Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.

Синтеза́тор (англ. Synthesizer) — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором. Синтезатор в виде корпуса без клавиатуры называется синтезаторным модулем и управляется от MIDI-клавиатуры или другого устройства, например, MIDI-гитары. В случае, если клавишный синтезатор оборудован встроенным секвенсором, он называется рабочей станцией. Синтезатор в виде компьютерной программы (например, Reason), использующей универсальную звуковую плату для озвучивания и стандартные средства ввода-вывода (компьютерную клавиатуру, мышь, монитор, а также, возможно, MIDI-клавиатуру), называется программным синтезатором. История Идея синтеза звука, — то есть получение сложного звука, состоящего из основного (тона) и дополнительных к нему (обертонов), — зародилась задолго до открытия электричества. Уже в регистрах обычного орга́на использовался так называемый «микстурный регистр», в котором одна труба давала основной тон, а несколько дополнительных трубочек добавляли к нему обертоны. Это и был синтез, — составление звука из нескольких компонентов, — но ещё не электрический.Возможность генерировать синтетический звук в специальных студиях с помощью специальной аппаратуры уверенно предсказал в книге «Новая Атлантида» (1627) английский философ XVII века Фрэнсис Бэкон:Есть у нас Дома Звука для опытов со всевозможными звуками и получения их. Нам известны неведомые вам гармонии, создаваемые четвертями тонов и еще меньшими интервалами, и различные музыкальные инструменты, также вам неизвестные и зачастую звучащие более приятно, чем любой из ваших; есть у нас колокола и колокольчики с самым приятным звуком. Слабый звук мы умеем делать сильным и густым, а густой — ослабленным или пронзительным; и можем заставить дрожать и тремолировать звук, который зарождается цельным. Мы воспроизводим все звуки речи и голоса всех птиц и зверей. Есть у нас приборы, которые, будучи приложены к уху, весьма улучшают слух. Есть также различные диковинные искусственные эхо, которые повторяют звук многократно и как бы отбрасывают его, или же повторяют его громче, чем он был издан, выше или ниже тоном; а то еще заменяющие один звук другим. Нам известны также способы передавать звуки по трубам различных форм и на разные расстояния.В 50-е годы XIX века немецкий учёный Герман Гельмгольц впервые провёл опыты со звуком и электричеством, приспосабливая электромагнитные возбудители к камертонам. В опытах Гельмгольц использовал камертоны разных размеров и получал звуки, звучащие гораздо приятнее — из-за богатства обертонов, порождаемых электрическими колебаниями.В 1876 году американский инженер Элиша Грей(создатель телефона) продемонстрировал так называемый «музыкальный телеграф» — обычный телеграф, наборные клавиши которого были подключены к динамикам, настроены на две октавы и при нажатии издавали «мелодию набора сообщения». Этот аппарат, созданный как концепт-макет в сфере связи и практического значения не имевший, называют первым принципиальным прототипом современных электрических синтезаторов.Первый уже исключительно музыкальный электрический синтезатор создал в 1897 году американский изобретательТадеуш Кэхилл из Айовы. Инструмент, имитировавший обычный церковный орга́н, подключался к 145-ти динамо-машинам и весил около двухсот тонн, — для его перевозки в Нью-Йорк, где Кэхилл организовал показательные концерты, понадобилось 30 грузовых вагонов. Инструмент задумывался как приложение к телефонным станциям, дававшее абонентам возможность слушать органную музыку по телефону и поэтому получил название «Телармониум» (телефон+филармония). Однако оказалось, что телармониум генерирует серьёзные помехи в телефонной сети, а желающих слушать Баха по телефону не так уж и много, — было изготовлено всего три экземпляра, самый простой из которых весил всё же 7 тонн. Вынужденная громоздкость электрических музыкальных синтезаторов и, как следствие, их астрономическая цена оставались серьёзными препятствиями к их развитию вплоть до эпохи транзисторов. Первый музыкальный синтезатор, «получивший заслуженное признание и практическое применение во всем мире», изобрёл в 1920 году двадцатичетырёхлетний русский физик Лев Терме́н. Изобретение в его честь назвали «Терменвокс» (лат. «Голос Термена»). Инструмент представлял собой уже довольно простую и вполне мобильную конструкцию; звук управлялся движением рук в зоне чувствительности специальных антенн, — это единственный музыкальный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его. Технически вполне успешный, терменвокс оказался довольно сложным в управлении, требующим выдающихся слуховых данных и немалой сноровки. Помимо этого звук выходил весьма специфичным, своеобразным, — хотя именно за этот звук инструмент ценился и продолжает цениться музыкантами Изобретение терменвокса не остановило поиски других, более оптимальных, форм электрического звукоизвлечения. В 1920-е—1930-е годы появлялись всё новые и новые синтезаторы — «Виолена» В. А Гурова (1922), «Ильстон» композитора И. Г. Ильясова (1920-е), «Волны Мартено́» французского учителя М. Мартено (1928), электроорган французских изобретателей Эдуарда Е. Купле́ и Жозе́фа А. Живле́ (демонстрировался на Всемирной выставке в 1929 году), «Сонар» Н. С. Ананьева (1929), «Траутониум» немецкого инженера Ф. Траутвейна (1930), «Вариофон» искусствоведа Е. А. Шолпо (1931), «Экводин» А. А. Володина (1932), американский «Электроорга́н Хаммонда» (1934), «Эмиритон» А. В. Римского-Корсакова (1935) и, наконец, последний довоенный экземпляр — «АНС» Е. А. Мурзина (назван в честь А. Н. Скрябина, 1938). Каждый из этих синтезаторов имел свои достоинства и недостатки; какие-то экземпляры не покидали лабораторий, другие исчезали после выставок, третьи находили ограниченное использование в концертах экспериментальной музыки, в стремительно развивавшихся кино- и радио-студиях; но только орга́н Хаммонда, пришедшийся весьма кстати в церквях, имел бесспорный коммерческий успех и стал производиться серийно, развиваясь во всё более и более приемлемый по цене и качествам инструмент (впоследствии именно синтезаторы «Хаммонд» использовались при записях таких групп как «The Beatles», «Deep Purple» и «Yes»). После войны эпохальные открытия в области радиоэлектронных и электромагнитных технологий позволили постепенно решить проблему габаритов и цены музыкальных синтезаторов. Если очередной революционный синтезатор «Mark I», выпущенный в 1955 году, стоил $175 000, то в следующем поколении этих инструментов, — отцом которого в 1964 году стал американский бакалавр в области электротехники Роберт Муг, — хороший синтезатор стоил уже $7 000, а в 1970 появился и его революционный синтезатор «Minimoog» — всего за $1 500. В каком-то смысле «Minimoog» предопределил моду на электронные клавишные в начале 1980-х, возникновение музыки так называемой «Новой волны».В 1980-х годах развитием синтезаторов стали ромплеры — уже без генераторов, воспроизводящие заранее записанные семплы.В 1990-х годах появились цифровые синтезаторы. Первым был «Nord Lead»{фото 2} от компании Clavia. Синтезатор Mini Moog{фото 3} Первые синтезаторы Роберта Муга были модульными. Они состояли из набора осцилляторов - генераторов электрических колебаний простой формы. Сигналы от осцилляторов пропускались через различные блоки фильтрации и усиления. Все эти модули соединялись между собой проводами в самых разнообразных комбинациях. Для того, чтобы получить от этих синтезаторов различные варианты звучания, приходилось пробовать огромное количество способов соединения модулей друг с другом. Те, кто смотрел фильм-концерт «Пинк Флойд в Помпеях», наверняка помнят сцену, как Роджер Уотерс колдует с синтезатором VCS3. Модульные синтезаторы были очень громоздкими и использовались только в студиях звукозаписи и для создания звуковых эффектов к кинофильмам. Никому в голову не приходило вытаскивать этих монстров на сцену. Исключением был, пожалуй, лишь Кит Эмерсон. Его огромный модульный Moog 3C стал частью сценического шоу ELP, возвышаясь в свете прожекторов эдакой горой железа, опутанной проводами.
По настоящему революцией в электронной музыке стало появление в 1970 году портативного синтезатора Mini Moog. «Мини-Муг» - это то, что большинство подразумевает, говоря «Муг». Этот синтезатор был очень компактным и легким, имел 44-клавишную клавиатуру и панель управления, смонтированную в откидной крышке. Панель могла фиксироваться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Mini Moog имел все те же функциональные элементы, который были в его модульных предшественниках - осцилляторы, генератор шума, микшер, усилитель и управляемые фильтры. Синтезатор можно было использовать вместе с электрогитарой в качестве звукового процессора. С появлением Mini Moog'a возможности игры музыканта на концерте значительно расширились - можно было включать различные эффекты простым поворотом управляющей рукоятки.
Этот синтезатор стал любимым инструментом многих клавишников. Большинство соло на клавишных в прогрессивных группах были сыграны на синтезаторах Муга. Mini Moogстал «золотым стандартом» понятия «тёплый», плотный аналоговый звук.
Особую любовь питал к нему Рик Уэйкман, он использовал «Муг» как в своих сольных работах, так и во время гастролей с Yes. Не прошел этот инструмент и мимо рук другого знаменитого «гения синтезаторов» Кита Эмерсона. Виртуозами «Муга» стали Дон Эйри, Манфред Мэнн - в его руках «Муг» издавал то крики чаек, то жужжание шмеля. Активно использовал «Муг» Эдди Джобсон во время гастролей с британской супергруппой UK.
Основной проблемой «Муга» был дрейф частоты генераторов (неужели тогда кварцевых резонаторов не было?!). Иногда, даже во время импровизации в одной песне, орган расстраивался, особенно на сцене, под лучами прожекторов. Впоследствии, после долгой битвы с корпорацией – производителем синтезатора, Роберт Муг отвоевал свой брэнд и выпустил модернизированный вариант, названный Moog Voyager. Этот инструмент делал все то, что прежний Moog, но имел цифровую память и пр., MIDI-приставку и СТАБИЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ!

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента. - 848962630997
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента. - 848962912341
  • The Beatles - Yesterday
  • The Beatles - Let It Be
  • Аудиозапись недоступна
  • Аудиозапись недоступна
  • Emerson, Lake & Palmer - Fanfare for the Common Man (Single Edit)
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента. - 848963527253
  • Аудиозапись недоступна
  • Rick Wakeman - Starship Trooper (feat. Tony Kaye, Mickey Thomas & Billy Sherwood)
  • Manfred Manns Earth Band - Martha's Madman
  • Emerson, Lake & Palmer - Fanfare for the Common Man (Single Edit)
  • Emerson, Lake & Palmer - From the Beginning (Mix)
  • Led Zeppelin - In The Light
  • Deep Purple - Perfect Strangers

Комментарии