Гарник Зулумян родился 1 января 1907 года в Алеппо в семье фотографа. В 1919 году переехал в Каир (Египет), где стал посещать гимназию Галстянов, и в 1924 году обосновался в Париже. В 1925 г. закончил парижскую архитектурную школу. В 1939 году состоялась его первая официальная выставка. Впервые на историческую родину Гарзу приехал в 1966 году, почти сорокалетним, уже известным художником. Возможно, ему требовалось время, чтобы, как говорится, "созреть" для этого посещения. И, наверное, поэтому он решил добираться до Армении поездом. "Возможность лететь самолетом меня не прельщала. Хотелось въехать в Армению не сразу, а постепенно. Подобно тому, как постепенно раскрывается занавес в театре и зрители попадают в волшебный мир, передо мной постепенно раскрывался образ страны, которую я мечтал увидеть всю свою жизнь. И у меня создавалось ощущение, что я давно уже знаю Армению, более того, видел ее в своих произведениях, и чувствовал себя армянским художником, прожившим часть жизни в родной стране", — так он объяснял выбор транспорта. В 1966 году Гарзу был известен в Армении, по большому счету, единственной своей картиной, находившейся в республике, но все произведения, которые экспонировались на организованной тогда выставке, он оставил в дар своей стране. Заслуженный деятель искусств Армении Шаэн Хачатрян вспоминал, что после землетрясения "попросил его помочь ленинаканским художникам, в одночасье лишившимся мастерских и средств к существованию. Фонд культуры, где я был исполнительным директором, предлагал устроить выставку-продажу примерно полусотни работ, которые Гарзу, не задумываясь, передал мне. Спустя некоторое время выставка-продажа состоялась, однако я уже не имел к ней отношения: в фонде произошли кадровые изменения. Через непродолжительное время меня немало озадачило, что два десятка литографий, которые я, повторяю, собственноручно привез в Ереван, вдруг обнаружились в США, где их продавали по гораздо более высокой цене". На трагедию 1988 года Гарзу отозвался и как художник – он прислал Хачатряну эскиз картины "Надежда": разрушенный город, а из земли, словно дерево, прорастает обнаженная женщина, на ее голове вместо волос — молодые цветущие побеги. К сожалению, картину эту Гарзу так и не написал, она осталась эскизом. А армянская тематика возникла во фресках, которыми художник расписал средневековую церковь Святого Саака в городе Маноске, неподалеку от Марселя. И это стало настоящим подвигом – попробуйте расписать фресками 600 квадратных метров поверхности, когда вам 81 год. Выставки Гарзу проходили во многих странах мира, его картины выставлены в сотне с лишним мировых музеев, полотна Гарника Зулумяна изображены на почтовых марках Франции. В 1956 г. художник был удостоен рыцарского звания "Легион чести", в 1977 избран членом Академии изящных искусств Франции. Гарзу с большим успехом занимался росписью по фарфору и гравюрой, оформлял театральные постановки в оперных и балетных театрах Парижа. Работы Гарзу высоко оценивались Хемингуэем, Камю, Моруа – авторами произведений, которые он иллюстрировал. Сегодня в Национальной картинной галерее Армении хранится более трехсот работ кисти Гарзу. Художник прожил без малого век, уйдя из жизни в эти августовские дни 2000 года, оставив миру удивительное художественное наследие, которое еще долго будут пытаться расшифровать.
АРМЕНИЯ - ВСЕ ОБ АРМЕНИИ И АРМЯНАХ.
Памяти художника Гарника Зулумяна (Гарзу)
Гарник Зулумян родился 1 января 1907 года в Алеппо в семье фотографа. В 1919 году переехал в Каир (Египет), где стал посещать гимназию Галстянов, и в 1924 году обосновался в Париже.
В 1925 г. закончил парижскую архитектурную школу. В 1939 году состоялась его первая официальная выставка.
Впервые на историческую родину Гарзу приехал в 1966 году, почти сорокалетним, уже известным художником. Возможно, ему требовалось время, чтобы, как говорится, "созреть" для этого посещения. И, наверное, поэтому он решил добираться до Армении поездом.
"Возможность лететь самолетом меня не прельщала. Хотелось въехать в Армению не сразу, а постепенно. Подобно тому, как постепенно раскрывается занавес в театре и зрители попадают в волшебный мир, передо мной постепенно раскрывался образ страны, которую я мечтал увидеть всю свою жизнь. И у меня создавалось ощущение, что я давно уже знаю Армению, более того, видел ее в своих произведениях, и чувствовал себя армянским художником, прожившим часть жизни в родной стране", — так он объяснял выбор транспорта.
В 1966 году Гарзу был известен в Армении, по большому счету, единственной своей картиной, находившейся в республике, но все произведения, которые экспонировались на организованной тогда выставке, он оставил в дар своей стране. Заслуженный деятель искусств Армении Шаэн Хачатрян вспоминал, что после землетрясения "попросил его помочь ленинаканским художникам, в одночасье лишившимся мастерских и средств к существованию. Фонд культуры, где я был исполнительным директором, предлагал устроить выставку-продажу примерно полусотни работ, которые Гарзу, не задумываясь, передал мне. Спустя некоторое время выставка-продажа состоялась, однако я уже не имел к ней отношения: в фонде произошли кадровые изменения. Через непродолжительное время меня немало озадачило, что два десятка литографий, которые я, повторяю, собственноручно привез в Ереван, вдруг обнаружились в США, где их продавали по гораздо более высокой цене".
На трагедию 1988 года Гарзу отозвался и как художник – он прислал Хачатряну эскиз картины "Надежда": разрушенный город, а из земли, словно дерево, прорастает обнаженная женщина, на ее голове вместо волос — молодые цветущие побеги. К сожалению, картину эту Гарзу так и не написал, она осталась эскизом. А армянская тематика возникла во фресках, которыми художник расписал средневековую церковь Святого Саака в городе Маноске, неподалеку от Марселя. И это стало настоящим подвигом – попробуйте расписать фресками 600 квадратных метров поверхности, когда вам 81 год.
Выставки Гарзу проходили во многих странах мира, его картины выставлены в сотне с лишним мировых музеев, полотна Гарника Зулумяна изображены на почтовых марках Франции. В 1956 г. художник был удостоен рыцарского звания "Легион чести", в 1977 избран членом Академии изящных искусств Франции. Гарзу с большим успехом занимался росписью по фарфору и гравюрой, оформлял театральные постановки в оперных и балетных театрах Парижа. Работы Гарзу высоко оценивались Хемингуэем, Камю, Моруа – авторами произведений, которые он иллюстрировал.
Сегодня в Национальной картинной галерее Армении хранится более трехсот работ кисти Гарзу. Художник прожил без малого век, уйдя из жизни в эти августовские дни 2000 года, оставив миру удивительное художественное наследие, которое еще долго будут пытаться расшифровать.