ГАЗ-51А выпуска периода начало-середина 1957 года (уже установлены обновлённый бампер с выштамповкой по всей длине и фартуки кабины с тремя горизонтальными выштамповками, но еще присутствует прежняя дерево-металлическая кабина)
Фургон для перевозки мебели Т-246 ГлавМосАвтоТранса на шасси ГАЗ-51А выпуска второй половины 1957 - конца 1959 года (цельнометаллическая кабина и новая подштамповка на боковинах капота "горьковский АВТОЗАВОД" вместо прежней "автозавод им.Молотова")
ГАЗ-51А выпуска после 1960 года (появился новый бампер с выштамповкой по центру под установку номерного знака)
В середине 1956 года вместо ГАЗ-51 началось серийное производство модернизированного грузовика ГАЗ-51А. От своего предшественника он отличался, в первую очередь, увеличенной грузовой платформой с тремя откидывающимися бортами, внутренние размеры которой составляли 3070×2070×605 мм. Усиленные габаритные брусья теперь стали крепиться вдоль верхней кромки боковых бортов. Этому кузову был присвоен индекс ГАЗ-92. Инструментальный ящик несколько уменьшился в размерах и стал монтироваться слева под основанием платформы, в передней её части. Дисковый стояночный тормоз заменён на барабанный. Задний фонарь ФП13 с лампами А-26 на 21 св (стоп-сигнал) и А-24 на 3 св (габариты и освещение номерного знака) вместе с номерным знаком устанавливался на держателе, крепившемся к поперечному брусу новой платформы. Штепсельная розетка питания прицепа ПС10 монтировалась в отдельном кронштейне на задней поперечине рамы. ГАЗ-51А был снят с производства 2 апреля 1975 года, уступив свое место на конвейере грузовику ГАЗ-52-04. В общей сложности свет увидело 3 481 033 «пятьдесят первых» обоих поколений.
Кроме того, семейство ГАЗ-51 является рекордсменом по объемам производства за рубежом. С ноября 1951 года выпуск копии ГАЗ-51 под маркой «Люблин-51» освоил польский завод FSC (г. Люблин). С 1958 года ГАЗ-51А, переименованный в «Сынри-58», начали производить на автозаводе в северокорейском городе Дычхон. В том же году сразу два китайских предприятия – автозавод «Дзиньган» и автозавод в городе Ухань – освоили производство своей версии «51-го», «Юэцзинь-134».
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ: 1957 год В начале 1957 года для устранения течи масла был внедрён сальник амортизатора изменённой конструкции. Также начали устанавливаться обновлённый буфер с выштамповкой по всей длине и фартуки кабины с тремя горизонтальными выштамповками. С середины 1957 года завод начал переходить на выпуск полностью металлической кабины, рамки боковых стёкол и форточки дверей которой приобрели скруглённую форму. Форточки дверей стали открывающимися в отличие от неподвижных стёкол окна на прежних кабинах. Индексы кабин базовой модели и различных модификаций машины не изменились. Летом этого же года, в связи с переименованием завода, выштамповка «Автозавод им. Молотова» на панелях верхних боковин капота была изменена на «Горьковский автозавод». Со второго полугодия 1957 года началась установка малогабаритного реле-регулятора РР24-Г, впоследствии полностью заменившего прежний РР20. С IV квартала 1957 года в связи с приведением технических показателей приборов в соответствие с ГОСТ 8138-56 «Указатели давления масла и температуры воды автомобильные, импульсные. Технические условия» и введением указателей поворота внедрён щиток приборов КП5-А2, отличавшийся от КП5-А отсутствием добавочных сопротивлений в цепях обмотки термобиметаллических пластинок импульсных указателей температуры воды и давления масла. 6-вольтовый указатель температуры охлаждающей жидкости типа УК16 с датчиком ТМ2-А (ТМ2-Б) уступил место 12-вольтовому УК26-В с датчиком ТМ3, а 6-вольтовый манометр системы смазки типа УК18 с датчиком ММ4 – 12-вольтовому УК28-В с датчиком ММ9. Одновременно амперметр АП6 заменён на АП6-Б, а указатель уровня топлива УБ26 на УБ26-Г. В этом же году для повышения жёсткости в конструкцию рамы была введена дополнительная усилительная поперечина, связывающая правый и левый лонжероны в зоне крепления держателя запасного колеса, вследствие чего полностью поменялась конструкция держателя: был упразднён усилитель кронштейна держателя, внедрены новые кронштейн держателя с защёлкой, валик защёлки с пружиной и откидной кронштейн, а вместо трёх кронштейнов валика установлены два изменённой конфигурации. Также в 1957 году были реализованы следующие мероприятия: – изменён вылет кронштейнов поперечины №1 рамы для крепления радиатора; – внедрён усовершенствованный центральный переключатель света П7-А, отличавшийся от прежнего П7 конструкцией зажимов и их расположением; – подвесная педаль стартера заменена педалью-штоком, унифицированным с узлом легкового автомобиля М-20 «Победа»; В подвеске с этого года стали монтироваться новые задние рессоры, состоявшие из 11 листов вместо 13: двух верхних толщиной по 10 мм, пяти средних толщиной по 9 мм и четырёх нижних толщиной по 8 мм взамен трёх верхних толщиной по 10 мм, восьми средних толщиной по 8 мм и двух нижних толщиной по 7 мм. Общая высота рессоры стала составлять 97 мм вместо 108 мм, высота стремянок уменьшилась с 325 мм до 310 мм, стяжной болт рессоры М10×1×118 (290482-П) замещён болтом М10×1×105 (200356-П2). Количество хомутов сократилось с шести до пяти: упразднены оба хомута листа №10 и передний хомут листа №6 с заклёпками крепления 9,5×26 (253692-П), добавлены хомуты листов №5 и №9 с заклёпками 9,5×32 (253695-П). Оба хомута листа №3 и задний хомут листа №6 не претерпели изменений, но их заклёпки крепления также поменялись с 9,5×28 (253693-П) и 9,5×26 (253692-П) на 9,5×32 (253695-П). В 1957 году, в связи с введением в систему освещения и сигнализации грузовиков указателей поворота, вместо подфарников ПФ3-В начали монтироваться новые типа ПФ10 с двухнитиевыми лампами А-27 на 21 св (указание поворота) и 6 св (обозначение габаритов), вследствие чего трёхклеммные соединительные панели проводов к фарам и подфарникам ПС1-А2 (20-3723011-А1) заменили четырёхклеммными ПС1-А2 (51-3723010-А1). Сзади появились отдельные указатели поворота типа УП5 с лампами А-26 на 21 св, устанавливавшиеся на держателях, крепившихся слева и справа на продольных брусьях платформы. Для подключения проводов к указателям к двухклеммной соединительной панели проводов ПС4-А2 на щитке кабины была добавлена ещё одна панель такого же типа. На автомобилях с дополнительными топливными баками монтировались трёхклеммная панель ПС1-А2 (20-3723011-А1) и двухклеммная панель ПС4-А2. Для управления сигнализацией поворота были введены переключатель П17-А и прерыватель РС55. 1958 год В 1958 году было отменено склёпывание между собой передних и задних лопастей вентилятора системы охлаждения. С апреля 1958 года взамен неразборного гибкого вала спидометра ГВ16-Б, у которого трос со стороны привода снабжался наконечником со шпоночным выступом, внедрён разборный ГВ16-В с наружными квадратами с обеих сторон. Одновременно поменялась ведомая шестерня привода спидометра коробки передач. В 1958 году в связи с введением в систему освещения и сигнализации грузовиков указателей поворота вместо подфарников ПФ3-В начали монтироваться новые типа ПФ10 с двухнитиевыми лампами А-27 на 21 св (указание поворота) и 6 св (обозначение габаритов), вследствие чего трёхклеммные соединительные панели проводов к фарам и подфарникам ПС1-А2 (20-3723011-А1) заменены четырёхклеммными ПС1-А2 (51-3723010-А1). Сзади появились отдельные указатели поворота типа УП5 с лампами А-26 на 21 св, устанавливавшиеся на держателях, крепившихся слева и справа на продольных брусьях платформы. На ГАЗ-51Н, ГАЗ-51Р и ГАЗ-51Т указатели поворота располагались на держателях, помещавшихся на левом и правом лонжеронах рамы. Для подключения проводов к указателям к двухклеммной соединительной панели проводов ПС4-А2 на щитке кабины была добавлена ещё одна панель такого же типа. На автомобилях с дополнительными топливными баками монтировались трёхклеммная панель ПС1-А2 (20-3723011-А1) и двухклеммная панель ПС4-А2. Для управления сигнализацией поворота использовались переключатель П17-А и прерыватель РС55. Одновременно щиток приборов КП5-А2 заменён на КП5-Е2, отличавшийся от своего предшественника только наличием отверстия под устанавливавшийся с этого времени фонарь ПД20-Е контрольной лампы указателей поворота (А22 на 1 св). Также в 1958 году: – было отменено склёпывание между собой передних и задних лопастей вентилятора системы охлаждения; – вместо звукового сигнала С56-Б стал монтироваться С56-Г, отличавшийся от прежнего алюминиевым покрытием резонатора и решётчатой защитной крышкой. 1959 год В IV квартале 1959 года на буфере появилась выштамповка под номерной знак, поменялась конструкция кронштейна заводной рукоятки и кронштейнов крыльев, а также были упразднены прежние держатели номерного знака. В конце 1950-х г.г. были внесены следующие усовершенствования в конструкцию автомобиля: – вместо коренных и шатунных вкладышей и шайб упорного подшипника коленчатого вала из биметаллической сталебаббитовой ленты с применением антифрикционного сплава на свинцовистой основе (сталь-малооловянистый баббит) начали устанавливаться вкладыши и шайбы из биметаллической ленты с использованием нового антифрикционного сплава на свинцовистой основе, обладающего повышенной усталостной прочностью (сталь-сплав СОС-6-6); – количество хомутов передней рессоры уменьшено с шести до пяти: упразднены передние хомуты листов №5 и №8, добавлен один хомут листа №6, а хомуты обратного листа и задние хомуты листов №5 и №8 оставлены без изменений; – изменилась конструкция основания крепления аккумуляторной батареи; 1960 год В начале 1960 годов число хомутов задней рессоры сократилось с пяти до четырёх: были упразднены хомуты листов №5, №6 и №9, и добавлены при этом два хомута листа №7, а хомуты листа №3 оставлены без изменений. В 1960 году были внедрены новый трубчато-ленточный радиатор и кожух вентилятора системы охлаждения. Одновременно поменялись конфигурация и устройство подводящих и отводящих шлангов и трубок радиатора. В 1960 году в соответствии с ГОСТ 3940-57 изменилась полярность схемы электрооборудования: с корпусом стали соединяться отрицательные клеммы источников и потребителей тока. В этом же году началась установка шин типа РС (радиальные со съёмными протекторами) производства Ярославского шинного завода. 1961 год В 1961 году в соответствии с ГОСТ 8769-58 система освещения и сигнализации дополнена задним правым фонарём типа ФП13-К, аналогичным левому ФП-13, и оборудованным двумя лампами: А-24 на 3 св (обозначение габаритов) и А-26 на 21 св (стоп-сигнал). Фонарь устанавливался на собственном держателе, установленном, как и левый, в полукруглой выемке, сделанной в поперечном брусе платформы. В том же году для предотвращения подтекания рабочей жидкости в тормозных цилиндрах передних и задних колёс были введены распорные чашки резиновых уплотнительных манжет поршней колёсных цилиндров тормозов, подпиравшие кромки манжет и улучшавшие их уплотнение в цилиндрах. Одновременно были упразднены регулировочные щели для проверки и регулировки зазоров между колодками и тормозными барабанами, а также заглушки щелей с деталями крепления. В 1961 году был ликвидирован держатель запасного колеса с откидным кронштейном - колесо начало устанавливаться непосредственно на раму и крепиться на лонжеронах при помощи двух упорных кронштейнов и прижимной скобы. С ноября того же года в заднем мосту была отменена установка сальников полуосей вместе с их предохранительными втулками. Вместо фильтрующего элемента из металлической сетки, использовавшегося в воздушном фильтре, стал применяться элемент из капроновой щетины. 1962 год С января с целью уменьшения износов сопряжения пальцев продольной рулевой тяги с сухарями тяги ликвидирована канавка радиусом 1,5 мм на шаровой головке пальцев. С начала 1962 года генератор Г21-Г начал в нарастающих объёмах замещаться малогабаритным типа Г108-Г мощностью 250 Вт и силой тока 20 А. В мае была внедрена новая карданная передача, отличие которой от прежней заключалось в том, что скользящее шлицевое соединение было перенесено с основного карданного вала на промежуточный. Новый закрытый подшипник 180508, помещавшийся в изменённой промежуточной опоре, не нуждался в частой смазке, в связи с чем была упразднена пресс-маслёнка, вворачивавшаяся в его заднюю крышку. Подшипник с двумя штампованными отражателями монтировался теперь в более эластичной резиновой подушке, вставлявшейся, как и прежде, в штампованный кронштейн, укреплённый двумя болтами на третьей поперечине рамы. Для защиты шлицевого соединения от грязи и вытекания смазки использовалось уплотнение промежуточного карданного вала, состоявшее из внутреннего резинового и наружного войлочного уплотнительных колец сальника скользящей вилки, а также двух отражательных стальных шайб сальника, помещавшееся в стальной штампованной обойме, наворачивавшейся на шлицевую вилку. С 1962 года начался переход с фар ФГ2-А2, оснащавшихся полуразборными оптическими элементами ФГ2 и двухнитиевыми лампами А-40 на 50 св и 21 св с цоколем 2ФД42, с американским симметричным светораспределением ближнего света, на фары ФГ2-А2 с полуразборными оптическими элементами типа ФГ105 с изменённым рассеивателем и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 Вт и 40 Вт с таким же цоколем 2ФД42, с американским асимметричным светораспределением ближнего света. На отдельные партии автомобилей, в основном на экспортные модификации, начали устанавливаться фары ФГ2-Е с оптическими элементами ФГ2-Е и лампами А-12-45+40 на 45 Вт и 40 Вт с цоколем P45t/41, с европейским асимметричным светораспределением ближнего света. 1963 год Со второй половины 1963 года вместо задних фонарей ФП13 и ФП13-К начали монтироваться два двухсекционных двухламповых задних фонаря типа ФП101 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП101-Б (правый) с теми же лампами А-24 на 3 св (освещение номерного знака и обозначение габаритов) и А-26 на 21 св (стоп-сигнал), но с пластиковым рассеивателем из полистирола вместо стеклянного, служившим одновременно и световозвращателем. В связи с этим были убраны катафоты с заднего борта платформы. Пластиковый рассеиватель непосредственно крепился к корпусу фонаря, в связи с чем отпала необходимость в металлическом ободке, с помощью которого фиксировался прежний стеклянный рассеиватель. 1964 год В начале года центральный переключатель света П7-А был заменён на переключатель П300, отличавшийся от прежнего меньшими габаритами вследствие упразднения кронштейна корпуса и кронштейна предохранителя переключателя. С мая на двигатель ставился распределительный вал с изменёнными фазами газораспределения. Одновременно автомобиль стал оборудоваться телескопическими амортизаторами вместо рычажных. Также в 1964 году были внедрены дисковые колёса с уширенным ободом размера 6,0Б-20 с конической посадочной полкой и съёмным разрезным бортовым кольцом, выполнявшим функцию замочного. В первой половине 1960-х г.г. был упразднён обратный лист передней рессоры, в связи с чем её стяжной болт М10×1×78 (209470-П2) был заменён на укороченный М10×1×72 (209468-П2). Также с пяти до четырёх уменьшилось количество хомутов передней рессоры: были упразднены хомуты листов №5, №6 и №8, добавлены два изменённых хомута листа №8, а вместо хомутов обратного листа рессоры 51-2902051-Б установлены такие же хомуты листа №4 51-2902051-Б, но перевёрнутые на 180° (с отверстиями под стяжной болт в верхней части). Тогда же поменялись заклёпки крепления хомутов передней рессоры с 9,5×24 (253691-П) на 10×26 (257039-П) и задней рессоры с 9,5×32 (253695-П) на 10×30 (257041-П). В этот же период вместо двух двухклеммных соединительных панелей проводов на щитке кабины ПС4-А2 (20-3723010-А1) была введена одна четырёхклеммная ПС1-А2 (51-3723010-А1). В середине 1960-х г.г. в конструкцию автомобиля был введён топливный насос повышенной производительности типа Б9-Г с двумя впускными и одним выпускным клапанами. 1965 год В 1965 году взамен спидометра СП24 начал устанавливаться СП116, у которого в отличие от предшественника счётчик пройденного пути располагался в нижней части циферблата. 1968 год С 1968 года, согласно ГОСТ 2023-66 «Лампы накаливания электрические автомобильные», поменялись наименования ламп, монтировавшихся в фонарях грузовика: А-27 (21 св+6 св) .................А-12-21+6 (21 св+6 св) – подфарники ПФ10 (указатели поворота/обозначение габаритов); А-26 (21 св) ..........................А-12-21 (21 св) – задние фонари ФП-101/ФП101-Б (тормозная сигнализация) и указатели поворота УП5; А-24 (3 св) ............................А-12-3 (3 св) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (обозначение габаритов/освещение номерного знака). В конце 1960-х г.г. были внедрены укороченный наружный брызговик облицовки радиатора и крыла с изменённой выштамповкой и новые кронштейны крыльев. Также в 1960-х г.г. были осуществлены следующие мероприятия: – введены новые держатели заднего номерного знака и держатели указателей поворотов; – основание крепления аккумуляторной батареи стало прикручиваться исключительно к кронштейнам подножки, в связи с чем в очередной раз поменялась его конструкция, а также упразднён кронштейн основания крепления и изменилось расположение отверстий для крепежа на кронштейнах подножки. 1970 год В 1970 году вместо подкапотной лампы ПД1 начала устанавливаться унифицированная для всех типов автомобилей СССР лампа ПД308.
Автомобили, мото и тракторная техника всего мира
ГАЗ-51А
ГАЗ-51А выпуска периода начало-середина 1957 года
(уже установлены обновлённый бампер с выштамповкой по всей длине и фартуки кабины с тремя горизонтальными выштамповками, но еще присутствует прежняя дерево-металлическая кабина)
Фургон для перевозки мебели Т-246 ГлавМосАвтоТранса на шасси ГАЗ-51А выпуска второй половины 1957 - конца 1959 года
(цельнометаллическая кабина и новая подштамповка на боковинах капота "горьковский АВТОЗАВОД" вместо прежней "автозавод им.Молотова")
ГАЗ-51А выпуска после 1960 года
(появился новый бампер с выштамповкой по центру под установку номерного знака)
В середине 1956 года вместо ГАЗ-51 началось серийное производство модернизированного грузовика ГАЗ-51А. От своего предшественника он отличался, в первую очередь, увеличенной грузовой платформой с тремя откидывающимися бортами, внутренние размеры которой составляли 3070×2070×605 мм. Усиленные габаритные брусья теперь стали крепиться вдоль верхней кромки боковых бортов. Этому кузову был присвоен индекс ГАЗ-92. Инструментальный ящик несколько уменьшился в размерах и стал монтироваться слева под основанием платформы, в передней её части.
Дисковый стояночный тормоз заменён на барабанный.
Задний фонарь ФП13 с лампами А-26 на 21 св (стоп-сигнал) и А-24 на 3 св (габариты и освещение номерного знака) вместе с номерным знаком устанавливался на держателе, крепившемся к поперечному брусу новой платформы. Штепсельная розетка питания прицепа ПС10 монтировалась в отдельном кронштейне на задней поперечине рамы.
ГАЗ-51А был снят с производства 2 апреля 1975 года, уступив свое место на конвейере грузовику ГАЗ-52-04. В общей сложности свет увидело 3 481 033 «пятьдесят первых» обоих поколений.
Кроме того, семейство ГАЗ-51 является рекордсменом по объемам производства за рубежом. С ноября 1951 года выпуск копии ГАЗ-51 под маркой «Люблин-51» освоил польский завод FSC (г. Люблин). С 1958 года ГАЗ-51А, переименованный в «Сынри-58», начали производить на автозаводе в северокорейском городе Дычхон. В том же году сразу два китайских предприятия – автозавод «Дзиньган» и автозавод в городе Ухань – освоили производство своей версии «51-го», «Юэцзинь-134».
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ:
1957 год
В начале 1957 года для устранения течи масла был внедрён сальник амортизатора изменённой конструкции. Также начали устанавливаться обновлённый буфер с выштамповкой по всей длине и фартуки кабины с тремя горизонтальными выштамповками.
С середины 1957 года завод начал переходить на выпуск полностью металлической кабины, рамки боковых стёкол и форточки дверей которой приобрели скруглённую форму. Форточки дверей стали открывающимися в отличие от неподвижных стёкол окна на прежних кабинах. Индексы кабин базовой модели и различных модификаций машины не изменились.
Летом этого же года, в связи с переименованием завода, выштамповка «Автозавод им. Молотова» на панелях верхних боковин капота была изменена на «Горьковский автозавод».
Со второго полугодия 1957 года началась установка малогабаритного реле-регулятора РР24-Г, впоследствии полностью заменившего прежний РР20.
С IV квартала 1957 года в связи с приведением технических показателей приборов в соответствие с ГОСТ 8138-56 «Указатели давления масла и температуры воды автомобильные, импульсные. Технические условия» и введением указателей поворота внедрён щиток приборов КП5-А2, отличавшийся от КП5-А отсутствием добавочных сопротивлений в цепях обмотки термобиметаллических пластинок импульсных указателей температуры воды и давления масла. 6-вольтовый указатель температуры охлаждающей жидкости типа УК16 с датчиком ТМ2-А (ТМ2-Б) уступил место 12-вольтовому УК26-В с датчиком ТМ3, а 6-вольтовый манометр системы смазки типа УК18 с датчиком ММ4 – 12-вольтовому УК28-В с датчиком ММ9. Одновременно амперметр АП6 заменён на АП6-Б, а указатель уровня топлива УБ26 на УБ26-Г.
В этом же году для повышения жёсткости в конструкцию рамы была введена дополнительная усилительная поперечина, связывающая правый и левый лонжероны в зоне крепления держателя запасного колеса, вследствие чего полностью поменялась конструкция держателя: был упразднён усилитель кронштейна держателя, внедрены новые кронштейн держателя с защёлкой, валик защёлки с пружиной и откидной кронштейн, а вместо трёх кронштейнов валика установлены два изменённой конфигурации.
Также в 1957 году были реализованы следующие мероприятия:
– изменён вылет кронштейнов поперечины №1 рамы для крепления радиатора;
– внедрён усовершенствованный центральный переключатель света П7-А, отличавшийся от прежнего П7 конструкцией зажимов и их расположением;
– подвесная педаль стартера заменена педалью-штоком, унифицированным с узлом легкового автомобиля М-20 «Победа»;
В подвеске с этого года стали монтироваться новые задние рессоры, состоявшие из 11 листов вместо 13: двух верхних толщиной по 10 мм, пяти средних толщиной по 9 мм и четырёх нижних толщиной по 8 мм взамен трёх верхних толщиной по 10 мм, восьми средних толщиной по 8 мм и двух нижних толщиной по 7 мм. Общая высота рессоры стала составлять 97 мм вместо 108 мм, высота стремянок уменьшилась с 325 мм до 310 мм, стяжной болт рессоры М10×1×118 (290482-П) замещён болтом М10×1×105 (200356-П2). Количество хомутов сократилось с шести до пяти: упразднены оба хомута листа №10 и передний хомут листа №6 с заклёпками крепления 9,5×26 (253692-П), добавлены хомуты листов №5 и №9 с заклёпками 9,5×32 (253695-П). Оба хомута листа №3 и задний хомут листа №6 не претерпели изменений, но их заклёпки крепления также поменялись с 9,5×28 (253693-П) и 9,5×26 (253692-П) на 9,5×32 (253695-П).
В 1957 году, в связи с введением в систему освещения и сигнализации грузовиков указателей поворота, вместо подфарников ПФ3-В начали монтироваться новые типа ПФ10 с двухнитиевыми лампами А-27 на 21 св (указание поворота) и 6 св (обозначение габаритов), вследствие чего трёхклеммные соединительные панели проводов к фарам и подфарникам ПС1-А2 (20-3723011-А1) заменили четырёхклеммными ПС1-А2 (51-3723010-А1). Сзади появились отдельные указатели поворота типа УП5 с лампами А-26 на 21 св, устанавливавшиеся на держателях, крепившихся слева и справа на продольных брусьях платформы. Для подключения проводов к указателям к двухклеммной соединительной панели проводов ПС4-А2 на щитке кабины была добавлена ещё одна панель такого же типа. На автомобилях с дополнительными топливными баками монтировались трёхклеммная панель ПС1-А2 (20-3723011-А1) и двухклеммная панель ПС4-А2. Для управления сигнализацией поворота были введены переключатель П17-А и прерыватель РС55.
1958 год
В 1958 году было отменено склёпывание между собой передних и задних лопастей вентилятора системы охлаждения.
С апреля 1958 года взамен неразборного гибкого вала спидометра ГВ16-Б, у которого трос со стороны привода снабжался наконечником со шпоночным выступом, внедрён разборный ГВ16-В с наружными квадратами с обеих сторон. Одновременно поменялась ведомая шестерня привода спидометра коробки передач.
В 1958 году в связи с введением в систему освещения и сигнализации грузовиков указателей поворота вместо подфарников ПФ3-В начали монтироваться новые типа ПФ10 с двухнитиевыми лампами А-27 на 21 св (указание поворота) и 6 св (обозначение габаритов), вследствие чего трёхклеммные соединительные панели проводов к фарам и подфарникам ПС1-А2 (20-3723011-А1) заменены четырёхклеммными ПС1-А2 (51-3723010-А1). Сзади появились отдельные указатели поворота типа УП5 с лампами А-26 на 21 св, устанавливавшиеся на держателях, крепившихся слева и справа на продольных брусьях платформы. На ГАЗ-51Н, ГАЗ-51Р и ГАЗ-51Т указатели поворота располагались на держателях, помещавшихся на левом и правом лонжеронах рамы. Для подключения проводов к указателям к двухклеммной соединительной панели проводов ПС4-А2 на щитке кабины была добавлена ещё одна панель такого же типа. На автомобилях с дополнительными топливными баками монтировались трёхклеммная панель ПС1-А2 (20-3723011-А1) и двухклеммная панель ПС4-А2. Для управления сигнализацией поворота использовались переключатель П17-А и прерыватель РС55.
Одновременно щиток приборов КП5-А2 заменён на КП5-Е2, отличавшийся от своего предшественника только наличием отверстия под устанавливавшийся с этого времени фонарь ПД20-Е контрольной лампы указателей поворота (А22 на 1 св).
Также в 1958 году:
– было отменено склёпывание между собой передних и задних лопастей вентилятора системы охлаждения;
– вместо звукового сигнала С56-Б стал монтироваться С56-Г, отличавшийся от прежнего алюминиевым покрытием резонатора и решётчатой защитной крышкой.
1959 год
В IV квартале 1959 года на буфере появилась выштамповка под номерной знак, поменялась конструкция кронштейна заводной рукоятки и кронштейнов крыльев, а также были упразднены прежние держатели номерного знака.
В конце 1950-х г.г. были внесены следующие усовершенствования в конструкцию автомобиля:
– вместо коренных и шатунных вкладышей и шайб упорного подшипника коленчатого вала из биметаллической сталебаббитовой ленты с применением антифрикционного сплава на свинцовистой основе (сталь-малооловянистый баббит) начали устанавливаться вкладыши и шайбы из биметаллической ленты с использованием нового антифрикционного сплава на свинцовистой основе, обладающего повышенной усталостной прочностью (сталь-сплав СОС-6-6);
– количество хомутов передней рессоры уменьшено с шести до пяти: упразднены передние хомуты листов №5 и №8, добавлен один хомут листа №6, а хомуты обратного листа и задние хомуты листов №5 и №8 оставлены без изменений;
– изменилась конструкция основания крепления аккумуляторной батареи;
1960 год
В начале 1960 годов число хомутов задней рессоры сократилось с пяти до четырёх: были упразднены хомуты листов №5, №6 и №9, и добавлены при этом два хомута листа №7, а хомуты листа №3 оставлены без изменений.
В 1960 году были внедрены новый трубчато-ленточный радиатор и кожух вентилятора системы охлаждения. Одновременно поменялись конфигурация и устройство подводящих и отводящих шлангов и трубок радиатора.
В 1960 году в соответствии с ГОСТ 3940-57 изменилась полярность схемы электрооборудования: с корпусом стали соединяться отрицательные клеммы источников и потребителей тока.
В этом же году началась установка шин типа РС (радиальные со съёмными протекторами) производства Ярославского шинного завода.
1961 год
В 1961 году в соответствии с ГОСТ 8769-58 система освещения и сигнализации дополнена задним правым фонарём типа ФП13-К, аналогичным левому ФП-13, и оборудованным двумя лампами: А-24 на 3 св (обозначение габаритов) и А-26 на 21 св (стоп-сигнал). Фонарь устанавливался на собственном держателе, установленном, как и левый, в полукруглой выемке, сделанной в поперечном брусе платформы.
В том же году для предотвращения подтекания рабочей жидкости в тормозных цилиндрах передних и задних колёс были введены распорные чашки резиновых уплотнительных манжет поршней колёсных цилиндров тормозов, подпиравшие кромки манжет и улучшавшие их уплотнение в цилиндрах. Одновременно были упразднены регулировочные щели для проверки и регулировки зазоров между колодками и тормозными барабанами, а также заглушки щелей с деталями крепления.
В 1961 году был ликвидирован держатель запасного колеса с откидным кронштейном - колесо начало устанавливаться непосредственно на раму и крепиться на лонжеронах при помощи двух упорных кронштейнов и прижимной скобы.
С ноября того же года в заднем мосту была отменена установка сальников полуосей вместе с их предохранительными втулками.
Вместо фильтрующего элемента из металлической сетки, использовавшегося в воздушном фильтре, стал применяться элемент из капроновой щетины.
1962 год
С января с целью уменьшения износов сопряжения пальцев продольной рулевой тяги с сухарями тяги ликвидирована канавка радиусом 1,5 мм на шаровой головке пальцев.
С начала 1962 года генератор Г21-Г начал в нарастающих объёмах замещаться малогабаритным типа Г108-Г мощностью 250 Вт и силой тока 20 А.
В мае была внедрена новая карданная передача, отличие которой от прежней заключалось в том, что скользящее шлицевое соединение было перенесено с основного карданного вала на промежуточный. Новый закрытый подшипник 180508, помещавшийся в изменённой промежуточной опоре, не нуждался в частой смазке, в связи с чем была упразднена пресс-маслёнка, вворачивавшаяся в его заднюю крышку. Подшипник с двумя штампованными отражателями монтировался теперь в более эластичной резиновой подушке, вставлявшейся, как и прежде, в штампованный кронштейн, укреплённый двумя болтами на третьей поперечине рамы. Для защиты шлицевого соединения от грязи и вытекания смазки использовалось уплотнение промежуточного карданного вала, состоявшее из внутреннего резинового и наружного войлочного уплотнительных колец сальника скользящей вилки, а также двух отражательных стальных шайб сальника, помещавшееся в стальной штампованной обойме, наворачивавшейся на шлицевую вилку.
С 1962 года начался переход с фар ФГ2-А2, оснащавшихся полуразборными оптическими элементами ФГ2 и двухнитиевыми лампами А-40 на 50 св и 21 св с цоколем 2ФД42, с американским симметричным светораспределением ближнего света, на фары ФГ2-А2 с полуразборными оптическими элементами типа ФГ105 с изменённым рассеивателем и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 Вт и 40 Вт с таким же цоколем 2ФД42, с американским асимметричным светораспределением ближнего света. На отдельные партии автомобилей, в основном на экспортные модификации, начали устанавливаться фары ФГ2-Е с оптическими элементами ФГ2-Е и лампами А-12-45+40 на 45 Вт и 40 Вт с цоколем P45t/41, с европейским асимметричным светораспределением ближнего света.
1963 год
Со второй половины 1963 года вместо задних фонарей ФП13 и ФП13-К начали монтироваться два двухсекционных двухламповых задних фонаря типа ФП101 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП101-Б (правый) с теми же лампами А-24 на 3 св (освещение номерного знака и обозначение габаритов) и А-26 на 21 св (стоп-сигнал), но с пластиковым рассеивателем из полистирола вместо стеклянного, служившим одновременно и световозвращателем. В связи с этим были убраны катафоты с заднего борта платформы. Пластиковый рассеиватель непосредственно крепился к корпусу фонаря, в связи с чем отпала необходимость в металлическом ободке, с помощью которого фиксировался прежний стеклянный рассеиватель.
1964 год
В начале года центральный переключатель света П7-А был заменён на переключатель П300, отличавшийся от прежнего меньшими габаритами вследствие упразднения кронштейна корпуса и кронштейна предохранителя переключателя.
С мая на двигатель ставился распределительный вал с изменёнными фазами газораспределения. Одновременно автомобиль стал оборудоваться телескопическими амортизаторами вместо рычажных.
Также в 1964 году были внедрены дисковые колёса с уширенным ободом размера 6,0Б-20 с конической посадочной полкой и съёмным разрезным бортовым кольцом, выполнявшим функцию замочного.
В первой половине 1960-х г.г. был упразднён обратный лист передней рессоры, в связи с чем её стяжной болт М10×1×78 (209470-П2) был заменён на укороченный М10×1×72 (209468-П2). Также с пяти до четырёх уменьшилось количество хомутов передней рессоры: были упразднены хомуты листов №5, №6 и №8, добавлены два изменённых хомута листа №8, а вместо хомутов обратного листа рессоры 51-2902051-Б установлены такие же хомуты листа №4 51-2902051-Б, но перевёрнутые на 180° (с отверстиями под стяжной болт в верхней части). Тогда же поменялись заклёпки крепления хомутов передней рессоры с 9,5×24 (253691-П) на 10×26 (257039-П) и задней рессоры с 9,5×32 (253695-П) на 10×30 (257041-П).
В этот же период вместо двух двухклеммных соединительных панелей проводов на щитке кабины ПС4-А2 (20-3723010-А1) была введена одна четырёхклеммная ПС1-А2 (51-3723010-А1).
В середине 1960-х г.г. в конструкцию автомобиля был введён топливный насос повышенной производительности типа Б9-Г с двумя впускными и одним выпускным клапанами.
1965 год
В 1965 году взамен спидометра СП24 начал устанавливаться СП116, у которого в отличие от предшественника счётчик пройденного пути располагался в нижней части циферблата.
1968 год
С 1968 года, согласно ГОСТ 2023-66 «Лампы накаливания электрические автомобильные», поменялись наименования ламп, монтировавшихся в фонарях грузовика:
А-27 (21 св+6 св) .................А-12-21+6 (21 св+6 св) – подфарники ПФ10 (указатели поворота/обозначение габаритов);
А-26 (21 св) ..........................А-12-21 (21 св) – задние фонари ФП-101/ФП101-Б (тормозная сигнализация) и указатели поворота УП5;
А-24 (3 св) ............................А-12-3 (3 св) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (обозначение габаритов/освещение номерного знака).
В конце 1960-х г.г. были внедрены укороченный наружный брызговик облицовки радиатора и крыла с изменённой выштамповкой и новые кронштейны крыльев.
Также в 1960-х г.г. были осуществлены следующие мероприятия:
– введены новые держатели заднего номерного знака и держатели указателей поворотов;
– основание крепления аккумуляторной батареи стало прикручиваться исключительно к кронштейнам подножки, в связи с чем в очередной раз поменялась его конструкция, а также упразднён кронштейн основания крепления и изменилось расположение отверстий для крепежа на кронштейнах подножки.
1970 год
В 1970 году вместо подкапотной лампы ПД1 начала устанавливаться унифицированная для всех типов автомобилей СССР лампа ПД308.