Тема 198. Суточный богослужебный круг. Суточный круг – последовательность богослужений в течение суток. Богослужебный день начинается с вечера. По примеру Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, шесть раз начинает день с вечера (И был вечер, и было утро: день второй (Быт.1:8)), в Церкви день начинается с вечера – вечернею. Например, праздничное Всенощное бдение служится накануне двунадесятых праздников вечером. Суточных богослужений 9 (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, Литургия, 1,3,6,9 часы). В древности они совершались каждая в своё время (сейчас так только в монастырях). Затем для удобства верующих их стали объединять. Например, утром в воскресенье обычно совершают три службы (3-й, 6-й часы и Литургию). Вечером в субботу 4 службы: (9-й час, вечерня, утреня и 1-й час). Т. к. в приходских храмах не служится повечерие и полунощница, в грекоговорящих поместных церквах миряне используют их в качестве вечерних (повечерие) и утренних (полунощницу) молитв. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в Часослове.
Часосло́в – наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга: часов с междочасием, изобразительных, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий.
Часослов, а особенно его сокращенный вариант – Часовник – кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно. Отсюда сравнительная редкость древних Часословов по сравнению с другими богослужебными книгами – они быстро изнашивались и заменялись новыми. Редки даже печатные Часословы и Часовники, не говоря уже о рукописных.
Сколько-нибудь древних списков Часослова мы не знаем, старейшие из них восходят к XIII в.
Греческое название книги – Ὡρολόγιον (ὥρα – «час», λόγιον – «слово»). В греческой традиции различают Большой Часослов и Малый Часослов; Большой Часослов соответствует нашей Псалтири Следованной, Малый – нашему Часослову. Аналогичная терминология использовалась русскими литургистами дореволюционного периода (например, протоиерей К. Никольский), однако сейчас понятие «Часослов» прилагается только к его малому варианту.
В основной части Часослова находятся следующие службы суточного круга (по порядку):
– полунощница вседневная (полное чинопоследование); – полунощницы субботняя и воскресная (в некоторых изданиях схематично); – утреня (фактически только начало утрени до шестопсалмия включительно и окончание, начиная с хвалитных псалмов; середина утрени, содержащая почти исключительно изменяемые песнопения, в Часослове отсутствует) – 1-й час; – 3-й час; – 6-й час; – последование изобразительных; – чин о панагии; – 9-й час; – вечерня; – великое повечерие; – малое повечерие (в изданиях 1990–2000-х годов изложено схематически; в современных изданиях – преимущественно полностью).
Обратим внимание: в некоторых изданиях Часослова службы, редко совершаемые в приходской практике: субботняя и воскресная полунощница и малое повечерие – изложены схематически. Еще одно замечание: в службах Часослова указаны последования не только обычного периода года, но и великопостные особенности. Это означает, что в седмичные дни Великого поста можно совершать службы, пользуясь на клиросе только Часословом, привлекая необходимые дополнительные книги: Псалтирь, Минею и Триодь.
Приложения Часослова (основные):
– 17-я кафисма; – тропари, Богородичны и ипакои воскресные восьми гласов; – Богородичны отпустительные, поемые в течение всего лета (то же, что и 4-е приложение Минеи); – тропари дневные; – последование общего молебна (с молебным каноном Богородице 8-го гласа); – тропари воскресные «Ангельский собор…»; – тропари заупокойные «Святых лик…»; – тропари на молебнах Господу, Богородице (в честь различных икон) и святым (как общие, так и отдельные наиболее почитаемым святым).
Лекции пр.А.И.Осипова,прот.А.Ю.Ткачева.Православие
Основы православия
Тема 198. Суточный богослужебный круг.
Суточный круг – последовательность богослужений в течение суток.
Богослужебный день начинается с вечера. По примеру Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, шесть раз начинает день с вечера (И был вечер, и было утро: день второй (Быт.1:8)), в Церкви день начинается с вечера – вечернею. Например, праздничное Всенощное бдение служится накануне двунадесятых праздников вечером.
Суточных богослужений 9 (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, Литургия, 1,3,6,9 часы).
В древности они совершались каждая в своё время (сейчас так только в монастырях). Затем для удобства верующих их стали объединять. Например, утром в воскресенье обычно совершают три службы (3-й, 6-й часы и Литургию). Вечером в субботу 4 службы: (9-й час, вечерня, утреня и 1-й час).
Т. к. в приходских храмах не служится повечерие и полунощница, в грекоговорящих поместных церквах миряне используют их в качестве вечерних (повечерие) и утренних (полунощницу) молитв.
Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в Часослове.
Часосло́в – наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга: часов с междочасием, изобразительных, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий.
Часослов, а особенно его сокращенный вариант – Часовник – кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно. Отсюда сравнительная редкость древних Часословов по сравнению с другими богослужебными книгами – они быстро изнашивались и заменялись новыми. Редки даже печатные Часословы и Часовники, не говоря уже о рукописных.
Сколько-нибудь древних списков Часослова мы не знаем, старейшие из них восходят к XIII в.
Греческое название книги – Ὡρολόγιον (ὥρα – «час», λόγιον – «слово»). В греческой традиции различают Большой Часослов и Малый Часослов; Большой Часослов соответствует нашей Псалтири Следованной, Малый – нашему Часослову. Аналогичная терминология использовалась русскими литургистами дореволюционного периода (например, протоиерей К. Никольский), однако сейчас понятие «Часослов» прилагается только к его малому варианту.
В основной части Часослова находятся следующие службы суточного круга (по порядку):
– полунощница вседневная (полное чинопоследование);
– полунощницы субботняя и воскресная (в некоторых изданиях схематично);
– утреня (фактически только начало утрени до шестопсалмия включительно и окончание, начиная с хвалитных псалмов; середина утрени, содержащая почти исключительно изменяемые песнопения, в Часослове отсутствует)
– 1-й час;
– 3-й час;
– 6-й час;
– последование изобразительных;
– чин о панагии;
– 9-й час;
– вечерня;
– великое повечерие;
– малое повечерие (в изданиях 1990–2000-х годов изложено схематически; в современных изданиях – преимущественно полностью).
Обратим внимание: в некоторых изданиях Часослова службы, редко совершаемые в приходской практике: субботняя и воскресная полунощница и малое повечерие – изложены схематически. Еще одно замечание: в службах Часослова указаны последования не только обычного периода года, но и великопостные особенности. Это означает, что в седмичные дни Великого поста можно совершать службы, пользуясь на клиросе только Часословом, привлекая необходимые дополнительные книги: Псалтирь, Минею и Триодь.
Приложения Часослова (основные):
– 17-я кафисма;
– тропари, Богородичны и ипакои воскресные восьми гласов;
– Богородичны отпустительные, поемые в течение всего лета (то же, что и 4-е приложение Минеи);
– тропари дневные;
– последование общего молебна (с молебным каноном Богородице 8-го гласа);
– тропари воскресные «Ангельский собор…»;
– тропари заупокойные «Святых лик…»;
– тропари на молебнах Господу, Богородице (в честь различных икон) и святым (как общие, так и отдельные наиболее почитаемым святым).