Немецкий колёсный трактор – тягач Hanomag ST-100

В автомобильной истории было немало примеров, когда техника сугубо военного назначения становилась востребованной в обычной, мирной жизни. В случае с Hanomag ST-100 всё начиналось с точностью до наоборот.
Изначально, в середине 1930-х годов «Гигант», именно так он назывался, задумывался в качестве тяжелого сельскохозяйственного трактора, но набиравшая обороты военная махина Вермахта положила на эту разработку свой зоркий глаз.
Ничего удивительного в этом нет, военные сразу увидели в тракторе перспективный колёсный тягач, пригодный, в том числе, и для буксировки артиллерии, и не только.
Уже к концу 1930-х машина где только не использовалась. Обычный транспортный тягач, тягавший прицепы, аэродромный буксировщик самолётов, буксировщик топливных цистерн, и даже ракетоносец.
Именно такие тягачи в версии SS-100 буксировали пусковые установки немецких баллистических ракет V2.
Что же стало причиной такой популярности? Я думаю, в первую очередь это была тяговитость, ведь под капотом стоял дизель Hanomag D85S.
Шестицилиндровый рядный двигатель объемом 8.5 литров развивал мощность в 120 л.с. Кажется, это не так уж много, но крутящий момент здесь был главнее.
Бортовая электросеть – 24 вольт, с двумя четырьмя аккумуляторами общей емкостью 150 Ампер обеспечивали надёжный запуск в любых погодных условиях.
Редуктор заднего моста находится как бы под углом.
Коробка передач четырёхскоростная, двухдисковая муфта сцепления, ведущая ось задняя. Максимальная скорость – 40 км/час.
Любопытный момент – когда у немцев начались серьёзные проблемы с жидким топливом, они пытались переделать этот тягач, установить газогенераторную установку на дизельный двигатель. Не знаю, насколько успешной была эта затея, но упоминания о ней в истории есть.
Кабина деревянная, обшитая тонким стальным листом, была двух вариантов – одинарная, трёхместная и двойная на шесть мест.
В салоне всё просто, но уже сам факт того, что была крыша над головой, для того же артиллерийского расчёта было важным моментом, а у транспортных тягачей задняя часть кабины могла служить спальником.
В 1945 году производство «Гигантов» было свёрнуто, но уцелело немало машин, которые еще долго работали в разных странах Европы. Большая часть так и осталась тягачами, только уже гражданского назначения, но на базе отдельных машин строили разную спецтехнику, даже небольшие экскаваторы.
Запас прочности позволил использовать немецкие трофеи вплоть до шестидесятых. Ныне уцелевшие тягачи можно увидеть в европейских технических музеях.

Немецкий колёсный трактор – тягач Hanomag ST-100 - 911928904316
Немецкий колёсный трактор – тягач Hanomag ST-100 - 911928904060
Немецкий колёсный трактор – тягач Hanomag ST-100 - 911928903804
Немецкий колёсный трактор – тягач Hanomag ST-100 - 911928903548
Немецкий колёсный трактор – тягач Hanomag ST-100 - 911928903292
Немецкий колёсный трактор – тягач Hanomag ST-100 - 911928903036
Немецкий колёсный трактор – тягач Hanomag ST-100 - 911928902780
Немецкий колёсный трактор – тягач Hanomag ST-100 - 911928902524
Немецкий колёсный трактор – тягач Hanomag ST-100 - 911928902268

Комментарии

  • 18 апр 2022 21:35
    Не знаю кто писал эту статью,но местами информация неточная Во-первых SS = Strassen Schlepper в переводе дорожный тягач. Ракетоносцем он быть не мог т.к. всего лишь буксировал прицеп-установщик с ракетой Vergeltung-2 (V2) = возмездие) до стартовой позиции. .Для справки - ракетоносцем в обиходе называют самолет с ракетой и ,реже, пусковую установку. Существовали модификации   SS100N, SS100LN, SSA100N, SS100NH, SS100NWH,ST100 и ST100W.На газогенераторном стоял двигатель D 85 Holzgas 80 л.с. (а не 100 как на дизеле).Начало выпуска тягача 1937 год. После войны тягач в модернизированном виде выпускался вплоть до 1951 года.
    ФотографияФотография
  • 18 апр 2022 21:36
    ФотографияФотография