Браслет не спасет: как пропажа пловца в Босфоре вскрывает дыры в экстремальном спорте.

Авторская колонка Марка Стакионис.
Красота Босфора, где Черное море встречает Мраморное, 24 августа обернулась трагедией. Николай Свечников, 29-летний тренер из Москвы, пропал во время заплыва через пролив - 6,5 км от Канлыджи до Куручешме. Искать его начали только через 2 часа, а сообщения о сигнале чипа с моря оказались фейком.
Сразу скажу, это не локальный марафон, организованный любителями острых ощущений. За его проведение отвечает Национальный олимпийский комитет Турции, а участие принимают 2800 участников из 81 страны.
Казалось бы, безопасность должна быть на уровне. Но Свечников не финишировал, его отсутствие заметили через полтора часа, а поисковую операцию начали еще позже.
Так можно ли вообще обеспечить безопасность на открытой воде?
Босфор не бассейн. Длина около 30 километров, ширина до 3,7 плюс течения до 4-5 узлов. Системы слежения и обнаружения, по идее, должны быть постоянными. Организаторы в ответ хвалятся своей сотней судов и дронами, а еще напоминают про чип у каждого спортсмена - он сообщает, в воде или на суше находится человек и сколько времени прошло с начала заплыва. Но, как оказалось, безопасности все это не гарантирует. Лодки патрулировали, дроны следили, чип выдали. Банально, сыграл человеческий фактор, и в общей толпе Николай Свечников мог потеряться, особенно если ушел под воду и его потянуло течение.
А на этот случай организаторы неплохо застрахованы. Ответственность за безопасность несет спортсмен.
Каждый участник подписывает документ, согласно которому обязуется все риски взять на себя. К тому же участвовать могут только профессионалы – мастера спорта в отличной физической форме.
Как минимизировать риски?
Для начала быть на 100% уверенным в своей подготовке и состоянии здоровья. Далее позаботиться о хорошем чипе.
Выдаваемый организаторами девайс, судя по турецким событиям, бесполезная безделушка. GPS в ней нет, сигнал она никакой не подает. Браслет только и нужен, чтобы определить победителя. Причем СМИ начали форсировать тему, что спасатели якобы получают информацию от чипа и он находится в море. Но если бы это было так, то Свечникова, или хотя бы браслет, уже нашли. Да и сообщения позже опровергли.
Может это слишком дорого? На маркетплейсе базовый, но рабочий водонепроницаемый GPS трекер, будет стоить… 81 рубль. На 2800 участников - меньше 227 тысяч рублей. Не такая большая сумма для Олимпийского комитета страны при том, что участие в межконтинентальном заплыве обойдется в 550 евро – примерно 55 тысяч рублей.
Но и здесь не все так однозначно. Сам трекер, всего лишь мера предосторожности. Дело в том, что радиоволны плохо распространяются под водой и GPS не работает.
Поэтому исключить риски полностью невозможно.
В Босфоровой истории поиск виновных в пропаже Николая Свечникова еще впереди. Сейчас предстоит выяснить, что случилось со спортсменом. Есть два варианта развития событий.
Первый, трагичный - пловца затянуло течением на дно, и он утонул. Второй, оптимистичный – Свечникова откинуло на соседний берег и там он выбросил трекер. Правда, зачем ему это делать, непонятно, и почему он еще не вышел на связь, тоже неясно.
В 2024 году в Техасе при похожих обстоятельствах сербский спортсмен-кроссфитер Лазар Дукич утонул.
Так что об участии в подобного рода мероприятиях подумать стоит не один раз. Даже если вы суперпрофессионал.
Возможно, куда лучше плавать в бассейнах – там будет поспокойнее. И обойтись можно без лодок, дронов и gps-чипов.

Браслет не спасет: как пропажа пловца в Босфоре вскрывает дыры в экстремальном спорте. - 5383086999467

Комментарии