и исполнилось пророчество преподобного Саввы Освященного, изреченное за 800 лет до того: о том, что придет некий сербский священник Савва, которому должно передать эту икону и его жезл. Когда святой Савва Сербский посетил обитель преподобного Саввы Освященного, монахи вспомнили о пророчестве основателя их обители и вручили святому Савве Сербскому икону и жезл. Эта икона стоит с правой стороны от царских врат в упомянутой постнической келье, а жезл находится в другой келье, именуемой «Патерица», в Карее.
(Прим. - Ред.)
ИКОНОГРАФИЯ: икона Божией Матери "Млекопитательница"
"В 2002–2004 гг. Греческое Управление охраны памятников, Сербский Византийский институт совместно с Российской академией художеств организовал несколько экспедиций по описанию и реставрации древностей монастыря Хиландар на Святом Афоне.
Икона Богоматери Млекопитательницы, которая находится в испостнице святого Саввы в Карее на Афоне, относится к одному из самых древних иконографических типов Богоматери с Младенцем Христом. Образ Млекопитательницы сложился в восточно-христианской коптской традиции под влиянием изображений богини Исиды (Isis) II–III вв. В стенных росписях монашеских келий коптских монастырей V–VI вв. нередко появляется образ Млекопитательницы. Элизабет Болман подчеркивает, что этот тип изображения складывается в монашеской мужской среде. Символизм образа находит свое объяснение в словах Климента Александрийского (ум. 211–218 гг.), который писал, что молоко в груди Богородицы имеет божественную природу, оно есть Логос, потому что состоит из Тела и Крови Христовой. Молоко Богородицы, согласно Клименту, есть «напиток бессмертия». Позднее, в V в., Кирилл Александрийский (ум. ок. 445 г.) объяснял, что Господь наделил Марию молоком на небесах. Со временем у христианских авторов молоко становится также знаком святости мучеников, тела которых в момент смерти истекают молоком. Младенец Иисус, питаемый Богородицей, принимает, таким образом, не просто материнское молоко, но божественную пищу, данную Ему Господом.
Иконография Млекопитательницы складывается как визуальное воплощение Евхаристии, что возвышает ее изображение над обыденной повествовательностью.
Образ получил более широкое распространение в греческих провинциях и на востоке христианского мира, нежели в Константинополе, где он известен только в миниатюрах XI–XII вв.. В XIII в. изображения Млекопитательницы распространяются в западноевропейском искусстве и на Балканах.
Савва Освященный, родом каппадокиец, в 484 г. основал в пустыне близ Иордана монастырь. Предание гласит, что спустя несколько столетий по предсказанию Саввы Освященного лавру посетил Савва Сербский (1169–1237), будущий первый архиепископ Сербии. В лавре его освятили иконой Богоматери Млекопитательницы, которую он установил в Хиландарском монастыре. Около 1192/93 г. Савва поселился на Афоне, где много сил уделял восстановлению монастыря Хиландар, дал ему устав и ввел строгие правила общежития.
Эти легендарные сведения относятся, очевидно, к более древнему памятнику, послужившему образцом для самой великой святыни – карейской иконы Богородицы Млекопитательницы из испостницы св. Саввы Освященного. Она необычным образом помещена с правой стороны от царских врат иконостаса испостницы, что свидетельствует об особом почитании иконы.
На иконе размером 122.5×87 см представлена полуфигура Богородицы, которая кормит грудью Младенца Христа, сидящего слева. Богоматерь увенчана короной, которую подносят ей два ангела. Икона украшена вотивными серебряными, золочеными накладками с рельефными орнаментами: нимбы Христа и Богородицы, корона на голове Богоматери, вифлеемские звезды на лбу и плечах Богородицы, накладки на руках и манжетах, два картуша на фоне с греческой надписью.
Изображение обновлялось в XVIII–XIX вв., когда фонд был записан темно-синей краской с золотыми греческими надписями на фоне, а мафорий Богоматери украшен растительным орнаментом синего цвета. Тогда же были переписаны лики Марии и Младенца Христа, фигуры ангелов поверх потемневшего слоя масляного лака, копоти и затеков воска, что сделало первоначальное изображение почти невидимым. Кроме того, по всей поверхности имелись отставания красочного слоя и грунта от основы, что могло привести к утратам живописи.
В процессе консервации и раскрытия иконы от поздних наслоений была обнаружена авторская живопись оригинала. Первоначальный светло-зеленый, разбеленный цвет фона, открытый в результате пробных тестов, в результате оставили под поздней темно-синей записью в силу плохой сохранности красочного слоя оригинала. На нижнем поле открылась датирующая надпись, выполненная красной киноварной краской. Несмотря на утраты части текста, из надписи ясно, что икону заказал иеромонах Максим из Печской патриархии при архиепископе Арсении и хиландарском игумене Симеоне в 1690-х гг. (последняя цифра даты утрачена). Гиматий Христа и мафорий Богородицы выполнены золотом и серебром с лессировками прозрачным слоем кармина и оранжево-красной краски (гиматий Младенца). После удаления темного слоя лака стала видна великолепная игра золота и серебра. Зеленые хитоны Марии и Христа украшены золотыми и серебряными растительными орнаментами. По золотой кайме мафория Богородицы идет лента буквенного орнамента.
Моделировка ликов выполнена сильно разбеленной розоватой охрой поверх темного подготовительного тона санкиря. Света на ликах положены плотным слоем нанесенной штрихами краски. Такая техника личного письма согласуется с традиционными приемами пост-византийской живописи, передающей округлость форм. Золотая корона на голове Марии украшена каменьями и крестами, написанными прозрачными лессировочными красками.
Таким образом, в результате раскрытия иконы от поздних наслоений открылось подлинное изображение Богоматери Млекопитательницы, сходное с опубликованной С. Снессоревой литографией XIX в., на которой еще нет орнаментальных розеток на одеждах Христа и Богоматери.
Стилистика хиландарской иконы близка не только другим иконам позднего XVII в. из афонских монастырей, в том числе Хиландара, но во многом созвучна русской иконописи этого периода с ее золотопробельным письмом и выбеленными округлыми ликами. Во второй половине, особенно в конце, XVII в. русская иконопись отражала представления о живописи, которые формировались в борьбе между «латинствующими» реформаторами и традиционалистами – «грекофилами». Влияние позднегреческой, в первую очередь афонской, иконописи очевидно. В русских иконах таких знаменитых мастеров второй половины XVII – начала XVIII в., как Симон Ушаков, Тихон Филатьев, можно видеть светло-зеленые фоны, использование лессировочных прозрачных красок, высветление ликов, придающее им округлость, и другие приемы, которые сближают их творчество с иконой Богоматери Млекопитательницы из подворья монастыря Хиландар в Карее на Святом Афоне.
Вокруг древней хиландарской иконы Млекопитательницы сложился культ ее почитания, образ 1690-х гг. послужил образцом для реплики 1784 г., написанной монахом Макарием из Галатиссы (Византийский музей в Афинах). Этот же монах расписал и новую церковь в испостнице Хиландара в 1790-х гг. Тогда же он, очевидно, переписал чудотворную икону Млекопитательницы с тем, чтобы обновить ее и приблизить к новой стилистике своего иконостаса.
источник: Бобров Ю. Г. Экспедиция на Афон. Икона Богоматери Млекопитательницы в испостнице святого Саввы Освященного в Карее.