Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.
История клавишных инструментов Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Орган {фото 1]— один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом. Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд{фото 2}. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо. Другой клавишный инструмент — клавесин {фото 3}— скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет, мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано{фото 4}. Он назвал своё изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая её вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов). Виды клавишных музыкальных инструментов По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:Электромеханические Электрическое фортепиано — электромеханический музыкальный инструмент.Электрические фортепиано создают звук механически, после чего звуки преобразуются в электрические сигналы с помощью звукоснимателя. В отличие от цифрового фортепиано, электрическое является не электронным инструментом, а электромеханическим. Первые электрические фортепиано были изобретены в конце 1920-х годов. Одним из первых был электрический рояль Нео-Бехштейн 1929 года выпуска{фото 5]. Самой ранней моделью без струн вероятно был Vivi-Tone Clavier Ллойда Лоара.Популярность электрических фортепиано стала расти в конце 1950-х годов, достигнув пика в 1970-х, после чего электрические фортепиано стали вытесняться электронными, которые могли воспроизводить звуки фортепиано, не используя движущихся частей со свойственными им недостатками. Многие типы инструментов были изначально созданы для домашнего и учебного использования, включая музыкальные школы, для одновременного обучения нескольких учеников с помощью наушников. Другим движущим фактором их развития и распространения стало широкое использование «электричества» в популярной музыке и потребность в портативном клавишном инструменте, пригодном для подключения к усилителю. Музыканты, использовавшие ряд домашних инструментов, стимулировали производителей совершенствовать инструменты для сценического использования и, в конечном итоге, выпускать инструменты, изначально предназначенные для такого использования.В настоящее время цифровые электронные сценические фортепиано вытеснили большинство оригинальных электромеханических инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности. Тем не менее, в 2009 году фирма Rhodes Music Corporation начала производство новой линии электромеханических фортепиано, известных как Rhodes Mark 7. Другие электрические клавишные инструменты Ро́дес-пиа́но («Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes){фото 6} — электромеханический музыкальный инструмент; широко распространённая разновидность электропианино (электропиано). Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. История возникновения В 1942 году американский изобретатель Гарольд Родес сконструировал портативное акустическое фортепиано Rhodes Army Air Corps Piano для моральной поддержки лётчиков, раненных на Второй мировой войне. Вместо струн в инструменте использовались алюминиевые трубки, позаимствованные из конструкции бомбардировщика B-17. Во второй половине 1940-х годов Родес основал собственную фирму The Rhodes Piano Corporation, выпускавшую игрушечные фортепиано («пре-пиано»; англ. pre-piano) на основе первоначальной модели. В конце 1950-х годов фирму Родеса приобрёл Лео Фендер. В 1965 году фирма Fender Rhodes была приобретена компанией CBS, сохранившей за изобретателем должность «научного сотрудника». В 1965 году CBS выпустила первую профессиональную модель родес-пиано с 73 клавишами, названную Suitcase Piano («Пианино, [умещающееся] в чемодане»). В 1967 году к родес-пиано впервые обратился известный джазовый клавишник и композитор Джо Завинул, работавший в те годы с Майлсом Дейвисом. В концертах и записях Дейвиса конца 1960-х — начала 1970-х годов на родес-пиано также играли Чик Кориа и Кит Джарретт.В 1970—1980-е годы выпускалось несколько разновидностей родес-пиано: с 88, 73 и 54 клавишами (последняя — наиболее редкая модель). Исполнителями чаще использовалась модель с 73 клавишами — Seventy Three («Семьдесят три»). В зависимости от времени выпуска модели имели названия Mark I, Mark II, Mark III, Mark V и Mark VII. В техническом отношении все модели, кроме последней, были практически идентичны; изменения в основном касались внешнего дизайна устройства.В 1970 году конструкция родес-пиано претерпела ряд изменений, благодаря которым вес инструмента уменьшился до 63 кг. В том же году родес-пиано было использовано Биллом Эвансом на альбоме From Left to Right[en]. Позднее инструмент широко использовали в своём творчестве Стиви Уандер, Херби Хэнкок, Чик Кориа и другие известные музыканты. После 1983 года родес-пиано было частично вытеснено синтезатором Yamaha DX7, но в 1990-е годы вернуло утраченную популярность.
Ludwig van Beethoven - Орган
Владимир Багарт - Мальта
Валерия Петербуржская - клавесин. - I Том ХТК. Фуга c-mol
Микулас Скута (фортепиано) - Бетховен. Соната №17 "Буря": A
SPIRIT OF ROCK AND BLUES
:Рафик Сафаров
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.
История клавишных инструментов Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Орган {фото 1]— один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом. Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд{фото 2}. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо. Другой клавишный инструмент — клавесин {фото 3}— скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет, мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано{фото 4}. Он назвал своё изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая её вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов). Виды клавишных музыкальных инструментов По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:Электромеханические Электрическое фортепиано — электромеханический музыкальный инструмент.Электрические фортепиано создают звук механически, после чего звуки преобразуются в электрические сигналы с помощью звукоснимателя. В отличие от цифрового фортепиано, электрическое является не электронным инструментом, а электромеханическим. Первые электрические фортепиано были изобретены в конце 1920-х годов. Одним из первых был электрический рояль Нео-Бехштейн 1929 года выпуска{фото 5]. Самой ранней моделью без струн вероятно был Vivi-Tone Clavier Ллойда Лоара.Популярность электрических фортепиано стала расти в конце 1950-х годов, достигнув пика в 1970-х, после чего электрические фортепиано стали вытесняться электронными, которые могли воспроизводить звуки фортепиано, не используя движущихся частей со свойственными им недостатками. Многие типы инструментов были изначально созданы для домашнего и учебного использования, включая музыкальные школы, для одновременного обучения нескольких учеников с помощью наушников. Другим движущим фактором их развития и распространения стало широкое использование «электричества» в популярной музыке и потребность в портативном клавишном инструменте, пригодном для подключения к усилителю. Музыканты, использовавшие ряд домашних инструментов, стимулировали производителей совершенствовать инструменты для сценического использования и, в конечном итоге, выпускать инструменты, изначально предназначенные для такого использования.В настоящее время цифровые электронные сценические фортепиано вытеснили большинство оригинальных электромеханических инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности. Тем не менее, в 2009 году фирма Rhodes Music Corporation начала производство новой линии электромеханических фортепиано, известных как Rhodes Mark 7. Другие электрические клавишные инструменты Ро́дес-пиа́но («Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes){фото 6} — электромеханический музыкальный инструмент; широко распространённая разновидность электропианино (электропиано). Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. История возникновения В 1942 году американский изобретатель Гарольд Родес сконструировал портативное акустическое фортепиано Rhodes Army Air Corps Piano для моральной поддержки лётчиков, раненных на Второй мировой войне. Вместо струн в инструменте использовались алюминиевые трубки, позаимствованные из конструкции бомбардировщика B-17. Во второй половине 1940-х годов Родес основал собственную фирму The Rhodes Piano Corporation, выпускавшую игрушечные фортепиано («пре-пиано»; англ. pre-piano) на основе первоначальной модели. В конце 1950-х годов фирму Родеса приобрёл Лео Фендер. В 1965 году фирма Fender Rhodes была приобретена компанией CBS, сохранившей за изобретателем должность «научного сотрудника». В 1965 году CBS выпустила первую профессиональную модель родес-пиано с 73 клавишами, названную Suitcase Piano («Пианино, [умещающееся] в чемодане»). В 1967 году к родес-пиано впервые обратился известный джазовый клавишник и композитор Джо Завинул, работавший в те годы с Майлсом Дейвисом. В концертах и записях Дейвиса конца 1960-х — начала 1970-х годов на родес-пиано также играли Чик Кориа и Кит Джарретт.В 1970—1980-е годы выпускалось несколько разновидностей родес-пиано: с 88, 73 и 54 клавишами (последняя — наиболее редкая модель). Исполнителями чаще использовалась модель с 73 клавишами — Seventy Three («Семьдесят три»). В зависимости от времени выпуска модели имели названия Mark I, Mark II, Mark III, Mark V и Mark VII. В техническом отношении все модели, кроме последней, были практически идентичны; изменения в основном касались внешнего дизайна устройства.В 1970 году конструкция родес-пиано претерпела ряд изменений, благодаря которым вес инструмента уменьшился до 63 кг. В том же году родес-пиано было использовано Биллом Эвансом на альбоме From Left to Right[en]. Позднее инструмент широко использовали в своём творчестве Стиви Уандер, Херби Хэнкок, Чик Кориа и другие известные музыканты. После 1983 года родес-пиано было частично вытеснено синтезатором Yamaha DX7, но в 1990-е годы вернуло утраченную популярность.