Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун, Джордж Клинтон и Слай Стоун.Слово фанк — жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» («Get funk!, Get funky!») джазмэны употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на бас-гитаре» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в риффах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока.Фанк окончательно отделился от соула, благодаря влиянию белой калифорнийской психоделической рок-музыки, и, в частности, эсид-рока. В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа "Slay & Family Stone"{фото 1}, руководимая Силвестром Стюартом, избравшим псевдоним Слай Стоун. Ее стиль, названный "психоделический фанк", оказал заметное воздействие как на белых любителей прогрессив-рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких, например, как "Tamptations".Одним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон (George Clinton){фото 2}, создавший в этом стиле несколько коллективов: "Parlament", "Funkadelic", "Funkenshtain" и другие. Он рассматривал фанк как жизненную философию, как эликсир жизни и ответ на все мировые проблемы. На обложках его пластинок конца 70-х годов всегда присутствовал знак фанка - буква "U" ("unity" - единство) поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем), а также фанк-лозунг "One Nation united under groove!""Одна нация, объединенная в едином порыве" Имя Джорджа Клинтона впоследствии связывали и со стилем панк-фанк. Король музыки соул Джеймс Браун - отец Фанка. Но все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается Джеймс Браун (James Brown){фото 3}, уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой. Это происходило в тесной связи с изменением характера борьбы за равные права негров США, с появлением движения "Black Power" и активизацией агрессивных организаций "Черные мусульмане" и "Черные пантеры". Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х годов, он выпустил пластинки: как "Sex Machine Today", "Body Hit". Манера его пения и характер оркестровки повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, что заметно в композициях таких групп, как "Cool and de Gang", "Ohio Players", "Blackbirds", "Air, Wind & Fire"...Влияние фанка на белую рок- и поп-музыку, а также на джаз-рок и его более позднюю форму - фьюжн, широко распространилось во второй половине 70-х и в 80-е годы.Именно джазовые музыканты, как черные так и белые, способствовали развитию новой, особой инструментальной техники и совершенствованию искусства оркестровки в стиле фанк. В этой связи нельзя не вспомнитьбарабанщиков: Билли Кобэма и Стива Гэддабасистов: Пола Джексона, Стэнли Кларка и Жако Пасториуса саксофонистов: Майкла Брейкера и Дэвида Сэнборна композиторов и аранжировщиков: Хэрби Хэнкока, Джорджа Дюка и Куинси Джонса. Но и, конечно же, одного из главных идеологов джаз-фанка трубача и композитора Майлза Дэйвиса (Miles Davis){фото 3}.Массовое увлечение фанком привело к появлению белых и смешанных ансамблей, играющих в этом стиле, в частности: "Everege White Band" или"Tower Of Power". Так как фанк явился частью музыки соул, то белый фанк тоже стали называть "блюайд соул". Соул - как основа фанка. Ритмическая основа соул, особенно раннего периода, базируется, главным образом, на ритм-н-блюзе и порожденных им формах поп-музыки. Гармонический строй большинства песен этого стиля несет на себе отпечаток религиозной протестантской музыки США с ее простыми взаимоотношениями между тоникой, доминантой и субдоминантой.Одной из главных отличительных черт музыки соул является манера пения, причем как техническая, так и эмоциональная сторона. В традиционном сельском блюзе, пронизанном горечью и безнадежностью, выразительные средства вокала были подчинены основной идее - жалобе и созданию соответствующего настроения.Совсем иным по энергетике стал вокал в ритм-энд-блюзе, отразившем всю жесткость негритянского существования в гетто больших городов и взявшего на себя функцию снятия физического напряжения и недовольства наиболее непритязательной части черного населения США. Типичным для ритм-энд-блюза стало пение "шаут" (крик).Соул, многое взявший из госпел, приобрел несколько иной эмоциональный оттенок - эсктатичность, свойственную религиозным обрядам, но наполненную новым содержанием (начиная сексом, заканчивая призывом к единству нации).Изменилась и манера пения. Использование фальцета, переходящего в визг, полуречитатива на крике, общее повышение тесситуры пения определяется специальным термином "скрим" (вопль).В соул-музыке нередко используется перешедший из традиции госпел принцип "вопроса-ответа", реализуемый в форме подпевок, когда солисту постоянно вторит небольшая вокальная группа. Сверхэмоциональная, даже кажущаяся истерической манера пения соул-артистов берет свое начало от пионера черного рок-н-ролла Литтл Ричарда, который оказал явное воздействие на творчество Джеймса Брауна, Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта, Ареты Франклин и многих других.Однако соул-певцы привнесли в современный вокал тонкую нюансировку и нивелировку звука, целый ряд особых приемов витиеватого пения, специфических "подтягов" и мелизмов.Ярким примером этого может служить искусство выдающегося певца и композитора Стиви Уандера (Stevie Wonder){фото 4}. Различия стилей соул и фанк. Говоря о различиях между стилями соул и фанк, надо отметить, что они лежат скорее в области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре.Если в ритм-энд-блюзе, в блюз-роке и в соул-музыке обычно акцентируются слабые доли такта (2-я и 4-я), то для фанка характерен ровный драйв и даже перенос акцентов на сильные доли. Тем самым ритмическая основа стала как бы более монотонной, но и более изощренной - за счет выделения мелких и острых синкоп.Говоря о различиях между стилями соул и фанк, надо отметить, что они лежат скорее в области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре.Если в ритм-энд-блюзе, в блюз-роке и в соул-музыке обычно акцентируются слабые доли такта (2-я и 4-я), то для фанка характерен ровный драйв и даже перенос акцентов на сильные доли. Тем самым ритмическая основа стала как бы более монотонной, но и более изощренной - за счет выделения мелких и острых синкоп. Два самостоятельных стиля. Уже с 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно и обособленно, будучи противопоставлены белой гитарной рок-музыке. Поэтому гитара в этих жанрах используется чаще как аккомпанирующий, ритмический инструмент, а главенствующая роль в создании ритмо-гармони-ческой фактуры постепенно перешла к разного рода клавишным инструментам.Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок.Ярким примером тому может служить английская группа "Level 42"{фото 6}. Фанк - отец современных стилей. Фанк, в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии.Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами. По времени это совпало с аналогичным спадом у значительной части молодежи интереса к истинным формам рок-музыки: к арт-року, хард-року, фолк-року, блюз-року, к психоде-лическим и другим ее проявлениям. Массовый потребитель хотел чего-нибудь попроще, а главное - поспокойнее.И вот в середине 70-х годов появилась музыка "диско", которую породил не рок, а именно фанк, причем не как свое продолжение, а скорее как свой антипод, имеющий лишь внешнее сходство с первоисточником.#Funk
Sly & Family Stone - Dance To The Music
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
George Clinton - Atomic Dog
George S. Clinton - Dragon Dessert
George Clinton - Loopzilla
George S. Clinton - Midnight Bells
George Clinton - Scorpion and Sub-Zero
George Clinton - Johnny Cage
George S. Clinton - No Tuna
George S. Clinton - X-Squad
George S. Clinton - Opening
George Clinton - Stairway
George Clinton - A Taste of Things to Come
George S. Clinton - Tango Negro
George S. Clinton - Breakfast
Аудиозапись недоступна
George S. Clinton - Runway
George S. Clinton - Main Title
George Clinton - Paint the White House black
George Clinton - Quickie (2000 Digital Remaster)
George Clinton - Bullet Proof
George Clinton - Cool Joe
James Brown - I Got You
James Brown - I Got You
James Brown - It's A Man's, Man's, Man's World
James Brown - Get Up I Feel Like Being Like A Sex Machine, Pts. 1 & 2 (Pt. I & II)
James Brown - Papa's Got a Brand New Bag
James Brown - Living In America
James Brown - Please, Please, Please
James Brown - The Boss
James Brown - Try Me
James Brown - Good Good Lovin'
James Brown - Try Me!
James Brown - Unchained (The Payback / Untouchable)
James Brown - The Payback (Remastered)
James Brown - Say It Loud - I'm Black And I'm Proud (Part 1)
James Brown - This Old Heart
James Brown - Get Up Offa That Thing
James Brown - Hey America
James Brown - I'll Lose My Mind
James Brown - Maybe I'll Understand
James Brown - Let Them Talk
Miles Davis - I Don't Wanna Be Kissed (By Anyone But You)
SPIRIT OF ROCK AND BLUES
:Рафик Сафаров
Funk.
Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун, Джордж Клинтон и Слай Стоун.Слово фанк — жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» («Get funk!, Get funky!») джазмэны употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на бас-гитаре» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в риффах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока.Фанк окончательно отделился от соула, благодаря влиянию белой калифорнийской психоделической рок-музыки, и, в частности, эсид-рока. В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа "Slay & Family Stone"{фото 1}, руководимая Силвестром Стюартом, избравшим псевдоним Слай Стоун. Ее стиль, названный "психоделический фанк", оказал заметное воздействие как на белых любителей прогрессив-рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких, например, как "Tamptations".Одним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон (George Clinton){фото 2}, создавший в этом стиле несколько коллективов: "Parlament", "Funkadelic", "Funkenshtain" и другие. Он рассматривал фанк как жизненную философию, как эликсир жизни и ответ на все мировые проблемы. На обложках его пластинок конца 70-х годов всегда присутствовал знак фанка - буква "U" ("unity" - единство) поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем), а также фанк-лозунг "One Nation united under groove!""Одна нация, объединенная в едином порыве" Имя Джорджа Клинтона впоследствии связывали и со стилем панк-фанк. Король музыки соул Джеймс Браун - отец Фанка. Но все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается Джеймс Браун (James Brown){фото 3}, уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой. Это происходило в тесной связи с изменением характера борьбы за равные права негров США, с появлением движения "Black Power" и активизацией агрессивных организаций "Черные мусульмане" и "Черные пантеры". Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х годов, он выпустил пластинки: как "Sex Machine Today", "Body Hit". Манера его пения и характер оркестровки повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, что заметно в композициях таких групп, как "Cool and de Gang", "Ohio Players", "Blackbirds", "Air, Wind & Fire"...Влияние фанка на белую рок- и поп-музыку, а также на джаз-рок и его более позднюю форму - фьюжн, широко распространилось во второй половине 70-х и в 80-е годы.Именно джазовые музыканты, как черные так и белые, способствовали развитию новой, особой инструментальной техники и совершенствованию искусства оркестровки в стиле фанк. В этой связи нельзя не вспомнитьбарабанщиков: Билли Кобэма и Стива Гэддабасистов: Пола Джексона, Стэнли Кларка и Жако Пасториуса саксофонистов: Майкла Брейкера и Дэвида Сэнборна композиторов и аранжировщиков: Хэрби Хэнкока, Джорджа Дюка и Куинси Джонса. Но и, конечно же, одного из главных идеологов джаз-фанка трубача и композитора Майлза Дэйвиса (Miles Davis){фото 3}.Массовое увлечение фанком привело к появлению белых и смешанных ансамблей, играющих в этом стиле, в частности: "Everege White Band" или"Tower Of Power". Так как фанк явился частью музыки соул, то белый фанк тоже стали называть "блюайд соул". Соул - как основа фанка. Ритмическая основа соул, особенно раннего периода, базируется, главным образом, на ритм-н-блюзе и порожденных им формах поп-музыки. Гармонический строй большинства песен этого стиля несет на себе отпечаток религиозной протестантской музыки США с ее простыми взаимоотношениями между тоникой, доминантой и субдоминантой.Одной из главных отличительных черт музыки соул является манера пения, причем как техническая, так и эмоциональная сторона. В традиционном сельском блюзе, пронизанном горечью и безнадежностью, выразительные средства вокала были подчинены основной идее - жалобе и созданию соответствующего настроения.Совсем иным по энергетике стал вокал в ритм-энд-блюзе, отразившем всю жесткость негритянского существования в гетто больших городов и взявшего на себя функцию снятия физического напряжения и недовольства наиболее непритязательной части черного населения США. Типичным для ритм-энд-блюза стало пение "шаут" (крик).Соул, многое взявший из госпел, приобрел несколько иной эмоциональный оттенок - эсктатичность, свойственную религиозным обрядам, но наполненную новым содержанием (начиная сексом, заканчивая призывом к единству нации).Изменилась и манера пения. Использование фальцета, переходящего в визг, полуречитатива на крике, общее повышение тесситуры пения определяется специальным термином "скрим" (вопль).В соул-музыке нередко используется перешедший из традиции госпел принцип "вопроса-ответа", реализуемый в форме подпевок, когда солисту постоянно вторит небольшая вокальная группа. Сверхэмоциональная, даже кажущаяся истерической манера пения соул-артистов берет свое начало от пионера черного рок-н-ролла Литтл Ричарда, который оказал явное воздействие на творчество Джеймса Брауна, Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта, Ареты Франклин и многих других.Однако соул-певцы привнесли в современный вокал тонкую нюансировку и нивелировку звука, целый ряд особых приемов витиеватого пения, специфических "подтягов" и мелизмов.Ярким примером этого может служить искусство выдающегося певца и композитора Стиви Уандера (Stevie Wonder){фото 4}. Различия стилей соул и фанк. Говоря о различиях между стилями соул и фанк, надо отметить, что они лежат скорее в области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре.Если в ритм-энд-блюзе, в блюз-роке и в соул-музыке обычно акцентируются слабые доли такта (2-я и 4-я), то для фанка характерен ровный драйв и даже перенос акцентов на сильные доли. Тем самым ритмическая основа стала как бы более монотонной, но и более изощренной - за счет выделения мелких и острых синкоп.Говоря о различиях между стилями соул и фанк, надо отметить, что они лежат скорее в области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре.Если в ритм-энд-блюзе, в блюз-роке и в соул-музыке обычно акцентируются слабые доли такта (2-я и 4-я), то для фанка характерен ровный драйв и даже перенос акцентов на сильные доли. Тем самым ритмическая основа стала как бы более монотонной, но и более изощренной - за счет выделения мелких и острых синкоп. Два самостоятельных стиля. Уже с 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно и обособленно, будучи противопоставлены белой гитарной рок-музыке. Поэтому гитара в этих жанрах используется чаще как аккомпанирующий, ритмический инструмент, а главенствующая роль в создании ритмо-гармони-ческой фактуры постепенно перешла к разного рода клавишным инструментам.Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок.Ярким примером тому может служить английская группа "Level 42"{фото 6}. Фанк - отец современных стилей. Фанк, в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии.Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами. По времени это совпало с аналогичным спадом у значительной части молодежи интереса к истинным формам рок-музыки: к арт-року, хард-року, фолк-року, блюз-року, к психоде-лическим и другим ее проявлениям. Массовый потребитель хотел чего-нибудь попроще, а главное - поспокойнее.И вот в середине 70-х годов появилась музыка "диско", которую породил не рок, а именно фанк, причем не как свое продолжение, а скорее как свой антипод, имеющий лишь внешнее сходство с первоисточником.#Funk