Краткую историю кошачьего туалета, читайте в новой серии цикла «История котиков».
Шуршащие в лотке Тысячелетия человек и кошка жили рядом, а проблема кошачьего туалета решалась очень просто. Кошки большую часть времени проводили за пределами дома, где и делали все необходимые дела. Придворные кошки тоже не были исключением: они могли свободно выходить в садик при дворце. На худой конец, лакей мог за ними быстро и эффективно прибрать. Однако на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий происходит две настоящих революции. Первая, связанная с культом породистых кошек, заставила многих едва ли не впервые в истории посмотреть на хвостатых как на исключительно домашнее животное. Вторая связана с изобретением знаменитого унитаза, на который человечество начинает медленно но верно «перебираться». Однако приучить к нему домашнюю кошку было почти непосильной задачей. Конечно, были хвостатые уникумы, которые могли эксплуатировать унитазы или чашу «Генуя» по назначению. Я уже рассказывал про любимца моей прабабушки, кота Мурика, который уверенно пользовался унитазом в коммунальной квартире, хотя и не умел смывать за собой (рискну предположить, что это было связано в основном с тем, что он не мог допрыгнуть до цепочки). Проблема кошачьего туалета была весьма актуальна и пахла острыми вопросами. Главный из них – как убрать следы кошачьей жизнедеятельности. Для этого использовали самодельные лоточки, наполненные песком или старыми газетами. И так продолжалось до тех пор, пока после Второй Мировой войны из американской армии не демобилизовался Эдвард Лоу. Ему было двадцать семь лет и он продолжил старый семейный бизнес. Вместе с отцом он занимался поставкой строительных материалов разным фирмам в Саут-Бенде, штат Индиана. В основном это были песок, опилки и глина. Однажды соседка Лоу Младшего попросила продать ей небольшой мешок так называемой фуллеровой глины ( это глина с абсорбирующими и отбеливающими свойствами). Эдвард удивился, ведь у него обычно заказывали минимум несколько больших упаковок такого материала. Но соседка объяснила ему, что она засыпает ее в кошачий лоток, а глина прекрасно впитывает и мочу и ее запах. И тогда Эдвард понял, что нашел золотую жилу! Он наладил поставку глины владельцам кошек в своем городе. Заработанных денег хватило на рекламу в других городах. К тому времени кошачья индустрия в США уже была развита, например, продавались те же самые лотки. Лоу путешествует по разным штатам, посещает солидные фирмы, кошачьи выставки и самых известных заводчиков кошек. Он везде пропагандирует свой кошачий наполнитель и у его фирмы нет отбоя от заказов. Дальше – больше! Лоу хватает денег на то, чтобы помещать рекламу своего наполнителя Kitty Litter в женских журналах. Лоу не чурается и переписки с владельцами кошек, дает им советы по правильной эксплуатации наполнителя, в общем, бизнесмен он был упорный и поэтому удачливый. Вообще он стал Томасом Эдисоном от кошачьего туалета. Kitty Litter становится брэндом, а сам Лоу впоследствии получит сто семьдесят патентов, авторских прав и товарных знаков, связанных с кошачьей индустрией. Он сам стал лицом своей фирмы и в рекламе неизменно появлялся в компании благодарных котов. На упаковке своей продукции (наполнитель, лотки, игрушки и т.д.) он помещал интересные факты из жизни кошек, чем тоже покорял сердца владельцев котов. Любопытно, что Лоу вмешался в одно интересное дело из разряда так называемых «трудовых споров». В 1961 году корпорация Pacific Mercury Electronics в Калифорнии попыталась избавиться от «кошачьего талисмана» местного профсоюза плотников. Кот, который проживал в здании, принадлежащем корпорации, постоянно справлял там нужду. Кота попытались выселить, но за него вступились плотники, пригрозив компании забастовкой. Узнав об этом Эдвард Лоу за свой счет прислал в корпорацию большой мешок своего Kitty Litter и лоток. Кот остался в здании, стороны пришли к соглашению. Кроме этого он организовал кошачий приют, где жило несколько десятков котов и они испытывали новые виды наполнителя. Пример Лоу вдохновил множество других бизнесменов и изобретателей. Помимо глины в комочках, вскоре на прилавках появились варианты наполнителя с кварцем и диатомитом, а также комкующимся бетонитом, который разработал в 1984 году Томас Нельсон. На сегодняшний момент только в США для кошачьих туалетов ежегодно добывают 2,3 миллиона тонн глины. Помимо этого существуют наполнители из древесных гранул, опилок и смеси, куда добавляют даже ячмень, грецкие орехи и апельсиновую цедру. В последнее время стали популярны также биоразлагаемые наполнители и наполнители из силикагеля, которые часто называют «кристаллическим наполнителем». Кстати, как указывают некоторые западные исследователи, распространение наполнителей для кошачьи туалетов привело к тому, что многие американцы стали заводить котов, не боясь за мебель и полы своих квартир и домов. Конечно, нельзя все сводить к туалету. ХХ век стал во многом веком кошачьего триумфа и благодаря нескольким другим факторам, о которых мы поговорим в следующий раз. Оставайтесь с нами и не забывайте гладить котиков! Идея, редакция цикла и текст: Глеб Таргонский Иллюстрации: 1. Эдвард Лоу в 1980-х гг.
2. Кот Том – талисман калифорнийских плотников. 1961 год
3. Одна из первых реклам наполнителя Эдварда Лоу в печати. 1950-е гг.
ОНИ УХОДЯТ ПО РАДУГЕ
Краткую историю кошачьего туалета, читайте в новой серии цикла «История котиков».
Шуршащие в лотке
Тысячелетия человек и кошка жили рядом, а проблема кошачьего туалета решалась очень просто. Кошки большую часть времени проводили за пределами дома, где и делали все необходимые дела. Придворные кошки тоже не были исключением: они могли свободно выходить в садик при дворце. На худой конец, лакей мог за ними быстро и эффективно прибрать. Однако на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий происходит две настоящих революции. Первая, связанная с культом породистых кошек, заставила многих едва ли не впервые в истории посмотреть на хвостатых как на исключительно домашнее животное. Вторая связана с изобретением знаменитого унитаза, на который человечество начинает медленно но верно «перебираться». Однако приучить к нему домашнюю кошку было почти непосильной задачей.
Конечно, были хвостатые уникумы, которые могли эксплуатировать унитазы или чашу «Генуя» по назначению. Я уже рассказывал про любимца моей прабабушки, кота Мурика, который уверенно пользовался унитазом в коммунальной квартире, хотя и не умел смывать за собой (рискну предположить, что это было связано в основном с тем, что он не мог допрыгнуть до цепочки).
Проблема кошачьего туалета была весьма актуальна и пахла острыми вопросами. Главный из них – как убрать следы кошачьей жизнедеятельности. Для этого использовали самодельные лоточки, наполненные песком или старыми газетами.
И так продолжалось до тех пор, пока после Второй Мировой войны из американской армии не демобилизовался Эдвард Лоу. Ему было двадцать семь лет и он продолжил старый семейный бизнес. Вместе с отцом он занимался поставкой строительных материалов разным фирмам в Саут-Бенде, штат Индиана. В основном это были песок, опилки и глина. Однажды соседка Лоу Младшего попросила продать ей небольшой мешок так называемой фуллеровой глины ( это глина с абсорбирующими и отбеливающими свойствами). Эдвард удивился, ведь у него обычно заказывали минимум несколько больших упаковок такого материала. Но соседка объяснила ему, что она засыпает ее в кошачий лоток, а глина прекрасно впитывает и мочу и ее запах.
И тогда Эдвард понял, что нашел золотую жилу! Он наладил поставку глины владельцам кошек в своем городе. Заработанных денег хватило на рекламу в других городах. К тому времени кошачья индустрия в США уже была развита, например, продавались те же самые лотки. Лоу путешествует по разным штатам, посещает солидные фирмы, кошачьи выставки и самых известных заводчиков кошек. Он везде пропагандирует свой кошачий наполнитель и у его фирмы нет отбоя от заказов. Дальше – больше! Лоу хватает денег на то, чтобы помещать рекламу своего наполнителя Kitty Litter в женских журналах. Лоу не чурается и переписки с владельцами кошек, дает им советы по правильной эксплуатации наполнителя, в общем, бизнесмен он был упорный и поэтому удачливый.
Вообще он стал Томасом Эдисоном от кошачьего туалета. Kitty Litter становится брэндом, а сам Лоу впоследствии получит сто семьдесят патентов, авторских прав и товарных знаков, связанных с кошачьей индустрией. Он сам стал лицом своей фирмы и в рекламе неизменно появлялся в компании благодарных котов. На упаковке своей продукции (наполнитель, лотки, игрушки и т.д.) он помещал интересные факты из жизни кошек, чем тоже покорял сердца владельцев котов.
Любопытно, что Лоу вмешался в одно интересное дело из разряда так называемых «трудовых споров». В 1961 году корпорация Pacific Mercury Electronics в Калифорнии попыталась избавиться от «кошачьего талисмана» местного профсоюза плотников. Кот, который проживал в здании, принадлежащем корпорации, постоянно справлял там нужду. Кота попытались выселить, но за него вступились плотники, пригрозив компании забастовкой. Узнав об этом Эдвард Лоу за свой счет прислал в корпорацию большой мешок своего Kitty Litter и лоток. Кот остался в здании, стороны пришли к соглашению. Кроме этого он организовал кошачий приют, где жило несколько десятков котов и они испытывали новые виды наполнителя.
Пример Лоу вдохновил множество других бизнесменов и изобретателей. Помимо глины в комочках, вскоре на прилавках появились варианты наполнителя с кварцем и диатомитом, а также комкующимся бетонитом, который разработал в 1984 году Томас Нельсон. На сегодняшний момент только в США для кошачьих туалетов ежегодно добывают 2,3 миллиона тонн глины. Помимо этого существуют наполнители из древесных гранул, опилок и смеси, куда добавляют даже ячмень, грецкие орехи и апельсиновую цедру. В последнее время стали популярны также биоразлагаемые наполнители и наполнители из силикагеля, которые часто называют «кристаллическим наполнителем».
Кстати, как указывают некоторые западные исследователи, распространение наполнителей для кошачьи туалетов привело к тому, что многие американцы стали заводить котов, не боясь за мебель и полы своих квартир и домов. Конечно, нельзя все сводить к туалету. ХХ век стал во многом веком кошачьего триумфа и благодаря нескольким другим факторам, о которых мы поговорим в следующий раз.
Оставайтесь с нами и не забывайте гладить котиков!
Идея, редакция цикла и текст: Глеб Таргонский
Иллюстрации:
1. Эдвард Лоу в 1980-х гг.