Узбекская посуда, восточная сказка

Чайный сервиз в восточном стиле, при этих словах у меня в уме всегда вырисовывается посуда почему то именно в узбекском стиле. Конечно у разных народов разные традиции росписи и для посуды особенно, но сегодня свой пост я посвящаю именно традиционной, замысловатой и очень красивой керамике Узбекистана.
С детства я мечтаю украсить свою кухню расписными тарелками, пиалами и великолепным чайником из солнечного Узбекистана, в нашем сибирском доме такой посуды никогда не было, слишком далеко от нас восточные базары. Но такую посуду я видела в советских фильмах, эта народная красота, наряду с традиционными восточными интерьерами и садами, прочно засела в моей памяти.
Я расскажу сегодня о четырёх наиболее известных видах узбекской керамики.
Первый вид, керамика из города Хорезм, считается самым древним.
Вся посуда изготавливается исключительно по старинным канонам, все краски, материалы, натуральны, использование современных красок, лаков и прочего, абсолютно не допустимо!
В центре каждого из лепестков украшающих традиционное хорезмское блюдо, нарисован оберег, кинжал, призванный защитить хозяина от всех бед и врагов. А мотив этот настолько древний, что встречается на посуде изготовленной до н.э.
Орнамент на хорезмской посуде достаточно узнаваем, мастера не позволяют себе приносить в традиционные мотивы особые новшества, что и прекрасно, ведь благодаря такому консерватизму удаётся сохранить столь древнее искусство в неизменном виде.
Второй вид, тоже достаточно древний, называется Риштанская керамика.
Сегодня Риштан это известный город мастеров, без преувеличения можно сказать, что риштанская керамика, с характерными орнаментами и уникальным изумрудным цветом, известна во всём мире. Зарождению этой прекрасной керамики способствовало то, что всё необходимое для производства посуды можно найти в окрестностях самого Риштана, начиная от глины и заканчивая красками.
Орнаменты на посуде, это не просто красивые рисунки, это послание, как и любая народная роспись.
А местные мастера считают свою глину самой лучшей, называют её, хоки сурх и считается, что она настолько хорошо, что даже не нуждается в предварительной обработке.
Краска применяемая традиционно для росписи Риштанской керамики, изготавливается из произрастающих в этих местах трав. Радующие глаз изумрудные тона, это ишкоровая глазурь, дошедшая до наших дней из глубокой древности, благодаря стараниям мастеров сохранивших народное искусство. И хотя у риштанской керамики свой неповторимый стиль, всё же каждый мастер имеет собственные секреты создания краски и росписи посуды.
Третий вид узбекской посуды, называется "Пахта".
Этот вид росписи зародился в советские времена, когда Узбекистан был главным поставщиком хлопка по всему союзу. Не удивительно, что основой элемент этого орнамента и стал стиллизованный бутон хлопка, а так как хлопок на узбекском называется пахта, то и стиль оформления этой посуды получил такое же название.
Такая посуда получила широкое распространение по всему бывшему СССР, сине-белый орнамент с золотыми узорами можно встретить во многих семьях. Иногда рисунок дополняют и другие цвета, чёрный, коричневый, жёлтый, зелёный и даже розовый.
Третий вид, это авторский стиль.
Такая посуда выполняется в традиционном узбекском стиле, но у каждого мастера она уникальна. В интернете множество известных узбекских мастеров, я не буду перечислять имена, просто предлагаю посмотреть несколько авторских работ.
Ну и ещё несколько прекрасных произведений узбекских мастеров:

Узбекская посуда, восточная сказка - 880696471452
Узбекская посуда, восточная сказка - 880696471196
Узбекская посуда, восточная сказка - 880696471708
Узбекская посуда, восточная сказка - 880696471964

Комментарии

Комментариев нет.