Комментарий на книгу БЫТИЕ (14 – глава) Продолжаем — Бытие 14 глава. Это первая в Писании военная история, но не о победе меча, а о верности и вере. Здесь Аврам проявляет не только смелость, но и глубокую духовную зрелость. ________________________________________ 📖 Бытие 14 — Текст 1 В это время в той земле разразилась война. Амрафел, царь Сеннаара, Ариох, царь Элласара, Кедорлаомер, царь Элама, и Фидал, царь Гоима, 2 Выступили против Беры, царя Содома, Бирши, царя Гоморры, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Цевоима, и против царя Белы (то есть Цоара). 3 Эти пять царей, объединив свои войска, расположились в долине Сиддим, где теперь находится Мёртвое (Солёное) море. 4 Двенадцать лет они были подвластны Кедорлаомеру, а на тринадцатый год восстали. 5 В четырнадцатый год Кедорлаомер и союзные с ним цари пришли и поразили рефаимов в Аштероф-Карнаиме, зузимов в Гаме и эмимов на равнине Кириафаима. 6 Они также поразили хорреев на их территории от нагорного Сеира до Эл-Фарана, граничащего с пустыней. 7 Оттуда они повернули на север и пришли в Эн-Мишпат (теперь называемому Кадес) и поразили всю страну амаликитян и амореев, живших в Хацацон-Фамаре. 8 Тогда навстречу им вышли объединённые войска царей Содома, Гоморры, Адмы, Цевоима и Белы (он же Цоар); они остановились в долине Сиддим и приготовились к сражению. 9 Им предстояла битва с Кедорлаомером, царём Элама, Фидалом, царём Гоима, Амрафелом, царём Сеннаара, и Ариохом, царём Элласа́ра — четыре царя сражались против пяти. 10 В долине Сиддим было много смоляных ям. Войска царей Содома и Гоморры, под натиском вражеских сил, обратились в бегство, и многие из них упали в ямы; выжившие, спасая свои жизни, убежали в горы. 11 Победители разграбили Содом и Гоморру, унося с собой ценности и запасы продовольствия. 12 Лота, племянника Аврама, который жил тогда в Содоме, также взяли в плен и увели вместе со всеми его людьми и имуществом. 13 Один из тех, кому удалось спастись, пришёл к еврею Авраму и рассказал ему всё, что там произошло. Аврам жил в это время у дубравы, принадлежащей аморрею Мамре. Мамре, Эшкол и Анер были братьями, и все трое состояли в союзе с Аврамом. 14 Услышав, что Лот, его племянник, взят в плен, Аврам вооружил триста восемнадцать воинственных людей, рождённых в его шатрах, и преследовал неприятелей до Дана. 15 Разделив людей на два отряда, в первую же ночь он окружил вражеский лагерь и напал на них; застигнутые врасплох, враги обратились в бегство; Аврам преследовал их до Ховы, города, находящегося к северу от Дамаска. 16 Он вернул всё имущество и освободил своего племянника Лота, похищенных женщин и других пленных. 17 Когда Аврам возвращался после победы над Кедорлаомером и его союзниками, царь Содома вышел ему навстречу, и в долине Шаве (теперь называемой Царской долиной), они встретились. 18 И Мелхиседек, царь Салима, пришёл на встречу с Аврамом и принёс ему хлеб и вино. Будучи также священником Бога Всевышнего, 19 Он благословил Аврама, сказав: «Благословен ты, Аврам, от Бога Всевышнего, Создателя неба и земли, 20 И благословен Бог Всевышний, предавший врагов твоих в руки твои!» И Аврам дал ему десятую часть от всего. 21 Тогда царь Содома сказал Авраму: «Отдай мне моих людей, а имущество возьми себе. 22 На что Аврам ответил: «Поднимаю руку мою и обещаю Господу, Богу Всевышнему, Творцу неба и земли, 23 Что не возьму себе ничего из принадлежащего тебе, даже ремешка или нити от обуви, чтобы ты не сказал потом: “Я обогатил Аврама”, 24 Кроме того, что съели мои люди; а те, кто ходил со мной, мои союзники — Анер, Эшкол и Мамре — пусть возьмут свою долю». ________________________________________ 🔍 Комментарий к Бытие 14 📌 1. Первая война и геополитика (стихи 1–12) • Это первая зафиксированная война в Библии, и она показана как глобальный конфликт держав. • Кедорлаомер (Элам) представляет древний центр силы, которому Ханаан платил дань, но затем восстал. • Лот оказывается втянут в этот конфликт из-за своего компромиссного решения жить в Содоме. 🟡 Это напоминание: личный выбор часто имеет геополитические и духовные последствия. ________________________________________ 📌 2. Мужество и вера Аврама (стихи 13–16) • Несмотря на то что Аврам — мирный человек, он неравнодушен к судьбе Лота и решает действовать. • Маленький отряд (всего 318 человек!) побеждает объединённые армии царей — это возможно только по Божьей силе. • Он не только освобождает Лота, но возвращает всех пленных и всё имущество. 🟢 Это показывает: вера не пассивна. Когда ближний в беде, праведный встаёт на защиту — с верой и с действием. ________________________________________ 📌 3. Мелхиседек и первая десятина (зафиксированная Писанием) (стихи 17–20) • Мелхиседек — таинственный священник и царь Салима (будущего Иерусалима), символ вечного священства Иисуса Христа (см. Пс. 109:4; Евр. 7). • Он благословляет Аврама, подчёркивая, что победа — это дар Бога, а не заслуга меча. • Аврам в ответ даёт десятую часть из всего — первый пример добровольной десятины, зафиксированный в Писании, как акт поклонения. 🔵 Это богословское ядро главы: истинная победа принадлежит Богу, а десятина — выражение признания Его владычества. ________________________________________ 📌 4. Отказ Аврама от выгоды (стихи 21–24) • Царь Содома предлагает Авраму награду, но тот отказывается от всего, чтобы никто не мог его после упрекнуть, что он совершал это из-за корысти. • Это демонстрация абсолютного упования на Бога: «пусть только Бог прославится», как позже скажет Павел (1 Кор. 1:31). 🟢 Аврам показывает, что истинное богатство — это благословение Бога, а не дары мира. ________________________________________ ✝ Богословские акценты 1. 🛡 Вера защищает ближнего: любовь к Лоту важнее страха перед царями. 2. ⚔ Малое с Богом сильнее большого без Него. 3. 🙌 Десятина — акт веры и признания Божьей власти. 4. 🤲 Отказ от мирского богатства — знак зрелости веры. ________________________________________ ❓Вопросы для размышления 1. Готовы ли мы встать на защиту ближнего, даже если это сопряжено с риском? 2. Как мы выражаем благодарность Богу за победы в своей жизни? 3. Можем ли мы, как Аврам, отказаться от чего-то ценного, чтобы Божья слава не была затенена? 4. Что для нас значит благословение Мелхиседека — и как мы понимаем священство Иисуса сегодня? ________________________________________ Пастор Александр Серков
✨СУББОТНЯЯ ШКОЛА И БИБЛЕЙСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
:Александр Серков
#БиблейскийКомментарий #АлександрСерков
Комментарий на книгу БЫТИЕ (14 – глава)
Продолжаем — Бытие 14 глава. Это первая в Писании военная история, но не о победе меча, а о верности и вере. Здесь Аврам проявляет не только смелость, но и глубокую духовную зрелость.
________________________________________
📖 Бытие 14 — Текст
1 В это время в той земле разразилась война. Амрафел, царь Сеннаара, Ариох, царь Элласара, Кедорлаомер, царь Элама, и Фидал, царь Гоима,
2 Выступили против Беры, царя Содома, Бирши, царя Гоморры, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Цевоима, и против царя Белы (то есть Цоара).
3 Эти пять царей, объединив свои войска, расположились в долине Сиддим, где теперь находится Мёртвое (Солёное) море.
4 Двенадцать лет они были подвластны Кедорлаомеру, а на тринадцатый год восстали.
5 В четырнадцатый год Кедорлаомер и союзные с ним цари пришли и поразили рефаимов в Аштероф-Карнаиме, зузимов в Гаме и эмимов на равнине Кириафаима.
6 Они также поразили хорреев на их территории от нагорного Сеира до Эл-Фарана, граничащего с пустыней.
7 Оттуда они повернули на север и пришли в Эн-Мишпат (теперь называемому Кадес) и поразили всю страну амаликитян и амореев, живших в Хацацон-Фамаре.
8 Тогда навстречу им вышли объединённые войска царей Содома, Гоморры, Адмы, Цевоима и Белы (он же Цоар); они остановились в долине Сиддим и приготовились к сражению.
9 Им предстояла битва с Кедорлаомером, царём Элама, Фидалом, царём Гоима, Амрафелом, царём Сеннаара, и Ариохом, царём Элласа́ра — четыре царя сражались против пяти.
10 В долине Сиддим было много смоляных ям. Войска царей Содома и Гоморры, под натиском вражеских сил, обратились в бегство, и многие из них упали в ямы; выжившие, спасая свои жизни, убежали в горы.
11 Победители разграбили Содом и Гоморру, унося с собой ценности и запасы продовольствия.
12 Лота, племянника Аврама, который жил тогда в Содоме, также взяли в плен и увели вместе со всеми его людьми и имуществом.
13 Один из тех, кому удалось спастись, пришёл к еврею Авраму и рассказал ему всё, что там произошло. Аврам жил в это время у дубравы, принадлежащей аморрею Мамре. Мамре, Эшкол и Анер были братьями, и все трое состояли в союзе с Аврамом.
14 Услышав, что Лот, его племянник, взят в плен, Аврам вооружил триста восемнадцать воинственных людей, рождённых в его шатрах, и преследовал неприятелей до Дана.
15 Разделив людей на два отряда, в первую же ночь он окружил вражеский лагерь и напал на них; застигнутые врасплох, враги обратились в бегство; Аврам преследовал их до Ховы, города, находящегося к северу от Дамаска.
16 Он вернул всё имущество и освободил своего племянника Лота, похищенных женщин и других пленных.
17 Когда Аврам возвращался после победы над Кедорлаомером и его союзниками, царь Содома вышел ему навстречу, и в долине Шаве (теперь называемой Царской долиной), они встретились.
18 И Мелхиседек, царь Салима, пришёл на встречу с Аврамом и принёс ему хлеб и вино. Будучи также священником Бога Всевышнего,
19 Он благословил Аврама, сказав: «Благословен ты, Аврам, от Бога Всевышнего, Создателя неба и земли,
20 И благословен Бог Всевышний, предавший врагов твоих в руки твои!» И Аврам дал ему десятую часть от всего.
21 Тогда царь Содома сказал Авраму: «Отдай мне моих людей, а имущество возьми себе.
22 На что Аврам ответил: «Поднимаю руку мою и обещаю Господу, Богу Всевышнему, Творцу неба и земли,
23 Что не возьму себе ничего из принадлежащего тебе, даже ремешка или нити от обуви, чтобы ты не сказал потом: “Я обогатил Аврама”,
24 Кроме того, что съели мои люди; а те, кто ходил со мной, мои союзники — Анер, Эшкол и Мамре — пусть возьмут свою долю».
________________________________________
🔍 Комментарий к Бытие 14
📌 1. Первая война и геополитика (стихи 1–12)
• Это первая зафиксированная война в Библии, и она показана как глобальный конфликт держав.
• Кедорлаомер (Элам) представляет древний центр силы, которому Ханаан платил дань, но затем восстал.
• Лот оказывается втянут в этот конфликт из-за своего компромиссного решения жить в Содоме.
🟡 Это напоминание: личный выбор часто имеет геополитические и духовные последствия.
________________________________________
📌 2. Мужество и вера Аврама (стихи 13–16)
• Несмотря на то что Аврам — мирный человек, он неравнодушен к судьбе Лота и решает действовать.
• Маленький отряд (всего 318 человек!) побеждает объединённые армии царей — это возможно только по Божьей силе.
• Он не только освобождает Лота, но возвращает всех пленных и всё имущество.
🟢 Это показывает: вера не пассивна. Когда ближний в беде, праведный встаёт на защиту — с верой и с действием.
________________________________________
📌 3. Мелхиседек и первая десятина (зафиксированная Писанием) (стихи 17–20)
• Мелхиседек — таинственный священник и царь Салима (будущего Иерусалима), символ вечного священства Иисуса Христа (см. Пс. 109:4; Евр. 7).
• Он благословляет Аврама, подчёркивая, что победа — это дар Бога, а не заслуга меча.
• Аврам в ответ даёт десятую часть из всего — первый пример добровольной десятины, зафиксированный в Писании, как акт поклонения.
🔵 Это богословское ядро главы: истинная победа принадлежит Богу, а десятина — выражение признания Его владычества.
________________________________________
📌 4. Отказ Аврама от выгоды (стихи 21–24)
• Царь Содома предлагает Авраму награду, но тот отказывается от всего, чтобы никто не мог его после упрекнуть, что он совершал это из-за корысти.
• Это демонстрация абсолютного упования на Бога: «пусть только Бог прославится», как позже скажет Павел (1 Кор. 1:31).
🟢 Аврам показывает, что истинное богатство — это благословение Бога, а не дары мира.
________________________________________
✝ Богословские акценты
1. 🛡 Вера защищает ближнего: любовь к Лоту важнее страха перед царями.
2. ⚔ Малое с Богом сильнее большого без Него.
3. 🙌 Десятина — акт веры и признания Божьей власти.
4. 🤲 Отказ от мирского богатства — знак зрелости веры.
________________________________________
❓Вопросы для размышления
1. Готовы ли мы встать на защиту ближнего, даже если это сопряжено с риском?
2. Как мы выражаем благодарность Богу за победы в своей жизни?
3. Можем ли мы, как Аврам, отказаться от чего-то ценного, чтобы Божья слава не была затенена?
4. Что для нас значит благословение Мелхиседека — и как мы понимаем священство Иисуса сегодня?
________________________________________
Пастор Александр Серков