Электронные музыкальные инструменты Электро́нные музыка́льные инструме́нты (ЭМИ) — музыкальные инструменты, использующие для генерации (в том числе и синтеза) звука различные электронные схемы.
Такие инструменты могут создавать звук, варьируя громкость, частоту, или продолжительность каждого генерируемого отрезка. Принцип действия В электронном музыкальном инструменте при помощи электронных схем (генераторов, модуляторов, фильтров и т. п.) генерируется электрический звуковой сигнал. Звуковой сигнал подаётся на усилитель и воспроизводится при помощи динамика.Следует отличать электронные музыкальные инструменты от электромеханических. В электромеханических музыкальных инструментах звук создается механическим путём, после чего преобразуется в электрический сигнал с помощью звукоснимателя. Например, в электрогитаре звук возникает при ударе о струну, однако собственный звук гитары не используется. Колебания струны вызывают появление сигнала в звукоснимателе, после чего сигнал обрабатывается различными звуковыми эффектами (такими, как дисторшн, фузз), что значительно меняет исходный тембр звука.Все электронные и электромеханические музыкальные инструменты составляют подмножество устройств обрабатывающих звуковые сигналы. При этом некоторые электронные музыкальные инструменты иногда используются исключительно для получения звуковых эффектов при игре на электромеханических музыкальных инструментах. История Первый электронный музыкальный инструмент создал Тадеуш Кахилл в 1901 году. Им стал телармониум{фото 1} (англ. Telharmonium), весом 7 тонн. На основе электрических генераторов и тональных колес Тадеуш воспроизводил разные ноты.Однако уже в 1919 году русский изобретатель Лев Сергеевич Термен создал компактный терменвокс{фото 2}, которым до сих пор пользуются некоторые музыканты. Уникальность данного инструмента в том, что управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя вэлектромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне.Уже позже француз Эдгар Варез (композитор и инженер) создал несколько композиций при помощи электронных валторн, флейт и магнитной ленты. Одна из них, «Poème électronique», была написана для павильона Филипс на Брюссельской Ярмарке Мира в 1958 году. Современные инструменты В настоящее время электронные музыкальные инструменты широко используются в современных направлениях музыки. Развитие все более новых и совершенных музыкальных инструментов очень активно и является междисциплинарной областью исследований.Среди множества электронных инструментов можно выделить следующие: синтезатор{фото 3}— инструмент, синтезирующий звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Синтезатор"AHC"- фотоэлектронный музыкальный инструмент, сконструированный русским изобретателем Евгением Мурзиным.Синтеза́тор «АНС» {фото 4}— фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный советским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор. Рабочая модель АНСа была закончена в 1958 году, в 1959 Мурзин получил авторское свидетельство СССР SU 118695 на него. Изобретение было названо конструктором «АНС» в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Характеристика По мнению современных исследователей электронной музыки, Мурзин создал свой инструмент под влиянием идей инженеров круга А. Авраамова — А. Шорина, Е. Шолпо, Б. Янковского) Идея 72-ступенной темперации, скорее всего, подсказана Янковским.Принцип действия устройства основан на используемом в кинематографе методе оптической записи звука. При оптической записи звуковой сигнал управляет световым потоком, который создает на кинопленке засвеченную полоску переменной ширины или плотности. Для воспроизведения оптической фонограммы используется источник света и фотоэлемент, между которыми протягивается кинопленка. Изменение яркости светового потока при прохождении через кинопленку вызывает изменение тока через фотоэлемент. Полученный электрический сигнал усиливается и воспроизводится через громкоговоритель.В синтезаторе АНС данный метод применяется для генерирования звука и записи музыкальной партитуры. Синтезатор содержит 4 прозрачных вращающихся диска с нанесенным на них рисунком, который изменяет (модулирует) проходящий через диски световой поток. Рисунок на дисках подобран таким образом, что при прохождении через них света образуется 576 областей, в каждой из которых свет модулируется с увеличивающейся частотой. Таким образом генерируется 576 уникальных звуковых волн. Синтезатор использует строй с 72 звуками в октаве, что позволяет приблизиться к звукам натурального строя.Синтезатор не имеет клавиатуры. Музыкальное произведение для синтезатора должно быть подготовлено заранее и воспроизводится автоматически, используемый механизм можно рассматривать как разновидность секвенсора. Запись произведения выполняется на прозрачной пластине, покрытой краской. С помощью резца часть краски с пластины удаляется и создаются просветы. При воспроизведении партитуры световой поток, модулированный с помощью дисков, проходит через щель, ограничивающую участок партитуры, направляется сквозь пластину и улавливается фотоэлементами. Просвет в пластине позволяет потоку света, модулированному с определенной частотой, попасть на фотоэлемент и создать звук. Положение просвета в пластине определяет высоту, а ширина просвета — громкость звука.Во время исполнения произведения пластина перемещается перед щелью с помощью электропривода.Фактически, рисунок на пластине является сонограммой (спектрограммой звука). Для упрощения записи музыкальных произведений используется специальное приспособление (кодер), на котором выделены звуки 12-тонового строя, а также предусмотрена передвижная каретка со шкалой основных обертонов. Однако на сам рисунок партитуры никаких ограничений не накладывается, поэтому он может быть произвольным.В конце 1950-х и начале 1960-х годов на АНСе экспериментировали молодые композиторы-новаторы Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Андрей Волконский, Станислав Крейчи, Пётр Мещанинов, позже Александр Немтин и другие.В 1971 году композиторы Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина, Эдуард Артемьев и Олег Булошкин записали свои произведения с использованием этого синтезатора. Этот материал был издан на фирме «Мелодия» в 1990 году как пластинка «Музыкальное приношение» (С60 30721 000). Minimoog{фото 5}-синтезатор Myra монофонический аналоговый синтезатор, представленный Дэвидом ван Куверингом и Робертом Мугом. Выпущенный в 1970 году, синтезатор одним из первых получил широкое распространение за портативность и относительную дешевизну.
SPIRIT OF ROCK AND BLUES
:Рафик Сафаров
Электронные музыкальные инструменты Электро́нные музыка́льные инструме́нты (ЭМИ) — музыкальные инструменты, использующие для генерации (в том числе и синтеза) звука различные электронные схемы.
Такие инструменты могут создавать звук, варьируя громкость, частоту, или продолжительность каждого генерируемого отрезка. Принцип действия В электронном музыкальном инструменте при помощи электронных схем (генераторов, модуляторов, фильтров и т. п.) генерируется электрический звуковой сигнал. Звуковой сигнал подаётся на усилитель и воспроизводится при помощи динамика.Следует отличать электронные музыкальные инструменты от электромеханических. В электромеханических музыкальных инструментах звук создается механическим путём, после чего преобразуется в электрический сигнал с помощью звукоснимателя. Например, в электрогитаре звук возникает при ударе о струну, однако собственный звук гитары не используется. Колебания струны вызывают появление сигнала в звукоснимателе, после чего сигнал обрабатывается различными звуковыми эффектами (такими, как дисторшн, фузз), что значительно меняет исходный тембр звука.Все электронные и электромеханические музыкальные инструменты составляют подмножество устройств обрабатывающих звуковые сигналы. При этом некоторые электронные музыкальные инструменты иногда используются исключительно для получения звуковых эффектов при игре на электромеханических музыкальных инструментах. История Первый электронный музыкальный инструмент создал Тадеуш Кахилл в 1901 году. Им стал телармониум{фото 1} (англ. Telharmonium), весом 7 тонн. На основе электрических генераторов и тональных колес Тадеуш воспроизводил разные ноты.Однако уже в 1919 году русский изобретатель Лев Сергеевич Термен создал компактный терменвокс{фото 2}, которым до сих пор пользуются некоторые музыканты. Уникальность данного инструмента в том, что управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя вэлектромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне.Уже позже француз Эдгар Варез (композитор и инженер) создал несколько композиций при помощи электронных валторн, флейт и магнитной ленты. Одна из них, «Poème électronique», была написана для павильона Филипс на Брюссельской Ярмарке Мира в 1958 году. Современные инструменты В настоящее время электронные музыкальные инструменты широко используются в современных направлениях музыки. Развитие все более новых и совершенных музыкальных инструментов очень активно и является междисциплинарной областью исследований.Среди множества электронных инструментов можно выделить следующие: синтезатор{фото 3}— инструмент, синтезирующий звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Синтезатор"AHC"- фотоэлектронный музыкальный инструмент, сконструированный русским изобретателем Евгением Мурзиным.Синтеза́тор «АНС» {фото 4}— фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный советским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор. Рабочая модель АНСа была закончена в 1958 году, в 1959 Мурзин получил авторское свидетельство СССР SU 118695 на него. Изобретение было названо конструктором «АНС» в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Характеристика По мнению современных исследователей электронной музыки, Мурзин создал свой инструмент под влиянием идей инженеров круга А. Авраамова — А. Шорина, Е. Шолпо, Б. Янковского) Идея 72-ступенной темперации, скорее всего, подсказана Янковским.Принцип действия устройства основан на используемом в кинематографе методе оптической записи звука. При оптической записи звуковой сигнал управляет световым потоком, который создает на кинопленке засвеченную полоску переменной ширины или плотности. Для воспроизведения оптической фонограммы используется источник света и фотоэлемент, между которыми протягивается кинопленка. Изменение яркости светового потока при прохождении через кинопленку вызывает изменение тока через фотоэлемент. Полученный электрический сигнал усиливается и воспроизводится через громкоговоритель.В синтезаторе АНС данный метод применяется для генерирования звука и записи музыкальной партитуры. Синтезатор содержит 4 прозрачных вращающихся диска с нанесенным на них рисунком, который изменяет (модулирует) проходящий через диски световой поток. Рисунок на дисках подобран таким образом, что при прохождении через них света образуется 576 областей, в каждой из которых свет модулируется с увеличивающейся частотой. Таким образом генерируется 576 уникальных звуковых волн. Синтезатор использует строй с 72 звуками в октаве, что позволяет приблизиться к звукам натурального строя.Синтезатор не имеет клавиатуры. Музыкальное произведение для синтезатора должно быть подготовлено заранее и воспроизводится автоматически, используемый механизм можно рассматривать как разновидность секвенсора. Запись произведения выполняется на прозрачной пластине, покрытой краской. С помощью резца часть краски с пластины удаляется и создаются просветы. При воспроизведении партитуры световой поток, модулированный с помощью дисков, проходит через щель, ограничивающую участок партитуры, направляется сквозь пластину и улавливается фотоэлементами. Просвет в пластине позволяет потоку света, модулированному с определенной частотой, попасть на фотоэлемент и создать звук. Положение просвета в пластине определяет высоту, а ширина просвета — громкость звука.Во время исполнения произведения пластина перемещается перед щелью с помощью электропривода.Фактически, рисунок на пластине является сонограммой (спектрограммой звука). Для упрощения записи музыкальных произведений используется специальное приспособление (кодер), на котором выделены звуки 12-тонового строя, а также предусмотрена передвижная каретка со шкалой основных обертонов. Однако на сам рисунок партитуры никаких ограничений не накладывается, поэтому он может быть произвольным.В конце 1950-х и начале 1960-х годов на АНСе экспериментировали молодые композиторы-новаторы Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Андрей Волконский, Станислав Крейчи, Пётр Мещанинов, позже Александр Немтин и другие.В 1971 году композиторы Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина, Эдуард Артемьев и Олег Булошкин записали свои произведения с использованием этого синтезатора. Этот материал был издан на фирме «Мелодия» в 1990 году как пластинка «Музыкальное приношение» (С60 30721 000). Minimoog{фото 5}-синтезатор Myra монофонический аналоговый синтезатор, представленный Дэвидом ван Куверингом и Робертом Мугом. Выпущенный в 1970 году, синтезатор одним из первых получил широкое распространение за портативность и относительную дешевизну.